Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Спрос. Закон спроса. Предложение. Закон предложения. Неценовые факторы спроса и предложения




Организация как хозяйствующий субъект. Классификация организаций

Предприятие (фирма) является основным субъектом хозяйственной деятельности.

По организационно-правовой форме различают:

- государственные: бюджетные (школы, больницы, суды, армия) и коммерческие (могут быть унитарными, совместными (если часть капитала принадлежит иностранному собственнику), акционерными общества (когда контрольный пакет акций принадлежит государству)).

- негосударственные: частные (индивидуальные) и коллективные (товарищества, хозяйственные и акционерные общества, кооперативные и народные предприятия).

По размерам фирмы подразделяются на малые, средние и крупные.

Единоличное владение – это фирма, которая принадлежит одному лицу или семье.

Партнерство (товарищество) – это свой капитал объединяющий несколько человек.

 

20. Отраслевое рыночное равновесие. Изменения спроса и предложения и их влияние на цену. Последствия отклонения цены от равновесного уровня. Товарный дефицит и товарные излишки

Возможна ситуация, когда общее количество товаров, которое хотели бы приобрести потребители, больше того количества товаров, которое производители могут и желают продать по существующей цене. В этом случае возникает избыточный спрос (дефицит) и приходится менять планы некоторым потребителям. Возможна ситуация, когда предложение товара превысит планируемое потребление по данной цене. В этом случае возникнет избыток предложения и изменятся планы продавцов. Стабильность рыночного равновесия проявляется в способности рын­ка поддерживать равновесное состояние, обеспечивая его восстановление за счет своих внутренних сил, то есть посредством рыночного механиз­ма. При неспособности рынка прийти в состояние равновесия за счет внутренних сил, его определяют как нестабильный (неустойчивый). Если планы покупателей и продавцов совпадают, говорят, что рынок находится в состоянии равновесия. Под рыночным равновесием понимается такое состояние рынка, при котором для данного уровня цены объем рыночного спроса на благо равен объему предложения этого блага. На графике – точка пересечения кривой спроса и предложения. Параметрами, выражающими условия рыночного равновесия, являются: равновесная цена, при которой объем спроса на данное благо равен объему его предложения, и равновесный объем, отражающий количество блага, при котором устанавливается равенство между ценой спроса и ценой предложения. При этом у обеих участвующих в сделке сторон отсутствуют внутренние стимулы к изменению сложившегося положения.

Результаты анализа рыночного равновесия методом сравнительной статики позволяют сформулировать правила перехода к новому равновесию, которые говорят о том, что при стандартных, то есть подчиняющихся дей­ствию закона спроса и предложения, кривых спроса и предложения:расширение спроса приводит к увеличению равновесных цены и количества блага;сокращение спроса приводит к снижению равновесных цены и ко­личества блага;расширение предложения приводит к снижению равновесной цены и к увеличению равновесного количества блага;сокращение предложения приводит к росту равновесной цены и к уменьшению равновесного количества блага

 

 

Спрос - это потребность, обеспеченная деньгами, или платежеспособная потребность. Основными характеристиками спроса являются объем и цена спроса. Объем (величина) спроса определяется количеством товаров либо услуг, которое отдельный потребитель или группа потребителей готовы и в состоянии приобрести по некоторой цене за единицу времени при определенных условиях. Цена спроса – это максимальная цена, которую покупатели готовы заплатить за определенное количество товара.

Кривая спроса иллюстрирует связь между ценой товара (Р) и величиной спроса на него (Q). P-OY, Q-OX. Данная зависимость является обратно пропорциональной и в экономической теории получила название закона спроса, содержание которого можно сформулировать следующим образом: при прочих равных условиях снижение цены товара приводит к росту величины спроса на него и наоборот.

В основе действия данного закона лежат три момента: закон убывающей предельной полезности: увеличение общего количества потребляемого блага приводит к убыванию предельной полезности этого блага, т.е. потребители будут приобретать дополнительное количество товара только при условии того, что цена на него будет снижена. эффект дохода: при неизменности денежного дохода снижение цены товара приводит к увеличению реального дохода потребителя и к увеличению спроса на все товары, в том числе и на данный товар, при условии, что он является нормальным. эффект замещения: снижение цены на какой–либо товар при неизменности цен на другие товары стимулирует его покупку вместо других товаров.

Следует различать изменение величины спроса, которое происходит в результате изменения цены товара при неизменности всех других факторов, и изменение спроса, которое имеет место в случае, когда цена на товар остается неизменной, а изменяются неценовые факторы.

Изменение величины спроса выражается в движении вдоль постоянной кривой спроса и означает переход от одной комбинации «цена-количество» к другой.

Графически изменение спроса выражается в сдвиге или смещении кривой спроса.

Неценовые факторы спроса: доходы потребителя, цены на сопряженные товары, потребительские вкусы, количество покупателей, ожидание будущего.

Предложение характеризуетготовность производителей (продавцов) поставить на рынок некоторое количество того или иного товара.Основными характеристиками предложения являются: Объем (величина) предложения - количество товара, которое отдельный производитель (продавец) или группа производителей (продавцов) могут произвести и реализовать по некоторой цене в единицу времени при определенных условиях. Цена предложения – это минимальная цена, по которой продавец согласен поставить на рынок данное количество товара.

Кривая предложения иллюстрирует связь между ценой товара (Р) и величиной его предложения (Q). Р – ОУ, Q – ОХ.Эта причинно-следственная связь называется законом предложения, согласно которому при прочих равных условиях на любом рынке рост цены товара приводит к увеличению его предложения и наоборот.

Более высокие цены, увеличивая доходность продаж, побуждают производителей увеличивать объем предложения, а также компенсируют рост средних и предельных издержек, имеющий место вследствие перераспределения ресурсов в условиях их переключения с производства одного товара на другой.

Следует различать изменение величины предложения, которое происходит в ответ на изменение цены товара при неизменности неценовых детерминант, и изменение предложения, которое имеет место, когда цена товара является величиной постоянной, а неценовые факторы являются величинами переменными.

Изменение величины предложения выражается в движении вдоль кривой предложения, изменение предложения – в смещении кривой предложения влево (при уменьшении предложения) либо вправо (при увеличении предложения).

Неценовые Факторы предложения: цены на экономические ресурсы, цены на альтернативные товары, число продавцов на рынке, ожидания в изменении цен, технологии, налоги и дотации. 1й – спрос, 2й – предложение.

 

24. Эластичность предложения. Факторы эластичности предложения. Практическое значение анализа эластичности: эластичность спроса по цене и выручка фирмы, влияние на распределение налогового бремени

Эластичность предложения по цене – это реакция предложения на изменение цены товара.

Еs = изменение Qs / Qs

изменение Р / Р

Еs – всегда положительно, где Р – цена товара, Q – величина предложения товара.

Предложение эластично, если Es> 1, Es<¥, то кривая предложения пересекает ось цен (S1).

S1
S2
S3

Если линейная кривая предложения пересекает ось объема продукции, она не эластична. 0 <Es<1.

Предложение с единичной эластичностью проходит через начало координат. (S3).

Эластичность предложения равна нулю, если кривая предложения вертикальна. (S4).

Эластичность предложения безгранична когда кривая предложения горизонтальна. (S5).

S4
S5

Факторы эластичности предложения: мобильность факторов производства, время, динамика цен на другие товары, степень использования производственных факторов.

Если спрос не эластичен – бремя налога ложится на покупателей.При неэластичном предложении основная тяжесть налогов ложится на продавцов.

 

22. Понятие эластичности. Эластичность спроса по цене. Факторы эластичности спроса по цене

Эластичность характеризует реакцию одной переменной на изменение другой и исчисляется как отношение процентных изменений величин данных переменных. Прямая эластичность спроса по цене характеризует степень воздействия изменения цены на изменение объема спроса и исчисляется как отношение процентного изменения величины спроса на данный товар к процентному изменению его цены при прочих равных условиях:

изменение Qd, в %

изменение p, в %

прод. вопр. 22

где Qd –объем спроса, p– цена товара, Edp - коэффициент эластичности спроса по цене.

Коэффициент прямой эластичности спроса по цене (Edp) . показывает, на сколько процентов изменится объем спроса на товар при изменении его цены на 1%.

1) Если %-е изменение цены меньше чем %-е изменение спроса, то спрос эластичен по цене, т.е. Ed>1. Падение цены при эластичном спросе ведет к росту выручки продавца.

2) Величина спроса слабо реагирует на изменение цены, т.е. Ed<1, %-е изменение спроса меньше, чем аналогичное изменение цены. Уменьшение цены ведет к падению выручки.

3) Ed =1, изменение цены вызывает пропорциональные изменения спроса.

1 2 3 Q
Р    

 

4) Ed =0. Спрос абсолютно неэластичен.

 

5) Ed =¥ абсолютно эластичный спрос.

 

Дуговая эластичность рассчитывается на определенном участке кривой спроса

Еdp= (Q2 - Q1): (Q1 +Q2)

2 - р1): (р2 + р1)

Где р1 -цена до изменения; р2 -цена после изменения; Q1 -величина спроса до изменения цены; Q2 - величина спроса после изменения цены.

Если спрос представлен линейной функцией, то эластичность изменяется на различных участках спроса.

Точечная эластичность – эластичность в точке касательной кривой спроса.

Ed = изменение QxP




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 913; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.