Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия экзистенционализма и ее разновидности (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр и др.)




Одной из ведущих течений общественной мысли XX в. является экзистенциальная философия, на первый план выдвинула идею абсолютной уникальности человеческого бытия, сосредоточившись вокруг проблемы человека и его места в мире, проблемы духовной выдержки человека, попавшего в поток событий и потеряла контроль. Поколение интеллигенции, которое пережило первую мировую войну и приход к власти фашизма, эта философия заинтересовала прежде всего тем, что она сосредоточила внимание на кризисных ситуациях в жизни человека и человечества, пробовала рассмотреть человека в условиях сложных исторических испытаний. Одной из составных частей этого течения стал экзистенциализм. Источники экзистенциализма в учении Серена Кьеркегора (1813-855), который первым сформулировал понятие экзистенция, - внутреннее бытие, который постепенно переходит во внешнюю. Значительно повлияли на формирование и развитие экзистенциализма также философия жизни и особенно феноменология немецкого философа Эдмунда Гуссерля (1859-1938). Основная идея феноменологии - невозможность взаимного сведения и в то же время неразрывность сознания и человеческого бытия, личности и предметного мира, психофизической природы, социума, духовной культуры - впоследствии трансформировалась в теорию экзистенциализма.

В наше время экзистенциализм является наиболее влиятельным направлением гуманистической мысли, распространенным во всем мире. Экзистенциализм является философским выражением глубоких потрясений, которые постигли западную цивилизацию в XX в. Его сторонники считают, что катастрофические события новейшей истории обнажили неустойчивость, слабость, кинцевисть любого человеческого существования. Самым глубинным знанием о природе человека экзистенциализм признает осознанность ею собственной смертности и несовершенства. Представители экзистенциализма не делали попыток проникнуть в методологические аспекты науки или раскрыть природу морали, религии, искусства. В центре их внимания были вопросы вины и ответственности, решения и выбора, отношения человека к смерти и т.п., а проблемы науки, религии, морали, искусства интересовали их лишь постольку, поскольку они касались названных вопросов. Основными проблемами экзистенциализма стали: человек как уникальная существо, философия бытия, гуманизм, история западно-европейской цивилизации, проблема свободы и ответственности, смерти как сокровенные сути человеческого существования, проблема времени как характеристики человеческого бытия. Наша теория, подчеркивал Ж.-П.Сартром, единственная теория, которая дает человеку достоинства, единственная теория, которая не делает из нее объект. Господствующие в классической философии принципы объективизма, по мнению Хайдеггера, обусловили ее кризис. Человек, ориентированный на такой подход, становится вещью среди других вещей, теряет свою индивидуальность. Экзистенциализм стремится постичь бытие как полную нечленораздельные целостность субъекта и объекта. Он утверждает бытие как непосредственное данность человеческого существования, как екзистенцию, которую невозможно познать рациональными философскими средствами. Для того чтобы описать структуры экзистенции, философы-экзистенциалисты обращались к феноменологическому методу Э. Гуссерля. Экзистенция, считали Хайдеггер и Сартр, является бытием, которое направлено в ничто и которое осознает свою кинцевисть. Определяя екзистенцию через ее конечность, экзистенциалисты объясняют ее как временность, реальной точкой отсчета которой является смерть. Поэтому самое время, считает Хайдеггер, является самой существенной характеристикой бытия.. Три формы времени (прошлое, настоящее, будущее) являются тремя структурными элементами существования. Человеку свойственно действительное существование только в том случае, когда господствующей формой есть будущее, а преимущество современной приводит к растворению в мире. Специфичность экзистенции раскрывается через неповторимость, уникальность человеческой личности, что находит свое непосредственное воплощение в целях, замыслах, проектах, обращенных в будущее. Итак, специфичность человеческой экзистенции видится в ее постоянной нацеленности на будущее. Еще одним важным определением экзистенции является трансцендування, т.е. выход за свои пределы. К. Ясперс определяет экзистенциализм как философию бытия человека, которая выходит за пределы человека. Однако понятие трансцендентное рассматривается представителями экзистенциализма неоднозначно. С точки зрения Сартра и Камю, трансценденция есть ничто, которое выступает как глубочайшая тайна экзистенции. А Ясперс и Марсель признают реальность трансцендентного, связывая с ним жизнь и судьбу человека. Такое неоднозначное толкование трансцендентного позволяет выделить два основных направления в экзистенциализме: религиозный (Г. Марсель, К. Ясперс) и атеистический (Ж.-П.Сартром, А. Камю). Первый призывает к движению от мира к Богу, к самоуглубления, что сделает возможным достижение нового, трансцендентного измерения бытия. Самоуглубления, как утверждают представители религиозного экзистенциализма, является расширением только индивидуального Я, так как в этом процессе подрывается эгоистичная замкнутость и открываются горизонты связи со своей эпохой и вечностью. Атеистический экзистенциализм, по мнению Ж.-П.Сартром, значительно последовательнее. Он учит, что даже если Бога нет, то все же есть, по крайней мере, одно бытие, в котором существование предшествует сущности, бытие, которое существует до своего определения с помощью понятий. Этим бытием является человек, человеческая реальность. По Ж.-П.Сартром, человек сначала существует, встречается, появляется в мире, и только потом она определяется. А дальше он делает вывод, к экзистенциализм отдает каждому человеку во владение его бытие и возлагает на нее полную ответственность за существование. В этом суть основного принципа экзистенциализма, из которого вытекают важные последствия: нет заданной человеческой природы, никакая внешняя сила, кроме самого индивида, не может сделать его человеком. Тем самым экзистенциализм проводит важную идею индивидуальной ответственности человека за все, что происходит с ней и другими людьми. Развернутую концепцию человеческого бытия создали немецкие экзистенциалисты. Экзистенциальная онтология во многом отличается от классического философского учения о бытии. Если философы-классики рассматривали бытие как предельно широкое понятие, то первоосновой онтологии экзистенциализма является Dasein (здесь - бытия). В работе М. Хайдеггера Бытие и время (1927) Dasein фигурирует как понятие, определяющее бытия человека. Положение Dasein - бытие человека и Dasein присущая историчность занимают центральное место в концепции Хайдеггера. Он называет их фундаментальными экзистенциально-онтологическими высказываниями. Хайдеггер настаивает на историческом понимании человека и мира, вернее, на понимании историчности человека и мира. Признавая определенную правомерность объективистские толкования историзма, Хайдеггер доказывает, что этот взгляд не единственно возможный. Есть еще, по его мнению, и онтологический взгляд на историческую реальность, которая обеспечивается феноменологией. Феноменологический метод позволяет рассматривать человека во времени, которое не является абсолютно подвластной ему, потому что по способу своего бытия она сама является время. Если общество и природа, мир в целом имеют историю, то человек сам является историей. Еще одной специфической чертой онтологии экзистенциализма является выделение понятия In-der Wet-Sein (бытие-в-мире. Бытие-в-мире раскрывается через неотъемлемое от человека деяния, объясняется, в свою очередь, через заботу. (Забота характеризует человеческое существование в целом). По Хайдеггером, Dasein (человеческое бытие) способно не только интересоваться бытием, но и заботиться о себе как о своем бытии, о смысле своего бытия. Интересен также подход Ж.-П.Сартром к этим проблемам. Он проанализировал три формы проявления бытия человеческой реальности: бытие в себе, бытие-для-себя, бытия-для-другого. Бытие-для-себя - это непосредственное жизни самосознания, оно выступает как ничто по бытия в себе. Бытие-для-другого обнаруживает фундаментальную конфликтность межличностных отношений. Человек, по мнению Сартра, избирает свой способ бытия на фоне абсолютной случайности здесь - бытие, но она держит в своих руках все связи с миром. Не имея возможности выбирать свою эпоху, он выбирает себя в ней, свое место и действие в ней. Подчеркивая, что историческая ситуация реализуется лишь путем человеческого выбора и действия, Сартр утверждает их сознательный характер, тем самым отрицая фрейдовской теории бессознательного. Человек в экзистенциализме трактуется как существо, которому суждено находиться в истории, заброшенная в историю и не может прожить вне ее, вне общества, но в то же время способна со всей стойкостью вытерпеть самую перспективу упадка и конца истории. Философы-экзистенциалисты в связи направили внимание современников к проблеме смерти. А. Камю заявил, что основным вопросом философии должен быть вопрос самоубийства. Он видел свое гуманистическое задачу в том, чтобы помочь человеку, находится в отчаянии, сохранить жизнь. Не случайно одно из основных трудов А. Камю Миф о Сизифе называют гуманистическим манифестом. Однако гуманизм его направлен не на то, чтобы сделать человека счастливым, а на то, чтобы сделать ее сознательной, свободной от моральных и политических предрассудков и иллюзий, от разных догм и лицемерных, фальшивых идеологий. Красота и свобода, считает Камю, способные вывести людей из изоляции, сделать их богатыми духовно, морально, чувственно, интеллектуально, помочь установить социальную справедливость. Экзистенциализм осуществил попытку теоретически обосновать свободу человека в осознании и создании исторических условий для преодоления отчаяния и страха в глобальной исторической ситуации, когда человечество оказывается на грани двух возможностей - выжить или погибнуть. Безусловно, экзистенциализма свойственны и некоторые противоречия, и трудности в восприятии его положений, однако он имел значительное влияние на западноевропейскую и мировую культуру. В наше время на Западе распространились две духовных тенденции, которые пытаются опираться на экзистенциализм. Они получили название postmo-derne. Первая из них связана с модернистским искусством, с утверждением безграничного плюрализма. Ближе к экзистенциализма является вторая тенденция, которую обозначают термином постсучаснисть. Прошлое здесь рассматривается как предпосылка современного. Постсучаснисть отличается от современности тем, что видит в прошлом не просто предпосылку, и свою неотъемлемую часть. Это слияние того, что есть, и того, что было. В книге Бытие и время Хайдеггер провозглашает парадоксальную мысль, что прошлое, настоящее и будущее - тождественны. Эта мысль является абсурдной относительно физического времени, но она вполне правомерна и содержательна относительно времени культурно-исторического (социального). Одной из ведущих в современной западной философии является гуманитарно-антропологическая ориентация. Это обусловлено несколькими причинами: во-первых, стремлением найти альтернативу социалистическому гуманизма, во-вторых, попытками отыскать приемлемые для западного общества ориентиры личного и общественного развития, и, в-третьих, усилением антисциентичнои направленности некоторых течений западной философии. Сущность антропологического подхода сводится к попытке определить специфику, основы и сферы собственно человеческого бытия, человеческой индивидуальности, творческих возможностей человека, исходя из самого человека и через нее, объяснить как ее собственную природу, так и смысл и природу окружающего мира. Философская антропология в широком смысле - это философское учение о природу и сущность человека. Но в данном случае философская антропология рассматривается как течение западной философии XX века (Преимущественно немецкой), возникшая в 20-х годах как проявление общего антропологического переворота, состоявшегося в первой четверти нашего столетия в западноевропейской философии. Основными представителями этого течения являются: М. Шелер (1874-1928), Г. Плеснер (1892-1985), А. Гелен (1904-1976), Э. Ротхакер (1888-1965), Н. Е. Хенгстенберг (род. 1904), А. Д. Больнов (нар.1903. Идейными источниками философской антропологии были философия немецкого романтизма и философия жизни. Для методологического обоснования и непосредственного анализа разнообразных проявлений человеческой сущности представители философской антропологии широко применяют некоторые принципы трансцендентализма Канта и неокантианства, трансцендентальной феноменологии Гуссерля и трансцендентальной аналитики человеческого бытия Хайдеггера. Представители философской антропологии трактуют ее как науку о метафизическом происхождении человека, о его физическом, психическом, духовном начала в мире, о тех силах и тенденциях, которые двигают ею и которые она приводит в движение. Специальные науки о человеке, даже в их единстве, по мнению Шелера, не дают четкого представления о сущности человека, не проясняют ее. В этих условиях задача философской антропологии состоит в том, чтобы четко показать, каким образом из основной структуры человеческого бытия вытекают все специфические монополии, свершения и дела человека: язык, совесть, инструменты, оружие, идеи справедливого и несправедливого, государство, руководство, искусство, миф, религия, наука, историчность и общественность. Философская антропология должна объединить конкретно-научное, предметное изучение различных сторон и сфер человеческого бытия с целостным философским его постижением, то есть путем объективного осмысления и использования нового научного знания восстановить целостный философский образ человека. Итак, центральным вопросом этой философского течения является вопрос о сущности человека. Немецкий философ Г. Плеснер подчеркивал, что этот вопрос (о сущности человека) можно развернуть в двух направлениях: горизонтально, то есть в направлении, которое определяется поисками человеком его связей с миром, в ее деяниях и страданиях, и вертикально, т.е. в направлении, которое возникает вследствие ее естественного положения в мире как организма в ряд организмов. Можно надеяться на целостное охвата обоими этими направлениями человека как субъект-объект природы, не разделяя ее в искусственных абстракциях. Объединяющим началом философской антропологии, как видим, проблема человека. Однако, в этом принципиально едином целостном философском направлении сосуществуют относительно самостоятельные антропологические концепции: 1) биологическая (Хелен, Портман) 2) культурологическая (Ротхакер, Ландман) 3) религиозная (Шелер, Хенгстенберг. А) педагогическая (Больнов. Практически все они исходят из основной тезисы Шелера о принципиальной противоположность человека и животного. Если животное исконно и всесторонне зависит от природных поездов и привязана к конкретной среды, условий своей жизни, то человек является свободным, независимым существом, поведение которого строго и однозначно не предопределяется естественной целесообразностью, что дает ей возможность относиться к предмету своего творчества с определенной умеренностью. Согласно биологической концепции человек является биологически недостаточным существом, поскольку ей не хватает инстинктов. Она не завершена и не закреплена в животно-биологической организации, атома и не имеет возможности вести исключительно естественное существование. Человек отдана сама себе и поэтому вынуждена искать отличные от животных средства воспроизведения своей жизни. Хелен считал, что история, общество и его учреждения - это формы дополнение биологической недостаточности человека, которые реализуют ее напивинстинктивни направления. Хелен отрицает положения об историческом характере процесса разрушения системы инстинктов у человека, считая этот процесс извечной и органической характеристикой человеческой природы. Он пытался доказать, что именно в антиобщественной и противоестественном поведении человека и утверждается ее родовая сущность. И далее он делает вывод, что становление этой сущности разрывает связь с природными предпосылками антропосоциогенеза. Другой представитель философской антропологии - Плеснер считает, что для объяснения человека не может быть использовано такое понятие, как биологически недостаточное существо. Тем самым он констатирует ограниченность биологической концепции и предлагает свое видение сущности человека. Природу человека Плеснер определяет на основе анализа биофизических аспектов ее существования и данных науки о духе и культуре. Применяя методологические принципы Плеснера, философская антропология в целом выдвигает требование построения концепций, свободных от засилья и эмпирических, чисто априорных подходов, от необоснованных метафизических толкований человеческой природы. В значительной мере это нашло отражение в культурологической концепции современной философской антропологии. (Основной представитель этого течения немецкий философ Э. Ротхакер разрабатывал концепцию человека под влиянием идеи исторической обусловленности познания, теории наук о духе. Он пытался объяснить человека во всей ее целостности, выдвинуть такую трактовку ее природы, в которой эмпирическая предметность и духовная суб ' объективности были бы органично объединены Задача, по Ротхакером, заключается в преодолении абсолютизации как предметности, так и духовности человека, в рассмотрении ее как живой и творческой исторической личности. Последняя, по его мнению, имеет три составляющие: во-первых, животная жизнь человека, во-вторых, определенное порывами и чувствами Оно, в-третьих, мыслящее и самоусвидомлене Я Основную внимание Ротхакер уделял позитивному определению свободы человека, его открытости миру, ее деятельной активности Человек в него является творцом и носителем культуры, а культура рассматривается как специфическая форма выражения творческого ответа личности на вызов природы, как стиль жизни и образ ориентации в мире. Соглашаясь с общей для философской антропологии характеристикой человека как существа, воспринимает внешний мир с определенной дистанции, Ротхакер отрицает, что человек вследствие своей открытости миру не имеет окружающей среды, среды обитания. Эту проблему он решает следующим образом: конкретно-исторические культуры отличаются согласно их измерений видбирковистю, т.е. каждый имеет определенный культурный порог, который пропускает только то, что может иметь значение для собственного стиля жизни индивида. Человек, по его мнению, имеет мир, в результате ее деятельности лишь тогда сужается до определенной среды обитания, когда из общего мирового целого вичленовуються определенные духовные ландшафты Еще одной оригинальной концепцией, которая сформировалась в рамках философской антропологии, является религиозная В ней воспроизводятся и развиваются шелеривськи представление о объективность человеческого духа, о его способности к непредвзятого отношения к миру. По мнению Шелера, человеку свойственна некоторая врожденная благосклонность, любовное отношение к вещам, к другим людям, которую невозможно вывести из ее биофизической природы. Сущность этого отношения коренится в тесной связи с божественным актом любви или с некоторой общей основой всех вещей, где укоренившиеся и жизни, и духовное начало. Следовательно, считает Шелер, становление человека как духовного существа является одновременно воплощением, осуществлением божественного в человеке. 139 Другой представитель религиозной антропологии Хенгстенберг рассматривал человека как существо, открытую для ничто и для бесконечности. Отсюда следуют, по его мнению, три основных способа поведения: объективный, необъективный, утилитарный. Человек свободен в принятии решения в пользу одного из этих способов, но, будучи вынужденной принимать решения, она одновременно принуждается и о свободе. В своих рассуждениях о человеке, его эволюцию Хенгстенберг ставит перед собой задачу объединить эволюцию и учения о религиозном сотворении мира. Представители религиозной антропологии стали на позиции иррационализма, заявили о непознаваемости человека, противопоставили анализу ее социальной сущности поиск ее исконной природы, которая раскрывается в жизненном мире человека, неподвластной разуму и цилеспрямо-гателей влияния. И, наконец, четвертая концепция философской антропологии - философско-педагогическая - в значительной степени представлена учением А.Ф. Больнов. Он стремится постичь человеческую жизнь учитывая сама жизнь, исключая все внешние связи и отношения. Экзистенциализм, по мнению Больнов, возникает именно в период переоценки ценностей, когда все ставится под сомнение и сопротивления можно найти лишь в самом себе. Выход из кризиса он видит в восстановлении связей с внешней реальностью. Такой реальностью выступают прежде другие люди, человеческое общество со своими учреждениями, силы духовного мира. Для того чтобы жить, человек должен определить свою меру жизни, которая является индивидуальной для каждого человека. Эта постоянная величина выступает критерием человеческого существования. Больнов считает, что в настоящее время человечности угрожают три основных фактора: безудержное стремление к успеху, растворение отдельного в массовом, деградация человека и превращения ее в простой объект. При этом последнее осуществляется в тоталитарных системах или в системах, которые манипулируют мнением. Поэтому важной задачей является воспитание в лице способностей и способности к самостоятельному соображения и суждения. Существенными чертами человечности, по мнению Больнов, является сострадание, доброта, справедливость и терпимость. Чтобы спасти человечность, необходимо сохранить такие черты. Это - цель исторического процесса. Итак, представители философской антропологии, разрабатывая свои учения, полемизируя с другими течениями, отмечают необходимость постижения природы бытия и прежде всего человеческого бытия. Однако, как правило, антропологическая целостность человека рассматривается вне ее практическими отношениями с природой и исторической реальностью. Своеобразным синтезом экзистенциальной и религиозной философии является персонализм, основная характерная черта которого - атеистическая тенденция, что признает личность и ее духовные ценности высшим смыслом земной 140 цивилизации. Основные представители персонализма: П. П. Боун (1847-1910), Р. Т. Флюеллинг (1871-1960), З. Ш. Брайтмен (1884-1954), М. У. Калкинс (1863-1930) в США; Х. У. Керр (1857-1931) - в Англии, В. Штерн (1871-1938) - в Германии; Э. Мунье (1905-1950), Ж. Лакpya (1900-1986) - во Франции и другие. Предметом философского исследования в персонализм является творческая субъективность человека. С точки зрения персоналистов, в XX в. концепциями, которые наиболее одухотворены личностными идеями, является персонализм, экзистенциализм и марксизм. Экзистенциализм заинтересован в постижении внутреннего жизни человека, марксизм - ее имманентных характеристик. В объединении этих концепций и их переосмыслении через основные принципы персонализма философы-персоналистов видят путь к созданию настоящей философии современности. Последовательные персоналистски учения в западной философии разрабатываются американскими и французскими философами и составляют две ведущие тенденции в персонализм. Первая тенденция - американская персоналистски философия характеризуется как наиболее абстрактное академическое учение. Личность в американском персонализм трактуется как неповторимая, уникальная субъективность, направленная на созидание общественного мира. История человечества представляется как одностороннее развитие личностного начала, в ходе которого человек достигает наивысшего блаженства в единении с Богом. Персона, с точки зрения американского персонализма, - это особый мир в себе, замкнутый для других созданных личностей и открыт только для всеведущего создателя. Персона по своей природе никогда не бывает объектом, так как полное погружение ее в мир вещей означало бы для нее потерю духовной уникальности. Персона, таким образом, - это сложная деятельная духовная система человека, внутренний динамический свет ее личного сознания, априорный относительно предметного мира. Американские персоналистов утверждают, что существуют только личности и то, что они создают, поэтому любая реальность, наконец, личностной. Специфической чертой этого направления является стремление объединить противоположные типы философского мышления - сциентистского и экзистенциально-антропологического. Традиционная проблема религиозной философии - обоснование союза религии и науки - выступает в американском персонализм в форме сочетания сциентизма и антисциентизму. Наука, по мнению персоналистов, утверждает рациональность мира и всеобщностью законов природы. Научное знание добывается и реализуется в мире вещей. Но человек не может быть счастливой результате удовлетворения лишь материальных потребностей. Она стремится понять, постичь глобальный смысл истории, пытается достичь счастья путем нравственного самоусовершенствования. В целом, рассматривая американский персонализм, следует выделить следующие его особенности: 1) в центре философских интересов лежит религиозно-этическая проблематика, 2) основное внимание уделяется вопросам свободы и нравственного воспитания. Моральное самоусовершенствование гражданина ведет к обществу гармонии личностей - это основная идея американского персонализма. Вторая тенденция - французский персонализм - характеризуется как социально-активная философская доктрина, которая использует феноменологически-экзистенциальные традиции в Исследовании специфики человеческого бытия. Сторонники этой концепции пытались переосмыслить проблему человека через призму новейших достижений современной науки и социальной практики. Французские персоналистов считают, что для личности характерны три основные черты в их диалектическом взаимодействии: во-первых, экстериоризации - самоосуществление, самовоплощения человека во внешнем мире, во-вторых, интериоризация - внутренняя сосредоточенность индивида, его духовный мир, обращенность к начальным, глубинных слоев собственного Я, в-третьих, трансценденция - внутренний принцип личностного бытия, который в равной степени распространяется как на деятельность человека по освоению и осмысления внешнего мира, так и на внутреннюю жизнь личности, - это постижение высших божественных ценностей - истины, Красоты, Добра. В понимании французскими персоналистов личности одной из главных является мнение о отошел (присоединен) существования, то есть активный диалог христиан с современностью, привлечение верующих людей к общественным движениям, где религиозное миропонимание должно быть конструктивным фактором превращения мира на гуманистических принципах. Акцентируя внимание на воспитательной функции личностной философии, персоналистов значительное внимание уделяют проблеме личностного общения. Обществу как совокупности форм совместной деятельности, которые сложились исторически, философы-персоналистов противопоставляют общество личностей, в котором происходит объединение людей по ту сторону слов и систем. Для французского персонализма, благодаря значительному влиянию марксистской теории, характерна тенденция к пониманию социальной обусловленности личностного существования. Социальная концепция персоналистской философии базировалась на критическом анализе капиталистической и социалистической общественных систем, их негативных и позитивных сторон. Социальная философия французского персонализма разрабатывает проект новой цивилизации, где преодолеваются недостатки и закрепляются достижения реально существующих общественных систем. С 1977 г. в теории французского персонализма преобладает ориентация на учение о постиндустриальное общество. Особенностью социального учения персонализма является также предоставление преимущества в определении основ общественной организации жизни личности и ее духовным ориентациям. Между американским и французским персонализмом есть определенные отличия и в понимании социальных проблем. Первое направление отмечает констатации кризиса западного общества и человека, подменяя социальную проблематику задачей самоусовершенствования личности. А второй акцентирует основное внимание именно на социальной доктрине. Рассматривая персоналистски философию, следует также остановиться на таком ее варианте, как диалогический персонализм, который является своеобразным сочетанием экзистенциализма, философской антропологии, классического персонализма и диалектической теологии. Представителем этого течения является еврейский религиозный философ М. Бубер (1878-1965). Его диалогический персонализм базируется на философии межличностных отношений, которая включает в себя размышления о двойственности человеческого Я, отчужденность личности от природного и социального мира, экзистенциальную вину индивида. М. Бубер говорил, что лучше подготовлена к самопознанию человек, чувствует себя одиноким, то есть та, которая или по характеру, или под влиянием судьбы, или вследствие и того, и другого осталась наедине с собой, со своими проблемами, и которой повезло в этой опустошительные одиночества встретиться с собой, в собственном Я увидеть человека вообще, а в собственных проблемах - общечеловеческую проблематику. М. Бубер различает два основных миры, обусловленных отношением индивида к окружающей действительности. Первый мир базируется на отношении Я-Оно. В нем человек воспринимает окружающие ее предметы и других людей как безличные объекты. А второй мир базируется на отношении Я-Ты и предусматривает становление неотчужденный, одухотворенных связей между человеком и его окружением. С помощью выделения этих миров Бубер пытается раскрыть специфику человеческого бытия. Мир отношений, по мнению Бубера состоит из трех сфер жизни: 1) физической (Космос), которая свидетельствует о взаимосвязи человека с природой, 2) психической (Эрос), указывающая на связь с другими людьми, 3) поэтической (Логос), которая предусматривает связь человека с духовными сущностями. Все сферы жизнедеятельности человека в своей целостности составляют бытия, в котором происходит существования человека, диалог между людьми, между индивидом и окружающим миром, между личностью и Богом, Задание философии М. Бубер видит в опровержении иллюзий, раскрытии человеку ее собственного отношения к самой себе, к другим людям, к Богу; в изменении образа жизни через выявление диалогической природы человеческого бытия; в устранении возможных препятствий, стоящих на пути формирования чистосердечных отношений между людьми. В наше время, несмотря на социальную доктрину, персоналистски учения потеряли свое влияние. Проблематика персонализма разрабатывается экзистенциализмом, философской антропологией, феноменологией, герменевтикой. Подытоживая сказанное, подчеркнем некоторые особенности экзистенциальной философии: экзистенциальная философия - это целостный идейное движение, сконцентрированное вокруг проблемы человека, сформировавшийся на исторической почве социальных кризисов XX века, экзистенциальная философия попыталась отыскать теоретико-методологические пути к комплексному изучению человека.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1056; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.