Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие философии и её предмет. Место философии в культуре




Экономическая интеграция

Набирающая силу интернационализация производства порождает новые организационные формы, которые позволяют преодолеть препятствия, создаваемые государственными границами. Важнейшей из таких форм стала интеграция национальных хозяйств. Экономическая интеграция - это высшая на современном этапе ступень ин­тернационализации хозяйственной жизни. В результате интег­рации углубляется международное разделение труда, что интен­сифицирует обмен товарами, услугами, капиталами и рабочей силой. Повышается уровень обобществления производства, а это требует целенаправленного, планомерного регулирования экономических процессов в масштабе межгосударственных объ­единений.

 

В переводе с греческого термин "философия" означает "любовь к мудрости". Что же означает это любомудрие в содержательном плане? Долгое время у нас практически общепринятым было определение философии как науки о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Однако сегодня это определение нельзя признать удовлетворительным, потому что оно не дает возможность отличить философию от науки. Попытки провести такое различие сводятся обычно к двум аргументам. Дескать философия абстрактная наука, а отдельные науки конкретны. И второй аргумент - философия всеобщая наука, изучает весь мир, а науки изучают его отдельные фрагменты. Сомнительность таких аргументов, "защищающих" специфику философии, ее право на существование, нетрудно показать. Если говорить об абстрактности философии как ее отличительном признаке, то математика, теоретическая физика могут с успехом оспорить пальму первенства у философии. Второй аргумент тоже оказывается очень уязвимым, если учесть, что нужно выявить специфику философии по отношению не к отдельным наукам (химии, биологии, физике и т.д.), когда второй аргумент был бы уместен, а по отношению к Науке. Наука с большой буквы по фронту своего исследования охватывает весь мир и человека как часть этого мира. Что же в таком случае остается на долю философии? Дублировать Науку, паразитировать на Науке, подобно блохе, сидящей на спине у быка и приговаривающей: "Мы пахали, мы пахали"?

 

Различие философии и науки нужно искать в другой плоскости. В отличие от науки, философия является теоретической формой мировоззрения. Что же такое мировоззрение и в чем специфика теоретической формы мировоззрения? Мировоззрение представляет собой систему взглядов человека на мир и на место и роль человека в мире. Специфика мировоззрения связана не с тем, что это взгляд на мир (взгляд на мир дает и наука), хотя взгляд на мир безусловно входит в мировоззрение. Специфика мировоззрения связана с тем, что это не просто знания о мире (и человеке), а оценка человеком своего места, положения в мире, своей роли, предназначения. Мировоззрения нет, если нет этого ценностного отношения человека к миру. Что значит для меня мир? И что я значу в этом мире? Будет ли мир для человека чем-то уютным, безопасным, гармоничным, рационально устроенным, познаваемым, или чем-то неуютным, опасным, дисгармоничным, хаотичным и непознаваемым. Соответственно и человек может оценивать себя по-разному: ничтожная букашка, игрушка в руках слепых сил, робинзон, затерянный в ледяных, холодных и безбрежных просторах вселенной, покоритель и преобразователь природы, венец творения и т.п.

 

Программы деятельности и поведения человека в мире зависят не только от того, что человек знает о мире и о себе, но во многом от того, как он относится к миру и себе, как оценивает мир и себя в мире. Людям первобытной эпохи, где мировоззрением была мифология, в голову не могла прийти мысль о программе покорения, завоевания природы. Для них мир представляется чем-то таинственным, могущественным, грозным, опасным. А себя они видят по сравнению с миром слабыми, беспомощными букашками, которые должны не покорять мир, ибо ответное действие грозной стихии сметет их с лица земли как пылинку, а адаптироваться, приспосабливаться, "не высовываться". А это в свою очередь, формирует программу активно-приспособительных действий, призванных укрепить их чувство уверенности, заручиться поддержкой духов предков, задобрить злые силы и т.п. Отсюда вся эта интенсивная ритуально-магическая практика первобытных людей.

 

Объективно сложившемся положением дел, отношения между людьми, реальный расклад, "соотношение сил" человека и мира определяют мировоззрение как форму ценностного осознания человеком своего реального положения в мире, которое в разные эпохи было разным. Но будучи обусловлено реально сложившимися отношениями между людьми, образом жизни, мировоззрение оказывает активное обратное воздействие на образ жизни людей, их деятельность и поведение. Мировоззрение выступает как важнейшая ценностно-регулятивная система, формирующая ценностные установки и ориентации, воплощающиеся в программы деятельности и поведения. Мировоззрение как- бы легитимизирует, санкционирует, оправдывает тот или иной образ жизни, стратегию деятельности, что совершенно необходимо как отдельному человеку, так и человечеству, какую- бы эпоху мы не взяли.

Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела:

1. онтология (учение о бытии);

2. гносеология (учение о познании);

3. человек;

4. общество.

В рамках данных четырех основных разделов философии можно выделить множество изучаемых ею частных вопросов: сущность бытия; происхождение бытия;

материя (субстанция), ее формы;

сознание, его происхождение и природа; взаимоотношение материи и сознания; бессознательное;

человек, его сущность и существование; душа, духовный мир человека;

общество; общество и человек;

природа; природа и общество; духовная сфера жизни общества;

материально-экономическая сфера жизни общества;

социальная сфера общества;

общественно-экономические формации, цивилизации;

перспективы человека, общества; экология, проблемы выживания;

особенности познания; влияние познающего субъекта на процесс познания и его результаты; ограниченность и безграничность познания; движение;

философские категории; диалектика и ее законы; и иные вопросы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 343; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.