КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Назовите основные критерии и показатели международной конкурентоспособности страны. Рейтинг ВЭФ
НАЗОВИТЕ И РАСКРОЙТЕ СОДЕРЖАНИЕ ТАРИФНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ. НАЗОВИТЕ ВИДЫ И ФУНКЦИИ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН Назовите и раскройте содержание нетарифных инструментов регулирования внешней торговли Нетарифное регулирование - это комплекс мероприятий ограниченно-запретительного порядка, препятствующих проникновению иностранных товаров на внутренний рынок страны. Цель тарифного регулирования состоит: 1.В улучшении конкурентных условий в импортирующей стране; 2. И главное - в защите национальной промышленности, здоровья населения, охране окружающей среды, морали, религии и национальной безопасности. Нетарифные ограничения являются мерами скрытого протекционизма. По мнению специалистов, во внешней торговле используются более 50 таких мероприятий и могут осуществляться как через административные, так и финансовые инструменты регулирования. К нетарифным мерам регулирования относятся: 1. Запрета экспорта и импорта. Это вынужденные меры, признанные международной практикой. Запреты могут выступать в открытой и закрытой форме. Разновидностью запрета открытой формы являются частичные запреты, которые, в свою очередь, могут иметь безусловный и условный характер. Запреты безусловного характера устанавливаются на импорт товаров, способных причинить вред различным сферам жизнедеятельности государства. Условные запрета используют тогда, когда поставщик импортной продукции не придерживается установленных правил и норм. Помимо постоянно действующих запретов, используются также сезонные и временные запреты на ввоз. 2. Количественные ограничения экспорта и импорта. Они являются традиционными методами количественного ограничения в международной торговле. К ним относятся квотирования и лицензирования. Квотирование представляет собой лимитирование размера импорта (экспорта) за счет квот (контингентов). Квота - это установление в стоимостном или физическом выражении определенного объема экспорта (импорта) на определенный период (год, квартал, и т. д.). Квотирование осуществляется с целью ликвидации торгового и платежного дисбаланса с отдельными странами; регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке; выполнение международных обязательств и достижения взаимовыгодных договоренностей. 3. "Добровольные" ограничения экспорта. Их относят в особую группу количественных ограничений. Они представляют собой неофициальную договоренность между экспортером и импортером об ограничении ввоза определенных товаров на рынок импортера. Еще в конце 50-х гг. США начали навязывать азиатским странам соглашение о добровольном ограничении в одностороннем порядке в США текстиля, а позже - стального проката и ряда других товаров. С 1969 г. система "добровольных" квот начала действовать на мировом рынке черных металлов, охватив почти 2 / 3 мирового рынка этих товаров. И таких примеров можно привести много. В настоящее время в мире страны добились более 100 соглашений о "добровольном" ограничении экспорта и об установлении минимальных импортных цен. Эти соглашения в первую очередь касаются торговли текстильной, швейной, обувной промышленности, черной металлургии, молочными продуктами, бытовой электроникой, легковыми автомобилями и др. 4. Антидемпинговые меры - специфические меры нетарифного регулирования представляют собой судебные и административные тяжбы, претензии, которые предъявляют национальные предприниматели иностранным поставщикам, обвиняя их в продаже товаров по заниженным ценам (ниже "нормальных" цен), что может нанести вред местным производителям. Антидемпинговые меры часто используются страной-импортером для осуществления давления на экспортеров в целях защиты своего рынка. Демпинговые санкции могут быть разными: или демпинговый товар облагается антидемпинговой пошлиной, или экспортеру снижается квота доставки товара. 5.Технические барьеры. Это препятствия для импорта иностранных товаров, возникающие в связи с их несоответствием национальным стандартам систем измерения и инспекции качества, требований техники безопасности, санитарно-ветеринарных норм, правил упаковки, маркировки и других требований. Проверка соответствия ввезенного в страну товара всем этим требованиям обусловливается объективными требованиями производства и потребления продукции. В то же время они могут выполнять протекционистскую роль. 6. Мероприятия, связанные с выполнением таможенных формальностей. К ним относятся: - Пограничный налог, который налагается на товары за факт пересечения границы; - Платежи, связанные с оформлением документов на таможне, таможенным досмотром товаров, проверкой их качества; - Другие платежи (портовые, статистические, фитосанитарные и т. д.). 7. Импортный депозит. Это предварительный залог, который импортер должен внести в свой банк перед закупкой иностранного товара. Размер залога зависит от стоимости сделки. Импортер не получает по депозиту проценты, и через несколько месяцев сумма залога возвращается. Протекционистское значение импортных депозитов состоит в том, что они увеличивают расходы импортера в ходе данной операции и повышают цену импортного товара. Наконец можно сделать вывод о том, что успешная внешнеэкономическая деятельность во многом зависит не только от степени нормализации конкуренции на внутреннем рынке, повышения конкурентоспособности отечественной продукции, но и от знания возможностей ее сбыта, соблюдение условий работы на внешних рынках, норм и правил национальных и международных средств воздействия на внешнюю торговлю.
Наиболее распространенным видом ограничения торговли является таможенный тариф, который может определяться как: 1) инструмент торговой политики и государственного регулирования; 2) свод таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности; 3) конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. Таможенные пошлины выполняют три основные функции: - фискальную, которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета; - протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции; - балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых. При введении тарифа отечественная цена импортного товара поднимается выше мировой цены. Тариф на импорт обеспечивает защиту отечественных производителей аналогичных товаров, а отечественные потребители оказываются в числе проигравших, так как облагаются дополнительным налогом через возросшие цены. В условиях свободной торговли внутренние цены товаров будут близки к мировым ценам, и избыток спроса над предложением покрывается за счет импорта. В результате введения тарифа импорт сокращается, а отечественное производство товара возрастает, внутреннее потребление снижается. Отечественное производство расширяется потому, что отечественные производители не платят тариф и поэтому могут производить свои товары с более высокими предельными издержками, чем на мировом рынке. Тариф на импорт, таким образом, защищает низкоэффективные отрасли отечественного производства от иностранной конкуренции. Чистые потери национального благосостояния представлены производственным и потребительским эффектами тарифа. Производственный эффект тарифа – сокращение благосостояния вследствие переключения потребительского спроса с более дешевой импортной продукции на более дорогую отечественную. Возросшие платежи потребителей стимулируют расширение неэффективного отечественного производства с высокими предельными издержками, в то время как при отсутствии тарифной защиты ресурсы труда и капитала могли бы быть использованы более эффективно в других секторах экономики. Потребительский эффект тарифа – сокращение благосостояния вследствие вынужденного снижения потребления. Потребители согласны были бы заплатить за дополнительное количество товара дополнительную цену для того, чтобы удовлетворить свой спрос, не сокращая его. Однако тариф не позволяет этого сделать и поэтому внутреннее потребление снижается. По способу взимания: Адвалорные — (от лат. ad valorem — от стоимости) — определяются в процентах от таможенной стоимости товаров. Применяются обычно к сырьевым и продовольственным товарам, например, 5 % от таможенной стоимости. Таможенная стоимость заявляется декларантом, а поданные им сведения должны основываться на достоверной, количественно определяемой информации. Специфические — устанавливаются в виде конкретной денежной суммы за единицу (веса, объема, штуки и др.) товара. Применяются, как правило, к готовым изделиям, могут устанавливаться в евро, например, 0,3 евро за килограмм; Комбинированные — при исчислении используются оба вышеупомянутых вида ставок, при этом чаще всего уплате подлежит большая из исчисленных сумм. Например, 10 % от таможенной стоимости, но не менее 0,5 евро за килограмм. По объекту обложения: • импортные — пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции; • экспортные — пошлины, которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары, и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет; • транзитные — пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Встречаются крайне редко и используются преимущественно как средство торговой войны. По характеру: • сезонные — пошлины, которые применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Обычно срок их действия не может превышать нескольких месяцев в год, и на этот период действие обычного таможенного тарифа по этим товарам приостанавливается; • антидемпинговые — пошлины, которые применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров; • компенсационные — пошлины, накладываемые на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров. Обычно эти особые виды пошлин применяются страной либо в одностороннем порядке в чисто защитных целях от попыток недобросовестной конкуренции со стороны ее торговых партнеров, либо как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы страны, со стороны других государств и их союзов. Введению особых пошлин обычно предшествует расследование, проводимое по поручению правительства или парламента, конкретных случаев злоупотреблений положением на рынке со стороны торговых партнеров. По происхождению: • автономные — пошлины, вводимые на основании односторонних решений органов государственной власти страны. Обычно решение о введении таможенного тарифа принимается в виде закона парламентом государства, а конкретные ставки таможенных пошлин устанавливаются соответствующим ведомством (обычно министерством торговли, финансов или экономики) и одобряются правительством; • конвенционные (договорные) — пошлины, устанавливаемые на базе двустороннего или многостороннего соглашения, такого как Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), или соглашений о таможенном союзе; • преференциальные — пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Цель преференциальных пошлин — поддержать экономическое развитие этих стран за счет расширения их экспорта. С 1971 года действует Общая система преференций, предусматривающая значительное снижение импортных тарифов развитых стран на импорт готовой продукции из развивающихся стран. Многие страны с импорта из развивающихся стран не взимают таможенные пошлины вообще. По типам ставок: • постоянные — таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств. Подавляющее большинство стран мира имеет тарифы с постоянными ставками; • переменные — таможенный тариф, ставки которого могут изменяться в установленных органами государственной власти случаях (при изменении уровня мировых или внутренних цен, уровня государственных субсидий). Такие тарифы — довольно редкое явление, но используются, например, в Западной Европе в рамках единой сельскохозяйственной политики. По способу вычисления: • номинальные — тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе. Они могут дать только самое общее представление об уровне таможенного обложения, которому страна подвергает свои импорт или экспорт; • эффективные — реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров.
Показатель конкурентоспособности это обобщенная количественная характеристика социально экономических явлений в единстве с их качественной определенностью, проявляющихся при удовлетворении конкретных потребностей. В самом общем смысле конкурентоспособность - это способность опережать других, используя свои преимущества в достижении поставленных целей. Различают конкурентоспособность товаров, компаний, стран и даже целых регионов. При этом все эти понятия тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга. Под конкурентоспособностью товара понимается сочетание его потребительских свойств, обеспечивающее ему успех на рынке по сравнению с аналогичными товарами других компаний. Конкурентоспособность товара определяется следующими основными факторами: ценой, качеством, уровнем послепродажного обслуживания, эффективностью рекламы, системой сбыта, сроками и технологией производства, объемом продаж. Конкурентоспособность компании - это способность использовать свои сильные стороны и концентрировать свои усилия в той области производства товаров или услуг, где она может занять лидирующие позиции на внутреннем и внешнем рынках. К основным факторам, определяющим конкурентоспособность компании, относятся: стратегия фирмы, наличие материальных, трудовых и финансовых ресурсов, инновационный потенциал, доля рынка, эффективность менеджмента. Конкурентоспособность страны или региона зависит от способности создавать эффективную, способную к инновациям систему производства товаров и услуг, и тем самым обеспечивать высокие стандарты жизни. К международным компаниям относят те компании, сфера коммерческой и производственной деятельности которых распространяется на зарубежные страны. При этом, оценивая конкурентоспособность такой компании, необходимо учитывать основные факторы конкурентоспособности ее продукции, самой компании и страны базирования. Обобщая вышеизложенное, можно сказать, что конкурентные позиции международной компании в стратегическом плане базируются на таких основных компонентах микро- и макроуровня, как ресурсы и возможности самой компании, конкурентные условия отрасли, национальные факторы. Под конкурентоспособностью страны Институт менеджмента (Institute of management development) понимает способность национальной экономики создавать и поддерживать среду, в которой возникает конкурентоспособный бизнес. Ежегодное аналитическое исследование конкурентоспособности Институт проводит с 1989 года в содружестве с исследовательскими организациями во всем мире. До 1996 года Институт готовил отчеты о конкурентоспособности экономик совместно с аналитической группой Всемирного экономического форума (ВЭФ), а с 1996 года эти две организации выпускают два разных исследования (ВЭФ готовит ежегодный доклад и сопровождающий его рейтинг глобальной конкурентоспособности — The Global Competitiveness Report, который основан на Индексе глобальной конкурентоспособности — The Global Competitiveness Index). На сегодняшний день издание The IMD World Competitiveness — одно из наиболее полных исследований по проблемам конкурентоспособности государств и регионов, которое в ряде стран используется для формирования государственной политики и определения дальнейших действий правительства по повышению конкурентоспособности национальной экономики, а также стратегических бизнес-решений в крупных компаниях. Каждое государство в рейтинге оценивается на основе анализа 333 критериев по четырем основным показателям ключевых аспектов экономической жизни страны: 1) Состояние экономики. 2) Эффективность правительства. 3) Состояние деловой среды. 4) Состояние инфраструктуры. Всемирный экономический форум (ВЭФ) — швейцарская неправительственная организация, наиболее известная организацией ежегодных встреч в Давосе. На встречи приглашаются ведущие руководители бизнеса, политические лидеры, видные мыслители и журналисты. Предметом обсуждения являются наиболее острые мировые проблемы, включая здравоохранение и охрану окружающей среды. ВЭФ — это не только трибуна для дискуссий, он инициирует экономические и политические исследования. Так, с 1979 года специалисты ВЭФ составляют ежегодный доклад «Глобальная конкурентоспособность», в котором оценивают более чем 100 стран мира по двум главным показателям — индексу потенциального роста и индексу конкурентоспособности. Отчёт о глобальной конкурентоспособности является ежегодным докладом ВЭФ. С 2004 г. Отчёт о глобальной конкурентоспособности ранжирует страны на основе «Глобального индекса конкурентоспособности». Индекс конкурентоспособности оценивает способность стран обеспечить высокий уровень благосостояния своих граждан. Что в первую очередь зависит от того, насколько эффективно страна использует ресурсы, которыми располагает. При этом для поддержания уровня жизни в условиях свободного рынка, как правило, необходимо постоянное повышение производительности труда и качества товаров/услуг. Первы места Отчета за 2013-2014 гг. заняли: Швейцария 5.67 (—), Сингапур 5.61 (—), Финляндия 5.54 (—), Германия 5.51 (+2), США 5.48 (+2). Казахстан поднялся с 51 на 50 место.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1040; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |