Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Самооценка и уровень притязаний




Самооценка — это представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или закрыто.

В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида.

Функции самооценки:

Регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора

Защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности

Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида. В теории, самооценка — это оценивание человеком самого себя.

Многие считают, что самооценка человека во многом зависит от понимания другими людьми его достоинств. Когда люди поддерживают человека, внимательны и добры к нему, выражают одобрение, человек утверждается в том, что он много значит для всех и самого себя. Но исходя из концепций восточных философий, самооценка - это базовая сущность человека, это что-то, с чем он родился, это то, что есть у него по умолчанию, потому что ты человек, потому что ты родился, потому что ты живешь и по умолчанию являешься частицей Вселенной. Истинная самооценка строится на принятии себя, людей, процессов жизни и этого мира, потому что так есть, просто так есть и все, и остается просто жить и получать удовольствие. Самооценка - это то, что не могут определить для тебя другие, её нельзя понять умом, можно только почувствовать! В современной психологии есть три вида самооценки:

заниженная

нормальная

завышенная

Уровень притязаний личности — это стремление к достижению цели той степени сложности, на которую человек считает себя способным.

Люди, обладающие реалистическим уровнем притязаний, отличаются уверенностью, настойчивостью в достижении своих целей, большей продуктивностью по сравнению с людьми, уровень притязаний которых неадекватен их способностям и возможностям.

Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, его поведение становится неадекватным, возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность. Из этого следует, что уровень притязаний тесно связан с самооценкой личности и мотивацией достижения успехов в различных видах деятельности.

Американскими учеными Д. Макклеландом и Д. Аткинсоном разработана теория мотивации достижения успехов в различных видах деятельности. Согласно этой теории, люди, мотивированные на успех, ставят перед собой цели, достижение которых однозначно расценивается ими как успех. Они стремятся во что бы то ни стало добиться успеха в своей деятельности, они смелы и решительны, рассчитывают получить одобрение за действия, направленные на достижение поставленных целей. Для них характерны мобилизация всех своих ресурсов и сосредоточенность внимания на достижении поставленных целей.

Совершенно иначе ведут себя люди, мотивированные на избегание неудачи. Для них явно выраженная цель в деятельности заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Человек, изначально мотивированный на неудачу, проявляет неуверенность в себе, не верит в возможность добиться успеха, боится критики, не испытывает удовольствия от деятельности, в которой возможны временные неудачи.

27. классификация человеческих потребностей

В сегодняшней теории менеджмента есть несколько классификаций непосредственных потребностей человека, которые направлены на решение определенных задач связанных с самым максимальным применением потенциала работников, реализуя их непосредственные потребности.

Со времен Аристотеля использовали именно эту систему классификации потребностей человека. Автором популярной классификации является психолог Маслоу. В его системы классификации все потребности человека делятся на четыре группы.

группа куда относятся все физиологические потребности человека;

группа потребностей человека – это потребность в безопасности;

группа такой классификации - это все потребности причастности человека к каким-либо группам или коллективам людей;

группа человеческих потребностей по данной классификации – это потребности к самореализации, самовыражению и признанию.

Данные четыре группы образуют между собой определенную иерархическую лестницу, где критерием расположения выступает их удовлетворение. Используя эту классификацию можно проследить закономерность того, что не всегда поднятие зарплаты может способствовать лучшей работе подчиненного.

То есть на каждом этапе потребностей человека, существуют свои рычаги воздействия. Именно поэтому все варианты нужно рассматривать индивидуально, подходя к каждому работнику в отдельности.

К. Альдерфером также была предложена еще одна модель человеческих потребностей. Структура этой модели так же было иерархической. В его классификации также существовала группа потребностей физиологических и группа человеческих потребностей безопасности, как и в классификации Маслоу.

Третьей группой человеческих потребностей в данной классификации являлась группа потребностей связи. Это группа соответствовала двум группам в классификации Маслоу: группе потребностей причастности и группе потребностей признания, самореализации.

Еще одной группой в данной классификации являлась группа потребностей роста. К этой группе относятся все потребности, которые каким-то образом связаны со стремлениями к развитию и росту у человека.

Альдерфер полагал, что для того, чтобы удовлетворить высокие потребности не обязательно удовлетворять и более низкие по иерархической лестнице потребности. В этом и заключается отличие его классификации и теории от классификации и теории Маслоу.

Альдерфер считал, что все потребности проявляются у человека в один период времени, что не одна из человеческих потребностей не является доминантной. Отсюда следует, что с самого начала своей жизни человек испытывает потребность в развитии. Но все это не является опровержение теории и классификации Маслоу, это наоборот расширяет и дополняет его теорию.

Из этих двух, описанных теории, следует, что на любом этапе человек испытывает все потребности из групп, хочет их удовлетворить, но на каждом этапе у этих потребностей разная приоритетность.

Еще одну классификацию человеческих потребностей представил Д. МакКлелланд. По его классификации все человеческие потребности делят на три группы. К первой группе относятся потребности достижения, ко второй – потребности соучастия, а к третьей группе – потребности власти.

В данной теории, у этих групп человеческих потребностей иерархическая структура отсутствует. Д. МакКлелланд считает, что все этих группы человеческих потребностей взаимодействует между собой. Эта взаимодействие зависит только от особенностей психологии человека. И оно связано с последними уровнями классификации и теории и Альдерфера, и Маслоу.

Еще существует теория Герцберга. По данной теории все факторы, которые являются определяющими в поведении человека, можно условно разделить на две группы. К перовой группе отнести все гигиенические факторы, а ко второй группе – все мотивирующие факторы.

Первую группу факторов он относит к обеспечению физиологических потребностей человека, потребности в уверенности и в завтрашнем дне и в будущем в целом, гигиенические и санитарные условия труда, а также потребности в безопасности. Ко второй группе факторов, к мотивирующим факторам относятся все потребности человека в развитии и самовыражении.

Подмарковым (российским социологом) были рассмотрены лишь три группы человеческих потребностей. Первая группа – это потребности в обеспечении, вторая группа человеческих потребностей – это потребность престижа, а третья группа – это потребности призвания.

 

Требование полноты не соблюдено ни в одной из выше перечисленных классификаций: ни в классификации Маслоу, ни в классификации Альдерфера, ни в теории МакКлелланда. В их классификациях отсутствуют группы, к которым можно было бы спокойно отнести потребности человека в духовном совершенствовании, вере и к свободе.

Существует классификация Каверина. Основанием для построения данной классификации стали принципы доминирования и деятельности. Каверин считает, что все сделанное человеком в жизни, исчерпывается только четырьмя группами деятельности.

К первой группе относится труд, ко второй – общение. Третья группа – это познание, а четвертая – это реакция. Каждому из видов деятельности человека должна соответствовать своя группа человеческих потребностей.

По Каверину все потребности человека можно поделить на потребности в творчестве, на социогенные потребности, на психические, физические потребности и на биогенные. К каждой группе потребностей относятся строго определенные человеческие потребности.

Все рассмотренные теории похожи в том, что движет человеком удовлетворение потребности, но при этом оно регулируется при помощи различных социально-психологических потребностей. Если первая группа полностью удовлетворяется, то решающей становится вторая. Это все используется как в теории, так и в практике менеджмента.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 864; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.