Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование характера




Формирование характера, проблема перевоспитания характера


В. И. Ленин учил во всем видеть общее, особенное и единичное. В характере более отчетливо, чем в чем-либо другом в личности, видно то общее, что свойственно всем советским людям, то особенное (в данном случае — профессиональное и возрастное), что свойственно учащимся профтехучилищ, и, наконец, то единичное, что делает каждого учащегося индивидуально неповторимым.
В характере каждой личности всегда есть черты, отражающие своеобразие ее жизненного пути, поэтому характер человека — сгусток его биографии. Но вместе с тем в любом характере в еще большей степени представлены черты, отражающие качества, общие для людей конкретно-исторической эпохи. Общее, особенное и единичное в личности всегда находится в единстве и взаимопроникновении, и это единство должно лежать в основе формирования личности и характера.
Формировать личность — значит стремиться формировать характер. Но надо понять и обратную закономерность: формировать характер учащегося — значит формировать нужные ему черты личности. О формировании характера говорят: «Посеешь поступок — пожнешь привычку. Посеешь привычку — пожнешь характер. Посеешь характер — пожнешь судьбу».
Многие из формируемых личных качеств учащегося могут и не стать чертами его характера, но если эти качества полезны, они так или иначе найдут свое выражение в его характере. Так, аккуратность, даже не ставшая чертой характера, обязательно будет способствовать формированию дисциплинированности как черты характера. Вместе с тем характер должен формироваться не в виде отдельных его свойств, а в виде его черт с закономерно связанной структурой.
(...) Группу черт характера, склад личности учащегося как члена советского общества и будущего рабочего составляют:
коммунистическая идейность как моральное качество, включающее в свою структуру стремление к достижению самых передовых и гуманных идеалов, воплотивших в себе многовековые чаяния трудящихся;
советский патриотизм, выражающий отношение учащегося как гражданина к своей Родине, народу, коммунистическому строительству;
социалистический интернационализм как существенная особенность морального облика советских людей;
ненависть к врагам социалистической Родины, к врагам коммунизма;
бдительность, порождающая чувство высокой личной ответственности и развивающаяся через формирование политических убеждений.
Выделение этой группы черт характера объясняется не только тем, что они создают своеобразный стержень всего характера, наиболее важный комплекс среди остальных черт, но также и тем, что они проявляются в поступках, которые не могут быть низведены только до какого-нибудь одного отношения каждого из людей.
Важнейшие черты характера учащегося как будущего сознательного квалифицированного рабочего — это коллективизм (он был уже рассмотрен выше, в теме 7), активность, самостоятельность и дисциплинированность.
Активность в деятельности выражается в деловитости, расторопности и подвижности. Активный человек не может сидеть сложа руки, когда другие работают. Он непременно включится в работу колектива или займется своей. Активный учащийся на уроках внимательно слушает, записывает что-либо или выполняет ту или иную учебную работу, а может быть, помогает товарищу, и это ценная черта характера, но только в деятельности, направленной на достижение важных целей. Нецелеустремленная активность или не достигающая цели, когда человек берется за многое, но ничего не доводит до желаемого результата, превращается в суетливость и разбросанность.
Самостоятельность — это ставшая чертой характера способность работать без посторонней помощи независимо от того, выполняется работа по заданию руководителя или по собственной инициативе. Самостоятельность учащегося отнюдь не в том, что он обходится без помощи преподавателя, а в том, что в качестве основной движущей силы выступают его собственные побуждения. При этом деятельность учащегося, опирающаяся на эти внутренние побуждения, интенсивно направляется, регулируется и контролируется обучающим.
Самостоятельность полезна только при дисциплинированности.
Дисциплинированность — это ставшая чертой характера склонность человека к точному соблюдению правил работы и норм поведения. Отдельное, случайное проявление дисциплинированности может быть и у самого недисциплинированного по характеру учащегося. Дисциплинированность может стать и чертой его личности — он никогда не будет нарушать трудовую дисциплину. Однако, если он будет дисциплинированным только потому, что нет никаких внешних стимулов к нарушению дисциплины, еще нельзя говорить, что дисциплинированность — черта его характера. Нельзя будет сказать о нем как о дисциплинированном по характеру, если он дисциплинирован только на занятиях, а в быту или в спорте нет.
Дисциплинированность можно считать чертой характера, только если она будет определять все поведение учащегося в самых различных случаях и нарушение дисциплины при любых обстоятельствах станет противным его натуре. Один из показателей дисциплинированности учащегося — умение своевременно и четко выполнять указания преподавателя.
Взаимодействие людей при длительном общении часто накладывает значительный отпечаток на их характеры. Общность дела, одинаковость требований профессии создают общность и некоторых черт у представителей тех или иных специальностей, обозначаемую как профессиональный характер, отчетливо видный при сравнении, например, работника торговли, шахтера и монтажника-высотника. Общение с другими людьми создает предпосылки и для самовоспитания характера.
Характер проявляется и формируется в делах и поступках человека. Отсюда важное правило воспитания характера: одними словами, объяснениями, указаниями и уговорами, не реализующимися в делах и не служащими образцом, руководством для последующих действий, сформировать характер нельзя. Но нельзя и недооценивать слово как силу, воспитывающую характер человека. Слова, дающие знание как руководство к действиям, помогающие создать идеал как цель деятельности и самосовершенствования, призывающие стимулировать деятельность и, наконец,- способствующие правильной оценке общественного значения сделанного, — такие слова необходимы для формирования характера. Все это и выражает психологическую сущность правильно поставленного идейно-политического воспитания, в процессе которого формируются лучшие черты характера сознательного квалифицированного рабочего. Характер человека, несомненно, обусловливается объективными обстоятельствами жизненного пути, но сами обстоятельства создаются и изменяются поступками человека; поступки и обстоятельства жизни, обусловливающие эти поступки,, глубоко взаимосвязаны. Поэтому нелепо ссылаться на характер человека в оправдание дурных и неправильных поступков. Характер не врожденное качество личности, он создается, формируется и преобразуется в течение жизни. Человек сам участвует в выработке своего характера и сам должен всегда нести ответственность за него.


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1060; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.