Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные этапы развития социологии




Развитие социологии претерпело множество этапов, но большинство социологов сводят развитие социологической мысли к трем основным периодам:

- донаучному (III тыс. до н.э.- 40-е годы ХIХ века),

- классическому (50-е годы ХIХ века – начало ХХ века),

- современному (начало ХХ века – до настоящего времени).

Для каждого этого периода характерны свои особенности.

Первыми социальными философами, которые изучали общество,

его традиции, обычаи, нравы, взаимодействия людей были античные

ученые:

1. Сократ (ок. 470-399 до н.э.).

2. Демокрит (ок. 460 до н.э.).

3. Платон (427-347 до н.э.).

4. Аристотель (384-322 до н.э.).

Эти ученые и их труды оказали значительное влияние на

дальнейшее развитие науки об обществе.

Сократ первым из ученых исследовал общество теоретическими

методами, в системе научных категорий. Закон, по мнению Сократа,

является основой функционирования общества, а главным в обществе

являются личностные человеческие проблемы. Он первым из ученых

осуществил попытку систематизации существующих государств и

управления в них.

Демокрит осуществил попытку проанализировать истоки и

причины возникновения общества, изучить процессы его

функционирования и развития, определить причины и условия

разделения общественного труда. Высокую оценку Демокрит давал

нравственным качествам граждан, а лучшим государственным

устройством полагал – рабовладельческую демократию.

«Государство» Платона - первый труд о социальном устройстве

государства, истоках возникновения, развития, путях

совершенствования и построения идеального государства. При этом

Платон не разделял понятие «общества» и «государства», которые

основываются на разделении общественного труда. Управлять

государством, по мнению Платона, должны нравственные,

образованные и мудрые люди. Базироваться идеальное государство

должно на законах, а не на воле и власти правителя.

Аристотель утверждает, что главная задача государства –

обеспечение счастья граждан. Впервые сделал попытку

стратификации общества, полагая, что в управлении государством

должны принимать участие все слои общества. Государство должно

принимать меры, направленные на образование, воспитание и

нравственное совершенствование граждан. Частная собственность

должна быть у всех людей, она развивает здоровый эгоизм людей, а

значительное неравенство опасно в государстве. Основное место в

государстве Аристотель отводит среднему классу.

В дальнейшем, развитие социологической мысли проявилось в

трудах ученых средневековья - Аврелия Августина (IV – Vвв.) и

Фомы Аквинского (ХIII века).По Августину - противостояние двух начал грешного и

божественного составляет основу общественной жизни. Вся

общественная жизнь зависит от божественного проведения.

Неравенство – необходимое условие существования общества, и

людям следуют жить согласно предначертанному положению, любой

протест против существующего порядка – великий грех перед

государством и церковью.

Главным тезисом учения Фомы Аквинского стал тезис –

«Философия – служанка богословия». Во всех своих трудах он

обосновывал приоритет божественного творения, его неизбежность,

закономерность и справедливость. Описывая дифференциацию

современного ему общества, он утверждал, что это результат

божественного закона, и всякая попытка выйти из свого сословия -

греховна. Верховная власть принадлежит церкви. Фома Аквинский

был одним из идеологов «священной инквизиции» как инструмента

борьбы за чистоту веры.

Эпоха возрождения и новое время дали новый импульс в развитии

теории об обществе. Николо Макиавелли (1469-1527гг.) в своих трудах

«Государь», «История Флоренции» обращается к трудам Платона и

Аристотеля и разрабатывает оригинальную теорию общества и

государства. Рассматривая интерес людей, как главную движущую

силу развития общества, он отказывается от идей приоритета

«божественного произвола». Республика, по мнению Макиавелли –

лучшая форма государственного устройства, а главный интерес людей

– частная собственность.

Любые средства допустимы при достижении цели построения

сильного централизованного монархического государства.

Эпоха Возрождения является временем возникновения нового

направления социально-политической мысли – утопического

социализма, представителями которого являются: Т. Мюнцер (1590-

1525гг.), Т. Мор (1478-1535гг.), Т.Кампанелла (1568-1639гг.). Эти

ученые осуществили попытку создания моделей социального

государства в своих трудах, где нет частной собственности, труд

обобществлен и обязателен для всех, люди равны, нравственны и

счастливы.

Люди счастливы и благополучны, потребности их

удовлетворяются за счет равного распределения и рационального управления производством.

Работа Т.Мора 1516 года - «Золотая книга, столь же полезная,

как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом

острове Утопии», или коротко «Утопия», дала название новому

направлению социально-политической мысли - утопическому

социализму.

Образец идеального общества создал в своем труде «Город

Солнца» теолог, монарх, социальный мыслитель и философ Томазо

Компанелла (1568-1639гг.)

Период нового времени ознаменован трудами ученых Г.Гроция

(1583-1645гг.), Т.Гоббса (1588-1645гг.), Б.Спинозы (1632-1677гг.). Эти

социальные философы высказывали идею общественного договора

как причины возникновения государства и послужившей основой

учения о гражданском обществе. Гражданское общество – высший

этап развития общества, которое основывается на юридических

законах, признаваемыми всеми гражданами.

Эпоха Просвещения (ХVIII век) представлена трудами ученых:

Дж.Локка (1632-1704гг.), Ш.Монтескье (1689-1755гг.), Ж.Ж.Руссо

(1712-1778 гг.), Д. Дидро (1713-1784гг), Гельвеция (1715-1771гг),

Гольбаха (1723-1789гг.) и др.

Эти просветители стали основателями теории либерализма. Так

же значительный вклад в развитие обществознания внесли классики

немецкой философии И. Кант (1724-1804), Г.Ф.Гегель (1770-1831) и др.

И.Кант обосновывает в своих работах приоритет

общечеловеческих ценностей, и ценностей личности как главной,

центральной.

Гегелевское учение о диалектике определяет источники развития

общества. Главные среди них – внутренние общественные

противоречия.

Среди ученых ХIХ века необходимо выделить социалистов -

утопистов А.Сен-Симона (1760-1825гг.), Ш.Фурье (1772-1837гг.) и

Р.Оуэна (1771-1858гг.).

 

7.социологоия в России конца 19 – начала 20 века. Социологическая мысль в России развивается как часть общемировой социологической науки. Испытывая влияние со стороны различных течений западной социологии, она вместе с тем выдвигает оригинальные теории, в которых отражается своеобразие развития российского общества. Историографическая концепция В современной историографии общественной мысли утверждается взгляд на Российскую социологию как науку противостоящую марксистской идеологии и политическому режиму. Это справедливо в той степени, в какой противостоят наука и идеология. В данном случае речь идет о том, что социология была чужеродным элементом в корпусе советского марксизма.Самым радикальным выражением такого подхода является свидетельство, что социология в СССР была до определенного времени запрещенной, «репрессированной» наукой, примерно такой же, как генетика и кибернетика, и даже само слово «социология» нельзя было произносить громко. Эта точка зрения имела теоретическое обоснование – постулат о невозможности существования науки об обществе в несвободном обществе: поскольку марксизм-ленинизм несовместим с идеей научного социального познания, тоталитарная власть должна ничего не знать о реальной общественной ситуации. Соответствующим образом выстраивается и историческая периодизация взлетов и падений социологической науки в России. Предполагается, что развитая социологическая традиция, существовавшая до октябрьского переворота 1917 года, была прервана большевистской властью. Уничтожение научной социологии условно датируется 1922 годом, когда были высланы за границу дающиеся российские ученые, в том числе П.

А. Сорокин, Н.А. Бердяев, С.Л, Франк, П.Б. Струве и другие. В 1920-е года социологическая работа еще продолжалась, но затем социология была объявлена буржуазной лженаукой, но только не совместимой с марксизмом, но враждебной ему.Отсюда следует вывод, что до конца 1950-х годов социология фактически прекратила существование. Ее ренессанс начался в период хрущевских преобразований и закончился в 1972году «разгромом» Института конкретных социальных исследований АН СССР. После этого начинается новый период – «век серости». Такова историографическая схема, доминирующая в обсуждение судеб российской социологии. «Хорошая» социология противостояла «плохой» идеологии – как любое черно-белое изображение истории идей, эта схема вытекает из предубеждений.Вероятно, главное из них – неприятия советского марксизма, который в течение долгого времени препятствовал свободомыслия в России. Даже если это так, отсюда не следует, что социология в силу своего научного характера являла альтернативу официальной доктрине вообще и историческому материализму в частности, кроме того, нет убедительных оснований отказывать историческому материализму - теории, обладающей исключительно мощным эвристическим потенциалом, - в праве занимать место в ведущих социологических доктрин ХIХ-ХХ столетий. Советская версия марксизма лишь кажется непроницаемой и монолитной. Действительно, может возникнуть впечатление, что научная мысль здесь застыла в оцепенении. Однако даже в самые мрачные времена в общественных науках не прекращалось то, что в рассказах об ученых называют «творческим горением».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 939; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.