КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные виды речи и психология ее понимания
Речевая деятельность. Виды и свойства речи. Особенности речевого поведения педагога (юриста). Общение как особая форма человеческого взаимодействия. Функции общения. Виды общения. Специфика общения педагога (юриста).
Под общением понимается реальность человеческих отношений, предполагающая любые формы совместной деятельности людей. Однако характер этой связи понимается по-разному. Иногда деятельность и общение рассматриваются как две стороны социального бытия человека; в других случаях общение понимается как элемент любой деятельности, а последняя рассматривается как условие общения вообще (Леонтьев А. А., 1965). И наконец, общение можно интерпретировать как особый вид деятельности (Леонтьев А. А., 1975). ОБЩЕНИЕ — 1. Сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в деятельности совместной; включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера. 2. Осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями деятельности совместной и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера. 3. О. — одна из основных психологических категорий. Человек становится личностью в результате взаимодействия и общения с другими людьми. О. — сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнера по общению. Ввиду сложности и емкости феномена общения толкование этого понятия зависит от исходных теоретических и критериальных оснований. В самом общем виде общение выступает как форма жизнедеятельности. Понятие О. близко соотносится с понятием коммуникации. Акт О. анализируется и оценивается по следующим компонентам; адресант — субъект О., адресат — кому направлено сообщение, сообщение — передаваемое содержание, код — средства передачи сообщения, канал связи, и результат — что достигнуто в итоге О. В отечественной психологии существует несколько подходов к пониманию общения. Предпочтительным представляется исходить из принципа неразрывного единства общения и деятельности, а не сводить общение к одной из его сторон — либо к обмену информацией, либо к взаимодействию, к влиянию одной Общающейся стороны на другую, либо к процессу межличностной перцепции. В наиболее обобщенных классификациях выделяются три стороны общения: 1) коммуникативная; 2) интерактивная; 3) перцептивная. Существуют следующие виды О.: 1) информационно-коммуникативное, охватывающее процессы приема-передачи информации; 2) регуляциоино-коммуникативное, связанное со взаимной корректировкой действий при осуществлении деятельности совместной; 3) аффективно-коммуникативное, относящееся к сфере эмоциональной и отвечающую потребностям в изменении своего эмоционального состояния. ОБЩЕНИЕ: УРОВЕНЬ — согласно одному из подходов, выделяются: 1) макроуровень —- выражается в том, что человек общается с другими людьми соответственно сложившимся общественным отношениям, традициям и обычаям; 2) мезауровень - общение в пределах содержательной темы, одноразовое или многоразовое; 3) микроуровень — акт контакта, несущий элемент содержания и выражающийся в определенных внешних показателях — простейшие элементы, лежащие в основе других уровней: вопрос — ответ, рукопожатие, акт мимический и пантомимический, и др. Согласно другому подходу: 1) уровень конвенциональный; 2) уровень примитивный; 3) уровень манипулятивный; 4) уровень стандартизованный; 5) уровень деловой; 6) уровень игровой; 7) уровень духовный. В общении выделяются: содержание, цель, средства, функции, формы, стороны, виды, барьеры. Содержание - это информация, которая в межиндивидуальных контактах передаётся от одного живого существа к другому. Содержанием общения могут быть сведения о внутреннем мотивационном или эмоциональном состоянии живого существа. Содержанием общения может стать информация о состоянии внешней среды, например, сигналы об опасности или о присутствии где-то поблизости положительных, биологически значимых факторов, например пищи. По содержанию общение может быть представлено как: Материальное - обмен продуктами и предметами деятельности, которые в свою очередь служат средством удовлетворения актуальных потребностей субъектов. Когнитивное - обмен знаниями. Деятельное - обмен действиями, операциями, умениями, навыками. Мотивационное – обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями. Мотивационное общение имеет своим содержанием передачу друг другу определённых побуждений, установок или готовности к действиям в определённом направлении. Например, один человек желает добиться, чтобы у другого возникло или исчезло некоторое стремление, чтобы сложилась определённая установка к действию, актуализировалась некоторая потребность и т.п. Цель общения - это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. У животных целью общения может быть побуждение другого живого существа к определённым действиям, предупреждение о том, что необходимо воздержаться от какого-либо действия. У человека количество целей увеличивается. Если у животных цели общения обычно не выходят за рамки удовлетворения актуальных для них биологических потребностей, то у человека они представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и ряда других. По целям общение делится на биологическое и социальное. Биологическое – это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано с удовлетворением основных органических потребностей. Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида. Существует столько частных видов общения, сколько можно выделить подвидов биологических и социальных потребностей. Назовем основные из них. Деловое общение обычно включено как частный момент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности. Его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир. Личностное общение, напротив, сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека; поиск смысла жизни, определение своего отношения к значимому человеку, к тому, что происходит вокруг, разрешение какого-либо внутреннего конфликта. Инструментальное - общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения. Целевое - это общение, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потребности, в данном случае – потребности в общении. В жизни человека общение не существует как обособленный процесс или самостоятельная форма активности. Оно включено в индивидуальную или групповую практическую деятельность, которая не может ни возникнуть, ни осуществиться без интенсивного и разностороннего общения. Под функциями общения понимаются те роли и задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека. Функции общения многообразны, и существуют различные основания для их классификации. 1-я классификация. (взять на выбор) Информационно-коммуникативная функция общения заключается в любом виде обмена информацией между взаимодействующими индивидами. Регуляционно-коммуникативная (интерактивная) функция общения заключается в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия. В процессе общения как взаимодействии (вербальном, физическом, невербальном) индивид может воздействовать на мотивы, цели, программы, принятие решений, на выполнение и контроль действий, т. е. на все составляющие деятельности своего партнера, включая взаимную стимуляцию и коррекцию поведения. Идентификация — мысленный процесс уподобления себя партнеру по общению с целью познать и понять его мысли и представления. Рефлексия — осмысление индивидом того, как он воспринимается и понимается партнером по общению. Аттракция — процесс формирования привлекательности человека для воспринимающего, результатом чего является формирование межличностных отношений. Аффективно-коммуникативная функция общения связана с регуляцией эмоциональной сферы человека. Общение — важнейшая детерминанта эмоциональных состояний человека. Весь спектр специфически человеческих эмоций возникает и развивается в условиях общения людей — происходит либо сближение эмоциональных состояний, либо их поляризация, взаимное усиление или ослабление. 2-я классификация: Функции общения выделяются в соответствии с содержанием общения. Различают четыре основные функции общения. Сочетаясь, они придают процессам общения конкретную специфику в конкретных формах. Инструментальная функция характеризует общение как социальный механизм управления и передачи информации, необходимой для исполнения действия. Интегративная функция раскрывает общение как средство объединения людей. Функция самовыражения определяет общение как форму взаимопонимания психологического контекста. Трансляционная функция выступает как функция передачи конкретных способов деятельности, оценок и т.д. Для представителей педагогического и юридического труда одной из главных сторон деятельности является коммуникативная, представляющая собой общение, в юридической области в условиях правового регулирования. Естественно, в таких условиях общение протекает несколько иначе, чем в обычной жизни. Правовое регулирование накладывает специфический отпечаток на всех участников общения. Это связано как со спецификой общения, регламентированной правами и обязанностями сторон, а также их ролями (участников процесса, например), так и с тем, что на процесс общения оказывает влияние ситуация (оно чаще всего протекает в условиях повышенного эмоционального напряжения). Педагогическое общение. Педагог использует разные виды педагогического общения, различающиеся по задачам и способам реализации: передача информации или обмен информацией, взаимопознание участниками педагогического процесса, взаимодействие и организация реального сотрудничества, взаимообмен духовными ценностями, мобилизация психологических резервов участников общения, обеспечение благоприятного психологического климата в коллективе и т.д.. В зависимости от учета мнения других людей различают авторитарный, либеральный, демократический стили педагогического общения. Таким образом педагогу необходимо владеть широким спектром видов общения в зависимости от постановки задач, гибкого перестраивания в ходе общения и т.д. Педагогическое общение -система ограниченного социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммутативных средств. Педагог является инициатором этого процесса, организуя его и управляя им. Общение в педагогической деятельности выступает как средство решения учебных задач, как социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса и как способ организации взаимоотношений воспитателя и детей, обеспечивающий успешность обучения и воспитания. Педагогическое общение должно быть эмоционально комфортным и личностно развивающим. Профессионализм общения учителя состоит в том, чтобы преодолеть естественные трудности общения из-за различий в уровне подготовки, способности помогать ученикам обрести уверенность в общении в качестве полноправных партнеров учителя. Для учителя важно помнить, что оптимальное общение – не умение держать дисциплину, а обмен с учениками духовными ценностями. Общий язык с детьми это не язык команд, а язык доверия. Особое место в человеческой жизни, поведении и психике занимает речевая деятельность. Этот термин употребляется обычно для обозначения специфического вида психики и поведения, использующего язык в качестве своего орудия, средства. Человеческая психика является внутренне опосредствованной, вооруженной знаком, в той или иной мере речевой. Но взятая в отдельности, речевая деятельность становится не внутренней, а материальной. Речевая деятельность осуществляется посредством материальных слов и знаков. Известное в психологии единство мышления и речи есть «показательное» единство идеального и материального. Поэтому речевая деятельность — это не простой набор объективно существующих слов, а особый вид психической деятельности. Необходимо разводить два сопряженных явления: объективное и субъективное. Язык — образование объективное, социальное, общечеловеческое. Это структурированная система знаков (кодов, символов, слов), исторически сложившаяся и существующая в общественной практике людей (предшествующих и живущих поколений). Язык создается, реализуется, изменяется конкретными людьми, но существует объективно, т.е. независимо от индивидуального пользователя или своего носителя. В мире известно более 2,5 тыс. языков, которые изучает разветвленная наука—лингвистика Речь — это феномен субъективный, психологический, развернутый процесс, вид психической деятельности, тип поведения (словесного, или вербального), использующий язык в качестве своего орудия, внешнего средства. Речевая деятельность сама по себе материальна, но исследуется особым межпредметным разделом психологии — психолингвистикой. Особое значение речи в человеческой психике обусловлено ее специфическими и очень широкими, по существу, глобальными функциями. Функции речи: Первая функция, называемая номинативной, заключается в том, что каждое слово в составе человеческого языка предметно соотнесено, т.е. обозначает предмет. Таким предметом может быть как вполне конкретная вещь, так и обобщенное свойство, качество, многообразное действие и совершенно абстрактное явление. Вторая функция речи, по сути, производна от первой, благодаря ей происходят фиксация и передача опыта, в том числе в аспекте общечеловеческом, историческом. Третья функция речи заключается в реализации общения, о значении которого в жизни и психике человека говорилось неоднократно. Общение — это не только обмен информацией, но и условие взаимодействия людей, без которого невозможна сама человеческая жизнь, поэтому эта функция речи распространяется шире, чем обеспечение общения. Речь становится мощным средством воздействия на других людей, средством координации и управления, универсальным регулятором межчеловеческих взаимоотношений. Диалог — это речевое взаимодействие, в котором реализуется и межличностное восприятие, и взаимопонимание, и эмоциональное принятие (или непринятие) другого человека. Относительно четвертой функции речи следует сказать особо. Это обширная, разветвленная функция внутреннего опосредствования всей человеческой психики. В структуре речи выделяют три основных, несомненно, связанных компонента. 1. Значение слова — это объективно сложившаяся система всех объяснений, толкований, использований и нюансов данного слова, его связей и отношений с другими словами. Значение создается в практике людей, в реальной жизни, а потому существует исторически. 2. Вторым компонентом речи является смысл слова. Это индивидуальное, субъективное значение слова, которое наиболее соответствует практике, контексту, реальной ситуации, личности. Смысл рождается в системе деятельности, в отношениях мотива и цели и становится феноменом личностным, психологическим, в отличие от объективного значения. Но смысл выражается посредством значений, путем выбора одного из них из существующей (известной индивиду) системы. Поэтому речевая деятельность избирательна. Всегда идет «работа» по выбору «нужного значения» или смысла. 3. Третий компонент содержания речи — это эмоциональная «окраска» слова, т.е. субъективное переживание, которое связано у личности с данным словом (его значением и смыслом). В реальной речевой практике смысл и эмоция, конечно, слитны, даны в одной яркой субъективной картинке. Однако с теоретической точки зрения различение этих понятий вполне обоснованно и практически необходимо. Речь, как и любое другое сложное явление, можно и нужно классифицировать по разным основаниям. Во-первых, выделяют речь внешнюю и внутреннюю. Во-вторых, речь подразделяют на устную и письменную по признаку ее физического исполнения, по виду материального носителя слова как единицы языка: звук либо письменный знак. Рассмотрим разновидности устной речи в направлении их усложнения и в очередности формирования в процессе психического развития личности. 1. Самой простой и ранней формой является аффективная речь, название которой обусловлено особенностями мотивации. Такая речь побуждается в основном острой эмоцией, аффектом. В аффективной речи не «срабатывают» ни значение, ни смысл слова. Остается только один речевой компонент — это «захватившая» человека эмоция. 2. Устная диалогическая речь предполагает наличие собеседника, партнера, т.е. какое-либо общение. Формы и вариации диалога могут быть очень разными, даже мало похожими по содержанию, целям, средствам, условиям, участникам, видам контакта. Это, например, и эмоционально насыщенное общение малыша с мамой, и развернутый философский диалог трагедийных героев на театральной сцене, и стандартные и обыденные, зачастую формальные коммуникации по поводу состояния здоровья или погоды, равно как и сложные, специфические виды профессионального диалога педагога, юриста, психолога-консультанта, логопеда, руководителя. Общим для диалогической речи остается то или иное разделение распределение между участниками мотива общения и его содержания, мысли, темы. В диалоге проявляются личности обоих участников совместной речи. Поделить побуждения и мысли можно по-разному, в разных количественных и качественных соотношениях. Но в любом варианте в диалогической речи всегда присутствует ситуативный внеречевой контекст, задействованы неязыковые средства (мимика, жесты и др.), поэтому в диалоге возможны, допустимы, а иногда просто необходимы грамматические сокращения,' языковые упрощения. Существует и такое схематическое разделение двух основных разновидностей диалогической речи: • драматическая речь, которая обладает высокой эмоциональной насыщенностью, богатством внеречевых средств, построена короткими фразами как прямая, разговорная речь; • эпическая речь, возникающая в онтогенезе позднее и являющаяся косвенной, грамматически развернутой. Письменная речь формируется у ребенка позже всех видов устной, на их основе и является психологически самой сложной. Несколько особняком от перечисленных видов речи находится так называемая эгоцентрическая речь. Эгоцентрическая речь не первична у ребенка, а производна от его внешней устной речи; это как бы начало, определенная стадия формирования внутренней речи, которая и у взрослого человека может быть «эгоцентричной», оставаясь при этом социализированной по происхождению. Любая речь ориентирована в конечном счете на реализацию того или иного взаимодействия и общения человека с другими людьми. Любое осмысленное человеческое высказывание имеет своего адресата, предполагает наличие понимания.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1238; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |