Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия техники. Охарактеризуйте сущность техники




Охарактеризуйте сущность техники.

1.1. Определите понятие техники.

Техника ( от греч. – «мастерство») – это система искусственных органов деятельности общества, развивающаяся посредством исторического процесса опредмечивания в природном материале трудовых функций, навыков, опыта и знаний, путем познания и использования сил и закономерностей природы.

Под техникой необходимо понимать
- совокупность технических устройств, артефактов — от отдельных простейших орудий до сложнейших технических систем;
- совокупность различных видов технической деятельности по созданию этих устройств — от научно-технического исследования и проектирования до их изготовления на производстве и эксплуатации, от разработки отдельных элементов технических систем до системного исследования и проектирования;
- совокупность технических знаний — от специализированных рецептурно-технических до теоретических научно-технических и системотехнических знаний;
- само производство научно-технических знаний.

1.2. Обратите внимание на следующие виды техники.

Различают пассивную и активную технику.

Пассивная техника включает в себя производственные сооружения и здания, технические средства коммуникации (дороги, каналы, мосты, трубопроводы и т.д.), технические средства связи (радио, телефон, телевидение), одним словом то, что принято называть инфраструктурой производства.

Активная техника – это орудия труда(физического и умственного), инструменты, механизмы, машины, автоматические линии, средства программного управления, компьютеры и т.д.

1.3. Определите функции техники в обществе.

Во-первых, основное назначение техники – частичная или полная замена производственных функций человека с целью облегчения труда и повышения его производительности.

Во-вторых, техника является составной частью производительных сил общества, и в определенном смысле служит показателем уровня его развития.

В-третьих, техника как овеществленное знание всегда включала результаты научного познания. Развитие техники с самого начала предполагало развитие науки.

2. Выделите основные исторические этапы развития техники.

Существует несколько подходов к периодизации истории развития техники.

По использованию разных природных материалов различают каменный век, бронзовый век, железный и т.д.

По применению различных видов энергии – век пара, век электричества и т.д.

По характеру отношения между человеком и техникой (Ортега-и-Гассет):

А. Техника случая (первобытная);

Б. техника ремесла (Древняя Греция, Рим, Средиземноморье);

В. техника "человека-техника" (Новое время и современность).

По характеру развития активной техники, а также по роли человека в технологическом процессе выделяют три этапа:

1) орудия и механизмы ручного труда (человек является основой технологического

процесса),

2) машины (основой технологического процесса является машина, а человек лишь

дополняет ее как технологический элемент),

3) автоматы и автоматические линии (человек высвобождается из технологической цепи, он перестает быть непосредственным звеном технологической цепи).

Современный этап развития техники можно обозначить как этап клонирования.

3. Обратите внимание на технику как объект социально-философского исследования.

3.1. Проанализируйте эволюцию философских представлений о сущности техники.

В античности считалось, что техника имитирует природу и действует аналогично естественным процессам. Но при этом техника является продуктом человеческого мышления. Уже Платон ясно говорит о том, что искусство (из контекста просматривается понятие "техника") возникает там, где мы нуждаемся, ибо природа нас не удовлетворяет. Сам факт неудовлетворенности следует рассматривать как проявление человеческого духа, а он, как позже скажет Гегель, есть способность человека возвыситься над природой. Аристотель понимал это так, что искусство (читаем "техника") есть некий причастный истинному суждению склад души, предполагающий творчество. Вместе с тем, Платон указывает на наличие практического интереса, который стимулирует технику: "...не для того ли вообще и существует искусство, чтобы отыскивать и изобретать, что кому пригодно?", - вопрошает он. Эту же мысль высказывает и Аристотель: "Всякий, кто творит, творит ради чего-то, и творчество,...это не безотносительная цель, но чья-то цель и относительная".

В средневековье под техникой полагалось ремесло, практическое мастерство строителя, изобретателя.

В эпоху Возрождения утверждается идея техники как продолжения природы. То, что может быть сконструировано – это границы возможностей самой природы.

В 20-ом веке взгляды на сущность техники обретают нравственную окраску. С одной стороны, здесь утверждается идея, согласно которой техника дает власть над низшим уровнем существования. С другой стороны, осознание глобальных проблем современности, вызванных во многом культом науки и техники, привело к призывам о создании глобальной научной и технической политики. Появляются идеи, согласно которым техника положила конец Ренессансному периоду европейской истории и тем самым вызвала кризис гуманизма. Машина радикально изменила отношение между человеком и природой, ибо она встала между ними и тем самим "разорвала" их связь, разобщила их.

3.2.Проведите различия между двумя, утвердившимися в 20-ом веке, направления в философии техники.

Инженерная философия техники Гуманитарная философия техники
Прежде всего, исходит из того, что в орудиях труда человек систематически воспроизводит самого себя. Техника – это своеобразное продолжение органов человека, это как бы их выход за свои естественные границы. Соответственно, главной задачей человека является размышление над тем, как заставить технику взять на себя все больше функций выполняемых людьми. Ориентирует человека не только на совершенствование техники, но и на необходимость предвидения и предупреждения тех скрытых, неявных негативных эффектов гуманитарного плана, которые неизбежно несет с собой технический прогресс. Возникновение техники и ее объективная роль в развитии цивилизации таковы, что они делают возможными многообразные перемены; техника-стержень прогресса, его "вечный двигатель"; она - надежда и опора цивилизации. Боязнь утратить нужный темп движения, остановиться и, следовательно, погибнуть, порождает философию техники, в которой цивилизация критически осознает себя.

4. Охарактеризуйте основные социальные последствия НТП.

Всякий продукт человеческой деятельности нередко грозит обернуться опасностью для самого человека. Он как бы обретает самостоятельную силу и норовит выйти из-под контроля своих создателей, которые попадают в зависимость от него. Этот феномен в социальной философии был обозначен термином «отчуждение». Отчуждение – это социальный процесс, характеризующийся превращением деятельности человека и ее результатов в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему.

Отчуждение в системе «человек-техника» проявляется двояко:

Во-первых, это отчуждение техники от человека. Любой артефакт, так или иначе, при определенных обстоятельствах превращается в угрозу.

Во-вторых, происходит отчуждение человека от техники. Люди начинают воспринимать технику так же, как дикарь воспринимал молнию. Техника становится для них непонятной, пугающей силой. Человек все очевиднее превращается в весьма ненадежный элемент технических систем, обладающих зачастую громадным энергетическим потенциалом, что делает человеческие ошибки катастрофическими.

Человек, освободившись от жесткой природной зависимости, вступил в жесткую техническую зависимость, проявлением которой можно считать

- непредусмотренные побочные последствия технической среды,

- необходимость приспособления к законам функционирования технических устройств,

- проблема безработицы и организации досуга,

- монополизация компьютерной рациональности за счет понижения глубины интеллекта,

- индивид, не овладевший компьютерной грамотой становится социальным аутсайдером.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 522; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.