Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие механизма правового регулирования, его структура




Таким образом, применение права — это властная де­ятельность компетентных органов и лиц по подготовке и принятию индивидуального решения по юридическому делу на основе юридических фактов и конкретных правовых норм.

Применение права имеет следующие признаки:

1) осуществляется органами или должностными лица­ми, наделенными функциями государственной власти;

2) имеет индивидуальный характер;

3) направлено на установление конкретных правовых последствий — субъективных прав, обязанностей, ответ­ственности;

4) реализуется в специально предусмотренных процес­суальных формах;

5) завершается вынесением индивидуального юридичес­кого решения.

 

Правоприменение – сложная последовательная деятельность, осуществляемая в рамках нескольких этапов, стадий.

Можно выделить три основные стадии правоприминительного процесса:

1)установление фактической основы дела;

2)установление юридической основы дела;

3)решение дела.

Установление фактической и юридической основы дела выступают как бы подготовленными стадиями применения норм права. Принятие решения является завершающей и вместе с тем основной стадией. После этого решение должно быть исполнено и конкретное общественное отношение реально урегулировано.

49. Правоприменительный акт: понятие и виды.

Официальной формой и итогом выражения правоприменительной деятельности выступают акты применения права, по­средством которых закрепляются решения компетентных орга­нов по конкретному юридическому делу. Эта разновидность пра­вовых актов характеризуется определенными специфическими чертами, из которых основными, на наш взгляд, можно назвать следующие.

Во-первых, акт применения права — это решение по конкрет­ному делу официального компетентного органа, которого госу­дарство уполномочило на реализацию права в определенных сфе­рах общественных отношений.

Во-вторых, акт применения права содержит государственно-властное веление, обязательное для соблюдения и исполнения всеми, кому оно адресовано, и обеспечиваемое силой госу­дарства.

В-третьих, акт применения права имеет определенную, уста­новленную законом форму.

В-четвертых, акт применения права направлен на индивиду­альное регулирование общественных отношений. В нем строго индивидуализируются (персонифицируются) субъективные права и юридические обязанности конкретных лиц исходя из определенной жизненной ситуации. Акт применения прав регу­лирует не вид общественных отношений, а единичное, конкрет­ное отношение.

С учетом изложенного можно сформулировать понятие акта применения права. Акт применения праваэто официальное ре­шение компетентного органа по конкретному юридическому делу, содержащее государственно-властное веление, выраженное в опре­деленной форме и направленное на индивидуальное регулирование общественных отношений.

Акты применения права следует отличать от других правовых актов, в частности от нормативно-правовых. Это отличие состоит в следующем.

1. Нормативно-правовой акт носит общий характер, регулиру­ет определенный вид общественных отношений, обращен ко многим лицам, действует до тех пор, пока его не отменят. Акт применения права носит индивидуальный характер, регулирует конкретное общественное отношение, обращен к конкретным лицам, его действие распространяется на конкретный случай.

2. Нормативно-правовой акт устанавливает, изменяет или от­меняет нормы права, являясь общей нормативной основой пра­вового регулирования. Акт применения права этого делать не может. Он претворяет, реализует общие предписания норматив­ного акта в жизнь, выступая необходимым средством перевода общеобязательных нормативных предписаний в сферу конкрет­ных жизненных ситуаций и применительно к конкретным людям. Например, закрепленное в Конституции РФ (норматив­ный акт) право малоимущих граждан на получение бесплатного жилья превращается в конкретное право, переходит из потенци­ального права в реальное только посредством акта применения права — решения соответствующего органа о выделении кварти­ры и выдачи на нее ордера.

Правоприменительные акты принимают практически все ор­ганы государства, в различных сферах общественной жизни, в связи с урегулированием различных жизненных ситуаций и т.д., что и обусловливает их разнообразие. Поэтому классификация правоприменительных актов на виды может проводиться по раз­личным основаниям.

1. По субъектам, осуществляющим применение права, акты под­разделяются на: а) акты государственных органов и обществен­ных организаций; б) акты главы государства — Президента РФ;

в) акты федеральных органов власти и управления; г) акты орга­нов власти и управления субъектов Российской Федерации;

д) акты органов правосудия; е) акты органов прокуратуры;

и) акты органов надзора и контроля; ж) акты коллегиальные и единоличные.

2. По предмету правового регулирования, т.е. по отраслям при­меняемых норм различают: а) акты конституционно-правовые; б) акты административно-правовые; в) акты уголовно-правовые;

г) акты применения материального и процессуального права.

3. По форме правоприменительной деятельности можно выде­лить: а) акты исполнительные, связанные с применением диспо­зиции нормы права, имеющей дозволяющее содержание, и при­званные наиболее эффективно регулировать многообразные проявления правомерного поведения; б) акты правоохранитель­ные, связанные с реализацией правовых санкций за совершенное правонарушение, а также с применением мер по их предупреж­дению.

4. По функциональному признаку, т.е. по их месту в механизме правового регулирования, выделяют два вида: а) акты-регламентаторы, определяющие субъектов конкретного отношения; ука­зывающие объем их субъективных прав и юридических обязан­ностей; предусматривающие моменты возникновения конкрет­ного правоотношения, условия его развития и прекращения;

б) правообеспечительные акты, которые также выполняют из­вестную роль в индивидуальном регламентировании обществен­ных отношений. Но это не основное их назначение. Функции актов этого вида состоят главным образом в том, чтобы на основе властных полномочий компетентных органов обеспечить реали­зацию правоотношений и, следовательно, достижение целей пра­вового регулирования.

5. По форме внешнего выражения акты применения права под­разделяются на акты-документы и акты-действия.

Правоприменительный акт-документ — это надлежаще офор­мленное решение компетентного органа, составленное в пись­менном виде, поскольку требуется строгая определенность в фиксации, например, фактических обстоятельств расследуемого дела, применении мер государственного принуждения и т.д. Все это позволяет точно установить содержание акта, проверить за­конность и обоснованность его издания.

Акты-документы имеют различную структуру, что обусловле­но положением правоприменительного органа и значением рас­сматриваемых вопросов, а также юридической силой решения и процедурой его принятия.

По структуре их можно разделить на акты-документы:

а) включающие все четыре его составные части — вводную, опи­сательную (констатирующую), мотивировочную и резолютив­ную (приговор или решение суда, другие юрисдикционные акты); б) состоящие из трех частей — вводной, описательной, резолютивной, что характерно для следственных и административных протоколов; в) содержащие две части — вводную и резо­лютивную (акты-разрешения на совершение определенных дей­ствий); г) не имеющие указанных разделов, за исключением ре­золютивной части (резолюции «утвердить», «оплатить», «испол­нить» и т.п., наложенные должностным лицом на соответствую­щих документах).

По наименованию правоприменительные акты-документы подразделяются на указы, постановления, приказы, протоколы, приговоры, решения, предписания и т.д.

Правоприменительные акты-действия делятся на словесные и конклюдентные. Словесные акты применения права-действия — это, к примеру, устные распоряжения руководителя органа, отда­ваемые подчиненным и т.п.

Конклюдентные правоприменительные акты-действия со­вершаются посредством сочетания определенных жестов, движе­ний и тому подобных действий, явно и наглядно выражающих решение субъекта применения права (жесты милиционера, осу­ществляющего регулирование движения транспорта и пеше­ходов).

Как и письменные, правоприменительные акты-действия об­ладают властной силой и влекут юридические последствия. Отказ от выполнения или ненадлежащее их выполнение может повлечь дисциплинарную, административную, материальную, уголов­ную ответственность.

6. По своему юридическому значению акты применения права могут быть подразделены на основные и вспомогательные. Ос­новные — это акты, которые содержат завершенное решение по юридическому делу (приговор, решение суда). Вспомогательны­ми считаются такие акты, которые содержат предписания, подго­тавливающие издание основных актов (надзора и контроля, про­цедурно-процессуальные).

В зависимости от действия во времени правоприменительные акты делятся на акты однократного действия (наложение штра­фа) и длящиеся (регистрация брака, назначение пенсии и др.).

Механизм действия права в юридической литературе рассматривается в различных аспектах с учетом обусловленности и взаимодействия права с другими социальными явлениями и факторами жизни.

Называют, в частности, социальный механизм действия права, в котором обеспечивается доведение правовых предписаний до всеобщего сведения, направление поведения субъектов путем постановки социально-полезных целей, формирование социально-полезных образцов поведения, осуществление социально-правового контроля (В.П. Казимирчук).

Есть основания для обособления политического аспекта действия права с учетом сохранения значения тезиса о том, что закон есть мера политическая, наличия в политике и праве общих черт и определенного порядка взаимодействия (Н.И. Матузов, А.В. Малько).

Уместно ставить вопрос о психологическом механизме действия права, проходящего через формирование и реализацию мотивов поведения людей, социально и право-активной позиции, побуждения к достижению полезного для личности результата.

Наконец, важнейшим в праве является инструментальный, специально-юридический механизм действия права.

Механизм правового регулирования определяют как систему взаимодействующих правовых средств и способов перевода нормативности права в режим упорядоченности общественных отношений.

В структуре механизма правового регулирования называют три главных компонента:

1) нормативная основа механизма правового регулирования, на стороне которой юридические принципы, нормы права, предписания законодательства. В нормативной основе нужно видеть способы урегулирования: связывания, дозволения, запреты, рекомендации, ограничения, стимулы.

2) правоотношения в полном наборе элементов состава, а также с предпосылками для участия в нем: гражданство, правосубъектность, юридический факт.

Механизм правового регулирования может действовать в условиях непосредственной реализации норм права — таких ее форм, как соблюдение, исполнение, использование: вне правоотношений и в регулятивных правоотношениях. Однако если на пути реализации норм права встречаются препятствия, то права и обязанности реализуются только в правоотношениях. Механизм правового регулирования в этом случае оснащается другими средствами, в том числе юрисдикциоиными.

3) его действие полностью воплощается в формировании такого порядка общественных отношений, который называют право; порядком.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 490; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.