Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура познания




Познание, его структура, возможности и границы. Структура познавательного процесса

Познание – процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а также субъект познавательной деятельности – человек – исследует человека, то есть самого себя.

Результаты познания остаются не только в сознании конкретного, что-либо познавшего человека, но и передаются из поколения в поколения, главным образом, с помощью материальных носителей информации – книг, рисунков, объектов материальной культуры. (Например, Коперник доказал вращение Земли вокруг Солнца, однако это стало достижением не только Коперника или его поколения, но и всего человечества).

В процессе жизни человек выполняет два вида действий по познанию:

познает окружающий мир непосредственно (то есть открывает нечто новое либо для себя, либо для человечества);

познает окружающий мир через результаты познавательной деятельности других поколений (читает книги, учится, смотрит кинофильмы, приобщается ко всем видам материальной или духовной культуры).

Познающим субъектом является человек – существо, наделенное разумом и освоившее арсенал познавательных средств накопленных человечеством.

Общество в целом, которое за свою историю накопило громадный объем материальной и духовной культуры – носителей результатов познания, также является познавательным субъектом.

Полноценная познавательная деятельность человека возможна лишь в рамках общества.

Объектом познания является окружающий мир (бытие во всем его разнообразии), а именно та часть окружающего мира, на которую направлен познавательный интерес субъекта.

Адекватное и идентичное отражение объекта субъектом называется истиной.

Неадекватное, недостоверное отражение познающим субъектом окружающей действительности, искаженный, не соответствующий действительности результат познания называется заблуждением.

Логическое осмысление субъектом (сознанием) окружающей действительности, опираясь на категории, законы, понятия, прежние ценности, является оценкой.

Основной формой познания и критерием истины при познания является практика.

Практика – конкретная деятельность людей по преобразованию окружающего мира и самого человека.

Главные виды практики:материальное производство;управленческая деятельность;научный эксперимент.

Функции практики – то, что она является:критерием истины;основой познания;целью познания;результатом познания.

В процессе познания участвуют в совокупности чувственное, рациональное познание, логика, интуиция.

Чувственное познание основано на чувственных ощущениях, отражающих действительность, и логике.

Рациональное познание основано на разуме, его самостоятельной деятельности.

Близким к рациональному является интуитивное познание, при котором истина самостоятельно приходит к человеку на бессознательном уровне.

СТРУКТУРА ПРОЦЕССА ПОЗНАНИЯ. Существует 3 уровня: 1. донаучное познание, 2. научное, 3. философское. Каждому из этих уровней соответствует определенная форма познания. Донаучное познание характеризует представление, это имперический (чувственно воспринимаемый) мир, где для познания достаточно представления. Научное познание оперирует понятиями. Философское пользуется категориями. Эти уровни возникают т.к. разные предметы исследования. Существует универсальная закономерность бытия. Закономерность субстанции, субстанкциональной сущности, познание которой возможно только посредством наиболее общих понятий или всеобщих универсалий - философских категорий. Вся история человеческого познания показывает, что познание начинается с чувств, потом переходит к абстрактному мышлению, потом проверяется на практике. Чувственное познание (донаучное) - первая ступень познания. Тут изучаются единичные предметы, их стороны, явления. Теория чувств человеком не до конца усвоена, в отличии от теории мышления. Чувства нельзя выразить языком. С помощью органов чувств мы фиксируем признаки предметов в виде образов. 5 органов чувств не ограничивают нас. И будь у нас их больше мир мы понимали, может быть, более глубже, но сущность вещей мы знаем и так. Ильенко и Мещеряков А.И. разработали методику по которой слепо-глухо-немые дети превращались в полноценных людей. Человек - человек в обществе, и имея только один орган чувств они приучали их к общению. Человек с одним органом чувств, но живущий в обществе намного выше Маугли. Среди них есть кандидаты наук. Есть различные формы чувственного познания - формы абстрактного мышления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1314; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.