КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Чинники, що впливають на ставлення до грошей
37. 38. Що таке реклама. В чому полягає зв’язок суспільства та реклами. Рекла́ма (от лат. reclamare — «утверждать, выкрикивать, протестовать») —информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Бурное развитие массовой рекламной коммуникации превратило ее в необходимый компонент общественного бытия, в источник постоянной информации в виде идей, представлений и образов, дополняющих собой и обогащающих непосредственный опыт человека, формирующих его ценности и нормы, активно влияющих на функционирование его личности. Содержание массовых информационно-рекламных процессов оказывает вливание на эмоции, мышление, и суждения индивида, на его отдельные поступки и деятельность в целом. Потребление этого содержания очень быстро стало привычной необходимостью. Отсутствие контакта сознания с продукцией прессы, радио, телевидения рассматривается человеком как тягостное бремя неведения о событиях в мире и в окружающей социальной среде, лишающее его информационного материала для эмоционального реагирования и оценочных суждений, которые помогают самоутверждению личности. Она руководит нашими желаниями, потребностями, действиями и поведением. Мы воспринимаем ее как равноправный, неотъемлемый элемент нашего современного общества. 39. Функції реклами. Дайте повну характеристику. Обычно принято выделять четыре основных функции рекламы: экономическую, социальную, маркетинговую и коммуникационную. 1. Экономическая функция. Сущность экономической функции рекламы как важного инструмента маркетинга сводится, прежде всего, к стимулированию сбыта и наращиванию объемов прибыли от реализации некой продукции за определенную единицу времени. Реклама информирует, формирует потребность в товаре или услуге, побуждает человека к их приобретению. И чем больше людей откликнулось на рекламу, тем, в конечном счете, лучше для экономики и экономического благосостояния общества. 2. Социальная функция. Рекламная информация оказывает огромное воздействие на формирование массового общественного сознания и сознание каждого индивидуума, ей внимающего. Обращенная к потребителям, помимо собственно рекламирования той или иной продукции, реклама: · Способствует формированию и внедрению в сознание людей идейных ценностей данного общества и в конечном счете оказывает определенное влияние на характер общественных отношений; · Вызывает к потребительским инстинктам людей, побуждая их к повышению уровня своего благосостояния; · Определенным образом способствует повышению культуры потребления - ведь сравнивая различные товары и услуги, потребитель в любом случае стремится получить действительно лучшее. 3. Маркетинговая функция. Как известно, реклама - важная составляющая маркетинга, или, составляющая продвижения механизма продукта. Реклама всецело подчинена задачам маркетинга, преследующего в качестве конечных полное удовлетворение потребностей покупателя в товарах и услугах. 4. Коммуникационная функция. Реклама также являет одну из специфических форм коммуникации. Она призвана выполнять и соответствующую - коммуникационную функцию, связывая воедино посредством информационных каналов рекламодателей и потребительскую аудиторию. 40. Поняття управління. Виявлення управління в економіці та менеджменті. Под управлением понимают совокупность процессов, обеспечивающих поддержание системы в заданном состоянии и (или) перевод ее в новое более жизненное состояние организации путем разработки и реализации целенаправленных воздействий. Выработка управляющих воздействий включает в себя сбор, передачу и обработку необходимой информации, принятие решений, обязательно включающее определение управляющих воздействий. Под управляющим воздействием понимается воздействие на объект управления, направленное на достижение цели управления. Следовательно, результатом управляющего является управленческое решение, в основе которого лежит цель (целеполагание). Понятие "управление" и "менеджмент" часто употребляются как синонимы, в то же время между ними имеются различия. в то же время между ними имеются различия. Рассмотрим, в чем состоят эти различия. Слово "менеджмент" обычно употребляется по отношению к людям, коллективам и организациям: менеджмент означает управление этой организацией. Управление в экономике, представляет собой централизованное воздействие на коллектив людей с целью организации и координации их деятельности в процессе производства. Необходимость управления связана с процессами разделения труда на предприятии. Главной задачей управления является обеспечение роста эффективности производства на основе постоянного совершенствования технического уровня, форм и методов управления, повышение производительности труда как важнейших условий получения и наращивания доходов предприятия. 41. Дайте характеристику поняттю - праця. Що включає в себе процес праці. В экономике категория «труд» считается ключевой. Следует различать понятия «труд» и «деятельность». Понятие «деятельность» является более широким. Под деятельностью понимается любая целесообразная внутренняя (психическая) и внешняя (физиологическая) активность человека. При этом следует иметь в виду, что сама деятельность может быть как трудовой, так и нетрудовой. Труд - это целесообразная деятельность, направленная на создание определенных общественно полезных материальных или духовных благ, предназначенных для удовлетворения разнообразных потребностей человека. В процессе этой деятельности человек при помощи орудий труда осваивает, изменяет и приспосабливает к своим целям предметы природы, использует механические, физические и химические свойства предметов и явлений природы и заставляет их взаимно влиять друг на друга для достижения заранее намеченной цели. Основными элементами процесса труда являются: труд как целесообразная деятельность; предметы труда; средства труда. Труд – это прежде всего процесс, в то время как рабочая сила – это совокупность физических качеств и умственных способностей человека, его способность к труду. Таким образом, труд – есть процесс потребления рабочей силы. Предмет труда – это то, на что направлен труд человека (непосредственно природный материал или сырой материал, уже прошедший определенную переработку). Средствами труда называют вещь или комплекс вещей, которые человек помещает между собой и предметом труда и которые выступают проводником его воздействий на этот предмет. Средства труда разделяются на две группы: природные, или естественные (земля, лес, вода и т.д.) и произведенные, или технические, созданные людьми (машины, оборудование, здания, сооружения). Предметы труда и средства труда в совокупности называют «средствами производства», и они образуют вещественный (объективный) фактор производства. Рабочая сила рассматривается как личный (субъективный) фактор производства. Средства производства и рабочая сила человека составляют производительные силы 42. Професійна майстерність і творчий потенціал працівника. Профессиональное мастерство представляет собой совокупность качеств специалиста, отражающих степень его квалификации, компетентности, уровень знаний, умений и навыков. Творческий потенциал работника включает в себя его адаптивные, креативные, инновационные, эвристические способности, знания, навыки и умения, реализуемые трудовой сфере. Знания и творческий потенциал работников становятся главным фактором эффективности экономической системы, без которого технический и экономический прогресс последней становятся практически недостижимой задачей. Творческий потенциал - адаптационный уровень трудового потенциала работника, связанный с активностью и саморазвитием его ресурсов и возможностей в трудовой деятельности. Таким образом, творческий потенциал работника можно трактовать как высший, наиболее развитый аспект его трудового потенциала. 43. Потреби і відносини споживання. Споживач — центральна фігура у ринкових відносинах. Проблема споживача в цілому, його місця в ринкових відносинах, захист його прав має одночасно економічний, соціальний і політичний аспект. Споживання — це процес задоволення потреб матеріальними і духовними благами. Саме споживання породжує мотивацію до праці. Воно передбачає використання суспільного продукту для задоволення певних потреб і є кінцевою ознакою суспільного відтворення. Розвиток потреб має об'єктивний характер. Прагнення людей задовольняти свої потреби є постійно діючою причиною, внаслідок якої вдосконалюються засоби праці, захищається відповідна система економічних відносин. Розглядаючи споживання як економічну категорію, слід виділити спочатку особливості конкретного етапу розвитку суспільства. Задоволення потреб внаслідок споживання пов'язано переважно лише з простим відтворенням, яке притаманне раннім етапам розвитку суспільства. Оскільки суспільству властиве розширене відтворення, то і потреби людей розширюються, хоча саме споживання за своїм рівнем може зменшуватися. Розширення потреб і споживання може розглядатися з різних поглядів. Найпростішим є процес насичення потреб. Це означає, що рівень споживання наближається до потреб і відповідає фізіологічним чи раціональним нормам споживання. Рівень насиченості характеризує міру споживання у цей час. Зростання потреб вносить суттєві зміни у структуру споживання: створюються матеріальні передумови збільшення вільного часу, що призводить до формування нових потреб, створює сприятливі умови для вдосконалення споживача як особистості. Задоволення потреб і рівень споживання визначаються співвідношенням ресурсів і величини раціональних потреб людей, тобто на рівні розумного споживання. Основним джерелом зростання споживання є збільшення реальних доходів населення, які залежать від зростання валового внутрішнього продукту. Споживання є основним показником оцінки матеріального добробуту, який з покращенням умов праці та житлово-побутових умов сприяє зростанню працездатності й поліпшенню культурного рівня людей. ------ ПОТРЕБЛЕНИЕ - использование благ, товаров, услуг для удовлетворения потребностей. "Потребление - заключительная фаза процесса воспроизводства, органически связанная с его другими фазами - производством, распределением, обменом. Связь с производством заключается в том, что производство без потребления потеряло бы всякий смысл, было бы бесцельно, в то же время без производства не было бы потребления. Конечной целью всякого производства является потребление. Качественно выделяются производственное потребление и непроизводственное. Производственное потребление - использование ресурсов, орудий труда, сырья, материалов, энергии, информация, рабочей силы и т. д. в процессе производства для создания новых продуктов. Непроизводственное потребление - использование или окончательное потребление предметов потребления людьми для удовлетворения жизненных потребностей. В процессе непроизводственного потребления предметы потребления исчезают сразу или постепенно. Непроизводственное потребление делится на личное (потребление населения) и общественное (удовлетворение общих потребностей). При личном потреблении удовлетворяются потребности людей в пище, одежде, жилище, образовании, здравоохранении и т. д. Общие потребности - потребности в управлении, науке, обороне и т. д. По способу удовлетворения потребностей потребление является индивидуальным или совместным. Индивидуальное потребление связано с потреблением благ и услуг членами семей и индивидами — продуктов питания, одежды, обуви, жилища, предметов культурно-бытового назначения и т. д. Совместное потребление связано с групповым потреблением благ и услуг. Общий уровень потребления населения в той или иной стране определяется достигнутым уровнем развития производительных сил, степенью социальной ориентации экономики страны. Уровень потребления отдельных социальных слоев, групп, классов непосредственно зависит от распределения общественного продукта, что в конечном счете определяется собственностью на средства производства, а следовательно, и на созданный продукт. Дифференциация потребления определяется дифференциацией доходов, выражается в уровне и качестве потребляемых благ, структуре потребления. 44. Психологічний аспект економічної безпеки держави, регіону, окремого підприємства і особистості. 1) экономическая безопасность государства - это комплекс геополитических, правовых, экономических и других условий, обеспечивающих: • предпосылки для ее выживания в кризисных условиях; • защита жизненно важных интересов государства в вопросах ее ресурсного потенциала, сбалансированности и динамики роста и развития; • создание внутреннего иммунитета и внешней защищенности от дестабилизирующих воздействий; • конкурентоспособность страны на мировых рынках и надежность финансового положения; • обеспечение достойных условий жизни и устойчивого развития личности. Учитывая ряд общих условий и специфических факторов формирует системные представления о современной жизни общества и государства. Совокупность этих факторов можно свести к следующему: В общем плане сущность экономической безопасности государства можно определить как состояние экономики и институтов власти, осуществляющим Цели и задачи обеспечения экономической безопасности государства могут выглядеть так. 2) экономическая безопасность региона - это совокупность текущего состояния условий и факторов, характеризующих стабильность, устойчивость развития экономической территории, определенную независимость и интеграцию с экономикой страны, которая выражается в таких проявлениях: Внутренняя структура экономической безопасности региона - можно выделить три важнейших блока: 1. Экономическая независимость, которая означает возможность контроля региональной власти над региональными ресурсами (в пределах полномочий), а также достижение такого уровня производства, эффективности и качества продукции, позволил бы обеспечить ее конкурентоспособность и возможность на равных участвовать в международной, межрегиональной торговли, обмене научно-техническими достижениями. 2. Стабильность и устойчивость региональной экономики, что обуславливает защиту всех форм собственности, создание надежных условий, гарантий для предпринимательской деятельности, сдерживание факторов, способных дестабилизировать ситуацию (борьба с криминальными структурами в экономике, недопущение серьезных разрывов в распределении доходов, которые могут стать причиной возникновения социальных потрясений). 3. Способность к саморазвитию и прогрессу, т.е. создание благоприятного климата для инвестиций и инноваций, постоянная модернизация производства, повышение профессионального, образовательного и культурного уровня работников. В комплексе мер, формирующих систему экономической безопасности региона, наибольшее значение имеет система предотвращения угроз, которые зарождаются. Источниками негативных действий, направленных на экономическую безопасность предприятия могут быть: Объективными следует считать такие негативные влияния, которые возникают не по воле конкретного предприятия или его работников. Субъективные воздействия возникают вследствие неэффективной работы предприятия в целом или отдельных его работников (прежде всего руководителей и функциональных менеджеров). Главная цель экономической безопасности предприятия состоит в том, чтобы гарантировать его стабильное и максимально эффективное функционирование теперь и высокий потенциал в будущем. Основные функциональные цели экономической безопасности предприятия: Угрозы для экономической безопасности предприятия можно классифицировать следующим образом: 4) Экономическая безопасность субъекта - это такое состояние его экономического сознания, в котором субъект воспринимает существующую качество жизни как адекватную и надежную, поскольку она создает реальные возможности для удовлетворения его экономических потребностей теперь и является основанием для уверенности в будущем. Факторы, непосредственного влияния на экономическую безопасность отдельных граждан: В общем виде угрозы экономической безопасности личности можно классифицировать следующим образом: Кроме того, все угрозы экономической безопасности можно классифицировать так: Необходимыми и достаточными условиями обеспечения экономической безопасности личности являются следующие: Наконец выделим следующие критерии экономической безопасности личности: 45. Проблеми і перспективи розвитку вітчизняного підприємства. Головним напрямком політики ринкової трансформації економіки України є створення умов становлення та розвитку національного підприємства, у першу чергу малого і середнього бізнесу. Його місце і роль у структурі ринкової економіки визначаються тим, що цей бізнес становить основу дрібного виробництва. Перебільшення або недооцінка ролі і місця підприємництва в народному господарстві України, ігнорування його економічного потенціалу і завищення реальних можливостей, суспільних очікувань можуть призвести до стратегічних прорахувань у здійсненні політики ринкової трансформації української економіки. Становлення, функціонування і розвиток вітчизняного підприємництва в Україні відбувається не в соціальному вакуумі й ґрунтується не на абстрактному суспільному базисі. Ці процеси здійснюються в конкретному суспільному контексті й під впливом конкретно-історичних умов, які, з одному бокові, сприяють розвиткові, а з іншого, - гальмують їх. Розгляд проблем підприємництва в контексті суспільних, насамперед політико-економічних, відносин, що створюють соціальне середовище його буття, дозволяє говорити про перспективний простір наукових досліджень щодо сутності підприємництва, нового для незалежної України суспільного явища; реального змісту й відповідності цивілізаційним стандартам його потенційних можливостей як реального конкурента державного господарювання; ефективного пошуку адекватних політико-правових механізмів забезпечення його всебічного розвитку тощо. Найзначніша проблема сьогодення полягає в тому, що розв'язання завдань перехідного періоду, і насамперед ринкової трансформації економіки, розвитку підприємництва і формування приватного сектора ринкового господарства покладено, по суті, на успадковані від адміністративно-командної системи бюрократичні кола (чиновників нового типу існує велика кількість, але відповідної якості поки ще немає). Основними напрямками дальшого розвитку малого підприємництва в Україні в найближчій перспективі є: формування належної законодавчої бази, сприятливої для розвитку малого бізнесу; вдосконалення фінансово-кредитної підтримки; забезпечення матеріально-технічних та інноваційних умов розвитку малих підприємств; інформаційне та кадрове забезпечення бізнесу; стимулювання зовнішньоекономічної діяльності суб'єктів малого підприємництва. 46. Економічна психологія підприємництва і зайнятості. Предпринимательство — сложная и неоднозначная сфера деятельности. Итог этой деятельности, если рассматривать ее через призму народнохозяйственных целей, — это распределение ресурсов. В условиях рыночного хозяйства планирование как таковое имеет место, но разграничивается между многими субъектами. Решения отдельных экономических субъектов определяются не всеобъемлющим центральным планом, а ценами на товары и услуги, диктуемые рынком. В этой системе предпринимателю, который определяет судьбу инвестиций и производства на основе сигналов рынка, отводится центральная роль. На него ложится ответственность за экономическое благополучие страны. В связи с этим целесообразно говорить об идеологии и этике предпринимательства. К условиям, способствующим развитию предпринимательства, относятся как объективные возможности в обществе для предпринимательской деятельности, так и субъективные предпосылки в психологии людей. Те и другие образуют три основные категории условий развития предпринимательства. Ими являются: - политика государства в отношении частного бизнеса; - культура, или система ценностей общества, которая психологически поощряет и поддерживает дух индивидуальной инициативы; - склонности и способности людей к предпринимательству. Они порождают три психологических проблемы предпринимательства: политико-психологическую проблему взаимоотношений предпринимательства с государством, проблему образа предпринимателя в массовом сознании и, наконец, проблему изучения психологического портрета предпринимателя. Элементы предпринимательской деятельности 1. Цель-результат, на достижение которого направлена деятельность - получение прибыли 2. Мотивы - внутреннее побуждение к деятельности Западный специалист Шумпетер выделил три мотива · потребность в господстве и власти · жажда победы, стремление к успеху в борьбе с соперником и самим собой · радость творчества (самореализация) 3айнятость населения - это определенная совокупность социально-трудовых отношений между людьми по поводу обеспечения трудоспособного населения рабочими местами формирование, распределения i перераспределения трудовых pecypciв с целью участия в общественно-полезному труду i обеспечения расширенного воспроизводства рабочей силы. Эта совокупность социально-трудовых отношений находит свое выражение в определенных экономических категориях, таких, как индивидуальная (семейная), коллективная трудовая деятельность, процесс труда, интенсивность и производительность труда, мобильность рабочей силы, общеобразовательная и профессиональная подготовка кaдpiв, заработная плата и др.. Конечно занятость определяется как деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных i общественных нужд, i такая, что, как правило, приносит прибыль. 47 Економічна психологія, її роль і місце в системі наук про людину. . Экономическая психология - наука, которая изучает экономическое мышление, субъективную форму существования и развития экономических потребностей и интересов отдельной личности, коллектива и общества, а также аспекты национального сознания, психологи, целей и идеалов основных субъектов экономической деятельности, которые косвенно влияют на развитие производительных сил. По своему научному статусу экономическая психология является смежной научной дисциплиной, объединяющей теоретические положения, методы и результаты исследований, накопленные как психологической наукой, так и непосредственно экономикой По мнению современного исследователя экономических проблем В. Автономова, «экономическая наука, как и другие дисциплины, относящиеся к общественным наукам: социология, политология, психология - имеет своим предметом экономическое поведение. При рассмотрении предмета экономической психологии с позиций создания и моделирования новых экономических систем на макроэкономическом уровне экономическая психология по своим объектом и предметом ближайшая к таким научным направлениям, как эргономика, организационная психология, социальная психология,психология управления и менеджмент, психология труда и инженерная психология, экономика и социология труда. Процесс анализа и функционирования экономических систем на макроэкономическом уровне, анализ их эффективности дает основания рассматривать экономическую психологию как дисциплину, объясняет закономерности отклонения от экономических законов и законов экономической социологии с точки зрения уникальности человеческого поведения на уровне больших групп, целых народов и государств. Наиболее явно прослеживается связь экономической психологии с инженерной психологией, изучающей «человека среди машин»; эргономикой, психологией и социологией труда, сосредоточенных на «человеку в труде»; экономической теорией; социальной психологией, что имеет дело с «человеком среди людей»; менеджментом, маркетингом, социологией, политологией и философией. 48. Економічна свідомість і економічне мислення. Экономическое сознание - одна из центральных категорий современной экономической психологии. Она входит в систему понятийных координат науки и означает результаты восприятия субъектом той части окружающей действительности, которая связана с экономикой, а также его сознательные действия и состояния, ею обусловлены. Экономическое сознание выполняет несколько функций: во-первых, это познавательная функция, которая реализуется в процессе научной деятельности и практике экономической жизни, во-вторых, это регулятивная функ ция, которая реализуется посредством права, морали, политики в сфере производства и распределения материальных благ, в-третьих, это эвристическая функция, которая обеспечивает индивидуальные и общественные программы экономической деятельности, творчески трансформирует и адаптирует их к новым условиям экономической жизни; в-четвертых, это воспитательная функция, которая реализуется в качествах предпринимательства, трудолюбия, бережливости, экологичности. Экономическое мышление является системой взглядов человека на закономерности экономического развития, сущность экономических явлений и процессов и причины их возникновения. Такое мышление является структурным элементом человеческого мышления в целом. Определяющим фактором содержания экономического мышления является характер существующих отношений собственности, место человека в общественном разделении труда, уровень его образования. Важнейшими элементами экономического мышления является умение находить оптимальные решения для роста экономической эффективности отдельного предприятия, отрасли и народного хозяйства, овладение новейшими методами технологических, проектно-конструкторских разработок, технико-технологическая культура, ориентирования на рациональное использование экономических и природных ресурсов. Правильное экономическое мышление обеспечивает рациональное управление действиями человека на рабочем месте, в масштабе предприятия. Экономическое мышление бывает: • шаблонным, когда решение принимается по обычаю, на уровне здравого смысла; • творческим, характеризующееся выработкой новых методов решения задач и достижения цели.
Экономические теории в основном исходят из "безликости", "одинаковости" денег. Психологи, напротив, считают, что любые суммы денег, представленные в той или иной форме, являются объектом психологической оценки, и она оказывает сильное влияние на функционирование данной конкретной суммы. Так, восприятие денег субъективно, и оно влияет на их использование. Неодинаково расходуются крупные и мелкие купюры: крупные скорее ассоциируются с накоплением, а мелкие — с потреблением. Например, чтобы не разменивать крупную купюру, человек может поступить нерационально и не купить нужную или более дешевую вещь, а на мелкие деньги может купить больше, чем планировалось. Несоответствие субъективной оценки денег их номиналу проявляется и в разном отношении к новым и старым деньгам в период денежного реформирования. Человек может проиграть в расчете ради обладания новыми деньгами или сделать нерациональную покупку, чтобы избавиться от старых денег, несмотря на одинаковые правовой статус и номинальную ценность монет и купюр старого и нового образца в данный период исторического времени. Психологическая "окраска" денег связана с источником происхождения конкретной суммы. Бережному и экономному отношению к заработной плате часто противостоит расточительное отношение к неожиданному доходу, например, премии, и особенно к каким-либо незаслуженным деньгам. При исследовании возрастной клептомании обнаружилось, что украденные деньги чаще тратятся на неблаговидные дела, чем полученные от родителей деньги. Нечто подобное в своем экономическом поведении могут демонстрировать фирмы и организации и даже правительство. Отношение к деньгам зависит и от конкретных целей их использования. На этом эффекте основано так называемое "отмывание" денег, создание различного рода благотворительных фондов и спонсорских программ и отчисления от прибыли сомнительного происхождения. Различные психологические оттенки использования имеют и разные денежные формы (наличность, векселя, облигации и т.п.), а также способы наличного и безналичного расчета (чеки, электронные карточки). Использование денег регламентируется психосоциальными нормами и социальными ценностями. Например, по отношению к подарку, выраженному в денежной форме, проявляются другие ожидания, поскольку деньги девальвируют ценность акта дарения. Если дарят деньги, то в два раза больше цены планируемого подарка. Психосоциальные нормы использования денег меняются со временем. Так, неприемлемые прежде брачные контракты, страхование жизни, сдача крови за деньги и т.д. в настоящее время не осуждаются, а, например, одалживание денег знакомым под проценты считается непредосудительным. 56. Психологія комерційної таємниці. Психология коммерческой тайны — одна из новых и актуальных прикладных проблем отечественной экономической психологии. Приватизация государственных источников информации, процесс концентрации информационных ресурсов в коммерческих структурах повлекли за собой осознание ценности коммерческой информации и необходимости ее защиты. Причина, мотивирующая предпринимателя самостоятельно заниматься перспективной разработкой, — асимметрия информации, т.е. такая ситуация, когда он обладает важной информацией, а другие заинтересованные лица — нет. Однако важно уметь сберечь информацию. Часто вновь возникшее предприятие сходит с предпринимательской сцены из-за беспечности, избыточного авантюризма и элементарной психологической неграмотности его основателей. От руководителей теперь требуется разработка не только рыночной стратегии, но и стратегии обеспечения информационной безопасности, знание психологии обеспечения коммерческой тайны в фирме. Под коммерческой тайной предприятия (фирмы) понимают сведения, не являющиеся государственными секретами, но связанные с производством, технологией, НИОКР, управлением, финансами и другой деятельностью предприятия, разглашение которых может нанести ущерб его интересам1. В настоящее время в отечественной литературе практически отсутствуют открытые работы по этой проблеме, поэтому в основном используется зарубежный опыт в ее решении. В большинстве крупных фирм и корпораций индустриально развитых стран созданы собственные системы защиты экономических интересов. По утверждениям западных экспертов в частном секторе США в начале 90-х годов в них было занято 1,5 млн человек. Для многих американских фирм характерна двухуровневая система защиты информации. Первый — обеспечение сохранности фирменных секретов силами спецслужб, второй — культивирование атмосферы бдительности и ответственности с помощью так называемых координаторов, назначаемых из лиц среднего звена. С функциями координатора наилучшим образом может справиться профессиональный психолог. 57. У чому суть моделі “економічної людини ”. Концепция экономического человека основана на идее А. Смита о воздействии «невидимой руки», или сил рынка, на эгоистичного предпринимателя, преследующего личный интерес и осуществляющего хозяйственную деятельность в условиях минимального вмешательства государства в сферу рыночных отношений. Соответственно, модель «экономического человека» исходит из допущений об определяющей роли личного интереса субъекта в мотивации его поведения. ЭЧ - эгоист, обладающий естественной свободой, которая ограничена совестью и общепринятыми нормами; производитель благ, стремящийся к собственной выгоде. Этическим оправданием эгоистических действий «экономического человека» служит отождествление его личной выгоды с общественной пользой. Критика: Есть возможность противоречия личного и общественного интересов; независимость средств к существованию от заслуг перед обществом; игнорирование поведения потребителей, в т.ч. обусловленного внеэкономическими факторами Неоклассики. Бэккер. ЭЧ обладает неизменными во времени вкусами и предпочтениями, а также всеобщими качествами, присущими людям вне зависимости от исторических условий существования. Рациональное поведение человека может быть ориентировано на общественные интересы. Критика: Повышенная абстрактность модели; учитывает иерархию будущих предпочтений человека, которая ему самому на момент принятия решения не известна
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 770; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |