Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принцип ограниченности экономических ресурсов. Безработица – это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и




Билет

Билет

Билет

Безработица – это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг.

Сущность безработицы заключается в том, что это не случайное, а закономерное явление, порожденное процессом накопления капитала в условиях рыночной экономики, основанной на частной собственности на средства производства. Рыночная экономика в этих условиях неминуемо порождает безработицу, одновременно последнее является непременным условием ее нормального функционирования.

Типы безработицы:

1) Фрикционная – связанная с добровольной сменой работниками места работы и периодами временного увольнения, с поисками и ожиданием работы. Это безработица среди лиц, для которых поиск места работы, соответствующего их классификации и индивидуальным предпочтениям, требует определённого времени

2) Структурная безработица – это безработица, связанная с изменением спроса на товары и технологии производства (уменьшение спроса на уголь уменьшает спрос на шахтеров)

3) Сезонная безработица связана с неодновременными объемами производства, выполняемыми некоторыми отраслями в различные периоды времени, то есть в один месяц спрос на рабочую силу в этих отраслях растет, в другие – уменьшается (и безработица возвращается). К отраслям, для которых характерны сезонные колебания объемов производства (а значит, и занятости), относятся, прежде всего, сельское хозяйство и строительство.

4) Скрытая безработица характерна для отечественной экономики. Суть ее в том, что в условиях неполного использования ресурсов предприятия, вызванного экономическим кризисом, предприятия не увольняют работников, а переводят их либо на сокращенный режим рабочего времени, либо отправляют в вынужденные не оплачиваемые отпуска

5) Цикличная безработица представляет собой отклонение фактического уровня безработицы от естественного (в период циклического спада циклическая безработица дополняет фрикционные и структурные; в периоды циклического подъёма циклическая безработица отсутствует) и порождается общим экономическим спадом (кризисом). Это следствие сокращения ВВП, так как уменьшается совокупный спрос, ведущий к уменьшению объема производства и сокращению рабочих мест. Необходимо оздоровление ситуации в экономики в целом.

Экономическая сущность рынка. Функции рынка. Классификация рынков. Сущность инфраструктуры рынка.

Рынок — совокупность экономических отношений, базирующихся на регулярных обменных операциях между производителями товаров (услуг) и потребителями. Обмен обычно происходит на добровольной основе в форме эквивалентного обмена товара на деньги (торговля) или товара на товар (бартер). При свободном доступе на рынок, как производителей, так и потребителей, обмен происходит в условиях конкуренции.

Для раскрытия сущности рынка необходимо выяснить его основные субъекты, между которыми возникают и развиваются рыночные отношения. Субъектами рынка целесообразно называть, во-первых, домашние хозяйства, включая отдельных индивидуумов, во-вторых, различные типы фирм (предприятий) и организаций, прежде всего крупные корпорации, в третьих, государство, в том числе наднациональные органы.

Суммируя изложенное, сущность современного рынка можно определить как совокупность экономических отношений между домашними хозяйствами, различными типами фирм и организаций, прежде всего крупными компаниями, и государством, включая наднациональные органы, по поводу купли-продажи товаров и услуг в сфере обращения, а также механизм реализации таких отношений в соответствии с законами товарного производства и денежного обращения.

Функции рынка определяются стоящими перед ним задачами. Рыночный механизм призван найти ответы на три ключевые вопроса: что, как и для кого производить? Для этого рынок выполняет ряд функций:

Регулирующая функция. Рынок дает ответы на вопросы: что производить? как производить? для кого производить? На основе межотраслевой и межрегиональной конкуренции идет бесконечный перелив капиталов и ресурсов, что в конечном счете формирует такую структуру экономики, которая отвечает требованиям рынка, требованиям потребителей.
Информационная функция. Ее суть состоит в том, что через систему целого ряда показателей (цены, проценты, количество, качество и ассортимент товаров и услуг и т. п.) рынок собирает, перерабатывает и выдает обобщенную информацию в рамках той экономической территории, которую он охватывает, информирует общество о состоянии экономики.
Ценообразующая функция. В результате взаимодействия производителей и потребителей, предложения и спроса на товары и услуги на рынке формируется цена. Она отражает полезность товара и издержки на его производство.

Посредническая функция. Рынок выступает посредником между производителями и потребителями, позволяя им найти наиболее выгодный вариант купли-продажи. В условиях развитой рыночной экономики потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика. Продавец со своих позиций стремится найти и заключить сделку наиболее устраивающим его покупателем.

Санирующая функция. Рыночный механизм - это достаточно жесткая, в известной мере жестокая система. Он постоянно проводит "естественный отбор" среди участников хозяйственной деятельности. Используя инструмент конкуренции, рынок очищает экономику от неэффективных предприятий. И напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и активным.

1. По сфере общественного производства:

рынок товаров материального производства (сырья, продовольствия, машин, оборудования);

рынок товаров духовного производства (достижений науки, технологий, произведений искусства, книг).

2. По характеру конечного использования:рынок товаров производственного назначения;рынок товаров потребительского назначения.

3. По сроку использования:рынок товаров долговременного пользования;рынок товаров краткосрочного пользования;рынок товаров одноразового пользования.

4. По территориальному охвату:мировой;внутренний;региональный.

5. По соотношению продавцов и покупателей:рынок свободной конкуренции. рынок монополистической конкуренции. олигополистический рынок

рынок чистой монополии.

6. По объему реализации:основной рынок, где реализуется основная часть товаров;дополнительный (вспомогательный) рынок, на который фирма выходит с небольшой частью товара;выборочный рынок, который выбирается для определения возможностей реализации новых товаров, проведения пробных продаж.

Инфраструктура – совокупность организационно-экономических, социальных и юридических условий, а также сооружений, зданий, систем и служб, необходимых для функционирования любого типа экономики, процесса материального производства и обеспечения повседневной жизни населения.

Основные элементы инфраструктуры современного рынка – это:

1) биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные), их организационно оформленное посредничество;

2) аукционы, ярмарки и другие формы организационно небиржевого посредничества;

3) кредитная система и коммерческие банки;

4) эмиссионная система и эмиссионные банки;

5) система регулирования занятости населения и центры государственного и негосударственного содействия занятости (биржи труда);

6) системы обеспечения деловых коммуникаций;

7) налоговая система и налоговая инспекция;

8) система страхования коммерческого хозяйственного риска и страховые компании;

9) рекламные агентства, информационные центры и агентства средств массовой информации;

10) таможенная система;

11) профсоюзы работающих по найму;

12) система высшего и среднего образования;

13) аудиторские компании;

14) консультативные (консалтинговые) компании.

Функции инфраструктуры рынка заключаются в следующем:

• облегчать участникам рыночных отношений реализацию их интересов;

• повышать оперативность и эффективность работы рыночных субъектов на основе специализации отдельных субъектов экономики и видов деятельности;

• организационно оформлять рыночные отношения;

• упрощать формы юридического и экономического контроля, государственного и общественного регулирования деловой практики.

2.Рынок капитала: спрос и предложение на рынке капитала. Сущность основного, оборотного и производственного капитала.

Рынками капитала называют те сегменты рынка, где совершается торговля финансовыми активами. Как синонимы этого термина употребляются понятия «рынок капитала», или «финансовый рынок».

Спрос и предложение на рынке капитала — это спрос и предложение на физический капитал (здания, сооружения, машины и т.д.), а также заемные средства.

Спрос на реальный капитал

Спрос на реальный капитал формируют инвестиции в реальный капитал (нефинансовые инвестиции). Этот инвестиционный спрос состоит из спроса на множество товаров и услуг, которые нужны для воспроизводства и обновления реального капитала и которые называются инвестиционными товарами и услугами. Основными элементами инвестиционных товаров являются машины, оборудование, транспортные средства и строительные материалы для основного капитала, а также сырье, топливо и энергия, материалы и полуфабрикаты для оборотного капитала плюс инвестиционные услуги (геолого-разведочные, проектные и др.).

Предложение реального капитала

Его формируют производители и продавцы инвестиционных товаров, т.е. прежде всего промышленные, сельскохозяйственные, строительные, транспортные и торговые фирмы, а также фирмы в сфере инвестиционных услуг.

 

Потребительские предпочтения и предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности.

Потребительские предпочтения – это такой инструмент изучения спроса, который позволяет выявить, какие товары и в какой степени востребованы у целевой аудитории. Решения покупателей относительно потребления конкретных благ и являются основой создания рыночного спроса. Понимание потребностей своего потенциального покупателя – ключ к получению гарантированной прибыли.

Полезность (utility) — это степень удовлетворения потребностей индивидов, которую они получают при потреблении товаров или услуг либо ведении какой-либо деятельности.

Согласно теории предельной полезности, ценность товаров определяется их предельной полезностью на базе субъективных оценок человеческих потребностей. Предельная полезность какого-либо блага обозначает ту пользу, которую приносит последняя единица этого блага, причём последнее благо должно удовлетворять самые маловажные нужды. При этом редкость товара объявляется фактором стоимости. Субъективная стоимость — это личная оценка товара потребителем и продавцом; объективная же ценность — это меновые пропорции, цены, которые формируются в ходе конкуренции на рынке. По мере постепенного насыщения потребностей субъекта полезность вещи падает. Теория предельной полезности пытается дать совет, как наилучшим образом распределить средства для удовлетворения потребностей при ограниченности ресурсов.

Современные экономисты используют теорию предельной полезности, акцентируя внимание на изучении закономерностей потребительского спроса, анализе предложения, исследовании рынков и ценообразования на микроэкономическом уровне.

Закон убывающей предельной полезности (Law of diminishing marginal utility) – это закон, отражающий взаимосвязь между количеством потребляемого блага и степенью удовлетворенности от потребления каждой дополнительной единицы.

Закон убывающей предельной полезности заключается в том, что с ростом потребления какого-то одного блага (при неизменном объёме потребления всех остальных) общая полезность, получаемая потребителем, возрастает, но возрастает все более медленно. Математически это означает, что первая производная функции общей полезности по количеству данного блага положительна, а вторая — отрицательна. Иначе говоря, закон убывающей предельной полезности гласит, что функция полезности возрастает и выпукла вверх.

Предпринимательство: содержание и признаки предпринимательства Предпринимательская среда и функции предпринимательства.

Предпринима́тельство, предпринимательская деятельность — самостоятельная, осуществляемая на свой риск экономическая деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом и/или нематериальными активами, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Признаки предпринимательства:

- риск;- инициатива;- предприимчивость;- самостоятельность;- ответственность;- активный поиск.

Субъекты предпринимательства – частные лица, различного рода ассоциации (АО, кооперативы, арендные коллективы) и государство.

Объекты предпринимательства – любые виды хозяйственной деятельности (коммерческое посредничество, торгово-закупочная, консультационная деятельность, операции с ценными бумагами и т.д.).

Предпринимательская среда характеризуется сложившейся экономической и политической обстановкой, правовой, социально-культурной, технологической, географической средой, экологической ситуацией, а также состоянием институциональной и информационной систем.

Экономическая ситуация определяет доходы и покупательную способность населения, уровень безработицы и занятости, степень экономической свободы предпринимателей, возможности инвестирования, наличие и доступность денежных ресурсов и другие экономические факторы.

Политическая ситуация зависит от целей и задач находящегося у власти правительства. Проводя ту или иную экономическую политику, государство может стимулировать или сдерживать предпринимательскую активность в тех или иных отраслях или регионах.

Правовая среда характеризуется системой законов и других нормативных актов, регулирующих торговую, производственную, финансовую, налоговую, инновационную и инвестиционную сферы деятельности предприятия. Степень разработанности правовой базы предпринимательства во многом обусловливает стабильность и устойчивость предприятия.

Географическая среда определяет природные условия, в которых осуществляется предпринимательство, например доступность сырья, энергоресурсов, климатические и сезонные условия, наличие автомобильных магистралей, железных дорог, морских и воздушных путей. Географические факторы учитываются при выборе места размещения предприятия, разработке схем поставки сырья, распределении готовой продукции и т.д.

Экологическая обстановка отражает состояние окружающей среды, степень экологических рисков, разработанность систем контроля и мер воздействия на предприятия, загрязняющие окружающую среду. Эти и иные экологические факторы принимаются во внимание при выборе предприятием той или иной технологии, используемого сырья или вида производимой продукции.

Институциональная среда характеризуется наличием разнообразных институтов (организаций), с помощью которых осуществляются различные коммерческие операции, устанавливаются деловые взаимоотношения.

В условиях рыночной экономики предпринимательство призвано выполнять следующие функции:

1. Общеэкономическая – обусловлена ролью предпринимательских организаций и индивидуальных предпринимателей как субъектов рынка, т.к. предпринимательская деятельность направлена на удовлетворение потребностей общества, которое в своем поступательном развитии определяет условия экономического роста.

2. Ресурсная – т.к. развитие предпринимательства предполагает эффективное использование как воспроизводимых, так и ограниченных ресурсов.

3. Творческо-поисковая (инновационная) – связана с использованием новых идей и выработкой новых средств для достижения поставленной цели.

4. Социальная – чем эффективнее работают предпринимательские организации, тем больше поступлений денежных средств в бюджетные и внебюджетные фонды, тем большее количество рабочих мест появляется на рынке труда.

5. Организаторская – проявляется в организации собственного дела, в самостоятельном принятии решений, в формировании предпринимательского управления, в изменении стратегии фирмы.

Сущность предпринимательства проявляется в сочетании всех пяти функций с учетом государственной поддержки или дублирования предпринимательства.

 

11 билет

№1. В переходной экономике возникают новые функции государственного регулирования:

определение прав и форм собственности, условий заключения и исполнения контрактов, отношения работников и работодателей и т.д.;

ликвидация негативных эффектов рыночного поведения - государство занимается вопросами организации фундаментальных научных исследований, государственной системы образования и медицинского обслуживания и т.д.;

разработка нового хозяйственного законодательства;

демонополизация и поощрение конкуренции;

приватизация государственной собственности и поощрение частного сектора.

Государственное регулирование – одна из основных форм участия государства в экономической жизни, состоящая в прямом или косвенном воздействии на распределение ресурсов и формирование пропорций.

Необходимость государственного регулирования экономики в переходный период обусловлена:

требованием устранения внешних факторов;

производством общественных благ;

обеспечением экономики необходимым количеством денег;

осуществлением целенаправленного процесса реформирования административно-командной экономики.

Косвенное экономическое регулирование, использует в основном рычаги кредитно-денежной, налоговой, амортизационной, валютной, внешнеэкономической политики и другое.

Приватизация. В начале рыночных преобразований необходимо было решить три задачи:

вести процесс приватизации, уже происходивший в спонтанной форме, в правовые рамки;

провести приватизацию как можно быстрее, с тем, чтобы создать общественный слой и обеспечить тем самым необратимость реформ;

не допускать в ходе передела собственности социальных конфликтов, обеспечив определенный баланс интересов.

Перечисленные факторы обусловили характерные черты российской модели приватизации:

директивный характер, который обеспечивался путем установления конкретных адресных заданий по приватизации с разбивкой по отраслям;

приоритет частной собственности;

широкие права трудовых коллективов;

бесплатная раздача государственной собственности (или продажа как можно дешевле) на начальном этапе.

№2. Экономический кризис – это значительное нарушение равновесия в хозяйственной системе, часто сопровождающееся потерями и разрывом рыночных отношений, что, в конечном счёте, ведёт к дисбалансу функционирования экономической системы в целом.

Все многообразие кризисов можно классифицировать по трем разным основания:

1. К первому основанию относятся:

Финансовый кризис - резкое уменьшение стоимости каких-либо финансовых инструментов.

Денежно-кредитный кризис -острые потрясения в денежно-кредитной сфере, порождаемые циклическими кризисами перепроизводства или чрезвычайными экономическими и политическими событиями.

Валютный кризис -обострение противоречий в валютной сфере, проявляющееся в резких колебаниях валютных курсов, несбалансированности платежных балансов.

Биржевой кризис -резкое падение курсов ценных бумаг в результате превышения предложения ценных бумаг над спросом.

2. Ко второму основанию относятся:

Промежуточныйкризис. Он отличается от циклического тем, что не дает начала новому циклу, а прерывает на определенное время течение фазы подъема или оживления.

Отраслевой кризис. Он затрагивает какую-либо отрасль национальной экономики.

Структурный кризис. Он связан с постепенным и длительным нарастанием межотраслевых диспропорций в общественном производстве и характеризуется несоответствием сложившейся структуры общественного производства изменившимся условиям эффективного использования ресурсов.

Циклический кризис перепроизводства. Он охватывает все сферы и отрасли экономики: вытесняет морально устаревшее оборудование, снижает издержки производства, обновляет структуру производства и приводит к созданию нового равновесия при более эффективном производстве.

3. К третьему основанию относятся:

Кризис перепроизводства — кризис рыночной экономики, при котором серьёзно нарушена способность потребителей покупать товары в том количестве, которое произведено или может быть произведено, исходя из существующих ресурсов и технологии.

Кризис недопроизводства (дефицит) -кризис рыночной экономики, при котором серьезно нарушена способность производителей производить товары в том количестве, в котором покупатель хочет и может приобрести, исходя из собственных вкусов, предпочтений и возможностей.

 

№1 Блага – все то, что способно удовлетворить потребности физических и юридических лиц на данный период времени.

Классификация благ:

Экономические – результат экономической деятельности людей;

Неэкономические – результат дарения;

Материальные – материально вещественная форма;

Взаимозаменяемые – субституты;

Взаимодополняемые – комплементарные;

Долговременные;

Кратковременные.

Ресурсы — имеющиеся у общества возможности для создания благ и удов­летворения потребностей. Ресурсы, участвующие в производстве товаров и услуг, называют факторами производства.

Экономические ресурсы – это вид ресурсов, необходимых для производства благ – товаров и услуг.

Виды экономических ресурсов:

природные - конкретные полезные ископаемые, например, земля, недра, а также климатическое и географическое положение страны;

трудовые – экономически активное население и экономически неактивное население.

материальные:

основные средства – объекты, которые в течение длительного периода времени изнашиваются постепенно, переносят свою стоимость на себе стоимость выпускаемой продукции (используются многократно);

оборотные – объекты, кот. участвуют в производстве однократно и полностью переносят свою стоимость на себестоимость продукции.

информационные - конкретные научные и технические разработки, которые позволяют организовать производство и потребление благ на более высоком, чем предшествующий, уровне;

финансовые – расчеты, расчеты с персоналом.

Все виды экономических ресурсов, находящихся в распоряжении человечества в целом, ограничены и в количественном и в качественном отношении.

Труд людей ограничен их количеством, возможностью и способностью трудиться, трудовой отдачей, количеством рабочего времени.

Оборотные средства обладают явно заданными пределами, обусловленными возможностями их создания, выбытием по мере износа, использования.

Возникновение вторичных ресурсов в виде отходов производства и потребления лишь частично позволяет восстановить затрачиваемые ресурсы.

Экономический выбор — выбор наилучшего из альтернативных вариантов, который обеспечивает макс. удовлетворение потребностей при данных затратах.

Три фундаментальные экономические проблемы экономического выбора:

1. ЧТО производить (какие производить блага и в каком количестве)?

2. КАК производить (с помощью каких ресурсов и технологий)?

3. ДЛЯ КОГО производить (кто будет получателем произведенных благ)?

№2 Рынок земли: спрос и предложение на рынке земли.

Спрос и предложения рассматриваются со стороны физических и юридических лиц.

Земля – ресурс, который количественно ограничен, следовательно, предложение земли является совершенно неэластичным. Цена полностью определяется спросом на землю.

 

R – рентный доход; S – площадь; P – цена; r - % ставка; D – спрос.

Земельная рента – часть прибыли, возникающая при использовании невоспроизводимого производственного фактора, т.е. земли.

Две формы:

дифференциальная - избыток ренты над рентой с худшего из всех используемых участков. Дифференциальная рента вычисляется как превышение дохода землевладельца (арендодателя) от реализации земли среднего и лучшего качества над доходом собственника худшего земельного участка.

абсолютная:

Отсутствие производства для собственных целей (полное подчинение сельскохозяйственного производства условиям рынка).

Производство основного продукта питания (например, Россия специализируется на ржи, Китай на производстве риса и т.п.)

Все земли арендуются (сдаются внаем) при условиях совершенной конкуренции.

Качество земельных участков не принимается во внимание.

Цена земли — цена собственности на участок земли.

Зе­мельная рента определяет цену земли. Чем выше рента от услуг участка земли, тем выше цена земли.

 

Билет 13

Рынок труда — сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. Через него осуществляется продажа рабочей силы на определенный срок. Особенность рынка труда и его механизма: объектом купли-продажи на нем является право на использование рабочей силы, знаний, квалификации и способностей к трудовому процессу.

В широком смысле рынок труда — система социально-экономических и юридических отношений в обществе, норм и институтов, призванных обеспечить нормальный непрерывный процесс воспроизводства рабочей силы и эффективное использование труда.

На рынке труда спрос рассматривается со стороны работодателей, а предложение – со стороны рабочей силы.

Закон спроса на рынке труда: чем ниже заработная плата, тем больше рабочих мест предлагается на рынке и наоборот.

Закон предложения на рынке труда: Чем ниже заработная плата, тем меньit рабочей силы будет предложено на рынке и наоборот.

Равновесной ценой является ставка заработной платы. Предложение рабочей силы носит свободный характер.

Факторы, ограничивающие свободу выбора профессии:

Имеющийся уровень образования

Физиологические возможностиэ

Социальные условия

Стаж работы

 

P – заработная плата;

Q – количество труда;

W – рабочая сила;

S – работодатель;

A-B – безработица;

С-D – лишние рабочие места

 

График конкурентного рынка труда:

 

 

Заработная плата (оплата труда работника) — вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты. (ст.129 ТК РФ).

Заработная плата (разг. зарплата) — денежная компенсация, которую работник получает в обмен за свой труд.

Другие определения заработной платы:

цена трудовых ресурсов, задействованных в производственном процессе.

выраженная в денежной форме часть совокупного общественного продукта, поступающая в личное потребление трудящихся в соответствии с количеством и качеством затраченного труда.

часть затрат на производство и реализацию продукции, направляемая на оплату труда работников предприятия.

Типы (виды) оплаты труда:

номинальная зарплата (величина заработной платы в денежном выражении, характеризующая уровень оплаты труда вне связи с ценами на товары и услуги и денежными расходами работника)

реальная зарплата (заработная плата, исчисленная, определяемая в виде количества благ, потребительских товаров и услуг, которые можно на нее приобрести, определяется как размером номинальной заработной платы, так и уровнем цен на потребительские товары и услуги, а также налогов, выплачиваемых из заработной платы)

Формы оплаты труда:

Повременная (в основу расчета включено количество отработанного времени (оклад))

Простая повременная система (в расчет включена только почасовая ставка и фактически отработанное время)

Повременная премиальная система (предполагает премию за достижение каких-либо результатов)

Сдельная (в основу расчета включено количество выработанной продукции)

2.1 Прямая сдельная система (оплата производится по неизменным расценкам и независимо от степени нормы выработки)

2.2 Сдельно-прогрессивная система (предусматривает повышение расценки за перевыполнение нормы)

2.3 Сдельно-премиальная система (премирование за достижение повышенных показателей или определенных показателей)

Аккордная (в основу включен договор, в котором заранее прописана сумма заработной платы для рабочих, которые должны выполнить заданный объем работы)

Вы́ручка (оборот, объём продаж) — полная сумма денежных поступлений от реализации продукции (работ, услуг).

Валовый доход = Выручка от реализации – материальные затраты

Выручка от реализации продукции (работ, услуг) включает в себя денежные средства либо иное имущество в денежном выражении, полученные или подлежащие получению в результате реализации товаров, готовой продукции, работ, услуг по ценам, тарифам в соответствии с договорами.

При этом деятельность предприятия можно характеризовать по нескольким направлениям:

выручка от основной деятельности, поступающая от реализации продукции (выполненных работ, оказанных услуг);

выручка от инвестиционной деятельности, выраженная в виде финансового результата от продажи внеоборотных активов, реализации ценных бумаг;

выручка от финансовой деятельности.

Общая выручка складывается из выручки по этим трем направлениям. Однако основное значение в ней отдается выручке от основной деятельности, определяющей весь смысл существования предприятия.

При́быль — разница между доходами (выручки от реализации товаров и услуг) и затратами на производство или приобретение и сбыт этих товаров и услуг.

Прибыль = Выручка − Затраты (в денежном выражении).

Это один из наиболее важных показателей финансовых результатов хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства (организаций и предпринимателей), ради которого и осуществляется предпринимательская деятельность.

Различают:

бухгалтерская прибыль — разница между суммой реализации (доходами от продажи) и расходами (издержками);

экономическая прибыль — это остаток от общего дохода после вычета всех издержек, разница между бухгалтерской прибылью и дополнительными расходами, такими как: некомпенсированные собственные издержки предпринимателя, не учтённые в себестоимости, в том числе «упущенная выгода», затраты на «стимулирование» чиновников в коррупционных экономиках, дополнительные премиальные работникам.

Обычно рассчитывают валовую (балансовую, общую) прибыль и чистую — остающуюся после уплаты из валовой прибыли налогов и отчислений.

Эффект масштаба – соотношение между изменением объема используемых ресурсов и изменением соответсвующих производственных результатов. Положительный эффект масштаба – снижение величины постоянных издержек (модернизация производства, полная утилизация отходов производства и побочных товаров)

Отрицательный эффект масштаба – рост постоянных издержек

 

Принципы максимизации прибыли: два подхода

1. Сравнение валового дохода и валовых издержек при каждом объеме производства:
а) TR>TC. Фирма имеет экономическую прибыль и может увеличивать объем производства до критической точки TR=TC,
б) TR<TC. Фирма убыточна. Ее цель – минимизировать убытки:
– фирма может продолжать функционировать в краткосрочном периоде, если при всех объемах производства ее выручка превышает переменные издержки: TR>VC. Если выручка обеспечивает возмещение переменных издержек, часть постоянных – производство следует продолжать;
– фирма банкрот, если при всех уровнях производства убытки превышают потери постоянных издержек. Фирма минимизирует убытки путем остановки производства.

2. Сравнение предельного дохода и предельных издержек:
а) MR>MC. На каждой такой единице продукции фирма получает больше дохода от ее продажи, чем прибавляет к издержкам, производя эту единицу;
б) MR=MC. Фирма максимизирует прибыль на оптимальном объеме производства;
в) MR<MC. Фирме следует избегать производства этой единицы продукции, так как она не будет окуплена.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 481; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.131 сек.