Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Детский алкоголизм как социально-педагогическая проблема




По данным официальной российской статистики в 2011 году зарегистрировано более 11,5 тысяч детей с диагнозом алкоголизм. И это только официальные данные! О скольких случаях детского алкоголизма еще неизвестно. Возраст алкоголиков неуклонно молодеет. В среднем в настоящее время в России возраст молодых алкоголиков составляет 11-13 лет. Именно поэтому социальному педагогу необходимо вовремя проводить профилактическую работу с детьми группы риска.

Подростковый возраст детей называется самым сложным. Если в семье один из родителей алкоголик (или оба), то у ребенка нарушается психика, вследствие чего ребенок попадает в зону риска употребления алкоголя, наркотиков. Существует ряд факторов, которые приводят к риску подросткового алкоголизма:

- Социальное (экономическое) неблагополучие. У подростков, растущих в социально-неблагополучных семьях, как правило, неудовлетворительные жилищные условия, наблюдается социальная изолированность, а также есть родители, которые часто злоупотребляют алкоголем. Вследствие этого подростки становятся частыми правонарушителями.

- Частые перемены жительства. Это немаловажный фактор. Частые перемены места жительства могут оказывать отрицательное влияние на подростка, его психическое состояние. Данный фактор сталкивает ребенка с необходимостью построения отношений с новыми друзьями, одноклассниками, соседями, в связи с чем часто возникают трудности и проблемы. И чем чаще семья переезжает, тем выше опасность употребления алкоголя.

- Неблагоприятная окружающая среда. Не следует поселяться в тех районах, где высокий уровень преступности, неблагополучные семьи соседей, так как это является неотъемлемым фактором употребления алкоголя в такой среде;

- Семейная предрасположенность. Это один из самых важных факторов. Дети, которые рождаются или воспитываются в семьях с алкогольной зависимостью, подвержены большему риску пристраститься к алкоголю. Важную роль при этом играют как генетические факторы, так и влияние окружения. Примером может послужить то, что мальчики, рождающиеся (воспитывающиеся) в семье алкоголика, подвергаются в четыре раза большему риску стать алкоголиками, чем те, которые рождаются в благополучных семьях. Если в семье позитивно относятся к алкоголю или родители употребляют его, чтобы расслабиться, а может, просто много пьют, появляется большая вероятность, что подростки начнут употреблять алкогольные напитки. Чем больше членов семьи употребляют алкоголь, тем выше риск.

- Еще одним фактором риска и важной проблемой является доступность алкоголя. Несмотря на то, что существует закон о запрете продажи алкогольных напитков подросткам до 18 лет, продавцы продолжают снабжать подростков алкоголем и не несут за это никакой ответственности. А главной целью предприниматели видят только получение прибыли, и никак не задумываются о здоровье будущих граждан. Многие подростки злоупотребляют им именно по этой причине.

- Реклама. Проблема состоит в том, что алкогольная продукция открыто рекламируются. Все это очень сильно влияет на психику не только ребенка, но и взрослого. Психологическое воздействие на личность происходит в виде различных слоганов и, как правило, не осознается. Обнаружить это можно только с помощью психодиагностики, что делает их еще более опасными. Реклама принадлежит к числу макрофакторов. Задача педагогов - предупредить о влиянии алкоголя на организм и мерах предосторожности от опасной зависимости. Противостоять рекламе может только сформировавшийся подросток, не испытывающий эмоционального дефицита в отношениях с окружающими взрослыми людьми и сверстниками.

Употребление алкоголя приводит к нарушению многих функций организма ребенка. Сюда относится нарушение чувства юмора, внутреннего самоконтроля, целеустремленности, стрессоустойчивости (ребенок становится раздражительным). Ухудшаются взаимоотношения с родственниками, близкими, друзьями, успешное овладение необходимыми умениями, признание и одобрение умелых действий многое другое.

Можно выделить следующие причины, по которым дети начинают пить: нечего делать, пьющие родители, нравиться, проблемы в семье, влияние общей культуры общества и другие.

Основная задача социального педагога в работе с детьми-алкоголиками – укрепление взаимодействия с ними, а также использование всего комплекса педагогических средств для того, чтобы изменить стиль общения между детьми и родителями, сверстниками; воздействие на состояние подростка; корректировка его поведения. Социальный педагог помогает детям и их родителям осознать позитивные и негативные события, происходящие в семье, увидеть реальную возможность изменения трудной ситуации, учит преодолевать препятствия на пути достижения семейного благополучия. В зависимости от характера проблем социальный педагог должен оказывать ребенку, употребляющему алкоголь, следующую помощь:

1. Осуществлять комплексную программу по образованию, воспитанию, развитию и социальной защите подростка в учреждениях и по месту жительства обучающегося.

2. Изучать психолого-медико-педагогические особенности личности и ее микросреды, условия жизни.

3. Выявлять потребности и интересы, конфликтные ситуации, трудности и проблемы, отклонения в поведении и своевременное оказание им социальной помощи и поддержки.

4. Выступать посредником между личностью обучающегося и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, административных органов и ведомств.

5. Определить задачи, методы, формы социально-педагогической работы, способы решения личных и социальных проблем, обеспечить принятие мер по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод личности.

6. Организовывать различные виды социальной деятельности, мероприятий, направленных на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участие в их разработке и утверждении.

7. Способствовать установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде.

8. Содействовать созданию обстановки психологического комфорта и безопасности подростка, заботиться об охране их жизни и здоровья.

9. Взаимодействовать с учителями, родителями, специалистами социальных служб, семейных и молодежных служб занятости, с благотворительными организациями и др.

Подростков необходимо вовлекать в организацию и проведение различных мероприятий познавательного, общественно-значимого и спортивного характера. В настоящее время существует система организаций, позволяющая подросткам удовлетворить свои потребности в признании, общении, самоутверждении.

Социальный педагог должен уметь выявлять достоинства подростка, обнаруживать «проблемное поле», проектировать и прогнозировать возможные варианты поведения ребенка, влиять на мотивационно-потребностную сферу. Он также должен уметь вызывать желание к самовоспитанию, самосовершенствованию, приводить в действие внутренний регулятивный механизм. Социально-педагогическая деятельность, в свою очередь, должна быть направлена на формирование и развитие нравственных ориентаций, нравственных чувств, нравственного сознания, социально-значимых установок в жизненном самоопределении, а значит, и нравственного поведения подростка.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 2904; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.