КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Врачебный контроль на уроках физкультуры, распределение школьников на группы
Вопрос 15. Задачами физического воспитания детей школьного возраста являются: а) укрепление здоровья, закаливание учащихся, содействие их правильному физическому развитию и поддержанию высокого уровня умственной работоспособности; б) воспитание физических качеств (ловкости, силы, быстроты, выносливости, гибкости) и формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков (ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье, строевая подготовка, лыжная подготовка, упражнения) равновесие, упражнения, воспитывающие правильную осанку, точность и координацию движений, чувство ритма и темпа, навыки коллективных действий и т. д.); обеспечение подготовки школьников к выполнению нормативных; в) сообщение доступных специальных знаний и привитие организованных навыков в области физической культуры, а также навыков личной и общественной гигиены и привычек культурного поведения в связи с занятиями физическими упражнениями; воспитание интереса и любви к физической культуре и спорту; формирование умения самостоятельно тренироваться с целью личного физического совершенствования и для проведения занятий с группой учащихся. В процессе занятий физической культурой и спортом у школьников воспитываются, кроме того, крайне необходимые обществу волевые качества: целеустремленность, инициативность, решительность, смелость, настойчивость, дисциплинированность, выдержка и самообладание, а также чувство товарищества, дружбы и коллективизма. При осуществлении задач, стоящих перед физическим воспитанием школьников, учитываются состояние здоровья, возраст, пол, степень физического развития и уровень физической подготовленности учащихся различных классов, обеспечивается взаимосочетание физического воспитания со всей учебно-воспитательной работой в школе. Физическое воспитание в школе осуществляется системой взаимосвязанных форм: — уроки по физической культуре (в сетке учебного расписания и факультативно); — физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме школьного дня (гимнастика до занятий, физкультурные минуты на уроках, игры и физические упражнения на переменах и в режиме продленного дня); — внеклассная спортивно-массовая работа в школе (кружки физической культуры, спортивные секции, туристические походы, спортивные соревнования, спортивные праздники — дни здоровья); — внешкольная спортивно-массовая работа (по месту жительства учащихся, занятия в детско-юношеских спортивных школах, дворцах пионеров, детских туристских станциях, спортивных обществах, самостоятельные занятия школьников физическими упражнениями в семье, на пришкольных и дворовых площадках, стадионах, в парках и др.). Структура и содержание каждого урока определяются учебной программой по физической культуре, учитывающей возраст, состояние здоровья и уровень физической подготовленности учащихся. Ответственность за выполнение учебной программы, за овладение учащимися на уроках необходимыми знаниями, умениями и навыками несет учитель физической культуры. Он же обеспечивает соблюдение санитарно-гигиенических требований, принятие мер, предупреждающих спортивные травмы и несчастные случаи, и ведет систематический контроль за уровнем физической подготовленности учащихся с помощью экспресс-тестов (2—3 раза в год), учитывая при этом результаты текущих и дополнительных медицинских осмотров. Гимнастика до занятий является одним из оздоровительных мероприятий и мерой борьбы с дефицитом движений, наблюдающимся у современных школьников. Она оказывает благоприятное воздействие прежде всего на центральную нервную систему: улучшается настроение школьников, они становятся более активными, бодрыми и дисциплинированными. Кроме того, регулярная гимнастика укрепляет мышечную систему, усиливает обмен веществ и повышает деятельность внутренних органов, особенно сердца и легких. Гимнастика должна проводиться ежедневно перед уроками в течение 7—10 мин. В хорошую погоду обязательно проводить ее на открытом воздухе (на школьном дворе, спортивной площадке), а в плохую погоду и в холодное время года — в актовом зале, вестибюлях, рекреациях, коридорах или классах при условии хорошего проветривания и влажной уборки помещений. Делать гимнастику перед уроками обязаны все учащиеся основной и подготовительной групп, за исключением тех, кто перенес болезнь или травмы. Большинство школьников специальной медицинской группы также могут заниматься вводной гимнастикой, однако лишь после дополнительного медицинского осмотра и разрешения врача. Показано, что после физкультурной паузы усиливается дыхание и кровообращение, уменьшаются застойные явления в сосудах нижних конечностей и полости таза; повышаются внимание и умственная работоспособность; повышается мышечный тонус и улучшается осанка. При проведении физкультминутки должен быть обеспечен доступ свежего воздуха. Для выполнения упражнений ученик встает в проход между столами, расстегивает воротник и ослабляет пояс. Физкультурная пауза продолжается 2—3 мин и включает 3—4 простых упражнения для конечностей и туловища. Упражнения физкультурной паузы периодически видоизменяются, однако всегда обязательным является упражнение в потягивании. Физкультурные паузы следует делать и при выполнении домашних заданий. Игры на переменах имеют большое оздоровительное значение и являются важным фактором в борьбе с гипокинезией. Игры снимают чувство усталости, повышают эмоциональный тонус и уровень умственной работоспособности учащихся. На обычных переменах необходимо создавать условия для свободных игр учеников в школьном дворе, коридорах и рекреациях, а на больших переменах следует организовывать силами учителей, спортивного актива проведение целенаправленных, коллективных игр. Если после игры дети приходят на общеобразовательный урок возбужденными, отмечаются смех, разговоры и т. п., можно дать упражнение на внимание, после которого учащиеся быстро успокаиваются. Физические упражнения в режиме групп продленного дня повышают уровень двигательной активности и умственную работоспособность детей. Трудно переоценить большое значение для школьников и для семей организации групп продленного дня, количество которых неуклонно растет. Однако увеличение времени целенаправленного педагогического воздействия таит в себе опасность перегрузки нервной системы учащихся, дальнейшего снижения двигательной активности, понижения умственной и физической работоспособности. Это может отрицательно повлиять на здоровье и на успеваемость школьников. С помощью физических упражнений и подвижных игр, организованных в отведенное для отдыха и прогулок время, можно с успехом не только противодействовать упомянутым выше отрицательным факторам, но и способствовать укреплению здоровья детей, развитию их двигательных способностей, повышению умственной и физической работоспособности и успешной подготовке к сдаче норм физкультурного комплекса ГТО. Опыт свидетельствует о том, что эффективность физических упражнений и подвижных игр выше, если они проводятся на свежем воздухе. Внеклассная работа по физическому воспитанию организуется и осуществляется учителями по физической культуре, организатором внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми и советом школьного коллектива физической культуры, которые опираются в своей работе по развертыванию спортивно-массовых и оздоровительных мероприятий в школе на весь педагогический коллектив, физкультурный актив, пионерскую и комсомольскую организации. Школьный коллектив физической культуры работает по Положению, утвержденному Министерством просвещения, и имеет следующие задачи: — вовлечение возможно большего числа школьников в занятия физической культурой, спортом и туризмом; — углубление умений и навыков, полученных учащимися на уроках физкультуры; — содействие формированию у школьников военно-прикладных знаний и навыков; — организация внутришкольных соревнований и физкультурных праздников; — организация подготовки школьников к районным (городским) спортивным мероприятиям. Учителя физической культуры не только направляют работу школьного коллектива физической культуры и ведут занятия в спортивных секциях, но и готовят общественных инструкторов и судей по спорту из числа учащихся и максимально привлекают их в доступных формах к проведению различных физкультурно-оздоровительных занятий и мероприятий. Во внеклассной работе следует шире использовать метод заданий на дом, а также самостоятельных тренировок по графику, составленному учителем физкультуры. Важно не прекращать спортивно-массовую и оздоровительную работу в период школьных каникул. Работа в каникулы проводится по планам, в составлении которых принимает активное участие врач. Внешкольная работа по физическому воспитанию учащихся включает в себя занятия спортом и туризмом во внешкольных учреждениях, а также различные занятия по физической культуре и спорту в семье. Занятия во внешкольных учреждениях проводятся высококвалифицированными специалистами в определенном виде спорта на основе положений о соответствующих учреждениях и имеют одну из основных задач — спортивное совершенствование школьников. Значение уроков по физической культуре и внеклассной работы особенно возрастает теперь, когда проводятся новые массовые соревнования школьников «Старты надежд», при которых честь школы на районных и городских соревнованиях будет защищать не сборная команда школы, а самый спортивный класс. Физическое воспитание школьников в семье осуществляется родителями путем постоянного и активного содействия выполнению учащимися следующих условий: соблюдение режима дня, правил гигиены и закаливания; ежедневное выполнение утренней гимнастики; воспитание привычки к регулярным занятиям физическими упражнениями; контроль за выполнением заданий учителя физической культуры; поощрение разнообразных подвижных и спортивных игр, особенно игр на воздухе, купания и плавания, систематических занятий спортом. Непосредственное руководство физическим воспитанием учащихся возлагается на директора школы; заместитель директора по учебно-воспитательной работе отвечает за выполнение учебных программ и качество преподавания физической культуры и обеспечивает систематический контроль за проведением уроков по физкультуре, а также занятий со школьниками, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. В физическом воспитании учащихся принимает участие весь педагогический коллектив школы, пионерская и комсомольская организации, но особенно важная роль принадлежит врачу.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 670; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |