Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Коммуникативная сторона общения




Понятие «коммуникация» связано с обменом представлениями,идеями,интересами,настроениями,чувствами,установками, которые происходят между людьми в процессе совместной деятельности и общения. Этот процесс в узком смысле можно считать обменом информации. Однако специфика человеческой коммуникации заключается в том, что в условиях межличностного общения информация не только передается, но и формируется,уточняется,развивается. Другими словами,отличительной особенностью межличностной коммуникации является процесс психологической обратной связи.

Сущность процесса психологической обратной связи состоит в необходимости субъектов выработать единую знаковую систему и единое понимание обсуждаемых во время общения вопросов.Когда человек получает информацию, лн ее прежде всего воспринимает,т.е. интерпретирует.Интерпретация зависит не только от самой информации, но и от индивидуального опыта воспринимающего,его знаний,общего уровня развития и т.д.

Важнейшая хар-ка коммуникативной стороны общения-ее знаковый и интерпретативный характер. Люди по-разному могут воспринимать одно и то же сообщение, давать противоположные оценки одному и тому же явлению,по-разному осмысляя его.Сообщая информацию, индивид вольно или невольно передает и свое отношение к ней,обусловленное его системой ценностей. Персонализация информации влияет на то,что она воспринимается объемнее,глубже и надежнее,чем информация,передаваемая через неодушевленный источник. Другой стороной персонализации информации может выступать искажение содержания в результате интерпретации или влияния коммуникативных барьеров.

В связи с этим продуктивное общение сопровождается обычно уточнениями, некоторыми психологическими стимулами отрицательного или положительного хар-ра,например поддакиванием или нахмуриванием бровей. Люди используют различные способы для того, чтобы показать свое отношение к предмету разговора и сообщить тем самым собственное понимание обсуждаемого вопроса. В целях избежания искажения информ опытными коммуникаторами используются приемы активного слушания.Например-1)проговаривание(дословно повторяем высказывания партнера,при этом можно начинать с вводной фразы: «как я вас понял,ты считаешь,по вашему мнению»),2)перефразирование(воспроизводим высказывания партнера в обобщенном,сокращенном виде,кратко формулируем самое существенное в его словах.вводной фразой может быть: «другими словами,ты считаешь что»),3)интерпретация и развитие идеи(пытаемся вывести логическое следствие из высказывания партнера или выдвинуть предположения относительно причин высказывания,вводной фразой может быть: «вы так считаете,видимо,потому что»)

Специфику коммуникативного процесса также характеризует наличие коммуникативных барьеров. Коммуникативный барьер-психологическое препятствие,возникающее на пути передачи адекватной информации. В современной соц психологии выделяют различные типы коммуникативных барьеров. Прежде всего это барьеры непониминия:фонетический(непонимание 2 чел-к,говорящих на разных языках),семантический(филолог слышит узкопрофессиональный разговор 2 математиков),стилистический(доминирование одного из полушарий может определять хар-ые трудности в восприятии и переработке информации,а несовпадение типов доминантности партнеров приводит к возникновению стилистического барьера в процессе общения),логический(несогласие коммуникаторов по поводу приводимых доводов) и др. Выделяют также барьеры социально-культурных различий:социальные(принадлежность субъектов к разным слоям общества),политические(разные идеология и представления о структуре и смысле власти),религиозные(могут определяться толерантность самой религии по отношению к представителям другой веры),профессиональные и др.

Сама по себе информация, исходящая от коммуникатора, может быть двух типов: побудительная и констатирующая. Побудительная информация выражается в приказе, совете, просьбе. Она рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-то действие. Стимуляция в свою очередь может быть различной. Прежде всего это может быть активизация, т.е. побуждение к действию в заданном направлении. Далее, это может быть интердикция, т.е. побуждение, не допускающее, наоборот, определенных действий, запрет нежелательных видов деятельности. Наконец, это может быть дестабилизация – рассогласование или нарушение некоторых автономных форм поведения или деятельности.

Констатирующая информация выступает в форме сообщения, она имеет место в различных образовательных системах и не предполагает непосредственного изменения поведения, хотя косвенно способствует этому.

Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее знаковых систем.Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т.е. систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Правда, этому должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации всеми участниками коммуникативного процесса, о которой речь шла выше. При помощи речи осуществляются кодирование и декодирование информации: коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию.

Невербальная коммуникация включает следующие основные знаковые системы: 1) оптико-кинетическую(жесты, мимику, пантомимику), 2) пара- и экстралингвистическую(Паралингвистическая система – это система вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность. Экстралингвистическая система – включение в речь пауз, других вкраплений, например покашливания, плача, смеха, наконец, сам темп речи.), 3) организацию пространства и времени коммуникативного процесса(например, размещение партнеров лицом друг к другу способствует возникновению контакта), 4) визуальный контакт(контакт глаз),5)тактильная система(различные прикосновения). Совокупность этих средств призвана выполнять следующие функции: дополнение речи, замещение речи, репрезентация эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу.

Обладая способностью не только усиливать или ослаблять вербальное воздействие, все системы невербальной коммуникации помогают выявить такой существенный параметр коммуникативного процесса, как намерения его участников. Вместе с вербальной системой коммуникации эти системы обеспечивают обмен информацией, который необходим людям для организации совместной деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1176; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.