Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Порядок создания и ликвидации предприятий 2 страница




III. налоги на доход или прибыль

IV. налоги с действия (хозяйственные акты, финансовые операции, обороты по реализации)

V. прочие налоги, охватывающие некоторые налоги и разовые сборы.

Данная совокупная классификация позволяет четко определить место того или иного налога в консолидированной схеме налогообложения, что немаловажно при исследовании отдельных частей налоговой системы. Предпринимателям необходимо знать какой налог на что направлен и куда его нужно платить (однако есть субъекты хозяйственной деятельности которых даже интересует, куда дальше пойдут деньги выплаченные в покрытие налога).

Следует обратить внимание на то, что из данной классификации следует, что налог на добавленную стоимость является косвенным федеральным (частично местным) налогом с действия. Это позволяет понять, что НДС – это налог относится на товары и услуги, устанавливается на федеральном уровне законодательными актами РФ, взимается на всей ее территории и является налогом с действия, то есть охватывает обороты по реализации,по передаче и другим действиям.

Необходимо отметить, что налог на добавленную стоимость играет на сегодняшний день огромное значение для пополнения бюджета Российской Федерации. Поступление от НДС в 1998 году составило 28,9%

от всего общероссийского поступления налогов в бюджет наибольшая доля налога в налоговых сборах; налог на прибыль составлял только 21,9% от общих поступлений), в 1997 году доля НДС в общих поступлениях налогов в федеральный бюджет увеличилась в среднем на 10%

и составила – 39%

(в то время как доля налога на прибыль уменьшилась в среднем на 4% и составила 18%). Это свидетельствует о неизменно возрастающей роли налога на добавочную стоимость в формировании доходов бюджета РФ. Совершенно очевидно, чем выше доля конкретного налога в общей налоговом поступлении, тем более значимым признается этот налог. Из этого следует, что налог на добавленную стоимость является одним из самых значимых налогов в Российской Федерации.

 

25. Правовое регулирование налогообложения юридических лиц.

Законодательство и его виды, обеспечивающие налогообложение юридических лиц. Среди нормативных актов, обеспечивающих налогообложение юридических лиц, особое значение имеют: Закон РФ «О налоге на добавленную стоимость», принятый Верховным Советом РСФСР 6 декабря 1991 г., с изменениями и дополнениями, внесенными федеральными законами от 7 марта 1996 г., от 17 марта 1997г., от 10 января 1997 г., от 18 февраля 1998 г.; Закон РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» от 27 декабря 1991 г., с изменениями и дополнениями, включая внесенные Федеральным законом от 10 января 1997 г., и другими нормативными актами.

 

Закон «О налоге на добавленную стоимость» введен в действие с 1 января 1992 г. и применяется на всей территории Российской Федерации с изменениями и дополнениями. Налог на добавленную стоимость (НДС) представляет собой форму изъятия в бюджет добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства, и определяется как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.


Плательщиками НДС являются: а) организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, имеющие статус юридических лиц; б) предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность; г) филиалы, отделения и другие обособленные подразделения предприятий, находящихся на территории Российской Федерации и самостоятельно реализующие товары, работы и услуги; д) международные объединения и иностранные юридические лица, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность на территории РФ (государственные и муниципальные предприятия, хозяйственные товарищества и общества; учреждения; другие виды организаций).


Объектами налогообложения являются:
а) оборот по реализации на территории Российской Федерации товаров, выполненных работ и оказанных услуг;
б) товары, ввозимые на территорию Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации.
При реализации товаров объектом налогообложения является оборот по реализации всех видов товаров как собственного производства, так и приобретенных на стороне.
При реализации работ объектом налогообложения является объем выполненных строительно-монтажных, ремонтных, научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических, проектно-изыскательских и других работ.


При реализации услуг объектом налогообложения является выручка, полученная от оказания услуг.
Для определения облагаемого оборота принимается стоимость реализуемых товаров (работ, услуг), исчисленная:
исходя из свободных (рыночных) цен и тарифов без включения в них налога на добавленную стоимость;


исходя из государственных регулируемых оптовых цен и тарифов, без включения в них налога на добавленную стоимость;
исходя из государственных регулируемых розничных цен и тарифов, включающих налог на добавленную стоимость.
При исчислении облагаемого оборота по товарам, с которых взимаются акцизы, в него включается сумма акцизов. Имеются и другие особенности.
Акцизы представляют собой косвенные налоги, включаемые в цену товара и оплачиваемые покупателем. Перечень акцизных и подакцизных товаров уточняется дополнительно в подзаконных нормативных актах.


Подакцизная продукция, изготовляемая предприятиями, оказывающими услуги населению, и бывшие в употреблении подакцизные товары, владельцами которых являются физические лица, обложению акцизами не подлежат.


Все вопросы уплаты акцизов, связанные с таможенным законодательством, предусмотрены в Инструкции Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 30 января 1993 г. «О порядке применения налога на добавленную стоимость и акцизов в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации и вывозимых с территории Российской Федерации».


Исходя из общих положений закона и подзаконных нормативных актов, акцизы устанавливаются на высокорентабельные товары, продукцию, предназначенные для населения и являющиеся монополией государства, поскольку оно регулирует спрос и предложение и тем самым обеспечивает эффективность пополнения государственного бюджета.


Плательщиками акцизов являются предприятия и организации, включая предприятия с иностранными инвестициями, а также филиалы, отделения и другие обособленные подразделения предприятий, реализующие произведенные ими товары, перечисленные в ст. 1, Закона «Об акцизах».
Объектами обложения акцизами являются у предприятий:

производящих и реализующих подакцизные товары (в том числе государствам - членам СНГ, а также государствам - субъектам бывшего СССР, не вошедшим в состав СНГ, в случае. если расчеты за подакцизные товары осуществляются не в свободно конвертируемой валюте), - стоимость подакцизных товаров, реализуемых по отпускным ценам, включающим акциз;


производящих подакцизную продукцию, не реализуемую на сторону и используемую ими для производства другой продукции, не облагаемой акцизами, - стоимость используемой подакцизной продукции, определяемая исходя из фактической себестоимости и суммы акцизов по установленным ставкам;


производящих подакцизные товары и продукцию из давальческого сырья*, - стоимость этих товаров и продукции, определяемая исходя из применяемых на данном предприятии максимальных отпускных цен на такие товары и продукцию на момент передачи готовой продукции, а при их отсутствии исходя из рыночных цен, сложившихся на такие же или аналогичные товары и продукцию в данном регионе за отчетный период.


* Давальческим сырьем считаются сырье, материалы, продукция, передаваемые их владельцем без оплаты другим предприятиям для дальнейшей переработки, включая розлив.

Ставки акцизов по товарам, перечисленным в ст. 1 Закона «Об акцизах», утверждаются Правительством РФ и являются едиными на всей территории страны (ст. 4 Закона).


Налог на прибыль предприятий и организаций является одним из четырех важнейших видов обязательных платежей налоговой системы Российской Федерации. Данный налог отличается от НДС тем, что является прямым, т.е. «его окончательная сумма целиком и полностью зависит от конечного финансового результата»*. Правовой базой этого налога служат Закон Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и организаций», принятый Верховным Советом 27 декабря 1991 г. и введенный с 1 января 1992 г.; Закон от 22 декабря 1992 г.

 

«О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах»; Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2270 «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов разных уровней»; Инструкции Госналогслужбы РФ от 6 марта 1992 г. № 4;«Разъяснения Госналогслужбы РФ от 30 сентября 1993 г. по отдельным вопросам, связанным с применением налогового законодательства о налогообложении прибыли (дохода) юридических лиц»

 

Плательщиками налога на прибыль являются: а) предприятия и организации (в том числе и бюджетные), являющиеся юридическими лицами, включая созданные на территории Российской Федерации предприятия, с иностранными инвестициями, а также международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность; б) банки, кредитные учреждения и страховые организации, наделенные правами юридических лиц; в) филиалы и другие аналогичные подразделения предприятий и организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный счет; г) компании, фирмы, любые другие организации, образованные в соответствии с законодательством иностранных государств, которые осуществляют предпринимательскую деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства (далее - иностранные юридические лица).


Объектом обложения налогом является прибыль предприятия, уменьшенная (увеличенная) в соответствии с положениями, предусмотренными этой нормой.
Данная правовая норма определила такие показатели, как валовая прибыль, прибыль от реализации продукции (работ, услуг), прибыль от реализации основных фондов с иного имущества, доходы от внереализационных операций, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль, которые служат расчетной базой налогообложения.
Затраты, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг), определяются в соответствии с Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость, и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли.


Ставка налога на прибыль предприятий и иностранных юридических лиц устанавливается в размере 32%, а ставка налога для бирж и брокерских контор, а также предприятий - по прибыли от посреднических операций и сделок - 45%.


Льготы по налогу установлены в ст. 7 Закона «О налоге на прибыль предприятий и организаций». Налоговая льгота - это установленное законом финансово-экономическое средство полного или частичного освобождения от уплаты налога отдельных лиц или категорий плательщиков.


Полное освобождение от уплаты налога означает, что плательщик оставляет на законном основании налогооблагаемую прибыль в полном объеме у себя и распоряжается ею по своему усмотрению. Например, не подлежит налогообложению прибыль: религиозных организаций (объединений) от культовой деятельности и реализации предметов, необходимых для совершения культа; общественных организаций инвалидов, а также находящихся в собственности этих организаций учреждений, предприятий и объединений в части, направляемой на уставную деятельность этих организаций и др.


Предприятия с иностранными инвестициями в течение года должны произвести квартальные авансовые взносы налога в размере одной четвертой годовой суммы платежей не позднее 15-го числа последнего месяца каждого квартала. Авансовая сумма налога на текущий год определяется исходя из предполагаемой прибыли и ставки.
Налог на прибыль, фактически полученную за истекший календарный год, исчисляется на основании бухгалтерского отчета не позднее 15-го марта года, следующего за отчетным. Уплата налога должна осуществляться в десятидневный срок со дня, установленного для представления годового бухгалтерского отчета. При этом необходимо помнить, что излишне внесенные суммы налога засчитываются в счет очередных платежей или возвращаются плательщику в десятидневный срок со дня получения его письменного заявления.


Для иностранных юридических лиц закон установил иной порядок исчисления и уплаты налога на прибыль. В частности, налог на прибыль иностранных юридических лиц исчисляется налоговым органом по месту нахождения их постоянного представительства один раз в год и уплачивается в сроки, указанные в платежном извещении, выдаваемом плательщику налоговым органом на сумму исчисленного налога.


Предприятия с иностранными инвестициями и иностранные юридические лица уплачивают налог на прибыль в безналичном порядке в рублях или в иностранной валюте, покупаемой банками Российской Федерации в установленном порядке и перечисленной в рубли по курсу Центрального банка РФ, действующему на день уплаты налога.
В процессе исполнения налогового законодательства налогоплательщикам и налоговым органам приходится сталкиваться с понятием «документ».

 

Среди документов юридических лиц важное значение для налогообложения имеют бухгалтерские документы, отражающие хозяйственные операции и фиксирующие полученную прибыль и другие экономические показатели организаций.

 

26. Понятие и роль налогов.

Налоги — одно из древнейших изобретений человечества. Они появились вместе с государством и использовались им как основной источник средств для содержания органов государ­ственной власти и материального обеспечения функций этих органов. С одной стороны, ни одно государство не может нор­мально существовать без взимания налогов, с другой стороны, налоги — это один из признаков государства.

В настоящее время налог имеет законодательно установлен­ное содержание, основанное на достижениях правовой науки и практики и в значительной степени учитывающее взаимодей­ствие частных и публичных имущественных интересов.

Согласно ст. 8 ПК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж:, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управ­ления денежных средств в целях финансового обеспечения деятель­ности государства и (или) муниципальных образований.

Глава 15. Теоретические основы налогового права

Наличие нормативного определения налога и установление его правовых признаков необходимо всем участникам налого­вых правоотношений. Используя положения ст. 8 НК РФ, час­тные субъекты — налогоплательщики — имеют возможность определять юридическую природу обязательных платежей и тем самым контролировать государство, а в случае необходимости — ограничивать его посягательства на свои денежные средствам Государство создает условия для производительной деятельнос­ти отдельных граждан — предпринимателей и коммерческих структур. Оно же через систему налогов и сборов переводит значительную часть прибыли (доходов), полученной граждана­ми, в государственную собственность и вводит ее тем самым в режим опосредованного достояния народа1. Органы государ­ственной власти получают право на законно установленных усло­виях получать в доход казны причитающиеся налоги, а в необхо­димых случаях — взыскивать их принудительно. Таким образом, регулируя отношения относительно юридической категории «налог», имеющей одинаковое содержание для всех субъектов, налоговое право устанавливает и поддерживает компромисс ча­стных и публичных интересов.

Нормативное определение налога содержит следующие юри­дические признаки: 1) обязательность; 2) безвозвратность и ин­дивидуальная безвозмездность; 3) денежный характер; и 4) пуб­личное предназначение.

1. Бесспорным отличительным признаком налогов выступа­ет их обязательный характер, означающий юридическую обя­занность перед государством. Налог устанавливается государ­ством в одностороннем порядке, без заключения договора с на­логоплательщиком и взыскивается в случае уклонения от его уплаты в принудительном порядке. Уплата налогов является важнейшей обязанностью каждого гражданина. Статья 57 Кон­ституции РФ установила обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы. Следовательно, налогоплатель­щик не имеет права отказаться от выполнения налоговой обя­занности. Обязательность уплаты служит одним из главных кри­териев, отличающих налоги от иных видов доходов бюджетов, Установленных ст. 41 БК РФ.

2. Вторым юридическим признаком, вытекающим из норма­тивного определения налога, является безвозвратность и инди-

1 См.: Зинченко С. А., Бондарь Н. С. Собственность. Право. Свобо­да. Ростов н/Д, 1995. С. 135.

Финансовое право России. Особенная часть

Глава 15. Теоретические основы налогового права

видуальная безвозмездность. Законно уплаченные налоговые пла­тежи не возвращаются обратно к налогоплательщику в виде тех же денежных сумм. Согласно действующему законодательству налоги передаются государству в собственность и юридически государство ничем не обязано конкретному гражданину за упла­ту налогов и не предусматривает никаких личных компенсаций налогоплательщику за перечисленные обязательные платежи. Поэтому выполнение налогоплательщиком обязанности по уп­лате налогов не порождает у государства встречной обязанности по предоставлению конкретно-определенному лицу каких-либо материальных благ или совершению в его пользу действий. Налогоплательщик не имеет прямой личной заинтересованно­сти в уплате налогов, поскольку, добросовестно уплатив налог, он не получает от государства дополнительных субъективных прав. Признак безвозвратности свидетельствует об отсутствии эквивалентного характера в имущественных отношениях, регу­лируемых налоговым правом.

Вместе с тем налогоплательщик получает от государства пуб­личную пользу, «общее благо», отвечающее его частным инте­ресам. Любой налогоплательщик является частью социума, оформленного в качестве государства. Государство, действуя в интересах всего общества, реализует различные внутренние и внешние функции: социальную, экономическую, политиче­скую, правоохранительную, военную и т. д. Конечный резуль­тат деятельности государства распространяется на всех членов общества, не зависимо от тех сумм налогов, которые каждый из них уплачивает. Следовательно, уплата налога дает налогопла­тельщику право на равный доступ к общественным благам, по­скольку государство реализует публичные функции одинаково относительно всех граждан.

Возмездный характер налога может проявиться только в про­цессе распределения публичных денежных средств, т. е. в рамках бюджетных отношений. Налоговое право регулирует отношения по взиманию обязательных платежей, поэтому в рамках налого­вых отношений всегда будет преобладать односторонняя имуще­ственная обязанность частного субъекта перед публичным.

3. Налог взимается посредством отчуждения денежных средств, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности, пра­ве полного хозяйственного ведения или праве оперативного уп­равления. В современных условиях все налоговые платежи упла­чиваются только в денежной форме. Отчуждение в пользу государ-

ства каких-либо товаров, выполнение работ или оказание услуг в счет погашения налоговой обязанности не допускается.

Налог уплачивается из денежных средств, принадлежащих налогоплательщику. Уплата налога производится в наличной или безналичной формах в валюте Российской Федерации. В исключительных случаях иностранными организациями, фи­зическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами-Российской Федерации, а также в иных случаях, предусмотрен­ных федеральными законами, обязанность по уплате налога может исполняться в иностранной валюте.

4. И последним юридическим признаком налога является его публичное предназначение. С древнейших времен налоги взима­ются для финансового обеспечения деятельности государства и его органов. Современные государства для пополнения своей казны используют и другие виды поступлений и платежей. Но на первое место среди них по своему значению и объему высту­пают налоги. В России налоговые платежи составляют более 80 процентов доходной части федерального бюджета.

Таким образом, налог — это обязательный, индивидуально без­возмездный и безвозвратный платеж, уплачиваемый организация­ми и физическими лицами в форме принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управ­ления денежных средств в целях финансового обеспечения деятель­ности государства и (или) муниципальных образований.

Налоги необходимо отличать от сборов, пошлин или взно­сов. Юридическое содержание налогов и сборов не является тождественным. Одно из существенных различий между ними заключается в признаке возмездности. Налоги взимаются без предоставления налогоплательщику какого-либо встречного личного удовлетворения, т. е. носят безвозмездный характер и не обусловлены обязанностью публичного субъекта оказать пла­тельщику услугу или какое-либо преимущество. В отличие от налогов сборы взимаются в обязательном порядке за оказание частному субъекту определенных услуг.

В настоящее время ст. 8 НК РФ определяет и разграничивает понятия «налог» и «сбор», что является воспроизведением тех признаков этих категорий, которые сформировались в процессе правоприменительной деятельности, определены и разъяснены в постановлениях Конституционного Суда РФ.

Сбор — это обязательный взнос, взимаемый с организаций и Физических лиц, уплата которого является одним из условий со-

Финансовое право России. Особенная часть

вершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномочен­ными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Законодательно установленное определение сбора показыва­ет, что в его содержании произошло объединение юридических признаков взносов за оказание государством возмездных услуг или совершение определенных действий, т. е. используемое НК РФ понятие сбора включило в себя и понятие пошлины. Одна­ко отнесение пошлины к разновидности сбора не означает ее исключения из системы налогово-правовых категорий.

8 Российской Федерации действует специальный Закон РФ от

9 декабря 1991 г. № 2005-1 «О государственной пошлине»1, со­гласно ст. 1 которого государственная пошлина — это обязатель­ный и действующий на всей территории Российской Федерации платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами.

Основным условием, сопровождающим уплату сбора, и од­новременно признаком, отличающим сбор от налога, является совершение в отношении плательщика (как правило, частного субъекта) со стороны государства юридически значимых дей­ствий. Под юридически значимыми действиями следует пони­мать разновидность юридических фактов — закрепленные в гипотезах правовых норм конкретные жизненные обстоятель­ства, наступление которых влечет юридические последствия в виде возникновения, изменения или прекращения правоотно­шений. В силу прямого указания ст. 8 НК РФ к юридически значимым действиям также относятся предоставление опреде­ленных прав и выдача разрешений (лицензий).

Следовательно, уплата сбора или пошлины всегда сопровож­дается определенной целью частного субъекта получить возмез­дную услугу от государства. Данный признак характеризует сбо­ры и пошлины как индивидуальные платежи. Сбор взимается, как правило, за обладание специальным правом (например, сбор за право торговли). Пошлина взимается в качестве матери­альной компенсации государству за пользование государствен­ным имуществом или выполнение юридически значимых дей-

Глава 15. Теоретические основы налогового права

ствий в пользу частного субъекта (например, принятие дела к судебному рассмотрению, регистрация актов гражданского со­стояния, совершение нотариальных действий).

Сборы от налогов отличаются по способам нормативного правового установления. Налоги могут быть установлены толь­ко законодательством о налогах и сборах. Установление сборов допускается актами иных отраслей права. Так, ст. 11.1 Закона* РФ «О Государственной границе Российской Федерации» уста­навливала сбор за пограничное оформление, правомерность которого была подтверждена Конституционным Судом РФ1.

Следовательно, налог и сбор имеют как общие, так и отли­чительные признаки. К общим относятся:

обязательность уплаты налогов и сборов в соответствующие бюджеты или внебюджетные фонды;

адресное поступление в бюджеты или фонды, за которыми они закреплены;

Loading...

изъятие на основе законодательно закрепленных формы и порядка поступления;

возможность принудительного способа изъятия;

осуществление контроля единой системой налоговых органов.

В то же время, несмотря на некоторые общие признаки, налог и сбор четко отграничиваются друг от друга по следую­щим юридическим характеристикам.

По значению. Налоговые платежи в современных условиях являются основным источником образования бюджетных дохо­дов. Остальные виды обязательных платежей имеют меньшее значение.

По цели. Цель налогов — удовлетворение публичных потреб­ностей государства или муниципальных образований; цель сбо­ров — удовлетворение только определенных потребностей или затрат государственных (муниципальных) учреждений.

По обстоятельствам. Налоги представляют собой безуслов­ные платежи; сборы уплачиваются в обмен на услугу, предос­тавляемую плательщику государственным (муниципальным) Учреждением, которое реализует государственно-властные пол­номочия.

Ведомости РФ. 1992. № 11. Ст. 521.

См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 11 ноября 1997 г. № 16-П «По делу о проверке конституционности статьи 11.1 ^акона Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. «О Государственной границе Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 46. Ст. 5339.

Финансовое право России. Особенная часть

По характеру обязанности. Уплата налога является четко ус­тановленной Конституцией РФ обязанностью плательщика; сбор характеризуется определенной добровольностью и часто не имеет государственного императива.

По периодичности. Сбор обычно носит разовый характер и его уплата происходит без определенной системы; налогам свойственна определенная периодичность.

Таким образом, в отличие от налогов сборы имеют индиви­дуальный характер и им всегда присущи строго определенная цель и специальные интересы.

Роль налогов проявляется в их функциях. Функции налогов, определяющие их сущность, являются производными от функ­ций финансов и выполняют те же задачи, но в сравнительно более узких рамках.

Исторически первой, наиболее последовательно реализуемой и сегодня функцией налогов выступает фискальная. Сущность ее заключается в обеспечении государства или муниципальных образований финансовыми средствами, без которых невозмож­на их деятельность. Формирование основной массы доходов бюджетной системы на постоянной и централизованной основе способствует развитию государства в качестве крупнейшего эко­номического субъекта.

Своеобразным дополнением фискальной функции налогов служит регулирующая функция, которая затрагивает регулирова­ние производства и регулирование потребления. Данная функ­ция призвана способствовать решению задач налоговой полити­ки государства через налоговый механизм. Посредством регули­рующей функции налогов государство способно создавать более или менее благоприятные и конкурентоспособные условия для тех отраслей хозяйства, которые приоритетны (либо, наоборот, нежелательны) на определенном этапе развития экономики.

Налогам присуща и контрольная функция, через которую го­сударство осуществляет проверку финансово-хозяйственной де­ятельности физических и юридических лиц, контролирует ис­точники их доходов и направления расходов, а также обеспечи­вает «прозрачность» финансовых потоков.

Каждая функция показывает, каким образом реализуется пуб­личное назначение налогов. Следует отметить, что любая функ­ция налогов является экономико-правовой категорией, т. е. опос­редуется и экономическими, и правовыми механизмами.

 

27. Виды налогов: федеральные и местные налоги.

Федеральные налоги и сборы — налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом Российской Федерации и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации. Налоговая система Российской Федерации отражает три уровня бюджетной системы РФ и наряду с федеральными налогами и сборами предполагает региональные и местные налоги[1].

Перечень федеральных налогов и сборов устанавливается в Налоговом кодексе и не может быть изменён иначе, чем путём внесения изменений в Налоговый кодекс[2].

Статус федерального налога не означает, что он полностью зачисляется в федеральный бюджет. В законе о федеральном бюджете на соответствующий год могут быть установлены нормативы отчислений федеральных налогов и сборов в бюджеты нижестоящих уровней: региональный и местный[2].

К федеральным налогам и сборам (в редакции Федерального закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ) относятся[2]:

1. Налог на добавленную стоимость;

2. Акцизы;

3. Налог на доходы физических лиц;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 203; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.059 сек.