Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Монополистическая конкуренция и олигополия




В двух предыдущих главах мы рассмотрели, как фирмы с монопольной властью выбирают цену и объем производ­ства, максимизирующие прибыль. Мы также видели, что монопольной властью обладают не только фирмы, являю­щиеся чистыми монополистами. Во многих отраслях про­мышленности конкурируют несколько фирм, но каждая обладает по меньшей мере некоторой монопольной властью — она контролирует уровень цен и назначает це­ну, превышающую предельные издержки. Рынок монополистической конкуренции про­давцов аналогичен совершенно конкурентному рынку в том смысле, что на нем также много фирм и проникновение на рынок новых фирм не ограничено. Но он отличается от совершенно конкурентного рынка тем, что рыночная про­дукция дифференцирована: каждая фирма продает особый тип или вариант товара, который отличается по качеству, оформлению или престижности, и каждая фирма является монопольным производителем своей марки товара. Размер монопольной власти, которым обладает фирма, зависит от успеха в дифференциации своего продукта по сравнению с продуктами других фирм. Примеров монополистической конкуренции немало: зубная паста, стиральные порошки, безалкогольные напитки и т. п.Вторая форма рыночной структуры, которую мы рас­смотрим, — олигополия. На олигопольных рынках друг с другом конкурируют лишь несколько фирм, и вступление на эти рынки новых фирм затруднено. Товар, производи­мый фирмами, может быть дифференцирован (например, автомобили) и не дифференцирован (сталь). Монопольная власть и прибыль в олигопольных отраслях промышлен­ности частично зависят от того, как взаимодействуют фир­мы. Например, если взаимодействие имеет тенденцию к сотрудничеству, а не к конкуренции, фирмы могут назна­чать цены существенно выше предельных издержек и по­лучать большую прибыль. В некоторых олигопольных отраслях фирмы сотруд­ничают, а в других — агрессивно конкурируют, хотя это и приводит к снижению прибыли. Чтобы увидеть, почему это происходит, нам необходимо рассмотреть, как олигопольные фирмы принимают решения по объему производства и ценообразованию. Каждая фирма, принимая решение, должна взвесить вероятную реакцию своих конкурентов. Чтобы изучить олигопольные рынки, мы должны, следова­тельно, рассмотреть ряд основных принципов стратегии фирм.Третья форма рыночной структуры — картель. На картелизированном рынке некоторые или все фирмы вступают в откровенный сговор — они сообща координируют свои цены и объемы производства, чтобы максимизировать свои совместные прибыли. Картели могут возникать на рынках, которые ранее были конкурентными, как это было с ОПЕК или с международным картелем бокситов. На первый взгляд картель может показаться чистой монополией. Фирмы в картеле кажутся действующими как части одной большой компании. Но картель отличает­ся от монополии двумя важными аспектами. Во-первых, так как картели редко контролируют весь рынок, они должны считаться с тем, как их политика цен повлияет на объем производства некартелизированных предприятий. Во-вторых, члены картели не являются частями одной большой компании, и у них может появиться соблазн «об­мануть» своих партнеров, снИЖАЯ ЦЕНЫ И ЗАХВАТЫВАЯ ЧАСТЬ РЫНКА. В ИТОГЕ МНОГИЕ картели имеют тенденцию к неста­бильности и представляют собой временную рыночную структуру.

56) Переходная экономика: основные задачи и их реализации в России

Особенности переходной экономики России можно кратко охарактеризовать следующим: во-первых, это историческая беспрецедентность перехода, выступающего как переход к современной рыночной экономике не от традиционной, а от особой, существовавшей в относительно небольшом числе стран плановой экономики. «Социалистичность» плановой экономики — определяющая характеристика исходного состояния современных переходных процессов в российском обществе. Сформировавшаяся в течение десятилетий социалистическая система ценностей и ориентации продолжает проявляться в действии факторов не только экономических (обусловливая трудности и своеобразие реформирования экономики), но и внеэкономических, имеющих особо важное значение в переходных состояниях. Россия вновь (как и после 1917г.) выступает первопроходцем, должна решать проблемы, не известные до сего времени. Уникальность российских проблем означает, что в их решении нельзя полагаться на какие-либо «конкретные модели», разработанные для переходных процессов; во-вторых, российское^ общество сегодня на пути реформаторского развития должно осуществлять как бы и «возвратное» движение к эффективному использованию рыночных отношений со всеми их атрибутами, разнообразию форм собственности, развитию предпринимательской деятельности и т.д.; в-третьих, переходный процесс в России происходит в конце XX в. в особых исторических услоциях — условиях развернувшихся глобальных переходных процессов Глобальные переходные процессы в мире не могут не влиять на экономику России, содержание переходных процессов, их конечные ориентиры. В этом смысле переходная российская экономика представляет собой переплетение уникальных локальных и определенных общечеловеческих тенденций; в-четвертых, Россия в территориально-географическом и социально-экономическом аспектах занимает особое место: служит своеобразным мостом, соединяющим восточную и западную цивилизации, воплощая известное единство их культур. Российский менталитет был проникнут данным «раздвоением». В экономическом плане российское общество в значительной мере несет черты именно восточной культуры: огромная роль государственного начала, неразвитость частной собственности, прежде всего на землю; отсутствие характерного для Запада гражданского общества, господствующая роль связей, олицетворяющих зависимость «власть — человек», характерная для Востока приземленная, несущественная роль человека. Создание экономической системы нового типа, преодолевающей недостатки прежней и обеспечивающей рост эффективности хозяйствования, — довольно сложный процесс. Сложность обусловлена не только грандиозностью задач по реформированию существующей экономической системы, но и необходимостью одновременного преодоления кризисных явлений, обострившихся вследствие вступления общества в переходную экономику.В связи с этим главные задачи переходной экономики России следующие: 1. Либерализация экономики — это система мер, направленных на отмену или резкое сокращение запретов и ограничений, а также государственного контроля во всех сферах хозяйственной жизни. 2. Демонополизация экономики и создание конкурентной среды, предполагающие создание равных возможностей и условий для деловой активности всех экономических агентов (обеспечение доступа на рынок иностранных конкурентов, поощрение малого бизнеса и снижение барьеров для проникновения в отрасль и т.д.). 3. Структурные преобразования, направленные в первую очередь на устранение или смягчение унаследованной от прежней системы диспропорций в отраслевой структуре народного хозяйства и отдельных его отраслей. 4. Макроэкономическая стабилизация (в основном финансрвая), требующая подавления инфляции, ограничения денежной эмиссии, минимизации госбюджета и т.д. 5. Формирование сильной системы социальной защиты населения, которая направлена на переход к адресной социальной поддержке наиболее нуждающихся слоев населения и должна облегчить части населения приспособиться к условиям рыночной экономики. 6. Институциональные преобразования, включающие изменения отношений собственности (создание частного сектора), формирование рыночной инфраструктуры, создание новой системы государственного регулирования экономики, принятие адекватного рыночным условиям хозяйственного законодательства. В числе важнейших институциональных изменений в экономической системе, проводимых в ходе шоковой терапии, можно назвать следующие: либерализация цен; введение единых принципов налогообложения для различных секторов и отраслей, унификация ставок прямых налогов; принятие антимонопольного законодательства и проведение разукрупнения государственных предприятий в ряде отраслей; перевод государственных предприятий на полный коммерческий расчет, разделение финансов предприятий и государства; ликвидация традиционного централизованного планирования; развертывание малой приватизации, особенно в сфере розничной торговли и общественного питания; разработка правовых и организационных основ для проведения большой приватизации в промышленности, строительстве и на транспорте;обеспечение динамичного развития частного сектора во всех сферах народного хозяйства; достижение внутренней обратимости национальной валюты в свободно конвертируемые валюты по единому стабильному курсу; создание основ системы социальной защиты, в том числе службы трудоустройства, и введение пособий по безработице.

57) Инфляция: типы, формы, виды

Различают 2 типа инфляций:

1) инфляция спроса; 2) инфляция предложения;

При инфляции спроса дисбаланс между совокупным спросом и предложением возникает со стороны совокупного спроса. Такой тип инфляций возникает в том случае, когда покупательная способность населения не имеет товарного покрытия.

Механизм раскручивания инфляционного спроса характеризуется тем, что сначала увеличивается денежная масса, а затем совокупный спрос.

Инфляция предложения происходит в результате сокращения совокупного предложения в связи с удорожанием издержек производства на 1 единицу.

Рост издержек происходит из за монополизма предприятий, действия профсоюзов, использования импортных ресурсов, административного регулирования и т.д. При этом механизм раскручивания инфляций характеризуется тем, что первоначально из зи роста издержек увеличивается цены, а потом происходит расширение денежной массы.

Виды инфляций:

1) умеренная или ползучая – рост цен в год до 10%; 2) галопирующая – рост цен в год до 100%; 3) гиперинфляция – астрономический рост цен;

Современная инфляция получила название – стагфляция (это рост цен при сокращение производства).

Инфляция может существовать в двух формах:

1) открытая – т.е. рост цен в явном виде;

2) скрытая или подавленная – её проявления в том, что рост цен происходит из за дефицита товаров, при чем рост цена наблюдается скрыто только на черном рынке.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 382; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.