Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психогенные расстройства (аффективно-шоковые реакции, реактивные состояния), клиника, динамика




Невроз навязчивых состояний, сравнительно-возрастные особенности.

- общее состояние неврозов, проявляющихся навязчивыми страхами, представлениями, воспоминаниями, сомнениями. Болезнь обычно начинается от навязчивого страха – фобии. При этом неврозе могут наблюдаться навязчивые страхи, обсессивные состояния с навязчивыми мыслями, идеями, представлениями, влечениями и действиями. При длительном наблюдении прослеживается определенная последовательность появления симптомов невроза: фобии => навязчивые компульсивные расстройства (типа контрастных влечений) => другие навязчивые состояния типа обсессивных расстройств. На фоне возникших вегетативных, сенсомоторных и аффективных расстройств появляется навязчивая мысль, т.е. включается идеаторный компонент и этим завершается формирование фобии. В начале болезни фобии возникают по мех-му условного рефлекса в идентичных ситуациях, затем условия возникновения страха расширяются. 3 стадии развития фобического этапа: 1) возникновение страха при непосредственном столкновении травмирующей ситуации (при поездке в метро, где возник страх); 2) фобии возникают уже при ожидании травмирующей ситуации (при ожидании поездки в метро); 3) возникновение страха при одном представлении о возможности этой ситуации. Больные с ипохондрическими фобиями (чаще кардиофобиями) выбирают специальный маршрут, где по пути есть мед. учреждения или аптеки. При неврозе навязчивых состояний фобии чаще мономорфны. Наблюдаются страхи пространства и положения – агорафобии, клаустрофобии и т.д. Возможны так называемые социофобии: страх публичных выступлений, страх покраснеть. К навязчивым страхам обычно присоединяются различные защитные действия – ритуалы. На начальном этапе болезни выражается в избегании травмирующей ситуации, в последующем защитные действия усложняются. Сравнительно-возрастные особенности. У детей носят сверхценный хар-р и обычно связан с травмирующей ситуацией. У дошкольников это часто страхи темноты, животных, отрицательных персонажей сказок. У младших школьников – часто страх перед школой, особенно если учитель ругал его или наказывал. У подростков страхи связаны с опасениями за жизнь и со смертью. Невроз навязчивых состояний имеет 2 варианта: обсессивный – хар-ся различными навязчивыми действиями – тикообразными подергиваниями, у школьников приобретает хар-ер ритуалов; и фобический.

 

Термин «психогенные заб-я» предложил Зоммер в 1894 г для обозначения психической эпидемии судорог, позже этим термином стали обозначать психические расстройства, которые возникли после психической травмы. Диапазон расстройств от кратковременных расстройств сна, аппетита до бреда и обездвиженности. Особенности клиники психогенных расстройств подмечены Ясперсом (триада): 1) возникновение болезни вслед за психической травмой; 2) содержание психопатологических расстройств вытекает из хар-ра психической травмы и между ними существуют связи; 3) течение б-ни связано с травмирующим переживанием, исчезновению которого сопутствует прекращение заб-я. Психогенные расстройства делят на: 1) неврозы; 2) реактивные психозы. Реактивные психозы в зависимости от хар-ра психической травмы и клинической картины делят на: аффективно-шоковые р-ции, истерические психозы, психогенные психотические расстройства.

1) Аффективно-шоковые р-ции – кратковременные психотические состояния, возникающие в ситуациях остро угрожающих жизни. Хар-ся переживанием ужаса, отчаянья, глубоким аффективно-суженным состоянием сознания, из-за него утрачивается контакт с окружающими, двигательными и вегетативными расстройствами. Выделяют: а) гипокинетический вариант – хар-ся внезапно возникшей в травмирующей ситуации двигательной заторможенностью (остолбенел от страха); больные не воспринимают окружающее, на лице страх, ужас, глаза широко открыты, кожные покровы бледные, холодный липкий пот, м.б. мочеиспускание и дефекация; б) гиперкинетические варианты - отличаются острым психомоторным возбуждением; больные бесцельно мечутся, куда-то бегут, кричат, на лице ужас + выраженные вегетативные р-ции: тахикардия, потливость, бледность или гиперемия кожи, мочеиспускание и дефекация. Продолжительность аффективно-шоковых р-ций от нескольких минут до нескольких часов. 2) Истерические психозы – с ними чаще встречаются судебные психиатры; сознание при них бывает сужено под влиянием аффекта – аффективно-суженное или неизменно в виде погружения в фантастические переживания; в период психоза наблюдается амнезия. Псевдодеменция – возникает обычно через несколько недель после привлечения чел-ка к ответственности и в ожидании наказания поведение становится неправильным (неправильно отвечает на воспросы, таращит глаза, изображая слабоумного и беспамятного; неправильные ответы сочетаются с неправильными действиями: так больной, совершая более сложные движения, не может отпереть ключом дверь, открыть коробку спичек). Продолжительность данного состояния до несколь­ких недель, после чего происходит восстановление психических функций. Пуэрилизм - возникает под влиянием психической травмы и сопровождается истерическим сужением сознания. Речь больных становится дет­ской (говорят с детскими интонациями, шепелявят, иногда не выговаривают отдельные буквы, неправильно произно­сят слова). В движениях, гримасах также проявляется детскость. Больные суетливы, дотра­гиваются до всех предметов, не ходят, а бегают мелкими детскими шажками. Аффективные реакции сопровождаются детской ми­микой. Они надувают губы, хнычут, сосут пальцы, топают нога­ми, когда им что-то не дают, играют коробочками, катают их, как машинки. Псевдодеменция и явления пуэрилизма могут наблюдаться и при остром истерическом сумеречном расстройстве сознания - синдромом Ганзера: хар-ется истерическим сумеречным помрачением сознания с преобладанием в клинической картине явлений мимоговорения (неправильные ответы на вопросы). Бредоподобные фантазии (бредоподобные идеи) — возникаю­т у больных с реактивным психозом идеи преследования, вели­чия, реформаторства, обвинения и самообвинения и т.д., содер­жание которых изменяется в зависимости от внешних обстоя­тельств. Синдром регресса психики («одичания») - обо­значают возникающее на фоне истерического расстройства со­знания поведение больного, напоминающее повадки животного. Больной не носит белье, бегает на четвереньках, лакает из миски, издает нечленораздельные звуки, проявляет агрессивность, куса­ется, рычит, пищу обнюхивает, при приближении скалит зубы, принимает угрожающую позу. Такое состояние может возникнуть остро при психической травме особой тяжести либо при утяжелении состояния после других истерических расстройств. У детей истерические психозы наблюдаются крайне редко. Они могут проявляться в виде кратковременных состояний пуэ­рилизма или псевдодеменции: дети начинают вести себя, как младенцы, картавят, лепечут, просятся на руки. При псевдоде­менции не могут ответить на простые вопросы, не говорят, а по­казывают жестами, что не знают, неправильно определяют части своего тела. У подростков истерические психозы наблюдаются редко, обычно в случаях привлечения к судебной ответственности. Ис­терические психозы у подростков, как и у взрослых, могут прояв­ляться в виде пуэрилизма, псевдодементного поведения, бредо­подобных фантазий. Считается, что истерические психозы у под­ростков если и возникают, то на фоне истероидной психопатии. 3) Реактивные психозы – к ним относят: реактивные депрессии (выделены Регли); диапазон их колеблется от психологически адекватных переживаний утраты, сопровождающихся грустью и подавленно­стью, до витальной глубокой тоски с переживанием безысходно­сти, невосполнимости утраты и идеями самообвинения. Наиболее частой психической травмой, приводящей к депрес­сии, является ситуация эмоционального лишения, т.е. потеря близ­кого. Депрессивная симптоматика возникает через несколько дней после известия о случившемся несчастье (в эти дни происходит обработка). В момент известия у части больных может возникнуть истерическая или тревожная депрессия, наблюдаются кратковременные аффективно-шоковые р-ции (гипо- и гиперкинетические). При чистой, или простой, депрессии обычно не наблюдается аффективно-шоковых р-ций, наблюдается двигательная заторможенность, переживания сконцентрированы на случившемся, тоскливое настроение усиливается к вечеру + вегетативные симптомы – расстройство сна, аппетита, тахикардия. Реактивная депрессия делится на открытую (есть все признаки депрессии – заторможенность, слезливость, фиксация на несчастье) и диссимулятивную (нет активных жалоб на тоску, больные стараются не говорить о травмирующей ситуации, держатся тихо и незаметно). Реактивные (психогенные) параноиды – бредовый психоз, возникающий вследствие психической травмы. Острым реактивным параноидам обычно предшествует период выраженной тревоги, беспокойства, предчувствия несчастья, затем возникает бред отношения --- бред преследования ---- галлюцинации. Реактивное паранойяльное бредообразование хар-ся возникновением сверхценных идей или паранойяльных идей, не выходящих за рамки психотравмирующих обстоятельств. Индуцированный бред – болезненное состояние, при котором бред (чаще преследования) возникает от одного лица другому. Индукторами бывают лица, страдающие психическими заб-ми (шизофрения).

 

33. «Системные неврозы» (заикание, тики, энурез, энкопрез).

1) Невротическое заикание – нарушение ритма и плавности речи, обусловленное судорогами м-ц, участвующих в речевом акте. У детей младшего возраста заикание может возникнуть в связи с испугом или разлукой с родителями. В школьном возрасте у заикающихся появляется р-ция на дефект речи и как рез-т этого логофобия (страх речи), приводящая к школьной дезадаптации. Сочетается с невротическими симптомами – раздражительностью, нарушениями сна, аппетита, тиками, энурезом. 2) Невротические тики – различные автоматизированные привычные действия: мигание, подергивание головой, плечами, покашливания, привычка двигать носом. Первоначально эти действия могут носить защитный хар-р, а в последующем и зафиксироваться. Обычно возникают в травмирующей ситуации, однако основным явл-ся соматическое неблагополучие. 3) Невротический энурез – психогенно-обусловленное неосознанное упускание мочи, чаще в ночное время. Об энурезе можно говорить после достижения детьми 4-х летнего возраста (период начала контролирования мочеиспускания). Энурез чаще связан с травмирующей ситуацией. Возможно острое начало заб-я (при испуге) или постепенное (в травмирующей ситуации). Неврозоподобный энурез отличается отсутствием связи с травмирующей ситуацией. 4) Невротический энкопрез – непроизвольное выделение небольшого кол-ва кала при отсутствии каких-либо соматических нарушений, объясняющих это расстройство. Возникновение его наблюдается при длительной конфликтной ситуации в семье, появлением второго реб-ка, при чрезмерно строгом воспитании. Часто у детей отсутствуют позывы на дефекацию. У младших школьников наблюдается эмоциональная р-ция на энкопрез.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1558; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.