Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы возрастной психологии




В возрастной психологии используются те же методы, что и в общей психологии.

Детское развитие исследуется (по Ананьеву Б.Г.):

1. Метод срезов - в достаточно больших детских группах с помощью конкретных методик изучается определенный аспект развития (например уровень развития интеллекта). В результате получают данные, характерные для этой группы детей - детей одного возраста или школьников, обучающихся по одной учебной программе.

2. Сравнительный метод – сравниваются данные по каждой группе.

3. Лонгитюдный метод - здесь прослеживается развитие одного и того же ребенка в течение длительного времени.

Этими методами организую в целом психологическое исследование детей.

Кроме этого в возрастной психологии используются

Наблюдение - незаменимый метод в работе с маленькими детьми, хотя может применяться при изучении развития человека любого возраста. Наблюдения бывают сплошными, когда психолога интересуют, все особенности поведения ребенка, но чаще выборочными, когда фиксируются только некоторые из них. Наблюдение - сложный метод, его использование должно отвечать ряду требований. Это четко поставленная цель и разработанная схема наблюдений; объективность наблюдения, систематичность наблюдений, наблюдение за естественным поведением ребенка (ребенок не должен знать о том, что за ним наблюдает взрослый, иначе его поведение изменится).

Эксперимент различают следующие виды эксперимента:

-констатирующий, определяется уровень развития на настоящее время.

-формирующий, создаются специальные условия, где прослеживаются развитие определенной психической функции. Проводится система развивающих заданий и игр. Различают лабораторный и естественный эксперимент. Лабораторный эксперимент проводится в специально созданных условиях, с аппаратурой; естественный эксперимент проводится в обычных условиях обучения, жизни, труда, но со специальной их организацией, с изучением результатов.

Беседа - эмпирический метод получения сведений о человеке в общении с ним, в результате ответов на целенаправленные вопросы.

Анкетирование - метод получения информации о человеке на основании ответов на специально подготовленные вопросы, составляющие анкету (может быть письменным, устным, индивидуальным и групповым);

Анализ продуктов деятельности - метод изучения человека через анализ (интерпретацию) продуктов его деятельности (рисунки, чертежи, музыка, сочинения, тетради, дневники);

Тестирование - диагностика личностных качеств с помощью тестов.

Проективные методики – перенесение на других людей своих потребностей и отношений. Также в возрастной психологии используют рисуночные тесты, социометрические методики, методики незаконченных предложений и другие.

Терминологический тезаурус: возраст, возрастной период, геронтология, детство, анкетирование, беседа,, метод изучения продуктов деятельности детей, метод срезов, лонгитюдный метод, метод тестов, наблюдение, эксперимент констатирующий, формирующий, лабораторный и естественный эксперимент.

Разделами возрастной психологии являются следующие:

1) детская психология – отрасль психологической науки, изучающая условия и движущие силы развития психики детей, а также закономерности функционирования ребенка как личности. Она занимается исследованием деятельности детей, особенностей этого процесса. Сюда входят детские игры, овладение трудовыми навыками, особенности обучения;

2) психология юности – отрасль психологической науки, занимающаяся изучением особенностей детей старшего подросткового возраста, кризиса этого периода, исследованием жизненных позиций детей, их стремлений к самоопределению;

3) психология зрелого возраста изучает закономерности механизмов развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии, т. е. данный раздел возрастной психологии занимается изучением особенностей личности, характерных для данного периода, а также исследованием кризисов зрелого возраста;

4) геронтопсихология – отрасль психологической науки, изучающая психические явления и процессы, связанные со старением организма, выявляющая инволюционные тенденции притупления и затухания некоторых психических функций, спад активности, ослабление психической устойчивости, исследующая условия личностной сохранности пожилых людей, психологическую помощь.

Понятие «возраст» разделяют на психологический и хронологический. Хронологическим называют паспортный возраст, т. е. зафиксированную дату рождения. Он является неким фоном для процессов психического развития и становления человека как личности. Психологический же возраст не связан с датой рождения, его не определяет количество психологических процессов. Он зависит от внутреннего содержания, от того, какие чувства, стремления, желания испытывает человек.

Вопрос 2.

Психическое развитие выступает как процесс количественных и качественных изменений, происходящих в ходе деятельности и общения ребенка. Психическое развитие отмечается такими закономерностям. 1. Гетерохронность: неравномерный, волнообразный характер развития отдельных психических процессов личности. Для каждой психической свойства есть специфический период, когда она развивается наиболее интенсивно. Эти периоды - сензитивные. Например, для развития речи сензитивним является период до 2-х лет, затем возможности и темпы развития речи значительно снижаются. 2. Асинхронность: различные психические функции имеют разные сензитивные периоды и по продолжительности, и по возрасту их наступления. Например, у детей ведущим процессом в психическом развитии есть память, а у младшего школьника-мышления. Л. С. Выготский об этой особенности высказался следующим образом: для дошкольников подумать означает вспомнить, а для младшего школьника вспомнить означает подумать. 3. Стадиальность: этапы развития имеют определенную последовательность и взаимосвязаны. Новый этап возникает на основе предыдущего и вносит свои неповторимые черты в психику ребенка. Поэтому каждая стадия имеет свою ценность и одну из них нельзя изъять из общего хода развития ребенка. Соответственно ставится задача не сократить период детства, а, наоборот, обогатить его, чтобы развитие было наиболее эффективным. Максимальное раскрытие всех возможностей возраста для психического развития ребенка А. В. Запорожец назвал амплификацией. Характеристиками каждой стадии психического развития выступают социальная ситуация развития, основные новообразования психики и личности и ведущая деятельность. Под социальной ситуацией развития понимается соотношение внешних и внутренних условий развития психики личности (Л. С. Выготский). Она определяет отношение ребенка к окружающему и требования взрослых к ребенку. Как возрастные новообразования выступает новый тип строения личности и ее деятельности, психические изменения, возникающие в этом возрасте и определяют преобразования в сознании ребенка, его внутренняя и внешняя жизнь. Это те позитивные достижения в психике, которые позволяют перейти к новой стадии ее развития. Ведущая деятельность обеспечивает кардинальные линии психического развития в определенной стадии (А. Н. Леонтьев). В этой деятельности формируются основные личностные новообразования, происходит перестройка психических процессов и возникают новые виды деятельности. Так, например, в предметной деятельности в раннем возрасте формируются «гордость за собственные достижения», активное вещание, складываются предпосылки для возникновения игровой и продуктивных видов деятельности. 4. Дифференциация и интеграция психических процессов и свойств. Дифференциация означает последовательное усложнение психики путем накопления новообразований. Так, после рождения наиболее развитым психическим процессом является ощущение, на его основе возникает восприятие, затем память, впоследствии - наглядно-действенное мышление и воображение. Интеграция - укрепление и расширение связей между отдельными психическими образованиями -психология образования. Так, благодаря развитию свободы появляются произвольное внимание, память, управление эмоциями. Взрослый обладает всеми видами мышления, которые в онтогенезе появились последовательно.5. Изменение соотношения детерминант психического развития с возрастом ребенка изменяется соотношение биологических и социальных факторов психического развития. С расширением связей ребенка с социальной средой возрастает роль социальных влияний. Меняются и сами социальные детерминанты (семья, школа, класс, друзья). Для человека ведущую роль в психическом развитии играет социальный фактор. Социальная среда является источником психического развития. В нем выделяют три компонента: • Макросреда - общество, его социально-экономическая и политическая система; • Мезосреда национально культурные и социально-демографические особенности населения по месту жительства ребенка; • Микросреда - непосредственное окружение, близкие взрослые, семья. Общество организует передачу общественного опыта через обучение и воспитание в специальных учреждениях. Обучение и воспитание организуются с учетом возрастных возможностей ребенка, а потому необходимо их изучить, выяснить. Общественный опыт усваивается не автоматически, а через активность и деятельность ребенка. С определенного этапа онтогенеза ребенок обучается сам регулировать свое развитие. Его личность становится отдельной детерминантой психического развития. 6. Пластичность - способность психики к переменам, с возрастом снижается. Так, ребенок до 2-3 лет может овладеть любой язык, в зависимости от социального окружения и независимо от расы или национальности. Но уже в школьном возрасте усвоение нового языка значительно усложняется. Пластичность проявляется также в компенсации определенных недостатков одних свойств усиленным развитием других. Например, ослаблены зрение или слух вызывают усиление осязания, обоняния.ВЫВОДЫ об общих закономерностях онтогенеза психики: - Психическое развитие выступает как процесс количественных и качественных изменений, происходящих в ходе деятельности и общения ребенка; - Психическое развитие имеет такие признаки, как: гетерохроннисть, асинхронность, стадиальность, дифференциация и интеграция психических процессов, изменение соотношения детерминант психического развития, пластичность; - Характеристиками стадий психического развития выступают социальная ситуация развития, основные новообразования психики и личности, ведущая деятельность; - Для человека ведущую роль в психическом развитии играет социальный фактор.

Вопрос 3 Возрастные периоды определяются в соответствии с общей концепцией психического развития в представлении конкретного автора. Это можно было заметить из материалов по истории психологии.Л. С. Выготский предлагает положить в основу периодизации два показателя: динамический и содержательный. Первый характеризует периоды как спокойные, ли-тические, или как бурные, критические. Второй показатель выражает, какие психологические новообразования возникают в данном возрасте. По мысли Л. С. Выготского, каждая функция, каждое свойство личности возникает и достигает пика развития в свои календарные сроки, когда период созревания организма и формы взаимодействия со средой совпадают. Это оптимальный период развития функции. А дальше она затухает и уже не является главной в структуре личностиРазвивая эти идеи, А. Н. Леонтьев предложил де-ятельностный подход к периодизации развития. Базовым стало понятие ведущей деятельности, то есть такой формы взаимодействия со взрослым, какая наибольшим образом обеспечивает развитие ребенка в данном возрасте, в соответствии с процессом созревания его организма. В одном возрасте ведущим является интимно-эмоциональное общение, в другом - игра, в третьем - учение.Этот подход развивает Д. Б. Эльконин. В работе «К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте» (1971 г.) он показывает два уровня усвоения социального опыта: опыта взаимоотношений и опыта представлений, способов, знаний.Соответственно выделяются два типа деятельности:I - направленная на познание предметов и развитие познавательной сферы иII - направленная на познание взаимоотношений с людьми и развитие личностной сферы.По мысли Эльконина, два типа деятельности периодически сменяют друг друга - то один, то другой становится ведущим, определяя характеристику возраста. Противоречия, несоответствие между уровнем развития взаимоотношений с окружающими и уровнем знаний и способов действий приводят к смене направленности деятельности и смене возраста. Так, накопление знаний и умений в младшем школьном возрасте пробуждает чувство взрослости, потребность в изменении отношений с окружающими и переход к подростковому возрасту.Общая характеристика периодов детства по Д. Б. Эльконину представлена в таблице. Проблему периодизации развития нельзя признать до конца решенной. Д. И. Фельдштейн считает главным в возрастной периодизации показать становление ребенка членом общества и выделяет две узловые фазы развития. На первой фазе - от 0 до 10 лет - социализация и становление личности происходит на уровне еще не развитого самосознания. Ребенок овладевает действиями через подражание и усваивает нормы поведения под влиянием оценок взрослого. На второй фазе - от 10 до 17 лет - происходит активное самопостроение личности на основе развития самосознания и в позиции общественно-ответственного субъекта. Однако и Д. Б. Эльконин, и Д. И. Фельдштейн ограничивают периодизацию школьным возрастом, не отражая развития взрослого человека.

Вопрос4 Концепция когнетивного развития Ж.Пиаже.Стадия созревания когнитивных структур ребёнка. Концепция в/д между организмом и окружающе средой в равновесии.Внешняя среда постоянно изучается=>производит действия с помощью способов или схем действий сенсомоторной эквивалентности схемы действия,т.е. Позновательное развитие-происходит за счёт интериоризации предметных действий,т.е. Их постепенное превращение в умственные операции.Пиаже выделил механизмы этогоприспособления.Механизм осимеляции -индивид приспособляет новую информацию к существующей у него схемам,т.е. Включает новый объект в уже имеющиеся у него схемы действия.Акномодация-индивид приспосабливает свои прежде сформированные реакции в новой информации.Результат синтеза этих механизмов -собственно логическое мышление как высшая форма позновательного развития.Развитие интелекта-процесс возревания операционных структур,постепенно вырастающих из предметнно-плетейного она та реб. На фоне проявления этих 2х механизмов.Стадии развития интелекта:1.Периоды сенсомоторного интелекта(0-2 года);2.Пепрезентативный интелект и период конкретных операций(2-11 лет);3.Период формальных операций(11-15 лет).Период сенсо-моторного интеллекта делится на шесть стадий.

1. Первая стадия (0—1 мес.) В этом возрасте возможности ребёнка практически ограничены врождёнными рефлексами. 2. Вторая стадия (1—4 мес.) Под влиянием опыта рефлексы начинают преобразовываться и координироваться между собой. Появляются первые простые навыки (первичные циркулярные реакции). «Например, когда ребёнок постоянно сосёт свой палец, уже не в результате случайного соприкосновения с ним, а благодаря координации руки и рта, это можно назвать приобретённой аккомодацией»[1]. 3. Третья стадия (4—8 мес.) Действия ребёнка приобретают более выраженную направленность на предметы и события, существующие вне и независимо от него. Посредством повторения закрепляются движения, первоначально случайные, приводящие к изменениям внешней среды, интересным ребёнку (вторичные циркулярные реакции).. Появляется «двигательное узнавание» знакомых предметов, выражающееся в том, что «ребёнок, столкнувшись с предметами или сценами, которые обычно активизируют его вторичные циркулярные реакции, ограничивается тем, что даёт лишь контур обычных движений, но реально их не выполняет». 4. Четвёртая стадия (8—12 мес.) Возникает способность координации вторичных циркулярных реакций, их объединения в новые образования, в которых одно действие (например, устранение препятствия) служит средством, дающим возможность осуществить другое — целевое — действие, что означает и появление несомненно преднамеренных действий. 5. Пятая стадия (12—18 мес.) Ребёнок уже не только пользуется известными ему действиями как средствами достижения целей, но и способен искать и находить новые, варьируя уже известное ему действие и констатируя отличие результата; Пиаже называет это «открытием новых средств достижения цели путём активного экспериментирования». То есть здесь возникают не только новые координации известных ребёнку действий-средств и действий-целей, но и новые действия-средства. 6. Шестая стадия (после 18 мес.) В отличие от предыдущей стадии, здесь ребёнок уже способен открывать новые действия-средства не путём экспериментирования, а путём внутренних, умственных координаций, — внутренним экспериментированием

Вопрос 5.

) Центральным для созданной Эриксоном теории развития личности является положение о том, что человек в течение жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий. Процесс развертывания этих стадий регулируется в соответствии с эпигенетическим принципом созревания. Эпигенетическая концепция Эриксона базируется на представлении о том, что полноценное развитие личности возможно только путем прохождения последовательно всех стадий. Согласно Эриксону, каждая стадия жизненного цикла наступает в определенное для нее время и сопровождается так называемым возрастным кризисом. Кризис наступает в связи с достижением индивидуумом определенного уровня психологической и социальной зрелости

Стадия Возраст Кризис Сильная сторона
  Орально-сенсорная до 1года Базальное доверие -- базальное недоверие Надежда
  Мышечно-анальная 1-3 года Автономия -- стыд и сомнение Сила воли
  Локомоторно-генитальная 3-6 лет Инициативность -- вина Цель
  Латентная 6-12 лет Трудолюбие -- неполноценность Компетентность
  Подростковая 12-19 лет Эго-идентичность -- ролевое смешение Верность
  Ранняя зрелость 20-25 лет Интимность -- изоляция Любовь
  Средняя зрелость 26-64 года Продуктивность -- застой Забота
  Поздняя зрелость 65- смерть Эго-интеграция -- отчаяние Мудрость

Вопрос 6.

Положение о значении социальной среды и общения ребенка с взрослыми и сверстниками для психического развития и формирования личности является общепризнанным в современной психологии. Однако вопрос о механизмах влияния социальной среды на развитие человека интерпретируется по-разному в зависимости от теоретической модели развития, принимаемой в различных школах и направлениях - бихевиоральной психологии, теории социального научения, эпигенетическом подходе, модели экологических систем, психологии операционального развития интеллекта, культурно-историческом подходе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 2101; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.