Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Базовые теории воспитания и развития личности




Классификация средств обучения

Средства обучения в дидактике используется для того, чтобы обозначить тот или иной компонент процесса обучения. Они имеют большое значение для реализации управленческой и информационной функции учителя. Кроме того, они представляют собой материальные или идеальные объекты, используемые для освоения новых знаний, практической и познавательной деятельности и формирования опыта.

Выделяют следующие группы средств обучения: учебно-наглядные пособия, вербальные средства обучения, специальное оборудование, технические средства обучения (ТСО).

Учебно-наглядные пособия - это совокупность средств обучения предназначенных для демонстрации студентам и обеспечивающих формирование у них конкретных образов предметов и явлений действительности. Все эти средства могут предъявляться без помощи технических средств.

Учебно-наглядные пособия по способу отображения объекта изучения делятся на натуральные, изобразительные и знаковые.

Натуральные пособия представляют собой образцы объектов; окружающей среды как природного (гербарии, коллекции минералов, чучела животных и др.), так и искусственного (детали, машины, приборы, инструменты) происхождения. Они дают объемное представление о предметах.

Изобразительные пособия дают изображение изучаемого объекта. Они могут быть плоскостными (плакаты, рисунки, фотографии)» объемными (статическими: модели, макеты, муляжи и т.д.; динамическими: действующие модели, динамические плакаты, стенды).

Знаковые пособия подразделяют на схематические (чертежи схемы) и символические (формулы, графики, диаграммы).

Вся эта группа средств обучения используется для иллюстрации, дополнения, детализации учебного материала, для акцентирования внимания на отдельных положениях учебных вопросов, также для обобщения и систематизации усвоенной информации.

К вербальным (словесным) средствам обучения относят ученую и учебно-методическую литературу, словари, инструкционные карты, дидактические материалы.

Данную группу средств применяют в учебном процессе для углубления знаний и умений студентов, для самостоятельного изучения ими учебного материала, выполнения практических заданий.

Специальное оборудование охватывает совокупность предметов ориентирующих студентов на практическую деятельность. К ним относятся орудия и средства труда, применяемые в профессиональной деятельности специалиста и используемые в учебных целях лингафонные кабинеты, тренажеры, средства для проведения лабораторных и практических работ. Эту группу средств преподаватель использует при объяснении в качестве демонстрационного оборудования для иллюстрации, доказательства теоретических положений.

Технические средства обучения (ТСО) – тех.устройства, с помощью которых дается учебная информация и контролируется ее усвоение.

Сами ТСО не содержат информации, она находится в носителях этой информации - слайдах, кинофильмах, магнитофонных лентах и т. д.

По выполняемым педагогическим функциям ТСО делятся на три группы: технические средства информации (аудиовизуальные); технические средства программированного обучения и контроля знаний (информационно-контролирующие); тренажерные.

Технические средства информации широко используют для формирования новых знаний. Они облегчают передачу учебной информации, помогают управлять вниманием студентов, экономят время.

Педагогика как наука о воспитании на текущий момент имеет четыре парадигмы, согласно которым осуществляется воспитательный процесс – педагогическую, андрологическую, акмеологическую и коммуникативную.Каждая из них находит свое применение в определенных условиях.

Педагогическая парадигма. Концепция педагогической парадигмы состоит в том, чтобы воспитать человека с использованием внешней системы принуждения, кнутом и пряником. При этом считается, что воспитуемый не может осознать смысла воспитания, оценить его необходимость в процессе воспитания, поэтому единственным способом достижения поставленной задачи является принуждение. Смысл такого воспитания может быть разным – от формирования узких специалистов, неспособных к творческому мышлению, до поддержки существующего общественного устройства. Не способствует формированию свободной творческой личности.

Преимущества педагогической парадигмы в том, что воспитателю нет никакой необходимости учитывать индивидуальные особенности своих воспитанников. Педагогом в таких условиях может стать любой человек, способный тем или иным способом утвердить свое превосходство.

Что мы получим в результате такого воспитания?

Скорее всего – ограниченную личность, неспособную к творческому мышлению, не способную отстаивать свою точку зрения и свои взгляды.

Андрологическая парадигма. Концепция андрологической парадигмы состоит в том, чтобы воспитуемый осознавал весь процесс своего воспитания и умел достигать определенные цели в жизни.

В данной ситуации, педагог выполняет лишь роль помощника или наставника, который должен уметь поддержать, подтолкнуть человека на этом пути.

Преимущества этой парадигмы воспитания в том, что воспитатель и воспитуемый находятся в равных положениях.

Сторонники такого подхода убеждены, что каждый ребенок от рождения добр и талантлив и надо лишь деликатно помочь ему развить эти ценные качества, ни в коем случае не насилуя его природу. В процессе становления личности роли воспитателя и воспитанника равноправны, и их отношения носят характер диалога и взаимодействия.

Конечно же, требования к педагогу в этом случае возрастают, потому что будет необходим учет индивидуальных особенностей студентов, понимание того, что каждый их них будет использовать (или не использовать) преподаваемые знания и умения по-своему. И далеко не каждый воспитатель способен быть педагогом в данном качестве.

Акмеологическая парадигма

Концепция акмеологической парадигмы состоит в том, чтобы в процессе воспитания человеку можно было бы предоставить максимальную помощь в раскрытии его индивидуальных и творческих возможностей.

Преимущества такого подхода в том, что он имеет ярко выраженную творческую направленность, находит применение в гуманитарных сферах, различных художественных и других школах и студиях.

В отношении к воспитуемому проявляется максимальная индивидуальность, а от преподавателя, в данном случае, требуется быть Личностью с большой буквы.

Коммуникативная парадигма

Концепция коммуникативной парадигмы предусматривает общение и взаимное совершенствование всех воспитуемых в одной группе, в одной предметной области, примерно одинаковых по уровню развития.

В результате их тесного общения происходит обмен информацией, знаниями и умениями, совершенствование людей. Например, коммуникативная парадигма лежит в основе различных групповых психологических тренингов.

Очень важно, чтобы воспитатель, кроме общих знаний, был еще и коммуникабельным, гибким и корректным в общении. Для достижения цели данной воспитательной парадигмы необходимо, чтобы все участники такого воспитательного процесса были заинтересованы в нем.

Как это ни странно звучит, но на протяжении многих веков педагогика была если не исключительно, то преимущественно авторитарной.

Однако воспитанники ее парадигм вырастали очень разными — не только послушными, но и яркими, творческими и высоконравственными личностями. [5]

В качестве альтернативы, сегодня провозглашается гуманистическая педагогика. Она рассматривает становление личности в контексте творческого взаимодействия поколений. Ее девиз — всемерное уважение между воспитателем и учеником, всяческое поощрение естественности, индивидуальности при минимуме руководства и давления.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 978; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.