КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Познание и понимание
Основные методы теоретического познания. Основные формы теоретического познания. Теоретическое познание, основные формы и методы. Сегодня наука является основной формой человеческого познания. В основе научного познания лежит сложный творческий процесс мыслительной и предметно-практической деятельности ученого. Выделяют два уровня научного познания: эмпирический и теоретический. На теоретическом уровне происходит объяснение изучаемых явлений, а получаемое знание фиксируется в форме законов, принципов и научных теорий, в которых раскрывается сущность познаваемых объектов. 1) Проблема — в широком смысле сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения. 2) Теория — это совокупность обобщенных положений. Обобщения фиксируются в терминах, суждениях и умозаключениях. 3) Гипотеза. Сущностью метода гипотезы является выдвижение и обоснование некоторых предположений, с помощью которых можно дать объяснение тем эмпирическим фактам, которые не укладываются в рамки прежних объяснений. Примером гипотезы может служить предположение о существовании еще не открытых элементов периодической таблицы Д. И. Менделеева 1) единство исторического и логического. Применение принципа единства исторического и логического — это построение логической модели развивающейся системы. 2) восхождение от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному. Восхождение от абстрактного к конкретному – метод научного исследования, состоящий в движении теоретические мысли ко всё более полному, всестороннему и целостному воспроизведению предмета. 3) формализация – представление какой-либо содержательной области (рассуждений, доказательств, процедур классификации, поиска информации научных теорий) в виде формальной системы, или исчисления. Универсальные методы, относящиеся как к эмпирическому, так и к теоретическому познаниям: - дедукция(от частного к общему) - индукция(от общего к частному) - анализ(процесс разложения общего на части) - синтез(воссоединение целого из частей) - аналогия - моделирование(состоит в изучении процессов в моделях)
Познание – процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а также субъект познавательной деятельности – человек – исследует человека, то есть самого себя. Принципы познания. Современная гносеология в своем большинстве стоит на позициях гностицизма и базируется на следующих принципах: диалектики, что подразумевает необходимость диалектически (то есть с точки зрения развития) подходить к проблеме познания, использовать законы, категории, принципы диалектики; историзма – рассматривать все предметы и явления в контексте их исторического возникновения и становления; практики – признавать главным способом познания практику – деятельность человека по преобразованию окружающего мира и самого себя; познаваемости – быть убежденным в самой возможности познания; объективности – признавать самостоятельное существование предметов и явлений независимо от воли и сознания; активности творческого отображения действительности; конкретности истины – искать именно индивидуальную и достоверную истину в конкретных условиях. Структура познания. Познающим субъектом является человек – существо, наделенное разумом и освоившее арсенал познавательных средств накопленных человечеством. Общество в целом, которое за свою историю накопило громадный объем материальной и духовной культуры – носителей результатов познания, также является познавательным субъектом. Полноценная познавательная деятельность человека возможна лишь в рамках общества. Понимание — психологическое состояние, верное восприятие или интерпретация какого-либо события, явления, факта, принятое в определенном кругу. Человек живет в мире. В этом факте необходимый исходный пункт человеческого познания, философского, психологического анализа. Познание, в первую очередь, направлено «вовне», первым его предметом становится «Иное». Плоды, результаты соприкосновения с «Иным», оказывают, явно и неявно, воздействие на жизнь отдельного человека, группы, а через них - и человечества. В этом обратном влиянии – основа второй стороны познания, именуемой пониманием. Познание приносит определенные сведения о природе и жизни, понимание определяет связь этих сведений с реальностью, их место в жизни и деятельности человека. Диалектически противоречивое единство познания и понимания является объективной основой появления второго вектора человеческого познания, самопознания. Самопознание имеет результатом систему представлений о себе, как о «Другом», попытка интегрировать эти результаты с непосредственным ощущением себя и своего присутствия в Бытии, - относятся к проблематике самопонимания. Понимание и познание оказываются связанными и в жизни отдельного человека, и в качестве теоретических понятий: одно невозможно без другого.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 5855; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |