КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Монополистическая конкуренция и олигополияВ двух предыдущих главах мы рассмотрели, как фирмы с монопольной властью выбирают цену и объем производства, максимизирующие прибыль. Мы также видели, что монопольной властью обладают не только фирмы, являющиеся чистыми монополистами. Во многих отраслях промышленности конкурируют несколько фирм, но каждая обладает по меньшей мере некоторой монопольной властью — она контролирует уровень цен и назначает цену, превышающую предельные издержки. Рынок монополистической конкуренции продавцов аналогичен совершенно конкурентному рынку в том смысле, что на нем также много фирм и проникновение на рынок новых фирм не ограничено. Но он отличается от совершенно конкурентного рынка тем, что рыночная продукция дифференцирована: каждая фирма продает особый тип или вариант товара, который отличается по качеству, оформлению или престижности, и каждая фирма является монопольным производителем своей марки товара. Размер монопольной власти, которым обладает фирма, зависит от успеха в дифференциации своего продукта по сравнению с продуктами других фирм. Примеров монополистической конкуренции немало: зубная паста, стиральные порошки, безалкогольные напитки и т. п.Вторая форма рыночной структуры, которую мы рассмотрим, — олигополия. На олигопольных рынках друг с другом конкурируют лишь несколько фирм, и вступление на эти рынки новых фирм затруднено. Товар, производимый фирмами, может быть дифференцирован (например, автомобили) и не дифференцирован (сталь). Монопольная власть и прибыль в олигопольных отраслях промышленности частично зависят от того, как взаимодействуют фирмы. Например, если взаимодействие имеет тенденцию к сотрудничеству, а не к конкуренции, фирмы могут назначать цены существенно выше предельных издержек и получать большую прибыль. В некоторых олигопольных отраслях фирмы сотрудничают, а в других — агрессивно конкурируют, хотя это и приводит к снижению прибыли. Чтобы увидеть, почему это происходит, нам необходимо рассмотреть, как олигопольные фирмы принимают решения по объему производства и ценообразованию. Каждая фирма, принимая решение, должна взвесить вероятную реакцию своих конкурентов. Чтобы изучить олигопольные рынки, мы должны, следовательно, рассмотреть ряд основных принципов стратегии фирм.Третья форма рыночной структуры — картель. На картелизированном рынке некоторые или все фирмы вступают в откровенный сговор — они сообща координируют свои цены и объемы производства, чтобы максимизировать свои совместные прибыли. Картели могут возникать на рынках, которые ранее были конкурентными, как это было с ОПЕК или с международным картелем бокситов. На первый взгляд картель может показаться чистой монополией. Фирмы в картеле кажутся действующими как части одной большой компании. Но картель отличается от монополии двумя важными аспектами. Во-первых, так как картели редко контролируют весь рынок, они должны считаться с тем, как их политика цен повлияет на объем производства некартелизированных предприятий. Во-вторых, члены картели не являются частями одной большой компании, и у них может появиться соблазн «обмануть» своих партнеров, снИЖАЯ ЦЕНЫ И ЗАХВАТЫВАЯ ЧАСТЬ РЫНКА. В ИТОГЕ МНОГИЕ картели имеют тенденцию к нестабильности и представляют собой временную рыночную структуру. 56) Переходная экономика: основные задачи и их реализации в России Особенности переходной экономики России можно кратко охарактеризовать следующим: во-первых, это историческая беспрецедентность перехода, выступающего как переход к современной рыночной экономике не от традиционной, а от особой, существовавшей в относительно небольшом числе стран плановой экономики. «Социалистичность» плановой экономики — определяющая характеристика исходного состояния современных переходных процессов в российском обществе. Сформировавшаяся в течение десятилетий социалистическая система ценностей и ориентации продолжает проявляться в действии факторов не только экономических (обусловливая трудности и своеобразие реформирования экономики), но и внеэкономических, имеющих особо важное значение в переходных состояниях. Россия вновь (как и после 1917г.) выступает первопроходцем, должна решать проблемы, не известные до сего времени. Уникальность российских проблем означает, что в их решении нельзя полагаться на какие-либо «конкретные модели», разработанные для переходных процессов; во-вторых, российское^ общество сегодня на пути реформаторского развития должно осуществлять как бы и «возвратное» движение к эффективному использованию рыночных отношений со всеми их атрибутами, разнообразию форм собственности, развитию предпринимательской деятельности и т.д.; в-третьих, переходный процесс в России происходит в конце XX в. в особых исторических услоциях — условиях развернувшихся глобальных переходных процессов Глобальные переходные процессы в мире не могут не влиять на экономику России, содержание переходных процессов, их конечные ориентиры. В этом смысле переходная российская экономика представляет собой переплетение уникальных локальных и определенных общечеловеческих тенденций; в-четвертых, Россия в территориально-географическом и социально-экономическом аспектах занимает особое место: служит своеобразным мостом, соединяющим восточную и западную цивилизации, воплощая известное единство их культур. Российский менталитет был проникнут данным «раздвоением». В экономическом плане российское общество в значительной мере несет черты именно восточной культуры: огромная роль государственного начала, неразвитость частной собственности, прежде всего на землю; отсутствие характерного для Запада гражданского общества, господствующая роль связей, олицетворяющих зависимость «власть — человек», характерная для Востока приземленная, несущественная роль человека. Создание экономической системы нового типа, преодолевающей недостатки прежней и обеспечивающей рост эффективности хозяйствования, — довольно сложный процесс. Сложность обусловлена не только грандиозностью задач по реформированию существующей экономической системы, но и необходимостью одновременного преодоления кризисных явлений, обострившихся вследствие вступления общества в переходную экономику.В связи с этим главные задачи переходной экономики России следующие: 1. Либерализация экономики — это система мер, направленных на отмену или резкое сокращение запретов и ограничений, а также государственного контроля во всех сферах хозяйственной жизни. 2. Демонополизация экономики и создание конкурентной среды, предполагающие создание равных возможностей и условий для деловой активности всех экономических агентов (обеспечение доступа на рынок иностранных конкурентов, поощрение малого бизнеса и снижение барьеров для проникновения в отрасль и т.д.). 3. Структурные преобразования, направленные в первую очередь на устранение или смягчение унаследованной от прежней системы диспропорций в отраслевой структуре народного хозяйства и отдельных его отраслей. 4. Макроэкономическая стабилизация (в основном финансрвая), требующая подавления инфляции, ограничения денежной эмиссии, минимизации госбюджета и т.д. 5. Формирование сильной системы социальной защиты населения, которая направлена на переход к адресной социальной поддержке наиболее нуждающихся слоев населения и должна облегчить части населения приспособиться к условиям рыночной экономики. 6. Институциональные преобразования, включающие изменения отношений собственности (создание частного сектора), формирование рыночной инфраструктуры, создание новой системы государственного регулирования экономики, принятие адекватного рыночным условиям хозяйственного законодательства. В числе важнейших институциональных изменений в экономической системе, проводимых в ходе шоковой терапии, можно назвать следующие: либерализация цен; введение единых принципов налогообложения для различных секторов и отраслей, унификация ставок прямых налогов; принятие антимонопольного законодательства и проведение разукрупнения государственных предприятий в ряде отраслей; перевод государственных предприятий на полный коммерческий расчет, разделение финансов предприятий и государства; ликвидация традиционного централизованного планирования; развертывание малой приватизации, особенно в сфере розничной торговли и общественного питания; разработка правовых и организационных основ для проведения большой приватизации в промышленности, строительстве и на транспорте;обеспечение динамичного развития частного сектора во всех сферах народного хозяйства; достижение внутренней обратимости национальной валюты в свободно конвертируемые валюты по единому стабильному курсу; создание основ системы социальной защиты, в том числе службы трудоустройства, и введение пособий по безработице. 57) Инфляция: типы, формы, виды Различают 2 типа инфляций: 1) инфляция спроса; 2) инфляция предложения; При инфляции спроса дисбаланс между совокупным спросом и предложением возникает со стороны совокупного спроса. Такой тип инфляций возникает в том случае, когда покупательная способность населения не имеет товарного покрытия. Механизм раскручивания инфляционного спроса характеризуется тем, что сначала увеличивается денежная масса, а затем совокупный спрос. Инфляция предложения происходит в результате сокращения совокупного предложения в связи с удорожанием издержек производства на 1 единицу. Рост издержек происходит из за монополизма предприятий, действия профсоюзов, использования импортных ресурсов, административного регулирования и т.д. При этом механизм раскручивания инфляций характеризуется тем, что первоначально из зи роста издержек увеличивается цены, а потом происходит расширение денежной массы. Виды инфляций: 1) умеренная или ползучая – рост цен в год до 10%; 2) галопирующая – рост цен в год до 100%; 3) гиперинфляция – астрономический рост цен; Современная инфляция получила название – стагфляция (это рост цен при сокращение производства). Инфляция может существовать в двух формах: 1) открытая – т.е. рост цен в явном виде; 2) скрытая или подавленная – её проявления в том, что рост цен происходит из за дефицита товаров, при чем рост цена наблюдается скрыто только на черном рынке.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 382; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |