Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие конкуренции. Виды конкуренции и роль конкуренции в рыночной экономике




Конкуренция – соперничество между субъектами рынка за доступ к ограниченным ресурсам.

Виды:

I. Конкуренция:

1. Между продавцами. Каждый хочет продать свой товар

2. Между покупателями. Очередь.

II. В соответствии с действующим законодательством:

1.Законная

2.Незаконная (убийство).

III. По методам осуществления:

1. Ценовая. Любые действия по снижению цены, предоставление скидок покупателям.

2. Неценовая. Любые действия продавца по привлечению покупателей, не связанные со снижением цены:

А. Улучшение качества.

Б. Реклама.

В. Подарки.

Г. Упаковка.

Д. Поменять местоположение (стать на тропу).

Е. Сервис.

IV. Конкуренция:

1. Совершенная (рынок совершенной конкуренции). В одном месте много продавцов и покупателей одного товара, у всех продавцов одинаковый товар, все имеют информацию обо всём: товар, цена. Вход и выход на этот рынок свободный. Теоретическая модель. Создали для того чтобы показать невозможный эталон.

2. Несовершенная:

А. Монополия. Один продавец, он доминирует на рынке и обладает монопольной властью (способность диктовать свои цены). Пример – Энергосбыт, Почта России. Цены высокие.

Б. Олигополия. Несколько крупных продавцов доминируют на рынке. Пример – производители телефонов. Цены ниже, чем в монополии, но выше, чем в РСК.

В. Монополистическая конкуренция. Много мелких продавцов, вся сфера услуг, вход дешёвый. Цены дешевые.

V. По отраслевой принадлежности:

1. Внутриотраслевая. Конкуренция между предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия производства и сбыта, за получение сверхприбыли.

2. Межотраслевая. Конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли.

Роль конкуренции в рыночной экономике. Она способствует эффективному использованию ограниченных ресурсов. Ресурсы распределяются по отраслям и видам производства таким образом, чтобы продукция, полученная от этих ресурсов, приносила им прибыль. Она является регулирующей силой в условиях рынка. Конкуренция выполняет в рыночной экономике важнейшую функцию - она принуждает производителей учитывать интересы потребителя, а значит, и интересы общества в целом. В ходе конкуренции рынок из множества товаров отбирает только те, которые нужны потребителям. Именно их удается продать. Прочие же остаются невостребованными, и производство их сокращается. Она стимулирует развитие экономики и самих работников, деятельность самостоятельных единиц. Через нее товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, усилению научно-технического При наличии конкуренции на рынке производители постоянно стремятся снизить свои производственные затраты, чтобы увеличить прибыль. В результате повышается производительность, снижаются издержки и компания получает возможность уменьшить цены. Конкуренция также побуждает производителей улучшать качество товаров и постоянно увеличивать разнообразие предлагаемых товаров и услуг. Т. о. производители вынуждены постоянно бороться с конкурентами за покупателей на рынке сбыта путём расширения и улучшения ассортимента высококачественных товаров и услуг, предлагаемых по более низким ценам. От этого выигрывает потребитель.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 463; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.