Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Опишите технологию совершенствования навыков чтения




Перечислите основные способы чтения.

Выделяют следующие способы или виды чтения:

1. Углубленное чтение. При таком чтении обращается внимание на детали текста, производится их анализ и оценка. Иногда такой способ чтения называется аналитическим, изучающим, творческим. Этот способ считается лучшим при изучении учебных дисциплин. Вы не просто читаете текст и выясняете непонятные места, а, основываясь на своем знании, опыте, рассматриваете вопрос критически, творчески, находите сильные и слабые стороны в объяснениях, даете самостоятельное толкование положениям и выводам, что позволяет легче запомнить прочитанный материал. Таким образом читаются учебники, тексты по незнакомой, сложной тематике.

2. Ознакомительное чтение. Цель такого способа чтения – общее знакомство с содержанием текста, выявление его основной идеи и проблем, затрагиваемых в нем. Здесь необходимо уделять внимание только основной информации, пренебрегая второстепенными деталями. Такой способ чтения обычно используется при чтении текстов публицистического стиля.

3. Чтение-просмотр. Такой способ чтения используется для предварительного ознакомления с книгой. Он заключается в том, что читается оглавление книги, предисловие, по оглавлению выбираются наиболее важные положения автора, читается заключение для того, чтобы определить, нужно ли читать эту книгу; если нужно, то каким способом и т.п.

4. Сканирование. Сканирование – это быстрый просмотр печатного текста с целью поиска фамилии, слова, факта. Человек, обученный этому способу (как правило, владеющий навыками скорочтения), может усваивать его в 2-3 раза быстрее, чем читающий традиционно.

5. Быстрое чтение. Этот способ чтения требует специальной тренировки и характеризуется не только высокой скоростью чтения, но и высоким качеством усвоения прочитанного. Оно основывается на определенных правилах и по глубине понимания и запоминания не уступает углубленному чтению. Выделяют: панорамное быстрое чтение и выборочное чтение. Панорамное быстрое чтение основывается на увеличении оперативного поля зрения, что достигается путем тренировки. Выборочное чтение – чтение, при котором избирательно читаются отдельные разделы текста. Такой метод часто используется при повторном чтении книги после ее предварительного просмотра.

Основными приемами техники рационального чтения являются так называемые алгоритмы чтения, которые содержат правила обработки текста в соответствии с поставленной целью.

Алгоритм чтения – последовательность умственных действий при восприятии основных фрагментов текста. Использование алгоритмов при чтении организует этот процесс, повышает его эффективность. Вместе с тем алгоритмы не исключают творческого толкования текста, допускают некоторые изменения в зависимости от жанра текста и цели.

Интегральный алгоритм чтения – последовательность правил, позволяющих упорядочить и организовать процесс чтения, делая его более эффективным. Этот алгоритм назван интегральным, так как его действие распространяется на весь текст в целом. Цель интегрального алгоритма – защита мозга от избыточной информации.

Использование интегрального алгоритма чтения позволяет извлечь из текста действительно полезную информацию. Полезной информацией, содержащейся в тексте, является: название текста (статьи, книги и т.п.), имя и фамилия автора, выходные данные текста, его тема и рассмотренные в нем проблемы, фактографические данные, собственная оценка прочитанного с точки зрения новизны содержания и возможности использования на практике.

Дифференциальный алгоритм чтения – последовательность правил, позволяющих облегчить понимание и усвоение содержания текста. Суть алгоритма заключается в выделении основного смысла текста или его отрезка. Необходимость использования такого алгоритма также обусловлена избыточностью информации.

Умение отделять основную информацию от второстепенной является одним из условий эффективности чтения. Главная информация содержится в ключевых словах текста, которые называются так именно потому, что несут основную смысловую нагрузку. При чтении текста мозг человека дает свою трактовку содержания, опираясь на ключевые слова. Происходит перекодирование сообщения на язык собственных мыслей читателя. В итоге мозг выделяет основной смысл, доминанту текста.

Осваивая технику дифференцированного алгоритма, следует читать текст с карандашом в руках три раза. При первом прочтении надо подчеркнуть только ключевые слова. Второе чтение – построение смысловых рядов, которые удобнее записывать на отдельном листочке. В третий раз читаются смысловые ряды, на основе которых выявляется основное значение текста – доминанта.

40. Что такое рациональное слушание?

Слушание (или аудирование) – это рецептивный вид речевой деятельности, связанный со слуховым восприятием звучащей речи. Этот процесс складывается из двух основных этапов:

· первичный анализ звукового сигнала и его «механическая обработка»;

· смысловая интерпретация.

В процессе слушания необходимо различать два аспекта: 1) слух как физиологическую характеристику и 2) слушание как процесс осознанного познавательного действия, ведущего к интерпретации и пониманию.

Слышать, то есть обладать слуховой особенностью, еще не означает умения слушать то, что говорится. Умение слушать – одно из основных умений, которое развивает курс речевой коммуникации. Большинство людей характеризуется следующими основными недостатками традиционного слушания:

· бездумное восприятие, когда звучащая речь является только фоном для какой-либо деятельности;

· обрывочное восприятие, когда интерпретируются только отдельные части звучащей речи;

· аналитическая узость восприятия, то есть неумение критически проанализировать содержание сообщения и установить связь между ним и фактами действительности.

Эффективность процесса слушания зависит от следующих факторов.

1. Объективные факторы:

- шумы и помехи;

- акустические характеристики помещения;

- микроклимат в помещении (температура, влажность и т.п.).

2. Субъективные факторы:

- пол слушателя (считается, что мужчины являются более внимательными слушателями);

- тип нервной системы человека, его темперамент;

- интеллектуальные способности, которые можно разделить на три группы:

· основные (слуховая способность, способность к вероятностному прогнозированию);

· дополнительные (способность к запоминанию, к концентрации и устойчивости внимания, скорость протекания психических процессов);

· вспомогательные (словарный запас, уровень общей культуры).

Эффективное слушание предполагает наличие у человека четырех основных ментальных способностей:

1) слуховая способность;

2) внимательность;

3) способность к пониманию;

4) способность к запоминанию.

Всех слушателей можно разделить на 4 группы:

1. Те, кто не слушает. Они «выключают» оратора и думают о посторонних вещах, мало получая от речи.

2. Те, кто слушает наполовину. Их манера слушать заключается то в пристальном внимании, то в полном отсутствии. Они понимают фрагменты речи, но не воспринимают идею в целом.

3. Те, кто слушает с пассивным восприятием. Они без возражений принимают то, о чем говорит оратор. Из-за отсутствия критического отношения к речи они практически не соотносят ее со своим собственным опытом.

4. Те, кто слушает вдумчиво. Такой тип слушателя, называемый критическим слушателем, получает максимум пользы от речи.

Очевидно, что навыками рационального слушания владеют только члены четвертой группы.

Чтобы научиться слушать эффективно, необходимо оценить то полезное, что можно извлечь для себя при прослушивании устного выступления, то есть определить цели, в соответствии с которыми рекомендуется его слушать. В качестве целей слушания могут быть:

1. Получение информации.

2. Развлечение.

3. Воодушевление.

4. Анализ фактов и идей.

5. Улучшение собственной речи.

При слушании выступления необходимо более четко определить для себя ту цель, с которой вы будете слушать. Далее необходимо организовать свою работу в процессе слушания в соответствии с принципами эффективного слушания. Эти принципы основываются на знании и использовании факторов, определяющих готовность и желание аудитории слушать, что зависит:

· от отношения слушателей;

· от интереса слушателей;

· от мотивации слушателей;

· от эмоционального состояния слушателей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 2000; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.