Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие отечественной педагогической мысли XIX- XX вв.(К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Ш. Амонашвили)




Педагогические идеи XVII- начале XIX вв. (Дж. Локк, г.И. Песталоцци)

Английский философ и педагог Джон Локк(1632 – 1704) сосредоточил главные мысли на теории воспитания. В своём основном труде «Мысли о воспитании»он излагает взгляды на воспитание джентльмена – человека уверенного в себе, сочетающего широкую образованность с деловыми качествами, изящество манер с твёрдостью убеждений. Он выдвинул ряд теоретических положений, которые легли в фундамент идеологии Просвещения. Основные из них:

не существует врожденных идей, процесс познания возникает в опыте и на основе опыта;

разум человека с самого начала представляет собой «чистую доску»

нет ничего в разуме, чего не было бы раньше в чувствах;

Теория Чистой доски". Согласно этой теории, каждый человек рождается с чистой, "неисписанной" душой. А уже жизнь вносит свои коррективы, оставляет свои надписи, тем самым исписывая душу. Это, в первую очередь, и родители, сопровождающие ребенка с момента рождения, и воспитатели, и учителя, и окружающие его в дальнейшем люди.

В педагогике начальной школы чтят имя великого швейцарского педагога И.Г. Песталоции (1746 – 1827) «О, любимый народ!- восклицал он. – Я вижу, как ты низко, страшно низко стоишь, и я помогаю тебе подняться!» Песталоции сдержал своё слово, предложив учителям прогрессивную теорию обучения и нравственного воспитания учащихся.

Педагогические идеи Песталоцци неотделимы от его практической деятельности по обучению и воспитанию детей, которой он в течение всей жизни с энтузиазмом отдавал свои физические и душевные силы.

Вся теоретическая и практическая деятельность великого педагога была направлена на то, чтобы привлечь внимание прогрессивных сил общества к делу воспитания и образования широких народных масс. Его сердце, его жизнь были отданы заброшенным и нуждавшимся в помощи детям трудового народа. Этой цели он служил самоотреченно и бескорыстно более полувека, мучительно преодолевая свою нищету и бесправное положение.

Педагогика-наука о воспитании и образовании человека на разных ступенях его возрастного развития.

Педагогика-наука, изучающая сущность, законы, принципы, методы и формы организации педагогического процесса.

Мировую славу русской педагогике принёс К.Д. Ушинский (1824-1871). Он совершил переворот в теории и революции в педагогической практике. В его системе ведущее место занимает учение о целях, принципах, сущности воспитания. «Воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни»,-писал он. Воспитание, совершенствуясь, может далеко раздвинуть пределы человеческих сил: физических, умственных, нравственных.

Руководящая роль принадлежит школе: «В воспитании всё должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника искусственный организм заведения, как бы хитро он не был продуман, не может заменить личности в деле воспитания».

К. Ушинский пересмотрел всю педагогику и требовал полного переустройства систем образования на основе новейших научных достижений: «…одна педагогическая практика без теории – то же, что знахарство в медицине».

Во всём мире признаны педагогические идеи Л.Н. Толстого (1828 – 1871), изучаются труды Н.И. Пирогова (1810 – 1881). Они выступали с резкой критикой сословной школы, призывали к коренному преобразованию дела народного воспитания.

А.С. Макаренко (1888 – 1939) выдвинул и проверил на практике принципы педагогического руководства детским коллективом, методики трудового воспитания детей в семье.

В.А. Сухомлинский (1918 – 1970) сосредоточил свои исследования вокруг моральных проблем воспитания молодёжи. Многие его дидактические советы, меткие наблюдения сохраняют своё значение и при осмыслении современных путей развития педагогической мысли и школы.

Ш.А. Амонашвили (1931) Педагогические идеи

Разработчик оригинальной концепции гуманной педагогики. Гуманная педагогика ориентирована на личность ребенка, абсолютное отрицание авторитарной, императивной (повелительной, приказной) педагогики.

Основные установки

• Законы учителя: любить ребенка, понимать ребенка, восполняться оптимизмом к ребенку.

• Принципы: очеловечивания среды вокруг ребенка, уважение личности ребенка, терпение в процессе становления ребенка.

• Заповеди: верить в безграничность ребенка, в свои педагогические способности, в силу гуманного подхода к ребенку.

• Опоры в ребенке: стремление к развитию, к взрослению, к свободе.

• Личностные качества учителя: доброта, откровенность и искренность, преданность.

Ш. А. Амонашвили выдвигает следующую установку в воспитании: принятие любого ученика таким, каков он есть: «мы должны быть людьми доброй души и любить детей такими, какие они есть». «Понимать детей — значит стать на их позиции»

Основные методические подходы

• Технология обучения детей с шестилетнего возраста.

• Все обучение стимулирует активность и самодеятельность детей.

• Обучение с включением типичных ошибок, что приучает детей постоянно думать самостоятельно, слушать, проверять, критически воспринимать всю поступающую информацию.

• Формирование у детей способностей к оценке и самооценке при безотметочном обучении.

Вся воспитательная система построена не по принципу подготовки ребенка к жизни, а на основе понимания детства как важнейшего жизненного этапа, со своими сложными проблемами и переживаниями, которые должны пониматься и приниматься педагогом.

14. Идея гуманизма, как основа современной педагогики. Конвенция о правах ребёнка.

Гуманизм – совокупность идей и ценностей, утверждающих универсальную значимость человеческого бытия в целом и отдельной личности в частности. Гуманизм – целостная концепция человека как наивысшей ценности в мире. Главным ее положением является защита достоинства личности, признание ее прав на свободу, счастье, развитие, проявление способностей, создание для этого соответствующих благоприятных условий. Как система ценностных ориентаций и установок гуманизм становиться общественным идеалом.

Гуманистическая педагогика – система научных теорий, утверждающая воспитанника в роли активного, сознательного, равноправного участника учебно-воспитательного процесса, развивающегося по своим возможностям. С позиций гуманизма, цель воспитания состоит в том, чтобы каждый воспитанник мог стать полномочным субъектом деятельности, познания и общения, самодеятельной личностью.

Отличительные признаки гуманистической педагогики:

1. Смещение приоритетов на развитие психических, физических, интеллектуальных и нравственных сфер личности;

2. Сосредоточение усилий на формирование свободной, самостоятельно думающей и действующей личности;

3. Обеспечение надлежащих организационных условий для успешного достижения переориентации учебно-воспитательного процесса.

Гуманизацию учебно-воспитательного процесса понимают как отказ от авторитарной педагогики. Гуманизировать процесс – значит создать такие условия, в которых ученик не может не учиться или учиться ниже своих возможностей, не может оставаться равнодушным участником воспитательных дел или сторонним наблюдателем бурно текущей жизни.

Гуманистическая педагогика требует:

· Человеческого отношения к воспитаннику

· Уважение его прав и свобод

· Уважение к позиции воспитанника

· Отказа от телесных и других унижающих честь и достоинство личности наказаний.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 2380; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.