КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Политические процессы на постсоветском пространстве
Партия как политический институт. Партийные системы. Правовое положение политических партий регулируется Федеральным законом «О политических партиях». В соответствии с ним другие политические организации и движения для того чтобы заниматься политической деятельностью, должны в течение двух лет преобразоваться в партии. Политическая партия определяется в законе 2001 г как общественное объединение, созданное для участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Партия является единственным видом общественного объединения, которое обладает правом выдвигать кандидатов в депутаты и на выборные должности в органах государственной власти (ч. 1 ст. 36 закона 2001 с). Политические партии создаются и действуют только как федеральные партии. В субъектах РФ свои партии не создаются, действуют только региональные отделения общегосударственных партий. Закон устанавливает, что в партии должно быть не менее 10 тыс. членов (тогда ее зарегистрируют и, следовательно, она будет вправе участвовать в политической жизни), при этом более чем в половине субъектов РФ партия должна иметь региональные отделения с численностью членов не менее 100, а в остальных субъектах — не менее 50. Членами партии могут быть только дееспособные граждане РФ, достигшие 18 лет. Ограничения относительно вступления в партию или обязанность приостанавливать членство в ней устанавливаются для отдельных категорий граждан федеральными законами (например, членами партий не могут быть федеральные государственные служащие, находящиеся на классифицированной службе, имеющие чины, ранги; приостанавливать членство в партии вправе Президент РФ). Член партии может состоять только в одном региональном ее отделении по месту жительства. Структурные подразделения партии создаются и действуют только по территориальному признаку. Не допускается их создание в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в Вооруженных Силах, в правоохранительных органах, в государственных и негосударственных организациях (в том числе в учебных заведениях). Во всех названных объектах запрещается и их деятельность (исключения составляют законодательные органы и представительные органы местного самоуправления, в которых могут создаваться партийные фракции). Не допускается создание партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности (в России были партии женщин, но вступление в них было открыто и для мужчин). Политическая партия создается на учредительном съезде или путем преобразования на съезде общероссийской общественной организации в партию. Это осуществляется явочным порядком, какого-либо разрешения государственных органов не требуется. Учредителями партии являются делегаты съезда. Партия считается созданной со дня принятия на съезде решения о создании партии и ее региональных организаций более чем в половине субъектов РФ, принятия устава и программы, выборов ее руководящих органов. С этого дня она может вести информационно-пропагандистскую деятельность, но только связанную с созданием отделений в других субъектах РФ и с получением регистрации. Права же юридического лица она получает после регистрации в соответствии с решением Министерства юстиции РФ (отказ в регистрации может быть обжалован в суд). Для подготовки съезда в целях создания партии образуется организационный комитет в составе не менее 10 человек. Он уведомляет федеральный регистрирующий орган о намерении создать партию, ее предполагаемом названии, представляет сведения о не менее чем 10 членах организационного комитета (имена, фамилии, отчества, даты рождения, гражданство, контактные телефоны), протокол собрания организационного комитета (в нем должны, в частности, содержаться сведения о денежных средствах и ином имуществе организационного комитета, указана фамилия уполномоченного лица для открытия расчетного счета и заключения гражданско-правовых договоров). После закрытия съезда для государственной регистрации партия представляет заявление уполномоченных лиц (с их данными), устав, программу, копии решений учредительного съезда о создании региональных организаций и др., данные о составе съезда и результатах голосования. Государственная регистрация осуществляется не позже чем через шесть месяцев со дня получения документов. Региональные отделения партии регистрируются в территориальных органах Министерства юстиции РФ. Политические нормы как компонент политической системы включают различные правила, содержащиеся в программах и уставах политических партий и движений, моральных установках, обычаях, традициях. В Конституции РФ нет положений о политических нормах, их роли в политической системе. Вместе с тем ст. 15 содержит несколько важнейших норм, относящихся к роли права: о высшей юридической силе и непосредственном действии Конституции на всей территории страны, об обязательном опубликовании законов и неприменении неопубликованных законов, о неприменении любых других неопубликованных нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Говорится также о соотношении закона и международного договора РФ: если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора (эта норма не действует в отношении Конституции). Важно иметь в виду, что речь идет о договоре России с другим государством (государствами, международной организацией), который ратифицирован (утвержден) законом парламента РФ. Конституция устанавливает также иерархию правовых актов (законов, указов и др.). Партийная система - институт, который характеризует политическую организацию общества и сам характеризуется, с одной стороны, отношениями между политическими партиями и государством, а с другой - взаимоотношениями партий с другими общественными элементами политической системы и гражданами. В современной России партийная система только еще складывается. Существует множество партий, движений и блоков, преследующих разные политические цели. Среди них есть общенациональные, например, "Отечество - Вся Россия" и региональные ("Иттифак" в Татарстане), парламентские ("Яблоко") и непарламентские ("Трудовая Россия"), организационно оформленные (КПРФ) и неформальные (ДВР). Сегодня уже совершенно очевидно (хотя этот факт еще недостаточно отре-флексирован), что политическое развитие посткоммунистических стран может идти по множеству разнонаправленных траекторий. Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить, скажем, политические институты и политические процессы в Чехии и Туркменистане, Словении и Таджикистане, Белоруссии и Эстонии и т.д. В посткоммунистическом пространстве складывается чрезвычайно широкий спектр политических режимов, структур распределения и воспроизводства власти, формируются разные политические системы. В одних странах завершается консолидация либеральных демократий, закрепляются демократические институты и практики, в других – такие институты и практики сочетаются с недемократическими, авторитарными, в третьих – формальные демократические процедуры используются в качестве фасада, за которым скрываются новые разновидности автократического правления*1. Различия настолько велики и беспрецедентны, что перед современным политологическим сообществом встает задача существенного концептуального обновления сложившихся представлений о политических изменениях и политическом развитии с учетом разновекторного характера посткоммунистических трансформаций. Между тем еще совсем недавно, каких-нибудь пять-десять лет назад, в политической науке доминировало линейное, векторное представление о магистральных тенденциях современного политического развития. Последнюю четверть ушедшего XX в. было принято описывать как эпоху глобальной демократизации, воспринимавшейся в качестве главного (и чуть ли не единственного) направления мировой динамики. И действительно, те годы прошли под знаком распада казавшихся прежде совершенно несокрушимыми авторитарных и посттоталитарных режимов и постепенного становления демократических институтов и практик в целом ряде стран, объявивших себя "новыми демократиями" В тот период многие были убеждены, что концепт "третьей волны" глобальной демократизации [Huntington1991; Markoff 1994; Shin 1994 и др.] способен обеспечить пусть предварительную, но вместе с тем достаточно цельную теоретико-методологическую рамку для осмысления, а отчасти и прогнозирования этих процессов. Согласно господствовавшей тогда точке зрения, "третья волна" демократизации началась в середине 1970-х годов в Южной Европе (падение военных диктатур в Португалии, Испании и Греции), затем распространилась на Латинскую Америку, достигла некоторых стран Юго- Восточной Азии и, наконец, под влиянием все более очевидного коллапса коммунистических режимов и попыток перестройки в СССР, захватила страны Центральной и Восточной Европы, а потом и все постсоветское пространство. При этом почти ни у кого не возникало сомнений, что, в отличие от первых двух "волн" (с 1828 по 1926 г. и с 1943 по 1964 г.), завершавшихся частичным восстановлением политического пространства диктатур и автократий, "третья" имеет все шансы избежать консервативного "отката" [Huntington 1991; Даймонд 1999]. Стали даже появляться прогнозы относительно близящейся "четвертой волны", которая затронет сохранившиеся автократические анклавы в Китае, мусульманском мире, в арабской и черной Африке [Diamond 2000]. Мировое политическое развитие (понимаемое как векторное, линейное) трактовалось в парадигме стадий демократизации, в соответствии с которой всем "переходным" странам неизбежно предстоит пройти через типологически единые фазы: эрозия и распад авторитаризма, режимная либерализация, институциональная демократизация, этап неконсолидированной демократии и, наконец, демократическая консолидация.
Пытаясь противостоять консервативным силам внутри системы, реформаторы-центристы (опять же в Южной Европе, Латинской Америке и, отчасти, в СССР) часто обращались за поддержкой к гражданскому обществу, оппозиционным движениям и, балансируя между охранителями режима и его радикальными противниками, на протяжении определенного времени проводили политику "дозированных" реформ. Но санкционированная ими легализация радикальной оппозиции в качестве нового легитимного участника политического процесса влекла за собой контрконсолидацию консерваторов и рано или поздно оборачивалась ростом политической напряженности и обострением конфликтов. Итак, насколько правомерно рассматривать распад и трансформацию коммунистических режимов в странах Центральной и Восточной Европы и в бывших советских республиках в качествезвеньев единого глобального процесса демократизации, частных проявлений (возможно, не очень успешных – особенно применительно к СССР) "третьей волны"? Быть может, специфика посткоммулизма (по исходным условиям, задачам, политическим акторам и др.) столь велика, что сравнение его с поставторитарными демократизациями в Южной Европе и Латинской Америке лишено достаточных оснований? Как показывает анализ, проведенный М.Макфолом, в случае посткоммунистических трансформаций не работают по крайней мере две базовые посылки конвенциональной транзитологической модели, а именно: (1) представление о том, что выходом из политического тупика, возникающего вследствие примерного равновесия консервативных и реформаторских сил, является пакт, создающий основы для успешной демократизации, и (2) идея навязывания демократии "сверху" в результате компромисса элит. Для посткоммунистических стран более характерным был вариант не пакта, а силового разрешения противоречия, причем тип возникающего режима в значительной мере определялся тем, откуда шел импульс политических преобразований. Примерно об этом и говорят С.Левитски и Л.Уэй, когда предлагают "прекратить думать о таких случаях в терминах перехода к демократии и начать размышлять о специфических режимных типах, которыми они иявляются". М.Оттауэй квалифицирует данные режимные формы как "полуавторитаризм", подчеркивая, что "полуавторитарные режимы – это не неудавшиеся демократии или демократии в состоянии транзита, но тщательно выстроенные и поддерживаемые альтернативные системы". Мировая политическая реальность (повторю еще раз!) демонстрирует весьма широкий спектр поставторитарных траекторий развития, включая переходы от одних типов недемократических режимов к другим, а также возникновение "гибридов" и "мутантов", никак не вписывающихся в понятие демократии в его привычном значении. Именно поэтому в современном научном и политическом дискурсе и появляются в таком количестве так наз. "демократии с прилагательными" – "делегативная", "авторитарная", "имитационная", "электоральная", "нелиберальная" и др. Линейная логика "растянутого" демократического "перехода" уязвима и еще в одном важном отношении. В соответствии с этой логикой, основная задача демократов заключается в том, чтобы теми или иными способами, несмотря на все препятствия, "долавливать" демократические преобразования, усиливать нажим на "переходный" режим со стороны гражданского общества и т.п. Возвращаясь к вопросу о режимных "гибридах" и "демократиях с прилагательными", стоит отметить, что проблема здесь, скорее всего, не в атрибутивных характеристиках и свойствах ("управляемая", "делегативная", "электоральная", "авторитарная"), а в самом предикате "демократия". Действительно, если в подавляющем большинстве случаев мы имеем дело не с "переходными", а с уже вполне состоявшимися, консолидированными (хотя и недостаточно институционализированными) недемократическими (по крайней мере, в классическом понимании) режимами, то и концептуализировать их нужно в иной – недемократической – понятийной рамке. Отсюда следует, что в фокусе анализа должны быть не те или иные "прилагательные" к "демократии", а сам предмет (предикат), который, строго говоря, вовсе не является демократией. Но раз так, то важнейшей задачей политической компаративистики становится типологиза-ция современных недемократий, т.е. автократических режимов нового типа. Некоторые шаги в этом направлении уже делаются. Одна из известных классификаций современных политических режимов представлена американским "Домом свободы" (Freedom House) – неправительственной организацией, занимающейся ранжированием стран мира по критерию соблюдения политических прав и гражданских свобод. В докладе "Дома свободы" за 2002 г. посткоммунистические страны поделены на три группы: "консолидированные демократии" (Польша, Словения, Литва, Эстония, Венгрия, Латвия, Словакия, Чехия, Болгария, Хорватия), "переходные режимы" (Румыния, Югославия, Албания, Македония, Молдова, Грузия, Армения, Босния, Украина, Россия, Киргизия, Азербайджан, Таджикистан, Казахстан) и "консолидированные автократии" (Узбекистан, Белоруссия, Туркменистан) [Karatnycky et al. 2002: 22]. Но хотяметодология "Дома свободы" предусматривает определенную количественную дифференциацию вкаждом режимном типе – оценка каждой страны дается в интервале от единицы ("максимумсвободы") до семи ("минимум свободы"), – она все же не позволяет выявить качественныехарактеристики различных разновидностей "переходных режимов". Более того, в ней непреодолена тенденция к расширительному и недифференцированному употреблению понятия"переходности", которое используется и по отношению к вполне консолидированным недемократиям. Очевидно, что недостатки всех имеющихся на сегодняшний день вариантов типологии современных режимных изменений обусловлены, в первую очередь тем что в теоретико- методологическом арсенале политической компаративистики пока отсутствует развернутая система критериев, на которую такая типология могла бы опереться. Думается, что основу этой системы критериев должны составить многомерные параметры, анализ и концептуализация оторых позволили бы ответить на вопрос о причинах столь различных траекторий и результатов посткоммунистических трансформаций. Особого внимания заслуживают следующие измерения: • характер докоммунистических и досоветских традиций (цивилизационных, культурных, политических и др.), наличие или отсутствие демократического опыта; • особенности внешней среды как фактора, поддерживающего или препятствующего внутренним трансформациям; • состояние социально-экономической, политической, культурной и др. сфер в исходных, отправных, точках политических трансформаций; • протекание процессов эрозии и распада авторитарных структур власти; • принципы смены и репродукции политических и экономических элит; • специфика новых политических институтов и путей их выстраивания; • тактика политических акторов (с учетом их конкретных индивидуально-психологических особенностей). Естественно, приведенный список носит сугубо предварительный характер и может (и должен) быть дополнен другими параметрами, способными влиять на направление, ход и результаты трансформационных процессов в посткоммунистическом пространстве. Как бы то ни было, перед политологами-компаративистами сегодня стоит необычайно сложная теоретикЬ-методологическая задача. Эту задачу нам предстоит решать совместно с регионоведами, международниками, социологами, экономистами, историками – словом, со всеми, кто занимается проблемами посткоммунизма, постсоветского пространства и в целом современного политического развития. Сейчас уже абсолютно ясно, что существует множество "выходов" из коммунизма, причем ведущих в разных направлениях – и к закреплению демократических институтов и практик, и к их "гибридному" сочетанию с унаследованными от прошлого недемократическими структурами, и к использованию их в качестве "дымовой завесы", прикрывающей формирование новых разновидностей автократического правления. За каждой из этих траекторий стоят специфические политические, социально-экономические, культурно-цивилизационные и иные обстоятельства, и каждая из них заслуживает самого пристального и идеологически непредвзятого анализа.
Мельвиль А.Ю. О траекториях посткоммунистических трансформаций / А.Ю. Мельвиль // Полис. – 2004. – № 2. – С.64-75.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 601; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |