Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Наука как специфическая форма духовной деятельности




Основные методы и структура научного познания

В понимании структуры научного познания философы разделились на две партии: эмпирики полагают, что в основании науки лежат факты чувственного опыта, а рационалисты утверждают, что научное знание покоится на аксиомах и постулатах. Таким образом, у эмпириков научное знание складывается по образу мозаики из множества отдельных опытных фактов, между которыми ученый ищет причинные связи. У рационалистов наука подобна дереву, вырастающему из немногих корней-аксиом, а факты опыта оказываются чем-то вроде листьев на ее ветвях. Эмпирики предпочитают индуктивные методы, а рационалисты отдают предпочтение методам дедуктивным. Латинское слово inductio означает «представление, приведение» (здесь: представление множества фактов в какой-либо общей форме; приведение данных опыта к общему знаменателю). Индукция - это обобщение опытных данных. Мы мыслим индуктивно всякий раз, когда, сравнивая разные предметы, приходим к заключению об их сходстве или различии. Дедукция же исходит из общих понятий, на основе которых мышление выносит суждение о тех или иных опытных данных. Эталоном научного знания среди эмпириков считается классическая механика; рационалисты в качестве образца научности рассматривают математику.

Раздел философии, рассматривающий проблемы научного познания, его методы и формы, называется методологией, в которой принята классификация методов на общие, к числу которых относят: методы эмпирических исследований (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент и др.), теоретических исследовании (восхождение от абстрактного к конкретному и др.), эмпирических и теоретических исследований (идеализация, формализация, анализ, синтез и др.) и специальные, определяемые каждой наукой в соответствии со своим предметом познания.

В качестве форм научного познания отмечают: вопрос - это положение, требующее разрешения; проблему, вскрывающую противоречия между наличными, устаревшими знаниями, и недостаточностью новых; гипотезу, заключенную в доказательном предположении разрешения совокупности вопросов и проблем; теорию, систематизирующую знания, полученные в ходе решения вопроса, проблемы и доказательства истинности гипотезы.

В общем понимании наука — это система, сознания и деятельности, людей, направленная, на достижение объективно-истииных знаний и систематизацию доступной человеку и обществу информации. Научная деятельность включает в себя следующие.; элементы: субъект, объект, цель (цели), средства, конечный продукт, социальные условия, активность субъекта. Субъект — носитель сознательной целенаправленной деятельности. Субъектами науки являются ученые и специалисты — научные работники, коллективы ученых и обслуживающий персонал, например, научно-производственные ассоциации, бюро, объединения, научные школы. В предельно общем выражении субъектом науки выступает человечество как всеобщий носитель познавательной потребности и пользователь научными результатами. Объект (в общем понимании) — это все состояния бытия, которые становятся сферой приложения активности субъекта. Объекты науки универсальны. Сюда включаются явления и сущности, законы и случайности микро-, макро- и мегамиров, внешне объективированные и внутреннеидеальные состояния человека и социальных групп. Уникальность объектов науки — их второе свойство. Оно состоит в том, что в отличие от чувственно воспринимаемой житейской конкретности в поле активности ученого присутствуют теоретические конструкции, которым нет непосредственного аналога в природном окружении. Так, ученые-теоретики исследуют свойства точки, линии, "абсолютно черного тела", "идеального газа" и т. д., а затем переводят полученные результаты на уровень непосредственных объектов. В связи с усложнением научного познания различают объект науки и предмет научного исследования. Предметом научного исследования становится конкретная часть объекта науки. Например, объектом биологии в целом выступает живое вещество, а предметом физиологии высшей нервной деятельности —процессы центральной нервной системы. Цель вообще — это предвосхищение в мышлении человека средств, последовательности и результатов осуществления деятельности. Благодаря цели действия людей обретают конкретную последовательность и эффективность. Цели науки многообразны. К непосредственным относятся: описание, объяснение, предсказание, истолкование тех процессов и явлений, которые стали ее объектами (предметами). Систематизация знаний и реализация полученных научных результатов в управлении, производстве и других сферах общественной жизни, в улучшении ее качества — все это также является целями науки. Их как бы задает общество, а не объект. Одним словом, цели науки — это сложная система ожидаемых результатов научной деятельности. Средство — это способы действия и орудия для осуществления какой-либо деятельности. К средствам науки относят в первую очередь методы мышления — правила, следуя которым можно оптимально достичь положительного результата, а также методы эмпирического исследования — правила наблюдений, экспериментов и т. д. Помимо методов значительную часть средств составляет активная и пассивная техника — система научных приборов, устройств, зданий и сооружений, в которых осуществляется научная деятельность. Важнейшее значение имеет денежно-кредитное обеспечение научной деятельности. Универсальные средства науки — язык и разумно-рассудочный уровень мышления.; Конечный продукт, результат — это итог, завершение, показатель осуществленной последовательности действий. Результаты науки также многообразны. Но смысл ее — получение научного знания, которое отличается следующими показателями: объективная истинность (наибольшая степень соответствия свойствам объекта, отсечение пристрастий, оценок самого ученого), систематизированность, логическая обоснованность, полнота для данного уровня познания, открытость для компетентной критики, интерсубъективность (т.е. знание есть результат деятельности не одиночки ученого, а целостного процесса развития науки, поэтому открытия одних ученых проверяют другие), практическая применимость. Формами научного знания выступают: научные факты, гипотезы, проблемы, законы, теории, концепции, научные картины мира.

Результатами науки являются не только научные знания, но и:

• научный способ рациональности, который выходит за пределы науки и проникает во все сферы бытия людей;

• технические и методические новации, которые могут применяться вне науки, прежде всего в производстве;

• нравственные ценности — образцы честности, объективности, добросовестности, реализуемые в профессиональной деятельности.

Социальные условия науки — это совокупность элементов организации научной деятельности в обществе, государстве. К ним относятся: потребность общества и государства в истинных знаниях, создание сети научных учреждений (академии, министерства, научно-исследовательские, институты и объединения), государственная и частная поддержка науки денежными средствами, вещественно-энергетическое обеспечение, коммуникационное (издание монографий, журналов, проведение конференций), подготовка научных кадров. Активность субъекта — один из важнейших элементов функционирования науки. Без инициативных действий ученых, научных сообществ научное творчество также не может быть реализовано, как и без необходимого уровня финансирования. обеспечения методами, техникой и т. д. Хотя, конечно, в истории культуры существуют примеры, когда ученые достигали выдающихся научных результатов, не обладая необходимыми материальными средствами и находясь в ограниченных социальных условиях (Архимед, Г. Галилей, Дж; Бруно, А. Л. Чижевский и др.). Итак, функционирование науки раскрывает ее уникальность и высокую общественно-человеческую значимость. В составе культуры общества наука включена в систему духовной культуры человечества. Помимо науки в нее входят: искусство, мораль, религия, право, идеология, мировоззрение и другие элементы. Их общим признаком выступает продуцирование в идеальной форме норм и правил мышления, общения, поведения и иных состояний человеческого бытия. Так как человеческое существование исторично, т.е. эволюционировало от простейших состояний к более сложным и совершенным, то и науки прошла такой же путь эволюции.

Существует несколько точек зрения о времени возникновения науки.

• Наука так опыт практической деятельности людей началась с каменного века (около 2 млн лет назад), когда человек стал приобретать и передавать практически значимое знание.

• Как доказательный вид знания, отличающийся от мифологического мышления, наука возникла в V в. до н.э. в Древней Греции.

• Наука появилась в период расцвета поздней средневековой культуры, когда была осознана высокая значимость опытного знания в творчестве таких деятелей церкви в Англии, как Р.Гроссетест, Р.. Бэкон.

• Самая распространенная точка зрения: наука возникла в XVI-XVJI вв., когда появились работы И. Кеплера, X. Гюйгенса, Г. Галилея, И. Ньютона и других ученых. Признаками науки выступают: построение математических моделей объектов, эмпирические результаты экспериментального уровня, мысленные обобщения физического и математического типов. К этой эпохе относится и создание социальных условий науки: возникают Лондонское Королевское общество (первое научное объединение ученых), Парижская академия наук.

• Есть и такая точка зрения: время возникновения науки — конец первой трети XIX в., когда произошло совмещение исследовательской деятельности и высшего образования, объединенных на основе общей научно-исследовательской программы. И создатели науки — немецкие естествоиспытатели В. Гумбольдт и Ю. Либих.

В целостном культурном творчестве человечества указанные точки зрения на возникновение науки раскрывают особенности ее эволюции от исходных "преднаучных" состояний к полноценному самостоятельному феномену. В собственном смысле наука как специфический вид деятельности ученых-одиночек возникла в V в. до н.э., а как полноценное социально-духовное образование — с XVII в. Современная наука охватывает огромную область знаний — около 15 тыс. дисциплин, которые в различной степени отдалены друг от друга. В XX в. научная информация за 10—15 лет удваивается. Если в 1900 г. существовало около 10 тыс. научных журналов, то в настоящее время — несколько сотен тысяч. Более 90% всех важнейших достижений научно-технического уровня приходится на XX в. 90% ученых, когда-либо живших на Земле, — наши современники. Число ученых по профессии в мире к концу XX столетия достигло свыше 5 млн человек. Сегодня можно утверждать, что наука коренным образом изменила жизнь человечества и окружающей его природы. По мнению ряда ученых, в том числе академика В.И. Вернадского, началась новая антропогенная эра Земли. Формируется ноосфера — оболочка Земли, преобразующаяся на -основе науки в положительно значимое для человека и живого вещества состояние. Пока такой уровень не достигнут, но прогресс позволяет это сделать. Современная наука имеет очень сложную организацию. С точки зрения предметного единства, все ее многочисленные дисциплины объединяются как комплексы наук — естественных, общественных, технических, гуманитарных, антропологических. Естествознание — система знаний и деятельности (по ее достижению), объектом которых является природа — часть бытия, существующего по законам, не созданным активностью людей. Обществознание — система наук об обществе — части бытия, постоянно воссоздающегося в деятельности людей. В процессе вещественного, энергетического, информационного и иного рода взаимодействия людей с природой и друг с другом создается новая реальность — общество. Оно становится объектом научного познания, так как имеет свои особые законы и должно быть определенным образом упорядочено. В противном случае разнонаправленная активность индивидов будет малоэффективной и даже гибельной. В рамках общественных наук изучаются законы и специфика макро- и микрообъединений и общностей людей (социология, демография, этнография, история и т. д.). Технические науки изучают законы и специфику создания и функционирования сложных технических устройств, используемых индивидами и человечеством в различных сферах жизнедеятельности. Мир техники уникален, он имеет свои законы, которые необходимо профессионально изучать для достижения технического прогресса. Гуманитарные науки — системы знаний, предметом которых выступают ценности общества. К ним относятся: общественные идеалы, цели, нормы и правила мышления, общения и поведения, основанные на определенном понимании полезности для индивида, группы и человечества каких-либо предметных действий. Сфера гуманитарных наук велика. Она включает философию, религиоведение, этику, эстетику, юридические науки и т. д. Антропологические науки — совокупность наук о человеке, о единстве и различии его природных и общественных свойств. Сюда относятся: физическая антропология, философская антропология, педагогика, культурная антропология, медицина (в трехстах специализациях), криминология и т. п. Существуют и иного рода классификации. О них вы можете узнать из рекомендованной литературы. Важно выделить аспекты взаимосвязи и взаимодействия указанных наук. Они могут быть установлены по различным основаниям. Во-первых, по методам. Так, метод наблюдения применяется во всех группах наук. Во-вторых, по типу проникновения в сущность объекта: эмпирический и теоретический уровни познания представлены в каждой из наук в разной степени завершенности. И в-третьих, антропное (т.е. человеческое), которое выступает универсальным основанием взаимосвязи.

Именно человек является основным звеном связи всех наук.

Это обосновано тем, что человек:

• непосредственно осуществляет процесс познания, задает его цели, определяет программу, контролирует протекание собственной познавательной активности;

• использует результаты наук для удовлетворения своих родовых и личных потребностей;

• постоянно совершенствует научную деятельность;

• определяет смысл науки, идеалы, прогнозирует развитие.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1118; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.