КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Неценовые характеристики товара
Билет Билет Билет Билет Билет Билет Билет Билет Билет Основные причины несчастных случаев на производстве. Несчастный случай на производстве - это случай воздействия на работающего опасного производственного фактора при выполнении работающим трудовых обязанностей или заданий руководителя работ. 1. Технические причины: конструктивные недостатки машин, станков, механизмов, транспортных систем; техническое несовершенство и конструктивные недостатки оборудования; несовершенство технологического процесса; неисправность или отсутствие средств безопасности (ограждений, предохранительных устройств и др.). 2. Организационные причины: нарушение технологического процесса; неправильная организация труда, рабочего места; неправильная планировка оборудования; использование несоответствующего оборудования, приспособлений, инструмента; отсутствие или неудовлетворительное качество индивидуальных защитных средств; отсутствие руководства и надзора за работой со стороны инженерно-технического персонала; привлечение к работе лиц, не имеющих соответствующих навыков, и неспециалистов; применение опасных приемов работы; недостаточная обученность рабочих безопасным приемам труда; нарушение и несоблюдение требований охраны труда. 3. Санитарно-гигиенические причины: ненормальные метеорологические условия (температура, влажность, скорость движения воздуха, тепловые излучения); нерациональное освещение; загрязненность воздушной среды (наличие вредных паров, газов, пыли); шум и вибрация; вредные излучения (радиоактивные, электромагнитные и др.); нарушение правил личной гигиены и антисанитарное состояние производственных и бытовых помещений; отсутствие или неудовлетворительный медицинский надзор.
Как систематизированное знание, как наука, экономика формируется в XV-XVI вв. Огромный вклад в развитие экономики внес основоположник неоклассического направления А. Маршалл. В своей работе "Принципы политической экономии" (1890 г.) он разработал теорию рыночного ценообразования, проанализировал влияние различных факторов на спрос и предложение, на формирование рыночных цен.этапы: 1. Экономические учения Древнего мира Предметом экономической теории является анализ рыночного хозяйства. Экономическая теория изучает не ресурсы как таковые, а экономическое поведение людей. Экономическая теория является гуманитарной наукой. Распространено понимание предмета экономическая теория как изучение «редкости», ограниченности ресурсов. Предмет этой науки чрезвычайно сложен и многообразен, т.к. сложна жизнедеятельность человека. Методологию нельзя смешивать с методами- совокупность приемов исследования в науке и воспроизведения их в системе экономических законов. Материальные потребности можно назвать экономическими потребностями. Они выражаются в том, что мы хотим различных экономических благ. В свою очередь, экономические блага - это материальные и нематериальные предметы, точнее, свойства этих предметов, способные удовлетворять экономические потребности. Экономические потребности — одна из основополагающих категорий в экономической теории. Экономические блага — это результаты экономической деятельности, которые можно получить в ограниченном количестве по сравнению с потребностями. Экономические блага включают в себя две категории: товары и услуги. Но есть и такие блага, которые по сравнению с потребностями имеются в неограниченном количестве (например, воздух, вода, солнечный свет). Они предоставляются природой без приложения человеком усилий Экономическая теория выделяет две группы ресурсов — материальные и людские. Материальные ресурсы — капитал и земля, людские — труд и предпринимательская способность. Различные комбинации этих факторов применяются для производства всего многообразия товаров и услуг. Понятие «земля» охватывает все естественные ресурсы: пахотные земли, леса, месторождения полезных ископаемых, водные и климатические ресурсы и т. д. На земле, на определенном пространстве располагаются народы и государства. Исторически сложилось так, что одни государства располагают большими территориями — Россия (17 075 тыс. км2), США (9629,0), Китай (9560 тыс. км2), а другие меньшими -- Андорра (467 км2), Лихтенштейн (160 км2), Сан-Марино (61 км2), Монако (2 км2). Земля может использоваться как для сельскохозяйственных (выращивание урожая), так и для несельскохозяйственных (строительство зданий, сооружений, дорог) нужд. Сельскохозяйственные угодья планеты занимают 51 млн км2. В среднем надушу населения в мире приходится 0,3 га пашни. Размеры пашни на душу населения существенно дифференцированы по разным странам. Например, в США надушу населения приходится 0,67 га пашни, а в Японии только 0,03 га. Кроме того, в недрах земли находятся разнообразные полезные ископаемые. Например, Саудовская Аравия располагает более чем 25 % разведанных запасов нефти, в России сосредоточены крупнейшие в мире разведанные запасы природного газа — около 40 %, а США занимает первое место в мире по разведанным запасам угля — 26 %.Понятие «капитал» — одно из основных в теории рыночного хозяйства. Рассматривая капитал как фактор производства, экономисты понимают под ним средства производства, созданные людьми, включая инфраструктуру (машины, оборудование, здания, сооружения, транспорт, связь и т. п.). Капитал — ресурс длительного пользования, создаваемый с целью производства большего количества товаров и услуг. Капитал, воплощенный в средствах производства называется реальным капиталом. Капитал, еще не инвестированный в производство, представляет собой сумму денег. Денежный капитал, или капитал в денежной форме, представляет собой инвестиционные ресурсы. Денежный капитал используется для закупки машин, оборудования и других средств производства. Процесс производства и накопление средств производства называется инвестированием. Капитал является продуктом труда и уже в силу этого носит ограниченный характер.Понятием «труд» обозначают физические и умственные способности людей, применяемые в производстве товаров и услуг. Трудовые ресурсы — это трудоспособное население, обладающее физическим развитием и умственными способностями, необходимыми для осуществления производственной деятельности. Трудовые ресурсы представлены населением в трудоспособном возрасте. В России трудоспособным возрастом считается: у мужчин 16—59 лет (включительно), у женщин — 16—54 гола (включительно. Очевидно, что трудовые ресурсы как отдельной страны, так и мировой экономики также ограничены. Сегодня для промышленно развитых стран и государств с переходной экономикой характерно демографическое старение населения, когда численность трудоспособного населения лишь ненамного превышает численность пенсионеров. Понятие «предпринимательская способность» предполагает способность эффективно использовать в хозяйственной деятельности все прочие экономические ресурсы с целью получения прибыли. Понятие предпринимательства в экономической науке появилось в XVIII в., и часто предпринимателя отождествляли с собственником. Сегодня к предпринимателям относят владельцев компаний; менеджеров, не являющихся их собственниками; организаторов бизнеса, являющихся в одном лице и владельцем и управляющим. Предпринимательская способность (предприимчивость, предпринимательский потенциал, предпринимательский ресурс) состоит в умении организовать производство и управлять им, в умении ориентироваться в рыночной конъюнктуре. Предприниматель — центральная фигура в рыночной экономике. Значение предпринимательской способности для экономики раскрывается через функции, которые выполняет предприниматель. Во-первых, предприниматель, соединив все прочие экономические ресурсы (землю, капитал, труд) и начав процесс производства, берет на себя ответственность за его успешное осуществление и принимает основные решения в ходе ведения дела. Во-вторых, успешное предпринимательство сегодня невозможно без новаторства. Предприниматель занимается разработкой и внедрением инноваций — новых товаров, технологий, новой информации. И, в-третьих, любой предприниматель рискует. Предпринимательство предполагает освоение новых рынков, заключение сделок с новыми поставщиками и покупателями, производство новых товаров и услуг и использование новых технологий, в эффективности которых никто не уверен. Риск — неизбежная составляющая предпринимательской деятельности. Предпринимательский ресурс является редким даром. Факторы производства являются собственностью различных экономических субъектов, готовых предоставить их за определенную плату для производственного использования. Плата за использование земли — рента, капитала — процент, труда — заработная плата, предпринимательской способности — прибыль. Альтернативная стоимость товара или услуги определяется тем количеством других товаров или услуг, которым надо пожертвовать, чтобы получить данный товар или услугу. Например, альтернативная стоимость производства первой единицы автомобиля равна потере 10 единиц продуктов питания. Крива́я произво́дственных возмо́жностей — это кривая, которая показывает различные комбинации максимальных объёмов производства нескольких (как правило, двух) товаров или услуг, которые могут быть созданы в условиях при полной занятости и использовании всех имеющихся в экономике ресурсов. Понятие экономической системы и ее элементов. · Социально-экономические отношения (между всеми лицами, участвующими в хозяйственной деятельности). · Организационные формы хозяйственной деятельности. · Хозяйственный механизм как способ регулирования экономической деятельности на макроуровне, т.е. на уровне государства, зависящий от многочисленных факторов, определяемых экономическими, национальными, климатическими, географическими особенностями. · Системы стимулов и мотивации, которыми руководствуются все участники хозяйственной деятельности. · Конкретные экономические связи между предприятиями и организациями. · Выделяют четыре типа экономических систем: · ›› Традиционная система существует в экономически слабо развитых странах. Такая система основывается на общей (общинной) собственности, натуральном хозяйстве, мелкотоварном производстве, где ограниченные ресурсы распределяются и используются в соответствии с традициями и обычаями. · ›› Рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм) характеризуется частным владением экономических ресурсов, свободой предпринимательства, свободой выбора и конкуренцией, опирается на личные интересы. Координация деятельности между субъектами системы происходит через рыночный механизм. · Государство практически не вмешивается в процесс экономического регулирования. Поэтому главными недостатками рыночной системы являются: высокая вероятность нарушения макроэкономических пропорций, которые восстанавливаются длительным естественным путем; социальная незащищенность граждан в случае болезни, безработицы и старости. · ›› Административно-командная система - способ организации экономической жизни, при котором основные средства производства принадлежат государству, ресурсы распределяются в основном централизованно, путем директивного планирования. · Главное преимущество такой системы – обеспечение минимальных социальных гарантий трудящихся. Недостатки – высочайший уровень монополизации экономики, отсутствие конкуренции и неэффективное использование ресурсов, изоляция экономики от мирового технического прогресса. · ›› Современная рыночная экономика (современный капитализм) - смешанная экономическая система сочетает частный и государственный сектор, конкурентно-рыночное, корпоративное и государственное регулирование, опирается на многообразие форм собственности. Она характерна для многих государств. Но при этом национальные модели смешанной экономики существенно разнятся в развитых и развивающихся странах и внутри этих групп.
Три основные экономические проблемы общества. Как известно, любое общество, независимо от типа социально-экономической системы, на всех уровнях экономики решает три основные взаимосвязанные проблемы:«что производить?» - проблема выбора;«как производить?» - проблема эффективности;«для кого производить?» - проблема распределения.Решение первой проблемы предполагает необходимость в условиях ограниченных ресурсов выбора количества, номенклатуры и ассортимента товаров и услуг, которые должны быть произведены в экономике. Для решения второй - необходимо определить, на каких предприятиях, из каких ресурсов и с использованием какой технологии будет произведена продукция. Решение третьей проблемы основано на принципах и формах распределения созданного в обществе продукта между потребителями.Необходимость решения названных проблем в любом обществе обусловлена действием закона редкости, противоречием между ограниченностью ресурсов и безграничностью потребностей. В условиях ограниченности ресурсов общество вынуждено делать выбор между производством различных товаров и услуг с тем, чтобы в максимальной степени удовлетворить материальные потребности общества. Хозяйственная система - особым образом упорядоченная система связи между производителями и потребителями материальных и нематериальных благ. В спонтанных порядках информация, необходимая производителям и потребителям, передается путем ценовых сигналов. Повышение или понижение цены ресурсов и произведенных с их помощью благ подсказывает хозяйственным агентам, в каком именно направлении нужно действовать, т. е. что, как и для кого производитьто - система приказов и поручений, идущая сверху вниз, от некоего Центра к непосредственному исполнителю (производителю). Такая система называется иерархией. Примером иерархического порядка может быть первобытная община, где вождь племени решал, кому, как и чем заниматься. Иерархия - это и командно-административная система, или социализм, где государство в лице Госплана или высших партийных инстанций отдавало приказы, что именно производить, распределяло ресурсы, прикрепляло поставщиков к потребителям. В форме иерархии осуществляет свою деятельность и фирма, где руководитель отдает приказы своим подчиненным. Иерархия основана не на ценовых сигналах, а на власти, персонифицированной в лице руководителя фирмы или центрального управляющего государственного органа.
Хозяйствующий субъект — индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход[1]; юридическое или физическое лицо, ведущее хозяйство от своего имени, осуществляющее экономические, хозяйственные операции[2]. Это осуществляющие производство, реализацию либо приобретение товаров, оказание услуг и выполнение работ частные, государственные и иные предприятия, а также их филиалы и представительства, акционерные общества и иные товарищества, союзы, ассоциации, концерны, межотраслевые, региональные и другие объединения предприятий, организации и учреждения, банки, товарные и фондовые биржи, инвестиционные, пенсионные и другие фонды, иные объединения и граждане, занимающиеся самостоятельной предпринимательской деятельностью. Вступление в экономическую активность означает готовность и способность человека совершать строго определенные и целенаправленные действия, которые могут быть кем-то востребованы. Рынок - это: 1. совокупность экономических отношений по поводу купли-продажи товаров; 2. один из центральных элементов в системе товарно-денежных отношений; 3. базовый элемент хозяйственного механизма; 4. регулятор функционирования рыночной экономики. Таким образом, рынок является сложным механизмом, на котором совершаются сделки между покупателями и продавцами экономических благ. Расходы на совершение рыночных сделок называются трансакционными издержками. Это издержки на сбор и обработку информации о состоянии рынка, на поиск покупателя (продавца) и ведение с ним переговоров и заключение контракта, а также на контроль за его соблюдением. Предпосылками возникновения рынка являются: 1. общественное разделение труда; 2. частная собственность на средства и продукты производства. Основными элементами рынка выступают спрос, предложение, конкуренция, цена. Отличительными чертами рынка являются: гибкость, эффективность, стремление к равновесию. Оптимальное функционирование рынка предполагает наличие следующих условий: 1. частная собственность; 2. конкуренция; 3. ограниченная роль государства; 4. вход на рынок и выход с рынка должны быть свободными; 5. наличие свободных ресурсов и свободное их использование; 6. свободный доступ к рыночной информации; 7. отсутствие монополизма в производстве и ценообразовании; 8. наличие твердой, авторитетной валюты; 9. четко налаженная система кредитных и финансовых отношений; 10. умение производителей и управленцев организованно и психологически верно встраиваться в рыночные отношения. С позиций ценообразования и характера конкуренции различаются следующие модели рынка: 1. рынок совершенной конкуренции (много продавцов и много покупателей); 2. рынок монопольной конкуренции (один продавец); 3. рынок олигополии (мало продавцов и много покупателей); 4. рынок олигопсонии (много продавцов и мало покупателей); 5. рынок двусторонней олигополии (мало продавцов и мало покупателей); 6. рынок дуополии (два продавца и два покупателя); 7. рынок монопсонии (много продавцов и один покупатель); 8. рынок монополистической конкуренции (много продавцов и много покупателей). Развитой рынок предполагает развитую рыночную инфраструктуру, основными элементами которой являются: 1. банковская система; 2. страховая система; 3. информационная система. Роль рынка неоднозначна и противоречива.Существуют следующие основные характеристики рынка: Изменчивость. Спрос и предложение меняются под воздействием выпуска новых видов товаров, демографических факторов, погодных условий, психологии потребителей, количества и качества рекламы и многих других факторов. В более широком смысле на рынок влияет социально - экономическая,политико - правовая, природно - географическая, научно - техническая и культурно - историческая среда. Саморегулируемость. Рынок самостоятельно, «автоматически» реагирует на избыток какого-либо товара снижением его цены. Также примером реакции рынка на изменение обстановки может являться уменьшение спроса на старые товары и услуги при появлении новых, которые по своим потребительскимсвойствам превосходят старые, а цена новых такая же или значительно меньшая. Понятие «саморегулируемость» мы должны принять с поправкой на ограниченную регулирующую функцию государства. Конкуренция. В условиях свободных рыночных отношений конкуренция является основным стимулом повышения качества товаров и услуг и оптимизации их количества на рынке. Экономическая свобода. Рынок характеризуется свободой выбора субъектами рынка своих контрагентов. Субъекты самостоятельно определяют условия экономического взаимодействия между собой, которые строятся навзаимовыгодной основе. Иными словами: продавцы самостоятельно определяют - какой товар производить, по какой цене и кому его продавать, а потребители, соответственно, решают - у кого, по какой цене и на каких условиях его покупать. Масштабность. Охарактеризовать рынок можно путём классификации его по географическому принципу. Так, в зависимости от географического фактора выделяют следующие виды рынков:Мировой; Национальный;- Региональный. Соотношение покупателей и продавцов. - Монополия; Монопсония;- Достаточное количество и покупателей и продавцов. Соотношение спроса и предложения. - Спрос превышает предложение Предложение превышает спрос Спрос и предложение уравновешены. Состав участников рынка. Производители Посредники- Потребители Ёмкость. Способность поглощения конкретным рынком определённого объёма конкретного вида продукции за конкретную единицу времени. Спрос — это запрос фактического или потенциального покупателя, потребителя на приобретение товара по имеющимся у него средствам, которые предназначены для этой покупки. Спрос отражает, с одной стороны, потребность покупателя в некоторых товарах или услугах, желание приобрести эти товары или услуги в определенном количестве и, с другой стороны, возможность оплатить покупку по цене, находящейся в пределах «доступного» диапазона.С позиций количественного измерения спрос на товар, понимается как объём спроса, означает количество данного товара, которое покупатели (потребители) желают, готовы и имеют денежную возможность приобрести за некоторый период по определенным ценам.Величина спроса — количество товара или услуг определенного вида и качества, которое покупатель желает купить по данной цене в течение определенного периода времени. Величина спроса зависит от доходов покупателей, цен на товары и услуги, цен на товары-субституты и комплементарные блага, ожиданий покупателей, их вкусов и предпочтений. Но кроме цены на величину спроса влияет и ряд других факторов, которые иногда называют неценовыми. Это прежде всего потребительские вкусы, мода, величина доходов (покупательная способность), величина цен на другие товары, возможность замещения данного товара другими. Закон спроса — величина (объём) спроса уменьшается по мере увеличения цены товара. Математически это означает, что между величиной спроса и ценой существует обратная зависимость (однако не обязательно в виде гиперболы, представленной формулой y = a/x). То есть повышение цены вызывает понижение величины спроса, снижение же цены вызывает повышение величины спроса. Природа закона спроса не сложная. Если у покупателя есть определенная сумма денег на приобретение данного товара, то он сможет купить тем меньше товара, чем больше цена и наоборот. Конечно, реальная картина намного сложнее, так как покупатель может привлечь дополнительные средства, купить вместо данного товара другой — товар-субститут. Неценовые факторы, влияющие на спрос: · Уровень доходов в обществе; · Размеры рынка; · Мода, сезонность; · Наличие товаров-субститутов (заменителей); · Инфляционные ожидания.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 681; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |