Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Контраст ощущений – изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя. 4 страница




Систематизация. Обеспечивает разделение и последующее объединение, но не отдельных объектов, как это происходит при классификации, а их групп, классов.

Каждая из мыслительных операций может быть рассмотрена как соответствующее умственное действие. В форме распознавания, преобразования и контролем над преобразованием.

В случае распознавания анализ, синтез, сравнение, как и другие мыслительные операции, будут служить тому, чтобы успешно совершить действия по выделению определенного объекта или класса объектов, установить те признаки, по которым можно различать явления.

При преобразовании мыслительные операции оказываются непосредственно включенными в конкретное содержание деятельности, и обеспечивают целенаправленное изменение объекта.

Умственные действия контроля предполагают направленность мыслительных операций на сличение наличного состояния объекта с образцом и контроль за самим осуществлением операций.

 

 

Билет 22

Мышление и речь.

Поскольку речь является формой существования мысли, между речью и мышлением существует единство. Но это единство, а не тожество. В тех случаях, когда мышление, совершается в основном не в форме речи, а в форме образов, эти образы по существу выполняют в мышлении функцию речи, поскольку их чувственное содержание функционирует в мышлении в качестве носителя его смыслового содержания. Это выражается в форме представлений и понятий. С помощью речи происходят все мыслительные процессы. Речь вообще имеет свою структуру, которая связана с логикой мысли, но не тожественна с ней.

Предпосылкой речевого мышления ребенка является все более разумная практическая деятельность. Развитие речевого мышления является переходом в новый вид мышления – словесно-логический.

Язык – объективно существующее явление в духовной жизни человеческого общества. Язык определяет как систему знаков, функционирующих в качестве средства общения и орудия мысли.

Язык включает слова с их значениями (отношение слова к обозначаемому в реальной действительности объекту независимо от того, какой образ представляет его в сознании) и синтаксис (набор правил, по которым строятся предложения). Средствами из которых строится языковое сообщение, являются фонемы (устная речь) и графемы (письменная речь)

Речь – процесс общения посредством языка. Она является предметом психологического изучения.

Для того чтобы слово могло что-либо сообщать, оно должно обозначать, называть предмет, действие, явление. Эта функция речи получила название сигнификативной.

Другие функции речи – обобщение и коммуникации. В коммуникативной функции речи можно выделить три стороны: информационную, выразительную и волеизъявление. Волеизъявление – направлено на прямое подчинение действий слушателя замыслу говорящего.

Виды речи.

Два вида – внешняя и внутренняя. Внешняя речь – устная (диалогическая и монологическая) и письменная.

Внутренняя речь формируется на основе внешней. Она по содержанию в форме мысли и более сжата.

 

Билет 23

 

Развитие мышления в онтогенезе.

Первый этап. Мышление начинает формироваться в плане действия, которое выражается в более или менее осмысленных целенаправленных предметных действиях. Можно сказать. Что это наглядно-действенное мышление или сенсомоторный интеллект.

На этом этапе ребенок манипулирует предметами не учитывая их специфических особенностей, не имеющих для него значения. Постепенно результаты действий приобретают в его сознании некоторую самостоятельность и его действие начинает определяться объектом, на который оно направлено, действие ребенка приобретает осмысленный характер. Это является первым проявлением интеллекта.

Второй этап связан с овладением ребенком речью. Когда восприятие ребенка становится более осознанным, и в нем закладываются основы мышления, которое подчинено логике восприятия.

Через речь формируется индивидуальное сознание ребенка. Он овладевает понятиями.

Третий этап. Формирование «рассудочной» мыслительной деятельности, на основе получаемых знаний.

Формируются такие формы мышления как суждение и умозаключение. Это происходит в процессе обучения.

Обобщение сначала совершается в переносе действия с одного предмета на другой, который выполняет в действии ту же функцию, и оформляется в слове. Так ребенок может называть одним словом несколько предметов. Затем постепенно сужается круг предметов и слово приобретает специализацию.

Затем вещи приобретают свойства. Возникает потребность в объяснении и стремлении к пониманию, начинается этап вопросов. Для объяснения явлений дети прибегают к целому ряду рассуждений и умозаключений.

Отличительные особенности ранних форм детского мышления.

1. ребенок по большей части обобщает на основании не объективно существенных свойств, а частностей, которые непосредственно привлекают внимание в силу их эмоциональной яркости и внешних функциональных признаков.

2. общее, к которому в результате обобщения приходит ребенок, лишь постепенно осознается им как таковое.

3. переносное значение слов ребенок сначала понимает буквально. Это выражается в трудности абстрагирования.

 

Билет 24

 

Воображение и его виды, связь воображения с мышлением.

Воображение – это психический процесс создания образов предметов, ситуаций, обстоятельств путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание.

Чем больше знаний, чем богаче опыт человека, чем разнообразней его впечатления, тем больше возможностей для комбинации образов. Воображение возникло в ходе трудовой деятельности. Явления, которые человек не мог объяснить порождали представления о сверхъестественном.

Некоторые гипотезы относительно механизмов воображения.

Гипотеза случайных находок. Все открытия были сделаны в результате случайного совпадения.

Гипотеза рекомбинации. Воображение направлено на перетасование, перестановку ощущений, представлений, принципов, правил путем проб и ошибок.

Виды воображения.

По степени намеренности и сознательности различают пассивное и активное воображение.

Пассивное – примитивная форма, которая совершается под воздействием малоосознанных потребностей, влечений, тенденций. Образы самопроизвольно трансформируются, всплывая перед воображением, а не формируются им. Встречается в предельных случаях на низших уровнях сознания, в дремотных состояниях, в сновидениях.

Активное – высшие формы воображения, в творчестве, образы сознательно формируются и преобразуются в соответствии с целями, которые ставит себе сознательная творческая деятельность человека.

Различают два вида: воссоздающее и творческое.

Воссоздающее. Развертывается на фоне воспринятой знаковой системы: словесной, числовой, графической, нотной и др. Воссоздавая, человек наполняет знаковую систему имеющимися в его распоряжении знаниями. Например, чтение художественной литературы.

Качество воссоздания зависит от ряда причин. 1. от исходной информации. 2. от суммы и качества знаний. 3. от установки.

Творческое воображение. Создание нового, оригинального образа, идеи. Объективно новое – образы, идеи, не существующие в данный момент, ни в материализованном, ни в идеальном мире. Субъективно новое – новое для данного человека. Уже существующее, но человек об этом не знает.

Творческое воображение протекает как анализ (разложение) и синтез (соединение) накопленных человеком знаний. В новом сочетании элементов и возникает новый образ. Результат может быть материализован.

В зависимости от характера образов, которыми оперирует воображение, различают конкретное и абстрактное (схемы, символы) воображение.

Связь воображения с мышлением заключается с мыслительными операциями (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация, систематизация), которые участвуют в создании образов.

Приемы творческого воображения.

Агглютинация (склеивание) – наиболее простой прием. Части двух или нескольких предметов, процессов соединяются так, что получается образ нового предмета (кентавр, русалка).

Аналогия. Ее сущность состоит в том, что строится образ, в чем-то похожий на реально существующую вещь, живой организм, действие. По этому принципу возникла специальная область знания и инженерного дела – бионика, которая выделяет свойства живых организмов и предлагает их для создания механизмов. Аналогия может быть близкой, непосредственно и отдаленной, ступенчатой. Например, внешний вид самолета напоминает парящую птицу – это близкая аналогия. Вертолет – отдаленная аналогия с птицей.

Акцентирование и преувеличение (преуменьшение). При акцентировании в создаваемом образе какая-то часть, деталь выделяется, особо подчеркивается (карикатуры, шаржи, высмеивание). При преувеличении (преуменьшении) изменение образа распространяется на весь объект, ситуацию (великаны, гномы). Этот прием широко используется в сказках.

Типизация. Наиболее сложный прием, включающий в себя процесс разложения и соединения, в результате чего выкристаллизовывается зримый образ (человека, его дела, взаимоотношений с другими людьми). Тесно связано с мышлением. Характерно для художников, скульпторов, актеров, писателей.

Мечта. Образ желаемого будущего. В мечте выражен смысл всей жизни. Она может быть реальной и нереальной.

 

Билет 25

 

Подходы к определению интеллекта.

Изучению интеллекта посвящено большое количество работ, но с другой стороны эта тема до сих пор остается дискуссионной. Попытка упорядочить информацию, накопленную в области экспериментально -психологических теорий и исследований интеллекта, принадлежит М.А. Холодной. Ею были выделены восемь основных подходов, для каждого из которых характерна определенная концептуальная линия в трактовке природы интеллекта:

1. Социокультурный – интеллект рассматривается как результат процесса социализации и влияния культуры в целом (Лурия, Выготский, Брунер, Леви-Брюль, Коул и Скрибнер).

2. Генетический – интеллект определяется как следствие усложняющейся адаптации к требованиям окружающей среды в естественных условиях взаимодействия человека с окружающим миром (Пиаже, Чарлсворз).

3. Процессуально – деятельностный – интеллект рассматривается как особая форма человеческой деятельности (Рубинштейн, Брушлинский, Венгер, Талызина, Тихомиров, Абульханова-Славская).

4. Образовательный – интеллект определяется как продукт целенаправленного обучения (Фишер, Менчинская, Калмыкова).

5. Информационный – интеллект определяется как совокупность элементарных процессов переработки информации (Айзенк, Хант, Штернберг).

6. Феноменологический – интеллект как особая форма содержания сознания (Келер, Дункер, Мейли, Вертгеймер).

7. Структурно–уровневый – интеллект как система разноуровневых познавателных процессов (Ананьев, Степанова, Величковский).

8. Регуляционный – интеллект как форма саморегуляции психической активности (Терстоун).

Айзенк выделяет три концепции, исходя из которых можно определять что такое интеллект: 1. биологический – понимается физиологическая, нейрологическая, биохимическая и гормональная основа познавательного поведения, которая в основном связана со структурами и функциями коры головного мозга.

2. психометрический интеллект, который определяется стандартными тесами измерения IQ.

3. социальный (практический) как проявление социально-полезной адаптации, выделяются исследуются такие проявления как рассуждение, решение задач, память, обучаемость, понимание, обработка информации, выработка стратегий, приспособление к окружающей среде.

Факторные модели интеллекта.

При факторном анализе мы предполагаем, что за множеством результатов измерений различных психологических величин стоит некий скрытый фактор, в данном случае – интеллект.

В.Н. Дружинин предложил следующую схему классификации факторных моделей интеллекта. Условно они разбиты на четыре основные группы по двум признакам: что является источником модели – умозрение или эмпирические данные; и как строится интеллект – от отдельных свойств к целому или от целого к отдельным свойствам.

 

  Априорные Апостериорные
Пространственные одноуровневые Д. Гилфорд Л. Терстоун
Иерархические Ф. Вернон, Д. Векслер К. Спирмен

 

Модель К. Спирмена. Признает интеллект как общий фактор, представленный на всех уровнях интеллектуального функционирования. Она базируется на том, что между результатами выполнения различных интеллектуальных тестов имеется положительная положительная корреляционная связь: как правило, испытуемые, успешно выполняющие тесты на мышление, также успешны в тестах на прочие познавательные способности. Основой этрой связи, по Спирмену, служило наличие в каждом из тесов некоторого общего начала, получившего название «общего фактора интеллекта – фактора G. G-фактор определяется как общее количество «умственной энергии». Был выделен еще один фактор S, характеризующий специфику каждого конкретного тестового задания, либо того или иного вида интеллектуальной активности. Таким образом можно охарактеризовать модель Спирмена как двухфакторную модель интеллекта.

В дальнейшем эта модель была дополнена факторами, отвечающими за механические, арифметические и лингвистические (вербальные) способности, которые оказались расположенными между S и G-факторами, что превратило модель Спирмена в иерархическую.

Модель Л. Терстоуна. В рамках теории интеллекта Л. Терстоуна отвергалась возможность существования общего интеллекта. Проведя корреляцию результатов выполнения испытуемыми 60-ти разных тестов, предназначенных для выполнения самых разных сторон интеллектуальной деятельности, Терстоун выделил ряд групповых факторов, семь из которых получили название «первичных умственных способностей».

S: пространственный – способность оперировать в уме пространственными отношениями

P: восприятие – способность детализировать зрительные образы

N: вычислительный – способность выполнять основные арифметические действия

V: вербальное понимание – способность понимать и раскрывать значение текстов и слов

F: беглость речи – способность быстро подобрать слово по заданному критерию

M: память – способность запоминать и воспроизводить информацию

R: логическое рассуждение – способность выявлять закономерность в ряду букв, фигур, цифр.

В результате был сделан вывод о том, что должен использоваться не единственный показатель, а соответствующий профиль умственных способностей, каждая из которых проявляется независимо от других и отвечает за строго определенную группу интеллектуальных операций. Однако дальнейшие исследования показали, что выделенные факторы не являются полностью независимыми. Они коррелируют друг с другом, что говорит в пользу существования единого G-фактора.

Модель Д. Гилфорда. Подход Л. Терстоуна о множественности интеллектуальных способностей был развит в работах американского психолога Дж. Гилфорда, предложившего модель для описания различных типов интеллектуальных способностей. Многомерная структурная модель основана на трех критериях, описывающих различные стороны интеллектуальной деятельности:

1. Тип выполняемой умственной операции (оценка, конвергенция, дивергенция, запоминание, познание).

2. Содержание материала интеллектуальной деятельности (объектное, символическое, семантическое поведенческое).

3. Разновидность конечного продукта (единицы, классы, отношения, системы, трансформация, рассуждения).

Таким образом, каждый оцениваемый фактор интеллекта характеризуется сочетанием категорий из каждого измерения. Всего в классификационной схеме Гилфорда 120 факторов. В исследованиях Гилфорда достижения по одной группе не обязательно были связаны с достижениями по другой, из чего был сделан вывод, что интеллект нельзя рассматривать как одну способность.

Иерархические модели интеллекта.

Дальнейшим развитием стали иерархические теории интеллекта, например, теория Д. Вернона. Он различает три иерархичесикх уровня. На самом верху неходится общий интеллект, далее следуют два основных групповых фактора: вербально-числовой и практически-механически-пространственный, на третьем уровне находятся факторы, отвечающие за специальные способности: техничнское мышление, арифметическую способность и пр., внизу иерархического дерева помещаются более частные субфакторы…

Иерархическая модель Д. Векслера также включает в себя три уровня:

1) уровень общего интеллекта;

2) уровень групповых факторов: интеллекта действий и вербального интеллекта;

3) уровень специфических факторов.

Также необходимо упомянуть модель интеллекта, предложенную Р. Кеттелом. Он выделил два фактора «свободный» (или «текучий») и «связанный». Фактор «связанного» интеллекта определяется совокупностью знаний и интеллектуальных навыков личности, которые индивид приобрел в ходе социализации с раннего детства до конца жизни. Он определяет то, насколько индивид овладел общей культурой того общества, к которой он принадлежит. Фактор «свободного» интеллекта определяет первичное накопление знаний, и с точки зрения Р. Кеттела, независим от приобщения к культуре.

При факторно – аналитических исследованиях постоянно рождаются новые специфические факторы, описывающие работу интеллекта. Однако чем шире диапазон используемых тестов, тем нагляднее при факторном анализе полученных результатов выделяется G-фактор.

 

Билет 26

 

Творческое мышление. Креативность личности, методы ее диагностики.

В своих работах Гилфорд указал на принципиальное различие между двумя типами мыслительных операций: конвергентным мышлением – направленным на поиск единственно правильного решения среди предложенных вариантов, и дивергентным мышлением – направленным на генерацию как можно широкого спектра возможных решений. Гилфорд выделил 16 факторов интеллектуальных способностей, характеризующих креативность, под общим названием дивергентного мышления: беглость мысли (количество идей, возникающих в единицу времени), гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на другую), оригинальность (способность производить идеи, отличающиеся от общепризнанных взглядов), любознательность (чувствительность к проблемам в окружающем мире), способность к разработке гипотезы, иррелевантность (логическая независимость реакции от стимула), фантастичность (полная оторванность от реальности при наличии логической связи между стимулом и реакцией).

Креативность личности. Личностный подход в изучении креативности характеризуется особым вниманием к эмоциональным и мотивационным факторам, включенным в это свойство. Выделены некоторые личностные черты (самонадеянность, агрессивность, самодовольство, игнорирование социальных ограничений и чужих мнений), отличающие креативных от некреативных. По мнению некоторых психологов, это говорит о существовании общего типа креативной личности в отличие от типа личности некреативной.

По данным психогенетических исследований выявлены факторы средовых влияний, способствующие развитию креативности: широкий круг общения, в том числе с творческими людьми, подражание творческому идеалу, демократические отношения с матерью, неблагоприятные эмоциональные отношения в семье.

Различают большую и малую креативность. Малая, или личностная креативность относится к обыденной жизни и к проявлению нестандартности и оригинальности в обыденных ситуациях. Большая, или историческая креативность, наоборот, имеет дело с достижениями, которые оказали существенное влияние на культуру и общество.

Нет единой точки зрения и в отношении мотивационных характеристик креативности. Согласно одной точке зрения, креативный индивид пытается наилучшим образом реализовать себя, максимально соответствовать своим возможностям, выполнять новые, непривычные для него виды деятельности, применять новые способы деятельности. Согласно другой точке зрения, мотивация креативных основана на стремлении к риску, к проверке предела своих возможностей.

Методы диагностики креативности. Гилфорд первый создал тест диагностики дивергентного мышления, однако не смог добиться высоких показателей их валидности.

Е. П. Торренс, создавший наиболее известные тесты креативности, обратил основное внимание не на результаты, а на сам процесс творческого мышления. Но и в этих тестах содержание творческого процесса и время решения теста были ограничены. Так, например, при определении главного фактора креативности – «чувствительности к проблемам» - испытуемый в течение 10 минут должен был письменно перечислить все возможные проблемы, которые могут возникнуть в двух ситуациях: во время купания в ванне и при выполнении домашнего задания. Самое большее, что можно получить с помощью такого теста – это выявить быстроту и подвижность ассоциаций и степень остроумия. Исследователи считают, что основной недостаток тестов на креативность – неучет личностных факторов.

Тесты Торренса на изобразительное творческое мышление созданы в 1966г. Они являются невербальными и предназначены для диагностики таких параметров мышления, как беглость, точность, воображение и оригинальность, у детей в возрасте от 5 лет и старше. Тестами предусматривается выполнение испытуемыми таких заданий, как конструирование картин (на основе изображения ярко раскрашенной фигуры неправильной формы), завершение картинки, использование параллельных линий или кругов для составления изображений.

Тест Торренса на вербальное творческое мышление (1966) предназначен для диагностики детей, начиная с 5 лет, и взрослых таких характеристик, как умение задавать информативные вопросы, устанавливать возможные причины и следствия применительно к ситуациям, изображенным на серии картинок, предлагать оригинальные способы применения обычных предметов, задавать нестандартные вопросы по поводу хорошо знакомого предмета, строить предположения.

Еще один наиболее поздний по времени создания тест на определение творческих способностей в действии и движении для дошкольников разработан Торренсом 1980 г. Задания этого теста составлены таким образом, чтобы дать ребенку возможность проявить свои творческие способности в процессе свободного передвижения в каком-либо помещении. Показателями творчества выступают легкость, гибкость, точность и оригинальность мышления.

Для выявления креативности также используются наблюдения, опросы.

 

Билет 27

 

Эмоции, их функции и классификация.

Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. Бывают сложные и простые.

Эмоции бывают положительные и отрицательные. Также они сопровождаются напряжением и разрядкой.

Различают 4 стадии напряжения:

Первая стадия (степень) - состояние внимания, мобилизация активности. Характеризуется повышением работоспособности, усиление функций органов и систем.

Вторая стадия – когда мобилизации сил не хватает, напряжение возрастает, что приводит к появлению стенической отрицательной эмоции, т.е. состояние ярости (гнева, негодования), сопровождающееся крайне значительным повышением работы органов и систем.

Третья стадия – астеническая отрицательная эмоция. Если при решении задачи не хватает мобилизации сил. Это состояние страха, ужаса, тоски. Реакция организма обратная – резкое снижение интеллектуальных и энергетических ресурсов.

Четвертая стадия – невроз. Когда человек не может выполнить задачу.

В чистом виде эти стадии встречаются редко.

Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты, а также страсти и стрессы, настроения.

Это так называемые "чистые" эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.

Коммуникативная функция (внутренний язык). Проявляется в мимике и пантомимике. Носит невербальный информационный характер. Эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которой субъект узнает о потребностной значимости происходящего.

Эмоции в деятельности человека выполняют функцию оценки ее хода и результатов. Они организуют деятельность, стимулируя и направляя ее.

Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам деятельности.

Самая старая по происхождению, простейшая и наиболее распространенная среди живых существ форма эмоциональных переживаний — это удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие, связанное с невозможностью это сделать при обострении соответствующей потребности. Практически все элементарные органические ощущения имеют свой эмоциональный тон. О тесной связи, которая существует между эмоциями и деятельностью организма, говорит тот факт, что всякое эмоциональное состояние сопровождается многими физиологическими изменениями организма.

Чувства же носят предметный характер, связываются с представлением или идеей о некотором объекте, это особая разновидость эмоциональных явлений, отличающаяся стабильностью и историчностью. (радость, любовь, гордость, гнев, стыд). Другая особенность чувств состоит в том, что они совершенствуются и, развиваясь, образуют ряд уровней, начиная от непосредственных чувств и кончая высшими чувствами, относящимися к духовным ценностям и идеалам. Чувства могут быть моральными, интеллектуальные и эстетические.

Эмоции и чувства — личностные образования. Они характеризуют человека социально-психологически.

Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, имеют идеаторный характер и находятся как бы в начале его. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значение для ее удовлетворения предстоящего действия или деятельности. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком в качестве его собственных внутренних переживаний, передаются другим людям, сопереживаются.

Эмоции относительно слабо проявляются во внешнем поведении, иногда извне вообще незаметны для постороннего лица, если человек умеет хорошо скрывать свои чувства. Они, сопровождая тот или иной поведенческий акт, даже не всегда осознаются, хотя всякое поведение, как мы выяснили, связано с эмоциями, поскольку направлено на удовлетворение потребности. Эмоциональный опыт человека обычно гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний. Чувства человека, напротив, внешне весьма заметны.

Эмоции обычно следуют за актуализацией мотива и до рациональной оценки адекватности ему деятельности субъекта. Они есть непосредственное отражение, переживание сложившихся отношений, а не их рефлексия. Эмоции способны предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых ранее или воображаемых ситуациях,

Аффекты — это особо выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. Аффект не предшествует поведению, а как бы сдвинут на его конец. Это реакция, которая возникает в результате уже совершенного действия или поступка и выражает собой его субъективную эмоциональную окраску с точки зрения того, в какой степени в итоге совершения данного поступка удалось достичь поставленной цели, удовлетворить стимулировавшую его потребность.

Страсть — еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета. Объектом страсти может стать человек. С. Л. Рубинштейн писал, что "страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель... Страсть означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели".

Стресс – это такое эмоциональное состояние, которое вызывается неожиданной и напряженной обстановкой.

Фрустрация – крайняя неудовлетворенность, блокада стремления, вызывающая стойкое отрицательное эмоциональное переживание.

Настроение – это более или менее длительное и устойчивое эмоциональное состояние, окрашивающее все другие переживание и деятельность человека.

Эмоциональные особенности и тип нервной системы. Возбудимость, импульсивность, аффективность, эмоциональная устойчивость, сила, темп и ритм эмоциональных реакций, эмоциональный тонус.

Эмоциональные свойства личности – впечатлительность, отзывчивость.

Эмоциональные черты – эмоциональность, сентиментальность, страстность.

 

 

Билет 28

 

Функциональные состояния организма и психики. Эмоциональный стресс и регуляция эмоциональных состонияний.

 

 

Функциональное состояние - это комплекс качеств и свойств организма, определяющих эффективность деятельности человека

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗМА — интеграция уровней активности различных физиологических систем, определяющая особенности осуществления деятельности. Ф. с. имеют тоническую составляющую — базовый уровень активности основных физиологических систем (общий обмен, гормональный статус, соотношение активности парасимпатического и симпатического отделов нервной системы) и фазические компоненты, формирующиеся при необходимости реализации определенных, функционально значимых видов деятельности. Ф. с. характеризуются регулируемостью — потенциальной возможностью сонастройки активности разных компонентов целостной системы (организма) в соответствии с внешними и внутренними требованиями. Эта характеристика определяется деятельностью Ц. н. с., Ф. с. которой — сложная многокомпонентная интеграция активности мотивационных, активационных, эмоциогенных структур мозга. Активность этих составляющих может быть сбалансированной (оптимальный вариант) или проявляться не согласованно. Посредством регулирующих влияний Ц. н. с. осуществляется активное динамическое взаимодействие деятельности и Ф. с. о. Определяя параметры деятельности, Ф. с. о. само модулируется ее запросами. Ф. с. о. вне деятельности рассматривается как фоновое. В нем можно выделить состояния покоя (спокойное бодрствование) и оперативного покоя (мобилизационная готовность). Покой является отражением «образа мира» субъекта, глобальной точкой отсчета для возможных событий. Оперативный покой направлен на решение конкретной задачи, проявляется в избирательном повышении в будущем уровня активации задействованных систем до оптимальных (средних) значений. В процессе деятельности различают связанные с функциональным состоянием уровни работоспособности (умственной и физической), напряжения и степень утомления.

По отношению к деятельности выделяют 2 класса функциональных состояний:

1. Уровни активности всей системы и каждого звена оптимальны
и точно соответствуют требованиям деятельности.

2. Состояние динамического рассогласования, при котором
система или не полностью обеспечивает деятельность или
работает на излишне высоком уровне напряжения.

Исходным эталоном оценки функционального состояния является состояние оперативного покоя (физиологическое состояние готовности к деятельности, способное за короткий отрезок времени перейти в различную форму физиологической активности для выполнения конкретной деятельности). При оценке степени отклонения функционального состояния от исходного выделяют реактивные, пограничные и патологические состояния. Различают множество частных состояний — утомление, перенапряжение, истощение.

Стрессорные реакции можно оценить, определяя содержание гормонов (кортикостероидов и катехоламинов). Однако подобные измерения не могут проводиться оперативно, а тем более непрерывно. Сравнительно быстро измерить и оценить стрессорную реакцию организма можно методом Баевского. Он основан на распознавании функционального состояния организма по показателям математического анализа ритма сердца, а также по гистограмме и ритмограмме сердца. С помощью данного метода функциональное состояние организма можно рассматривать как количественную меру стресса. Метод Баевского основывается на многочисленных исследованиях, установивших связь между параметрами кровообращения и изменением количества кортикостероидов и катехоламинов. На состоянии сердечно-сосудистой системы отражается изменение функционирования всех других систем организма, а поэтому, она может быть индикатором состояния организма в целом. Реакции системы кровообращения и ее регуляторных механизмов рассматриваются как результат адаптации организма к разнообразным факторам внешней среды. Напряжение регуляторных систем — это ответ организма на весь комплекс действующих на него факторов. Здоровый организм, обладая достаточным запасом функциональных возможностей, отвечает на стрессорное воздействие обычным, нормальным, так называемым рабочим напряжением регуляторных систем. Однако даже в условиях покоя напряжение регуляторных систем может быть высоким, если человек нe имеет достаточных функциональных резервов. Это выражается, в частности, в высокой стабильности сердечного ритма, характерной для повышенного тонуса нервной системы. Система регуляции кровообращения имеет 2 взаимосвязанных уровня: центральный и автономный. Центральный уровень включаются в экстремальных условиях, связанных с большими физическими и психоэмоциональными нагрузками. В покое появление подобных централизующих воздействий связано, как правило, с явлениями перенапряжения, срывами адаптации, предпатологическими состояниями, для которых характерны недостаточность адаптационных механизмов и их неспособность обеспечить оптимальную адекватную реакцию на воздействие факторов внешней среды. При оптимальной регуляции отмечается минимальное участие высших уровней. Для оценки функционального состояния организма по методу Баевского необходимо произвести 2-х минутную запись кардиограммы в одном отведении, вычислить соответствующие показатели, построить ритмограмму и гистограмму.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 474; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.107 сек.