Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предпочтения и бюджетные ограничения потребителя




Бюджет потребителя и его структура.

В экономической теории существуют различные понятия бюджета потребителя, или потребительского бюджета.

Минимальный потребительский бюджет (МПБ) - социальный норматив, определяющий в натуральной и стоимостной форме на базе научно обоснованных минимальных норм набор и уровень потребления материальных благ и услуг, минимально необходимых для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека. Рациональный же потребительский бюджет – это типовой семейный потребительский бюджет с рационально построенной структурой расходов.

Потребление (С) - это общее количество товаров, купленных и потребленных в течение определенного периода.

Потребление зависит от двух факторов: субъективного и объективного. К субъективному фактору относится психологическая склонность людей к потреблению, а к объективным факторам - уровень дохода, наличные средства, цены, норма процента, запасы богатства и др.

Потребление движется в том же направлении, что и доход, а также зависит от предельной склонности населения к потреблению.

Средняя склонность к потреблению (АРС) на данный момент выражается как отношение размеров потребления к величине дохода:

АРС = Потребление /Доход.

Предельная склонность к потреблению (МРС) есть соотношение между изменением потребления и вызвавшим его изменением дохода:

МРС = Изменение в потреблении /Изменение в доходе.

Здесь отражена следующая зависимость: когда реальный доход общества увеличивается или уменьшается, его потребление будет также увеличиваться или уменьшаться, но в меньшей степени, чем доход.

Сбережение - это та часть дохода, которая не потребляется.

Склонность к сбережению - это психологический фактор, означающий желание человека сберегать.

Средняя склонность к сбережению (APS) есть отношение сум-мы сделанных сбережений к величине дохода.

APS = Сбережения /Доход.

Предельная склонность к сбережению (MPS) есть отношение любого изменения в сбережениях к тому изменению в доходе, которое его вызвало:

MPS = Изменения в сбережениях /Изменения в доходе.

Показатели "предельная склонность к потреблению" и "предельная склонность к сбережению" показывают, какую часть дополнительной единицы дохода домашние хозяйства потребляют, а какую - сберегают.

Карта безразличия потребителя показывает его субъективное отношение к тому или иному набору товаров.

Однако способность потребителя удовлетворять свои вкусы и предпочтения, и следовательно, тот спрос, который он предъявляет на рынке, зависит от имеющегося в его распоряжении дохода и от цен на соответствующие товары.

Оба эти фактора в совокупности определяют область допустимых потребителю потребительских наборов, или бюджетную область.

P1Q1 + P2Q2 ≤ R

P1 P2 — цены на соответствующие товары Q1 и Q2

R — доходы потребителя

Изменение бюджетной области может происходить под воздействием двух основных факторов: изменение дохода и изменение цен на товары.

1. Потребитель способен ранжировать все наборы товаров и услуг с точки зрения их значимости, предпочтительности для него. Это положение иногда называют аксиомой полной упорядоченности.

Сравнивая два набора товаров, потребители могут определить какой из них они предпочитают, или, не будут проводить различий между ними, если наборы представляются им равноценными, доставляющими одинаковое удовлетворение. В последнем случае потребителям безразлично, какой из наборов потребить. Подчеркнём, что предпочтения отражают разную желательность блага, но не учитывают его цену. Не будет противоречием, если, например, автолюбитель предпочитает 600-й Мерседес, а покупает Оку.

2. Потребитель последователен в своих предпочтениях. Если он предпочитает товарный набор А товару В, а набор В набору С, то он предпочтёт набор А набору С. Это предположение называют аксиомой транзитивностью предпочтений.

3. Потребитель предпочитает большее количество блага меньшему количеству, если это не требует отказа от других благ. Например, потребительский набор, включающий 1 единицу блага А и 2 единицы блага В для него предпочтительнее, чем набор 1А + 1В. Подчеркнём, что речь идет о благах (goods), а не о так называемых «антиблагах» (bads), когда меньшее количество предпочитается большему. Примером антиблаг могут служить мусор, табачный дым, праздник 8 марта, фильм «Властелин колец». Является ли предмет благом или антиблагом для вас, зависит от ваших предпочтений. Многим нравятся фантастические фильмы. Мне нет.

Бюджетное множество. Бюджетная линия (граница потребительских возможностей). Уравнение бюджетной линии. Наклон бюджетной линии. Составной (композитный) товар.

Предпочтения. Аксиомы упорядоченности, рефлексивности и транзитивности. Кривая безразличия. Карта кривых безразличия. Предельная норма замещения (MRS). Уменьшающаяся MRS.

Равновесие потребителя. Предельная выгода. Предельные издержки. Угловое решение. Вогнутые кривые безразличия. Модель «составной товар – отдельный товар». Выявленные предпочтения.

Кардиналистский и ординалистский подходы. Полезность. Общая полезность. Предельная полезность. Функция полезности. Условие равновесия потребителя.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1417; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.