Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Системные и структурные составляющие мира политического




 

Один из путей определения сущности и содержания любого понятия – это выявление основных его контуров, параметров и составных элементов. Мир политического – это самостоятельная сфера жизнедеятельности людей, отличная от экономической, социальной и духовной. Проблема его определения сводится к проблеме вычленения границ между ним и другими подсистемами человеческого общежития. Мир политического представляет собой весьма сложный и многослойный комплекс явлений, институтов, отношений, процессов и т. д. и включает множество сфер, таких, как государственно‑правовая, партийная, избирательная, механизмы принятия решений, структурные и системные компоненты и т. д.

Естественно, что политические реальности и феномены невозможно понять без учета системы общения, средств и механизмов политической коммуникации, которые в одинаковой степени связаны как со сферой общественного сознания, социокультурной и политико‑культурной сферами, так и с миром политического в собственном смысле этого слова. Когда мы говорим о мире политического, то имеем в виду уже застывшие, статичные, существующие в каждый конкретный момент феномены, структуры, составные элементы, в также условия их нормального функционирования и взаимодействия друг с другом. Но политическое не ограничивается этим, одной из важнейших его характеристик является динамика, поскольку это сфера, которая подвергается постоянным изменениям. К тому же политическое в своей интегральной части содержит теоретический и социально‑философский аспекты. В данном контексте оно охватывает историю политических учений и традиций, политических систем и идейно‑политических парадигм и течений и др.

При всем том в центре мира политического стоят государство, власть и властные отношения – основополагающие категории политической философии и политической науки, которые дают ключ к пониманию сущности и предназначения политики, политических институтов и всего мира политического. Только поняв природу власти и государства, можно выделить политику из всей общественной системы, комплекса общественных отношений.

Как правило, в политической сфере зачастую значимость приобретают не только реальные действия и меры правительства или государства, тех или иных общественно‑политических образований, но и то, как они оцениваются и воспринимаются, в каком контексте подаются. А это определяет господствующие в обществе нормы и правила игры, поведенческие стереотипы, вербальные реакции, политическую символику и знаковую систему, а также другие компоненты национальной культуры. В массиве национального сознания каждого народа имеются базисные, как бы врожденные элементы, определяющие сам дух, менталитет, характер данного народа, и они не могут не накладывать родовую печать на его политическую систему. Общественная природа человека такова, что он не может не идентифицировать себя с определенной культурой, традицией, с чем‑то таким, чем он гордится: собственным языком, собственной символикой. Именно в национальной культуре человек ищет свое отражение, в ней он идентифицирует себя с себе подобными и, собственно говоря, узнает себя. Будучи формой выражения бытия человека, культура в равной мере относится и к сущности, и к существованию человека. Можно сказать, что культура – это базис суверенного бытия людей.

Применительно к рассматриваемому здесь вопросу речь идет о политической культуре, в которой как бы в превращенной форме реализуется ряд важнейших аспектов политического мировоззрения людей и политической философии. Политическая культура – это комплекс представлений той или иной национальной или социально‑политической общности о мире политики, политического, законах и правилах их функционирования. В этом смысле политическая культура составляет в некотором роде дух, который одушевляет формальные политические институты.

Мир политического состоит как бы из двух самостоятельных сфер. В нем выделяют конкретную, или повседневную, политическую практику, осуществляемую исполнителями всех уровней в лице чиновников, функционеров, служащих государства, партий, организаций, объединений, корпораций, институтов мирового сообщества или международно‑политической системы, и сферу разработки политических программ, идеологий, курсов стратегического характера на всех уровнях и принятия решений относительно путей, форм и средств их реализации. Это примерно соответствует тому водоразделу, который М. Вебер проводил между чиновником и политиком. Задача чиновника состоит исключительно в беспрекословном профессиональном выполнении принятых политиком решений. При этом он не несет ответственности за направление и содержание политического решения. Такую ответственность несут политики, которые берут на себя функцию разработки программных установок и основных направлений их реализации.

Исходя из подобных соотношений, австрийский социолог и политик А. Шеффле назвал первую сферу сферой «повседневной государственной жизни», а вторую – сферой «политики». В первой сфере все решения по каждому конкретному случаю принимаются в повседневной практической деятельности в соответствии с четко установленными правовыми или иными нормами, правилами, предписаниями и существующими прецедентами. Здесь уместно говорить не о политике в собственном смысле слова, а о повседневном административном управлении. О политике, считал Шеффле, мы вправе говорить лишь в тех случаях, когда речь идет о легитимизации нового положения вещей, например заключении договора с иностранным государством, принятии парламентом нового закона о налогах, проведении избирательной кампании, подготовке оппозицией акций протеста или подавлении правительством этих акций.

Разумеется, такое разграничение носит условный характер, поскольку новая расстановка политических сил и соответственно принятие политических решений возможны и в процессе повседневного государственного управления. С рассматриваемой точки зрения интерес представляет то, что в английском языке для обозначения политики используются два термина: «policy» и «politics». Как отмечал известный французский социолог Р. Арон, «слово „политика“ в первом его значении – это программа, метод действий или сами действия, осуществляемые человеком или группой людей по отношению к какой‑то одной проблеме или к совокупности проблем, стоящих перед сообществом». Во втором значении это слово «относится к той области общественной жизни, где конкурируют или противоборствуют различные политические (в значении policy)направления. Политика как область – это совокупность, внутри которой борются личности или группы, имеющие собственную policy, то есть свои цели, свои интересы, а то и свое мировоззрение». Все это говорит о том, что политика представляет собой одновременно и сферу деятельности, и форму деятельности.

Государство является субъектом политики не только как носитель власти и властных отношений в рамках отдельно взятой страны, но и как носитель государственного суверенитета на международной арене, как один из многих субъектов политических отношений между различными государствами. Поэтому естественно, что в мир политического составной частью входит система международных отношений, международно‑политический аспект всех тех субъектов, отношений, процессов, принципов и др., которые в совокупности составляют мировое сообщество.

Этот факт особенно актуален в наши дни, когда усиливаются интеграционные тенденции во всех сферах жизни разных государств и народов, регионов и континентов, более того, когда международная система приобрела действительно всемирный характер, а международные отношения – поистине глобальные масштабы.

Все изложенное выше дает достаточные основания для вывода о том, что понятие политического значительно шире и богаче понятий государства, политической системы, власти. Однако при всей многозначности данного понятия, когда говорят о мире политического, имеют в виду особую сферу жизнедеятельности людей, связанную с властными отношениями, с государством и государственным устройством, с теми институтами, принципами, нормами, которые призваны гарантировать жизнеспособность того или иного сообщества людей, реализацию их общей воли, интересов и потребностей. Иначе говоря, под политическим подразумевается все то, что имеет касательство к феноменам, институтам, организационным формам и отношениям в обществе, за которыми признаны окончательная власть и авторитет, существующие в этом обществе для утверждения и сохранения порядка и реализации других жизненно важных для него целей.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 538; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.