Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модели коммуникативных сетей и позиции социальной власти 2 страница




  1. Организованные большие социальные группы: этнос и нация.

Видное место среди массовых социальных общностей занимают этнические общности (этнос), которые могут быть представлены различными социальными образованиями: племенем, народностью, нацией. Этнос — это устойчивая совокупность людей, исторически сложившаяся на определенной территории, обладающая общими чертами и стабильными особенностями культуры и психологического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием).

 

Естественной предпосылкой формирования того или иного этноса является общность территории, поскольку именно она создает условия для тесного общения и объединения людей. Впоследствии, когда этнос сформировался, этот признак приобретает второстепенное значение и может совсем отсутствовать.

 

Другим важным условием формирования этноса является общность языка, хотя и этот признак этноса не имеет абсолютного значения.

 

Наибольшее влияние в этнической общности имеет единство таких компонентов духовной культуры, как ценности, нормы и образцы поведения, а также связанные с ними социально-психологические характеристики сознания и поведения людей.

 

Интегративным же показателем сформировавшейся этнической общности служит этническое самосознание — чувство принадлежности к определенному этносу. Видную роль в этническом самосознании играет представление об общности происхождения и исторических судьбах, входящих в этнос людей, опирающееся на генеалогические предания, участие в исторических событиях, на связь с родной землей, родным языком.

 

Сформировавшийся этнос функционирует как целостный социальный механизм и постепенно воспроизводится путем внутренних браков и через систему социализации. Для более устойчивого существования этнос стремится к созданию своей социально-территориальной организации племенного или государственного типа. С течением времени отдельные части сформировавшегося этноса могут быть разделены политико-государственными границами. Но и в этих условиях они могут сохранять этническую идентичность как принадлежащие к одной социальной общности.

 

Нация - это исторически устойчивая общность людей, возникающая в результате единства государственной, территориальной, экономической, социальной и культурной жизни. Экономическая основа существования нации характеризуется наличием общенационального рынка, который преодолевает раздробленность и замкнутость местных рынков. Народ как этническая категория становится нацией, только осознав свою индивидуальность, живое место в общечеловеческой семье. Можно говорить также о чувстве этнической принадлежности, которое характерно для рода, племени и народности. Национальной культуре свойственен фольклор, определенные обычаи и верования. Национальное самосознание является высшей формой этноисторической общности людей. Если чувство этнической принадлежности выражает бессознательное единство, то национальное самосознание - сознательную самоидентификацию нации. О прочности и интенсивности национальной самоидентификации может служить отношение к языку, традиции, обычаям, верованиям, образу жизни и т.д.

В современном смысле слова нация - это автономная, зачастую не ограниченная территориальными рамками общность, члены которой привержены общим ценностям и институтам. Представители одной нации уже могут не иметь общего предка и общего происхождения, хотя объединяющая их национальность сформировалась благодаря общей истории, языку и культуре. Проходя эволюцию от племени и народности к нации, в общности людей убывают биологические черты и начинают преобладать социально-политические и даже духовные. Если общность территории первоначально было одним из главных факторов образования нации (английская и американская), то в современном мире это уже не столько территория, сколько общая коммуникативная целостность. Нация - это "говорящее бытие", языковая общность. Общенациональный язык возвышается над диалектами и жаргонами, получает свое закрепление и развитие в литературе. Однако в современном мире есть факты, когда на одном языке говорят различные нации (английский - англичане и американцы) и наоборот, в рамках одной нации существует несколько языков (Швейцария - нация без языкового единства). Вопрос о единстве языка крайне важен для жизни нации, и все же он не определяет ее бытие: швейцарская нация говорит на трех языках; евреи, отправляющиеся на вновь обретенную родину, заново учат иврит. Русские эмигранты во втором и третьем поколении порой едва говорят на родном языке, но считают себя русскими и тоскуют по родной земле. На базе общности территории, экономической жизни и языка формируется общая культура и менталитет нации. Менталитет - это особые стереотипы и установки мышления людей.

Традиционно выделяемые признаки нации (общность экономики, территории, языка и "психического склада") явно недостаточны и ограниченны.

 

  1. Гендерная психология

В психологии гендер – это социально биологическая характеристика, с

помощью которой люди дают определение понятиям «мужчина» и «женщина».

 

Социальные психологи считают, что две основные причины, из-за которых

люди стараются соответствовать гендерным ожиданиям, - это нормативное и

информационное давление. Термин «нормативное давление» описывает механизм

того, как человек вынужден подстраиваться под общественные или групповые

ожидания, что бы общество не отвергло его.

Наказание за отказ следовать гендерным ролям может быть жестоким.

Аятолла Хомейни, правитель Ирана с 1979 до середины 1980-х гг. отменил все

законы дающие женщинам хоть какие-то права, и приговорил к смертной казнив

общей сложности 20 тысяч женщин, которые не соблюдали четкие правила,

регламентирующие их одежду и поведение.

Информационное давление вызвано тем что, расширяя наши знания о себе и

о мире, стремясь понять, какой позиции следует придерживаться в тех или

иных социальных вопросах, мы в большей степени опираемся не на собственный

опыт, а на информацию, предоставляемую окружающими. Что бы определить, что

именно является правильным, мы стараемся разузнать, что правильным считают

другие, а свое поведение считаем таковым пока наблюдаем его у окружающих.

То же относится и гендерным ролям. Когда мы смотрим вокруг и видим, как

мужчины и женщины делают разные вещи, и слышим как окружающие нас люди и

средства массовой информации подчеркивают насколько велика разница между

мужчинами и женщинами, мы приходим к выводу что так и есть на самом деле и

соответствуем этим ожиданиям. Однако иногда мы заменяем свое социальное

поведение, что бы привести его в соответствие с социальными нормами, даже

если на самом деле их не приемлем. Такой тип подчинения называется

уступчивость; тип поведения когда человек полностью согласен с нормами –

одобрение, интернализация. Третьим типом является – идентификация, в этом

случае мы повторяем действия ролевых моделей просто, потому что хотим быть

похожими на них.

 

Гендер находится под постоянным влиянием как культурных норм,

устанавливающих, что должны делать мужчины, а что – женщины, так и

социальной информации, внушающей людям, насколько велика разница между

мужчинами и женщинами. Специалисты, занимающиеся психологией развития,

обозначают термином дифференциальная социализация процесс, в ходе которого

мы учим, что есть вещи, которые свойственны одним и несвойственны другим, в

зависимости от пола обучаемого.

Зачатки дифференциальной социализации можно увидеть еще до рождения

ребенка. Примером служит желание родителей и окружающих знать, кто же

родится мальчик или девочка, ведь от этого уже многое зависит: как они его

назовут, какую одежду, игрушки будут покупать, как будут воспитывать.

Гендер является очень важной социальной переменной и родителям вряд ли бы

понравилось, если окружающие допускали бы ошибки в отношении пола ребенка.

Уже в 3 года дети с уверенностью относят себя к мужскому или женскому

полу, о называется гендерной идентификацией). В это время дети начинают

замечать что мужчины и женщины стараются по разному выглядеть, заниматься

разной деятельностью и интересоваться разными вещами. Как только ребенок

начинает замечать различия между мужчинами и женщинами у него обычно

появляется повышенное внимание к ролевым моделям, обладающим тем же полом

что и он сам, обусловленное желанием быть самым лучшим мальчиком или

девочкой. Дифференциальным подражанием объясняется, почему женщинам, как

правило, нравится ходить по магазинам и заниматься подготовкой к

праздникам, а мужчины часто этого избегают. Пока ребенок растет, он видит,

что именно женщина занимается такими делами и если ребенок – девочка, то

это будет интересовать ее гораздо больше, чем, если бы на ее месте был

мальчик. Нельзя забывать, что гендерно-ролевая социализация – это процесс,

продолжающийся в течении всей человеческой жизни, он отражает меняющиеся

обстоятельства и новый опыт.

На протяжении жизненного пути материалом для построения гендера

служит вся система того, что в данной культуре связывается с

мужественностью и женственностью.

Учителя, другие дети, родители других детей, родственники игрушки и

телевидение – из всех этих источников ребенок узнает о поведении, которое

расценивается обществом как соответствующее тому или иному гендеру.

Эксперименты показывают, что чтение книг, в содержании которых

прослеживается половая стереотипизация, приводит к увеличению доли поло-

типичного поведения в детских играх. Хотя недавние исследования показали,

что описания гендера в книгах изданных после 1980г. в достаточной степени

изменились, но библиотеки все еще полны книгами, изданными до этого

периода. А в них обычно преобладают персонажи мужского пола и женщины

изображаются исключительно в роли хранительниц домашнего очага, тогда как

мужчинам предоставлены все возможности.

Немаловажную роль в гендерно ролевой социализации играют средства

массовой информации, ведь они постоянно демонстрируют нам стереотипные

женские и мужские образы.

 

В процессе дифференциальной социализации очень велика роль детских

игрушек. Игрушки и игры помогают девочкам практиковаться в тех видах

деятельности, которые касаются подготовки к материнству и ведению домашнего

хозяйства, развивают умение общаться и навыки сотрудничества. У мальчиков

же игрушки побуждают к изобретательству, преобразованию окружающего мира,

помогают развить навыки которые позже лягут в основу пространственных и

математических способностей, поощряют независимое, соревновательное и

лидерское поведение. Зайдя в магазин, вы сразу же увидите что большинство

игрушек конкретно предназначены либо для мальчиков, либо для девочек.

Гендерную принадлежность игрушки часто содержит в себе ее название или

упаковка. По статистике взрослые покупают маленьким детям больше игрушек,

типичных для пола ребенка. Естественно будет предположить, что это является

следствием того, что мальчики и девочки предпочитают разные игрушки и

поэтому просят купить им именно их. Но является ли это предпочтение

«естественным» или создается социальным окружением? По этому поводу

существует несколько гипотез одна из них предполагает, что мальчики и

девочки изначально обладают различной врожденной предрасположенностью,

благодаря чему и начинают со временем отдавать предпочтения различным

игрушкам. Но к сожалению, мы не можем исключить возможности, что к тому

моменту, когда ребенок начинает отдавать предпочтения игрушкам типичным для

его пола, дифференциальная социализация в какой то мере уже произошла.

Таким образом, существует огромное количество факторов, которые влияют

на гендерно ролевую социализацию человека начиная уже с самого рождения и

на протяжении всей жизни.

 

  1. Проблема личности в социальной психологии.

Проблематика личности неизменно остается одной из наиболее конфликтных в социальной психологии. Это было связано с самим ее предметом -- изучением человека как социального существа. Внутренняя конфликтность всей социальной психологии личности поддерживалась невозможностью найти однозначный ответ на ее основной вопрос, а также определить однонаправленный вектор развития человека, не пренебрегая его обусловленностью всем социокультурным «полем», с одной стороны, и не отказывая в возможностях персонального самоопределения -- с другой.

 

Считается, что исследования личности в социологии посвящены ее рассмотрению как представителя той или иной социальной группы. В общей психологии личностная проблематика (типологии, проблема социализации, структура личности) рассматривается в контексте конкретного субъекта деятельности в единстве его индивидуальных свойств и социальных ролей, как социальное свойство индивида, совокупность интегрированных в нем социальных черт.

 

Исследования личности в социальной психологии направлены на выяснение, каким образом, в каких группах личность усваивает социальные влияния, каким образом реализует свою социальную сущность. Таким образом, социально-психологическая проблематика касается взаимоотношений личности с группой, проблем социализации личности и проблем социальной установки.

 

Отечественная психология существенно обогатила социально-психологические представления о развитии личности. Среди теорий, в фокусе которых находится личность - психология отношений А. Ф. Лазурского и В. Н. Мясищева, теория установки Д. Н. Узнадзе, комплексный подход Б. Г. Ананьева, социально-психологические представления о личности с позиции субъектно-деятельностного подхода С. Л. Рубинштейна, деятельностного подхода А. Н. Леонтьева и др.

 

Общей линией в развитии исследовательских подходов к анализу различных аспектов идентификационных структур личности стал все больший переход от представлений об их содержательной и функциональной определенности к идеям их динамической изменчивости и неопределенности.

 

Таким образом, развитие проблематики личности в социальной психологии всегда оказывалось тесно связанным с существующими вариациями понимания социальности в целом. Постепенное смещение ее трактовок от «жестких», внешних, ролевых к более «размытым», социокультурно заданным, множественным обусловливало и соответствующую динамику представлений о личности как социальном субъекте.

 

Для социальной психологии это выражается в наличии фактически трех равноправных логик анализа «неуловимой» личности нашего времени: понимания ее неопределенности, во-первых, как следствия объективных изменений всей социальной реальности, идущих в том же направлении, во-вторых, как следствия парадигмальных изменений в самой социальной психологии, все более смещающих фокус исследовательского интереса к анализу перемен, и, в-третьих, как отражения объективных изменений личности самого нашего современника, все более теряющего свою социальную определенность и заданность.

  1. Понятие социализации и содержание процесса социализации

В настоящий момент понятие «социализация» - одно из самых популярных у исследователей в области педагогики, социологии, психологии и политологии. Первоначально социализация определялась узко - как усвоение социального опыта (Смелзер). Затем были вычленены две функции - усвоение и воспроизводство социального опыта (Г. М. Андреева).

 

Третья функция - социальное творчество как необходимое условие социальных изменений - в определении социализации появляется в современных исследованиях социальных психологов, что позволяет окончательно представить социализацию в виде трехстороннего процесса, учитывающего и усвоение, и воспроизводство социального опыта, и социальное творчество (Е. П. Белинская).

 

Группы (семья, группа приятелей во дворе, школьный класс и т.п.), в которых личность приобщается к системам норм и ценностей своей культуры, выступают своеобразными трансляторами социального опыта и называются институтами социализации. Традиционно семье - «естественному» институту социализации - посвящено наибольшее число исследований. Это обусловлено тем, что множество переменных, относящихся к укладу семейной жизни, исследователи связывают с социальным и личностным развитием ребенка. Значимость таких институтов социализации, как школа и группа ровесников отражены в целом ряде исследований, как в отечественной, так и в зарубежной психологии. В то же время институты социализации взрослых (зрелых и пожилых) людей исследованы более фрагментарно.

 

Агенты социализации представляют тот или иной институт социализации и описаны в исследованиях как проводники в культуру. В разные периоды психосоциального развития в роли агентов социализации выступают родители, друзья, педагоги, возлюбленные (агенты микроуровня), а также СМИ и язык (агенты макроуровня). Агенты социализации представляют естественные и специализированные институты и образуют различные - формальные и неформальные - отношения с субъектом социализации.

 

Кроме того, в роли агентов социализации могут выступать не только непосредственные носители социальной информации и влияния - люди, но так, же и предметы опосредования социальной информации, например, книги, которые также выполняют роль проводника или транслятора культуры для социализирующейся личности.

 

Первоначально в социальных науках социализация была позиционирована как проблема детства, поэтому анализ этапов социализации, как правило, ограничивался детским возрастом. Имплицитно эта идея содержится в большинстве «классических» возрастных периодизаций (от психоанализа до возрастной периодизации Б. Д. Эльконина). Кроме того, некоторые авторы непосредственно рассматривают социализацию как процесс, ограниченный во времени. Так, Н. В. Андреенкова выделяет 3 основных этапа: первичную социализацию ребенка, маргинальную (промежуточную или псевдоустойчивую) подростка, устойчивую, т. е. концептуальную, знаменующую собой переход от юношества к зрелости (период от 17-18 до 23-25 лет).

 

Возрастная периодизация и возрастная социализация, охватывающая фактически всю жизнь человека от рождения до смерти, представлены в целом ряде исследований. Центральной категорией данных возрастных периодизаций, как правило, является психосоциальное развитие, которое выражается в необходимости решения целого круга нормативных личностных и социальных задач субъекта развития. Эти задачи описывают динамику новых социальных ролей или изменения в исполнении старых ролей, описывают новые требования в достижении состояния «успешной социализированности» (например, определяют время для оптимального заключения брака, рождения ребенка и т.п.), показывают возможные проблемы личностного роста. Иногда периодизация представляется исследователями как совокупность определенных этапов. Так, А. Шюц рассматривает первичную и вторичную социализации, разделяя период детства и взрослости.

 

В настоящее время уже не вызывает сомнения позиция, согласно которой социализация человека происходит в течение всей жизни, различаясь качественно на каждом возрастном этапе. О. Г. Брим, автор данной идеи, следующим образом представлял различия между социализацией детей и взрослых:

 

1) социализация взрослых преимущественно изменяет их внешнее поведение, в то время как социализация детей корректирует базовые ценностные ориентации;

 

2) взрослые могут оценивать нормы, которые им предлагаются, а дети некритично усваивают их;

 

3) социализация взрослых требует понимания социальных иерархий;

 

4) социализация взрослых направлена на овладение определенными навыками, а социализация детей формирует преимущественно мотивацию их поведения.

 

Попытки создать стадиальную систему социализации строились не только на логике возрастных изменений и решения психосоциальных задач индивида, но и, например, на включении его в трудовую деятельность. Согласно этому взгляду, следует различать дотрудовую, трудовую, и послетрудовую социализацию. Дотрудовая социализация включает в себя раннюю социализацию в дошкольном детстве, стадия обучения захватывает юность, непосредственно трудовая стадия - для зрелых взрослых, а послетрудовая стадия объединяет тех, кто вышел на пенсию.

 

Существует также представление характеристик содержания социализации как предмета исследования в контексте той или иной научной дисциплины. Стадию освоения человеком системы социальных отношений и норм, реализуемую в процессе вхождения человека в социальные группы, изучает социология. Стадию, характеризующуюся межличностными связями (положение в группе, групповые роли и т. п.), изучает социальная психология. Стадию, связанную с процессом духовного обогащения личности, развитием ее способностей и индивидуального опыта на основе опыта социального и всей системы социальных отношений, изучает целый ряд гуманитарных дисциплин. Тем не менее, попытка расчленить во времени процесс вхождения в социальную структуру, в систему межличностных отношений и процесс внутреннего обогащения, развития самоутверждения личности, по мнению некоторых исследователей, не обоснована.

 

Степень нормативного воспроизводства социального знания отражает понятие «социализированность», которое дает представление о наличии личностных и социально-психологических предпосылок, обеспечивающих нормативное поведение, или процесс социальной адаптации индивида. Фактически социализированность показывает готовность к переходу на следующую стадию социального развития. Однако акцент исключительно на функцию воспроизводства культуры в процессе социализации не позволяет понять, как происходит социальное развитие в исторической перспективе, почему и как развивается общество.

 

К механизмам социализации относят способы и средства, которые позволяют человеку усваивать социальный опыт: подражание, заражение, внушение, уподобление, адаптацию, заимствование, руководство и т. д. Поиски наиболее адекватного представления механизмов социализации приводят исследователей к гибкому использованию идеи механизма в социальном развитии личности. Так Б. Д. Парыгин, анализируя механизмы социализации, рассмотрел взгляды Г. Хибша и М. Форверга, которые описали три основных механизма формирования установки в процессе усвоения социального опыта: 1) подражание, 2) идентификация, 3) руководство, наставление, инструктирование.

 

Ведущим механизмом, обеспечивающим нормативное поведение, в зарубежной социальной психологии называют конформизм. В отличие от конформизма как механизма, конформность - характеристика податливости человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшей им позицией большинства.

 

В процессе исследований было предложено три основные теории конформности: теория неформального социального общения Л. Фестингера, теория социального сравнения Л. Фесингера и теория М. Дойча и Г. Джерарда о различиях между неформальным и нормативным социальным влиянием. В рамках исследования конформности Г. Келман описал три качественно отличных уровня конформного поведения: подчинение, идентификация и интернализация - представленные в других исследованиях в качестве механизмов социализации. В случае подчинения позиция другого лица или группы носит внешний характер и неустойчива. Идентификацию Г. Келман рассматривает как следующий по значимости уровень конформности, различая классическую идентификацию (субъект стремиться частично или полностью уподобиться агенту влияния в силу симпатии и наличия у агента желаемых черт) и в форме реципрокно-ролевого отношения (каждый участник взаимодействия ждет от другого определенного поведения и сам старается оправдать ожидания партнера). При интернализации элементы оказываемого влияния становятся частью самой личностной системы субъекта.

 

Как правило, в социальных науках механизмы социализации становятся предметом обсуждения, когда обсуждается первичная социализация, т. е. социализация ребенка. В этой связи имитацией называется осознанное стремление ребенка копировать определенную модель поведения взрослого, а идентификацией - способ усвоения детьми родительского поведения, установок и ценностей, как своих собственных. В настоящее время все чаще появляются исследования, описывающие действие такого механизма социализации как интерпретация (А. Н. Славская, М. И. Воловикова и др.). Поскольку основным условием интерпретации оказалась способность к обобщению, на основе которой возможно сделать интерпретационный вывод, данный механизм социализации более активно действует при развитом теоретическом мышлении (начиная с подросткового возраста). К механизмам, позволяющим реализовать третью функцию социализации - изменение социального опыта - мы относит такой механизм как социальное экспериментирование (см. таблицу 2).

 

Е. П. Белинская, интегрируя сферы деятельности, так конкретизирует процесс социализации личности:

 

1) на первом этапе вхождения в социум за счет расширения социальных связей ребенка, за счет становления персональной системы личностных смыслов происходит постепенная ориентировка ребенка в системе социальных ролей общества на основе предметной деятельности, задаваемой обществом;

 

2) далее в процессе социального самоопределения происходит формирование определенных структур индивидуального самосознания, связанное с процессом социального самоопределения и становления социальной идентичности ребенка на основе включения ребенка в различные социальные общности.

 

Выделение Е. П. Белинской двух граней социализации напрямую подводит к уточнению динамики самого развития в процессе социализации. Первоначальная ориентировка ребенка в системе социальных ролей за счет расширения социальных связей, а также за счет становления персональной системы личностных смыслов приводит к тому, что ребенок более или менее осознанно причисляет себя к определенным социальным группам, что приводит к принятию им предписанного социального статуса.

 

Ориентировка в системе предметных деятельностей, задаваемых обществом, происходит на основе включения в ту или иную социальную группу. То есть, если мы анализируем логику процесса социализации, то социализация в деятельности («деятельностная» социализация) является производной от «статусной» социализации. Также результатом процесса «статусной» социализации является формирование определенного самосознания и социальной идентичности личности.

 

Рассмотрим более подробно классификацию различных видов социализации с точки зрения предложенных идей относительно ее нормативного, группового и деятельностного измерения (см. таблицу 3).

 

В данной классификации ключевую роль играет возрастная социализация - непрерывный процесс, продолжающийся на протяжении всей жизни человека и детерминированный социальными нормами для каждого возрастного этапа. Речь идет о самых общих нормах: о нормативном расширении семейного окружения (включение в другие - внесемейные - институты социализации), о признаках «взрослости», о начале трудовой деятельности и возможности создания собственной семьи и т. п.

 

В рамках возрастной социализации осуществляется наиболее жесткий контроль общества за индивидуальным развитием в виде принудительного следования психосоциальным нормам развития. Индивиды, не соответствующие психосоциальным нормам своего общества, автоматически бывают вытеснены в маргинальные группы «больных», «недоразвитых», «нуждающихся в социальной опеке» и т.п. Особенно жестко вопрос о следовании возрастным нормам касается детей и подростков, что напрямую отражается на их психосоциальном статусе, который может быть оценен, например, медико-психологической комиссией.

 

  1. Стадии и институты социализации

Вопрос о стадиях процесса социализации имеет свою историю в системе

психологического знания (Кон, 1979). Поскольку наиболее подробно вопросы

социализации рассматривались в системе фрейдизма, традиция в определении

стадий социализации складывалась именно в этой схеме. Как известно, с точки

зрения психоанализа, особое значение для развития личности имеет период

раннего детства. Это привело и к достаточно жесткому установлению стадий

социализации: в системе психоанализа социализация рассматривается как

процесс, совпадающий хронологически с периодом раннего детства. С другой

стороны, уже довольно давно в неортодоксальных психоаналитических работах

временные рамки процесса социализации несколько расширяются: появились

выполненные в том же теоретическом ключе экспериментальные работы,

исследующие социализацию в период отрочества и даже юности. Таким образом,

«распространение» социализации на периоды детства, отрочества и юности можно




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 469; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.