Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Назовите основные критерии и показатели международной конкурентоспособности страны. Рейтинг ВЭФ




НАЗОВИТЕ И РАСКРОЙТЕ СОДЕРЖАНИЕ ТАРИФНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ. НАЗОВИТЕ ВИДЫ И ФУНКЦИИ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН

Назовите и раскройте содержание нетарифных инструментов регулирования внешней торговли

Нетарифное регулирование - это комплекс мероприятий ограниченно-запретительного порядка, препятствующих проникновению иностранных товаров на внутренний рынок страны.

Цель тарифного регулирования состоит:

1.В улучшении конкурентных условий в импортирующей стране;

2. И главное - в защите национальной промышленности, здоровья населения, охране окружающей среды, морали, религии и национальной безопасности.

Нетарифные ограничения являются мерами скрытого протекционизма. По мнению специалистов, во внешней торговле используются более 50 таких мероприятий и могут осуществляться как через административные, так и финансовые инструменты регулирования.

К нетарифным мерам регулирования относятся:

1. Запрета экспорта и импорта. Это вынужденные меры, признанные международной практикой. Запреты могут выступать в открытой и закрытой форме. Разновидностью запрета открытой формы являются частичные запреты, которые, в свою очередь, могут иметь безусловный и условный характер. Запреты безусловного характера устанавливаются на импорт товаров, способных причинить вред различным сферам жизнедеятельности государства. Условные запрета используют тогда, когда поставщик импортной продукции не придерживается установленных правил и норм. Помимо постоянно действующих запретов, используются также сезонные и временные запреты на ввоз.

2. Количественные ограничения экспорта и импорта. Они являются традиционными методами количественного ограничения в международной торговле. К ним относятся квотирования и лицензирования.

Квотирование представляет собой лимитирование размера импорта (экспорта) за счет квот (контингентов). Квота - это установление в стоимостном или физическом выражении определенного объема экспорта (импорта) на определенный период (год, квартал, и т. д.). Квотирование осуществляется с целью ликвидации торгового и платежного дисбаланса с отдельными странами; регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке; выполнение международных обязательств и достижения взаимовыгодных договоренностей.

3. "Добровольные" ограничения экспорта. Их относят в особую группу количественных ограничений. Они представляют собой неофициальную договоренность между экспортером и импортером об ограничении ввоза определенных товаров на рынок импортера. Еще в конце 50-х гг. США начали навязывать азиатским странам соглашение о добровольном ограничении в одностороннем порядке в США текстиля, а позже - стального проката и ряда других товаров. С 1969 г. система "добровольных" квот начала действовать на мировом рынке черных металлов, охватив почти 2 / 3 мирового рынка этих товаров. И таких примеров можно привести много. В настоящее время в мире страны добились более 100 соглашений о "добровольном" ограничении экспорта и об установлении минимальных импортных цен.

Эти соглашения в первую очередь касаются торговли текстильной, швейной, обувной промышленности, черной металлургии, молочными продуктами, бытовой электроникой, легковыми автомобилями и др.

4. Антидемпинговые меры - специфические меры нетарифного регулирования представляют собой судебные и административные тяжбы, претензии, которые предъявляют национальные предприниматели иностранным поставщикам, обвиняя их в продаже товаров по заниженным ценам (ниже "нормальных" цен), что может нанести вред местным производителям.

Антидемпинговые меры часто используются страной-импортером для осуществления давления на экспортеров в целях защиты своего рынка. Демпинговые санкции могут быть разными: или демпинговый товар облагается антидемпинговой пошлиной, или экспортеру снижается квота доставки товара.

5.Технические барьеры. Это препятствия для импорта иностранных товаров, возникающие в связи с их несоответствием национальным стандартам систем измерения и инспекции качества, требований техники безопасности, санитарно-ветеринарных норм, правил упаковки, маркировки и других требований. Проверка соответствия ввезенного в страну товара всем этим требованиям обусловливается объективными требованиями производства и потребления продукции. В то же время они могут выполнять протекционистскую роль.

6. Мероприятия, связанные с выполнением таможенных формальностей. К ним относятся:

- Пограничный налог, который налагается на товары за факт пересечения границы;

- Платежи, связанные с оформлением документов на таможне, таможенным досмотром товаров, проверкой их качества;

- Другие платежи (портовые, статистические, фитосанитарные и т. д.).

7. Импортный депозит. Это предварительный залог, который импортер должен внести в свой банк перед закупкой иностранного товара. Размер залога зависит от стоимости сделки. Импортер не получает по депозиту проценты, и через несколько месяцев сумма залога возвращается. Протекционистское значение импортных депозитов состоит в том, что они увеличивают расходы импортера в ходе данной операции и повышают цену импортного товара.

Наконец можно сделать вывод о том, что успешная внешнеэкономическая деятельность во многом зависит не только от степени нормализации конкуренции на внутреннем рынке, повышения конкурентоспособности отечественной продукции, но и от знания возможностей ее сбыта, соблюдение условий работы на внешних рынках, норм и правил национальных и международных средств воздействия на внешнюю торговлю.

 

Наиболее распространенным видом ограничения торговли является таможенный тариф, который может определяться как:

1) инструмент торговой политики и государственного регулирования;

2) свод таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности;

3) конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны.

Таможенные пошлины выполняют три основные функции:

- фискальную, которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;

- протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;

- балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.

При введении тарифа отечественная цена импортного товара поднима­ется выше мировой цены. Тариф на импорт обеспечивает защиту отечественных производителей аналогичных товаров, а отечественные потребители оказываются в числе проигравших, так как облагаются дополнительным налогом через возросшие цены.

В условиях свободной торговли внутренние цены товаров будут близки к мировым ценам, и избыток спроса над предложением покрывается за счет импорта. В результате введения тарифа импорт сокращается, а отечественное производство товара возрастает, внутреннее потребление снижается. Отечественное производство расширяется потому, что отечественные производители не платят тариф и поэтому могут производить свои товары с более высокими предельными издержками, чем на мировом рынке. Тариф на импорт, таким образом, защищает низкоэффективные отрасли отечественного производства от иностранной конкуренции. Чистые потери национального благосостояния представлены производственным и потребительским эффектами тарифа.

Производствен­ный эффект тарифа – сокращение благосостояния вследствие переключения потребительского спроса с более дешевой им­портной продукции на более дорогую отечественную. Возрос­шие платежи потребителей стимулируют расширение неэф­фективного отечественного производства с высокими предель­ными издержками, в то время как при отсутствии тарифной защиты ресурсы труда и капитала могли бы быть использова­ны более эффективно в других секторах экономики. Потребительский эффект тарифа – сокращение благосостояния вследствие вынужденного сни­жения потребления. Потребители согласны были бы заплатить за дополнительное количество товара дополнительную цену для того, чтобы удовлетворить свой спрос, не сокращая его. Однако тариф не позволяет этого сделать и поэтому внут­реннее потребление снижается.

По способу взимания:

Адвалорные — (от лат. ad valorem — от стоимости) — определяются в процентах от таможенной стоимости товаров. Применяются обычно к сырьевым и продовольственным товарам, например, 5 % от таможенной стоимости. Таможенная стоимость заявляется декларантом, а поданные им сведения должны основываться на достоверной, количественно определяемой информации.

Специфические — устанавливаются в виде конкретной денежной суммы за единицу (веса, объема, штуки и др.) товара. Применяются, как правило, к готовым изделиям, могут устанавливаться в евро, например, 0,3 евро за килограмм;

Комбинированные — при исчислении используются оба вышеупомянутых вида ставок, при этом чаще всего уплате подлежит большая из исчисленных сумм. Например, 10 % от таможенной стоимости, но не менее 0,5 евро за килограмм.

По объекту обложения:

• импортные — пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;

• экспортные — пошлины, которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары, и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет;

• транзитные — пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Встречаются крайне редко и используются преимущественно как средство торговой войны.

По характеру:

• сезонные — пошлины, которые применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Обычно срок их действия не может превышать нескольких месяцев в год, и на этот период действие обычного таможенного тарифа по этим товарам приостанавливается;

• антидемпинговые — пошлины, которые применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров;

• компенсационные — пошлины, накладываемые на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров.

Обычно эти особые виды пошлин применяются страной либо в одностороннем порядке в чисто защитных целях от попыток недобросовестной конкуренции со стороны ее торговых партнеров, либо как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы страны, со стороны других государств и их союзов. Введению особых пошлин обычно предшествует расследование, проводимое по поручению правительства или парламента, конкретных случаев злоупотреблений положением на рынке со стороны торговых партнеров.

По происхождению:

• автономные — пошлины, вводимые на основании односторонних решений органов государственной власти страны. Обычно решение о введении таможенного тарифа принимается в виде закона парламентом государства, а конкретные ставки таможенных пошлин устанавливаются соответствующим ведомством (обычно министерством торговли, финансов или экономики) и одобряются правительством;

• конвенционные (договорные) — пошлины, устанавливаемые на базе двустороннего или многостороннего соглашения, такого как Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), или соглашений о таможенном союзе;

• преференциальные — пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Цель преференциальных пошлин — поддержать экономическое развитие этих стран за счет расширения их экспорта. С 1971 года действует Общая система преференций, предусматривающая значительное снижение импортных тарифов развитых стран на импорт готовой продукции из развивающихся стран. Многие страны с импорта из развивающихся стран не взимают таможенные пошлины вообще.

По типам ставок:

• постоянные — таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств. Подавляющее большинство стран мира имеет тарифы с постоянными ставками;

• переменные — таможенный тариф, ставки которого могут изменяться в установленных органами государственной власти случаях (при изменении уровня мировых или внутренних цен, уровня государственных субсидий). Такие тарифы — довольно редкое явление, но используются, например, в Западной Европе в рамках единой сельскохозяйственной политики.

По способу вычисления:

• номинальные — тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе. Они могут дать только самое общее представление об уровне таможенного обложения, которому страна подвергает свои импорт или экспорт;

• эффективные — реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров.

 

 

Показатель конкурентоспособности это обобщенная количественная характеристика социально экономических явлений в единстве с их качественной определенностью, проявляющихся при удовлетворении конкретных потребностей.

В самом общем смысле конкурентоспособность - это способность опережать других, используя свои преимущества в достижении поставленных целей. Различают конкурентоспособность товаров, компаний, стран и даже целых регионов. При этом все эти понятия тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Под конкурентоспособностью товара понимается сочетание его потребительских свойств, обеспечивающее ему успех на рынке по сравнению с аналогичными товарами других компаний. Конкурентоспособность товара определяется следующими основными факторами: ценой, качеством, уровнем послепродажного обслуживания, эффективностью рекламы, системой сбыта, сроками и технологией производства, объемом продаж.

Конкурентоспособность компании - это способность использовать свои сильные стороны и концентрировать свои усилия в той области производства товаров или услуг, где она может занять лидирующие позиции на внутреннем и внешнем рынках. К основным факторам, определяющим конкурентоспособность компании, относятся: стратегия фирмы, наличие материальных, трудовых и финансовых ресурсов, инновационный потенциал, доля рынка, эффективность менеджмента.

Конкурентоспособность страны или региона зависит от способности создавать эффективную, способную к инновациям систему производства товаров и услуг, и тем самым обеспечивать высокие стандарты жизни.

К международным компаниям относят те компании, сфера коммерческой и производственной деятельности которых распространяется на зарубежные страны. При этом, оценивая конкурентоспособность такой компании, необходимо учитывать основные факторы конкурентоспособности ее продукции, самой компании и страны базирования. Обобщая вышеизложенное, можно сказать, что конкурентные позиции международной компании в стратегическом плане базируются на таких основных компонентах микро- и макроуровня, как ресурсы и возможности самой компании, конкурентные условия отрасли, национальные факторы.

Под конкурентоспособностью страны Институт менеджмента (Institute of management development) понимает способность национальной экономики создавать и поддерживать среду, в которой возникает конкурентоспособный бизнес. Ежегодное аналитическое исследование конкурентоспособности Институт проводит с 1989 года в содружестве с исследовательскими организациями во всем мире. До 1996 года Институт готовил отчеты о конкурентоспособности экономик совместно с аналитической группой Всемирного экономического форума (ВЭФ), а с 1996 года эти две организации выпускают два разных исследования (ВЭФ готовит ежегодный доклад и сопровождающий его рейтинг глобальной конкурентоспособности — The Global Competitiveness Report, который основан на Индексе глобальной конкурентоспособности — The Global Competitiveness Index).

На сегодняшний день издание The IMD World Competitiveness — одно из наиболее полных исследований по проблемам конкурентоспособности государств и регионов, которое в ряде стран используется для формирования государственной политики и определения дальнейших действий правительства по повышению конкурентоспособности национальной экономики, а также стратегических бизнес-решений в крупных компаниях. Каждое государство в рейтинге оценивается на основе анализа 333 критериев по четырем основным показателям ключевых аспектов экономической жизни страны:

1) Состояние экономики. 2) Эффективность правительства. 3) Состояние деловой среды. 4) Состояние инфраструктуры.

Всемирный экономический форум (ВЭФ) — швейцарская неправительственная организация, наиболее известная организацией ежегодных встреч в Давосе. На встречи приглашаются ведущие руководители бизнеса, политические лидеры, видные мыслители и журналисты. Предметом обсуждения являются наиболее острые мировые проблемы, включая здравоохранение и охрану окружающей среды. ВЭФ — это не только трибуна для дискуссий, он инициирует экономические и политические исследования. Так, с 1979 года специалисты ВЭФ составляют ежегодный доклад «Глобальная конкурентоспособность», в котором оценивают более чем 100 стран мира по двум главным показателям — индексу потенциального роста и индексу конкурентоспособности.

Отчёт о глобальной конкурентоспособности является ежегодным докладом ВЭФ. С 2004 г. Отчёт о глобальной конкурентоспособности ранжирует страны на основе «Глобального индекса конкурентоспособности». Индекс конкурентоспособности оценивает способность стран обеспечить высокий уровень благосостояния своих граждан. Что в первую очередь зависит от того, насколько эффективно страна использует ресурсы, которыми располагает. При этом для поддержания уровня жизни в условиях свободного рынка, как правило, необходимо постоянное повышение производительности труда и качества товаров/услуг.

Первы места Отчета за 2013-2014 гг. заняли: Швейцария 5.67 (—), Сингапур 5.61 (—), Финляндия 5.54 (—), Германия 5.51 (+2), США 5.48 (+2). Казахстан поднялся с 51 на 50 место.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1009; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.