Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Параметры возраста 1 страница




Среди параметров возраста выделяют две группы: основания развития и результаты развития.

Основания развития включают в себя:

• социальную ситуацию развития;

• круг отношений;

• ведущий тип деятельности;

• сензитивность.

Результаты развития включают в себя:

• новообразования личности;

• формы общения;

• эмоционально-волевую сферу;

• способности общения;

• новый вид деятельности.

Составляя описание личности с учетом данных параметров, можно получить полную характеристику ее возраста.

 

 

19. Жизненный путь индивида.

 

Хотя индивидуальное развитие человека, как и всякого другого организма, есть онтогенез с заложенной в нем филогенетической программой, этот процесс зависит от многообразных социокультурных факторов, которые фиксируются категориями жизненного цикла и жизненного пути.

 

Понятие «жизненный цикл» предполагает, что течение жизни подчинено известной закономерности, а его этапы, подобно временам года, представляют собой постоянный круговорот. Идея циклического круговорота человеческой жизни, подобного цикличности природных процессов (чередование дня и ночи, смена времен года и т.п.) – один из древнейших образов нашего сознания. Многие биологические и социальные возрастные процессы являются циклическими. Организм проходит последовательность рождения, роста, созревания, старения и смерти. Личность сначала усваивает, затем выполняет и наконец, постепенно оставляет определенный набор социальных (трудовых, семейных, родительских) ролей и идентичностей, а затем этот цикл заново повторяют и переживают ее потомки. Цикличность характеризует и смену поколений в обществе, где младшие («дети») сначала учатся у старших, затем активно действуют рядом с ними, а потом, в свою очередь, социализируют младших. Не лишены эвристической ценности и аналогии между восходящей и нисходящей фазами развития. Образ «впадающей в детство» старости – не просто метафора, а отражение целого ряда вполне реальных психофизиологических процессов (ослабление сознательного самоконтроля, изменение временной перспективы, ослабление гендерной дифференциации и т.д.).

Важный факт, доказывающий условность и культурную специфичность возрастных границ и периодизации жизненного цикла, хотя она кажется основанной на универсальных свойствах онтогенеза, – ее зависимость от свойственной каждой данной культуре символики чисел. Хотя все народы имеют свои излюбленные «священные числа», эти числа не всегда совпадают. В греко-римской культуре, воспринятой позже в средневековой Европе, одним из главных священных чисел было 7. Некоторые германские племена предпочитали четное число 6, подразделяя жизненный цикл на шестилетние периоды: 6–12–18–24 и т.д.

Цикличность предполагает определенную замкнутость, завершенность процесса, центр которого находится в нем самом. Но многие важные процессы развития индивида как личности невозможно понять без учета его взаимодействия с другими людьми и социальными институтами, причем это взаимодействие не всегда укладывается в циклическую схему.

Например, трудовую жизнь индивида можно представить в виде цикла, включающего фазы подготовки к труду, начала трудовой деятельности, пика профессиональных достижений, спада активности и выхода на пенсию. Но такая модель представляется чересчур общей, индивидуальные вариации, которыми так богата трудовая жизнь, в нее не укладываются.

Наиболее емкий и употребительный современный научный термин для описания этого – жизненный путь. Это понятие отличается многомерностью, оно предполагает множество разных тенденций и линий развития в пределах одной и той же биографии. Для изучения жизненного цикла особый интерес представляют качественные рубежи, критические точки и периоды.

Поскольку сензитивные периоды и социальные переходы часто сопровождаются психологической напряженностью и перестройкой, в психологии развития существует специальное понятие возрастных кризисов, с которыми ассоциируется состояние более или менее выраженной конфликтности. Какими бы сложными и болезненными ни были эти состояния, они являются естественными, статистически нормальными и преходящими. Поэтому их называют нормативными жизненными кризисами, в отличие от «ненормативных» жизненных кризисов и событий, вытекающих не из нормальной логики развития, а из каких-то особых, случайных обстоятельств (например, смерть родителей и связанное с нею сиротство).

Нормативные жизненные кризисы и стоящие за ними биологические или социальные изменения – повторяющиеся, закономерные процессы. Зная соответствующие биологические и социальные законы, можно достаточно точно предсказать, в каком возрасте «средний» индивид данного общества будет переживать тот или иной жизненный кризис и каковы типичные варианты его разрешения. Но как ответит на этот «вызов» конкретный человек, из этих закономерностей не вытекает. Жизненный путь личности, как и история человечества, с одной стороны – естественноисторический, закономерный процесс, а с другой – уникальная драма, каждая сцена которой – результат сцепления множества индивидуально-неповторимых характеров и жизненных событий.

Системное изучение жизненного пути и биографический метод заняли в последние годы важное место в науках о человеке и обществе, причем количественные методы органически переплетаются с качественными. До недавнего времени психологи изучали индивидуальное развитие так, как если бы оно совершалось в неизменном социальном мире, а историки и социологи прослеживали изменения в социальном мире без учета сдвигов в содержании и структуре жизненного пути индивида. В конце 20 в. стало ясно, что нужно изучать развивающегося индивида в изменяющемся мире. В свете этой новой методологической перспективы возрастные различия – не просто следствие универсальных этапов онтогенеза, но результат сложного переплетения траекторий индивидуального психического развития, общественно-производственной, трудовой карьеры и брачно-семейного цикла. Поворотные пункты и переходы в психическом развитии, трудовой карьере и семейной жизни личности автономны друг от друга, но вместе с тем взаимосвязаны. Чем более динамичным является общество, тем больше индивидуальных вариаций содержит жизненный путь его членов. Существенно различаются также жизненные пути мужчин и женщин.

Междисциплинарное изучение жизненного пути существенно изменило теоретические представления психологии развития. Вместо того, чтобы представлять его по образцу онтогенеза, современная психология считает развитие принципиально плюралистическим; ни процесс, ни конечный результат его нельзя считать однонаправленным или ведущим к одному и тому же конечному состоянию. Развитие происходит от зачатия до смерти, причем пластичность, способность к изменению, хотя и в разной степени, сохраняется на всем протяжении жизни. Разные процессы развития могут начинаться, продолжаться и заканчиваться в разные моменты жизни, и в разных областях эти процессы не обязательно имеют сходные траектории. Развитие людей протекает крайне неравномерно и неодинаково, гетерохронно (разновременно), а личность является не только продуктом, но и субъектом собственного развития.

 

 

20. Возрастная стратификация общества.

 

Периодизация жизненного пути и представления о свойствах и возможностях индивидов каждого возраста тесно связаны с существующей в обществе возрастной стратификацией, т.е. системой организации взаимодействия возрастных слоев (страт).

Между возрастом и социальными возможностями индивида существует взаимозависимость. Хронологический возраст, а точнее, предполагаемый им уровень развития индивида, прямо или косвенно определяет его общественное положение, характер деятельности, диапазон социальных ролей.

Возраст служит критерием занятия или оставления тех или иных социальных ролей. В одних случаях критерии являются нормативно-юридическими (школьный возраст, гражданское совершеннолетие), в других – фактическими (например, средний возраст вступления в брак). Возрастная стратификация включает также систему связанных с возрастом социально-психогических ожиданий и санкций.

С одной стороны, в обществе постоянно происходит перераспределение индивидов определенных возрастов по соответствующим социальным системам и ролям. Оно определяется объективными потребностями социальной системы, прежде всего – общественным разделением труда. С другой стороны, налицо встречный процесс социализации, сущность которого заключается в усвоении индивидом на каждом этапе его жизненного пути. В этом смысле подготовка к выходу на пенсию – такой же необходимый элемент опережающей социализации пожилых людей, как профессиональная ориентация – опережающей социализации подростков и юношей.

Новое время принесло важные социальные и психологические сдвиги. Физическое, в частности половое, созревание заметно ускорилось, заставляя «снижать» границы юношеского возраста. Напротив, усложнение общественно-трудовой деятельности, в которой должен участвовать человек, повлекло за собой удлинение необходимости сроков обучения. Отсюда – удлинение периода «ролевого моратория», когда юноша «примеряет» различные взрослые роли. Слово «поколение» многозначно. Оно обозначает:

генерацию, звено в цепи от общего предка (поколение «отцов и детей» в отличие от поколения «детей»; возрастно-однородную группу, когорту сверстников, родившихся в одно и то же время и образующих определенный слой населения;

условный отрезок времени, в течение которого живет и действует данное поколение;

современников – людей, сформировавшихся в определенных общественно-исторических условиях, под влиянием каких-то значительных событий и объединенных общностью исторической судьбы и переживаний.

 

 

21. Задачи и проблемы психологии развития.

 

Детская возрастная психология отличается от всякой другой психологии тем, что имеет дело с особыми единицами анализа – это возраст, или период развития.

В настоящее время в психологии имеется множество концепций, теорий и моделей развития, довольно часто противоречащих друг другу. Т.е. единого понимания психического развития не достигнуто.

В настоящее время это отрасль психологии приобрела статус научно-практической дисциплины, в связи с чем,среди её задач следует выделить теоретические и практические:

 

Теоретические:

- Раскрыть предпосылки, условия и движущие силы психического развития человека с момента рождения и до смерти.

- Описать динамику развития отдельных психических процессов, качеств личности, возрастных и индивидуальных особенностей деятельности, общения.

- Дать характеристику каждого периода жизни человека, вскрыв его специфические и взаимосвязанные с другими особенностями периоды.

- Изучение основных психологических критериев и характеристик Детства, Юности, Взрослости, Старости как социально-психологических явлений.

- Исследование возрастной динамики психических процессов и личностного развития в зависимости от культурно-исторических, этнических и социально-экономических условий, различного вида воспитания и обучения.

 

Практические:

- Создание методологической базы для контроля за ходом, полноценностью содержания и условиями психического развития на разных этапах онтогенеза. Например: долго не изучали младенцев, т.к не было доступных методов.

- Организация оптимальных форм деятельности и общения в детстве и юности.

- Организация психологической помощи в периоды возрастных кризисов, в период зрелости и старости.

 

Задачи, которые предстоит решить в процессе развития и изучения возрастной психологии, позволяют определить ее основные проблемы:

-проблема органической и средовой обусловленности психики и поведения человека; Это вопрос о том, что более определяет поведение и психологическое поведение детей: а) созревание и анатомо-физиологическое состояние органов с учетом наследственности, генетики или же наоборот; б) влияние внешней среды.

- Проблема влияния стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие детей (что больше влияет: семья, улица, школа?). Стихийное обучение, воспитание. Осуществляется без сознательно поставленных целей, без определенного содержания и продуманных методов, под влиянием пребывания человека в обществе среди людей и случайно складывающихся отношений с ними, оно не преследует образовательные цели и носит спонтанный характер [Личный пример, события, ситуации].

Организованное обучение и воспитание. Это целенаправленно осуществляемый специальной, частной и государственной системами образования, процесс. За него ответственны два социальных института: Семья и школа (учебные заведения, ВУЗы).

- Проблема соотношения интеллектуальных и личностных изменений в психическом `развитии ребенка;

 

Решаются вопросы: что в большей степени определяет данное соотношение – конкретные возрастные изменения в личности или интеллектуальный рост? Может ли сам по себе рост уровня интеллекта вести к изменению личности? Способны ли личностные изменения влиять на интеллектуальное развитие? Как обе эти линии, стороны развития (интеллектуальная и личностная) определяют его в целом?

Проблема соотношения и выявления задатков и способностей. Решаются вопросы: Что такое задатки? Как от них зависит развитие способностей? Входят ли в задатки только генотипически обусловленные особенности организма или надо включать еще сюда некоторые приобретенные психологические и поведенческие свойства? От чего в большей степени зависит развитие имеющихся задатков? Можно ли сформировать высокоразвитые способности у ребенка к определенному виду деятельности [музыкальные] если он с рождения не имел выраженных задатков [абсолютного слуха]?

Проблема сравнительного влияния на развитие трех видов изменений: эволюционных, революционных и ситуационных, которые протекают в психике и поведении человека.

Суть проблемы – решается вопрос, что же более всего влияет на развитие: медленные, но не обратимые эволюционные изменения; быстрые и глубокие но редкие революционные или непрерывно действующие, но очень изменчивые ситуационные

Исчерпывающего решения этих проблем пока не существует.

 

 

22. Факторы психического развития человека: общее понятие об условиях и движущих силах психического развития.

 

 

Факторы психического развития — это ведущие детерминанты развития человека. Ими принято считать наследственность, среду и активность. Если действие фактора наследственности проявляется в индивидных свойствах человека и выступает в качестве предпосылок развития, а действие фактора среды (общества) — в социальных свойствах личности, то действие фактора активности — во взаимодействии двух предшествующих.

Наследственность — свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом.

О действии наследственности говорят следующие факты: свернутость инстинктивной деятельности младенца, длительность детства, беспомощность новорожденного и младенца, которая становится обратной стороной богатейших возможностей для последующего развития. Йеркс, сравнивая развитие шимпанзе и человека, пришел к выводу, что полная зрелость у самки наступает в 7-8 лет, а у самца — в 9-10 лет.

В то же время предельный возраст шимпанзе и человека примерно равен. М. С. Егорова и Т. Н. Марютина, сопоставляя значение наследственного и социального факторов развития, подчеркивают: «Генотип содержит в себе прошлое в свернутом виде: во-первых, информацию об историческом прошлом человека, во-вторых, связанную с этим программу его индивидуального развития». Таким образом, генотипические факторы типизируют развитие, т. е. обеспечивают реализацию видовой генотипической программы. Именно поэтому вид homo sapiens обладает способностью к прямохождению, речевому общению и универсальностью руки.

Вместе с тем генотип индивидуализирует развитие. Исследованиями генетиков выявлен поразительно широкий полиморфизм, определяющий индивидуальные особенности людей. Количество потенциальных вариантов человеческого генотипа составляет 3 х 1047, а количество живших на Земле людей всего 7 х 1010. Каждый человек — это уникальный генетический объект, который никогда не повторится.

Среда — окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования.

Для того чтобы подчеркнуть значение среды как фактора развития психики, обычно говорят: личностью не рождаются, но становятся. В связи с этим уместно вспомнить теорию конвергенции В. Штерна, согласно которой психическое развитие — это результат схождения внутренних данных с внешними условиями развития. Поясняя свою позицию, В. Штерн писал: «Духовное развитие не есть простое выступление прирожденных свойств, а результат конвергенции внутренних данных с внешними условиями развития. Ни о какой функции, ни о каком свойстве нельзя спрашивать: "Происходит ли оно извне или изнутри?", а нужно спрашивать: "Что в нем происходит извне? Что изнутри?"». Да, ребенок — это биологическое существо, но благодаря воздействию социальной среды он становится человеком.

В то же время вклад каждого из этих факторов в процесс психического развития до сих пор не определен. Ясно лишь, что степень детерминированности различных психических образований генотипом и средой оказывается различной. При этом проявляется устойчивая тенденция: чем «ближе» психическая структура к уровню организма, тем сильнее уровень ее обусловленности генотипом. Чем дальше она от него и ближе к тем уровням организации человека, которые принято называть личностью, субъектом деятельности, тем слабее влияние генотипа и сильнее воздействие среды. Это положение отчасти подтверждают данные Л. Эрмана и П. Парсонса (Эр-ман Л., Парсонс П., 1984), которые приводят результаты различных исследований по оценке обусловленности индивидуальных признаков наследственностью и средой. Заметно, что влияние генотипа всегда положительно, при этом его воздействие становится меньше по мере «удаления» исследуемого признака от свойств собственно организма. Влияние среды весьма неустойчиво, часть связей положительна, а часть — отрицательна. Это свидетельствует о большей роли генотипа в сравнении со средой, однако не означает отсутствия влияния последней.

Активность — деятельное состояние организма как условие его существования и поведения. Активное существо содержит в себе источник активности, и этот источник воспроизводится в ходе движения. Активность обеспечивает самодвижение, в ходе которого индивид воспроизводит самого себя. Активность проявляется тогда, когда запрограммированное организмом движение к определенной цели требует преодоления сопротивления среды. Принцип активности противостоит принципу реактивности. Согласно принципу активности жизнедеятельность организма — это активное преодоление среды, согласно принципу реактивности — это уравновешивание организма со средой. Активность проявляет себя в активации, различных рефлексах, поисковой активности, произвольных актах, воле, актах свободного самоопределения.

Особый интерес вызывает действие третьего фактора — активности. «Активность,— писал Н. А. Бернштейн,— важнейшая черта всех живых систем... она является самой главной и определяющей...»

На вопрос, что в наибольшей мере характеризует собой активную целеустремленность организма, Бернштейн отвечает так: «Организм все время находится в соприкосновении и взаимодействии с внешней и внутренней средой. Если его движение (в самом обобщенном смысле слова) имеет одинаковое направление с движением среды, то оно осуществляется гладко и бесконфликтно. Но если запрограммированное им движение к определившейся цели требует преодоления сопротивления среды, организм со всей доступной ему щедростью отпускает на это преодоление энергию... пока он либо восторжествует над средой, либо погибнет в борьбе с нею» (Бернштейн Н. А., 1990, с. 455). Отсюда становится ясно, каким образом «дефектная» генетическая программа может успешно реализовываться в скорректированной среде, способствующей усилению активности организма «в борьбе за выживание программы», и почему «нормальная» программа порой не достигает успешной реализации в неблагоприятной среде, что приводит к редукции активности. Таким образом, активность может быть понята как системообразующий фактор взаимодействия наследственности и среды.

Для понимания природы активности полезно использовать понятие устойчивого динамического неравновесия, которое более подробно будет описано ниже. «Жизнедеятельность каждого организма,— писал Н. А. Бернштейн,— есть не уравновешивание его со средой... а активное преодоление среды, определяемое... моделью потребного ему будущего» (Бернштейн Н. А., 1990, с. 456). Динамическое неравновесие как внутри самой системы (человек), так и между системой и средой, направленное на «преодоление этой среды», и является источником активности. Каковы же законы, которым подчиняется процесс психического развития? Факторы психического развития человека

Условия психического развития разделяют на внешние и внутренние.

Внешние - факторы природного и общественной среды, действующих на психическое развитие ребенка через внутренние условия (С. Л. Рубинштейн). Социальная среда является источником психического развития. В нем выделяют три компонента:

1) макросреда: общество, его социально-экономическая и политическая система;

2) Стратегическое — национально-культурные и социально-демографические особенности места проживания ребенка;

3) микросреду — непосредственное окружение, близкие взрослые, семья.

Внутренние условия психического развития ребенка — это его психические особенности (развитие сознания, опыт, образование, мотивация).

Внешние и внутренние условия развития личности тесно взаимосвязаны, их взаимодействие имеет качественные отличия на каждом возрастном этапе.

Взаимодействие внешних и внутренних условий имеет две основных формы. Во-первых, как взаимопереходы интериоризации и экстериоризации.

Во-вторых, как возникновение и разрешение противоречий. Так, опыт восприятия и понимания окружающего «взрослого» мира воспроизводится дошкольниками в сюжетно-ролевых играх. В школе учащиеся усваивают основы наук: происходит интериоризация знаний, накопленных человечеством, которые находят применение в дальнейшей трудовой деятельности индивида (экстериоризация).

Противоречия между внешними и внутренними условиями отражаются психикой человека как внутренние противоречия и выступают движущими силами психического развития.

Движущие силы — внутренние противоречия, которые побуждают человека к активности, направленной на их преодоление. Например, Г. С. Костюк выделил ряд таких важных внутренних противоречий.

1. Между новыми потребностями, целями, стремлениями и достигнутым человеком уровнем овладения средствами, необходимыми для их удовлетворения. Например, вследствие появления коммуникативной потребности ребенок овладевает речью как средством общения с окружающими.

2. Между инертностью, стабильностью, устойчивостью и изменчивостью, гибкостью. Решение этого противоречия ведет к появлению «гибкой стабильности». В частности, обобщение личностью различных меняющихся мотивов, способов поведения приводит к ее устойчивости в различных жизненных обстоятельствах.

3. Между достигнутым уровнем психического развития индивида и образом его жизни.

4. Между перспективными и близкими целями.

Преодоление одних противоречий приводит к появлению других, которые, в свою очередь, ведут к новым действиям, к дальнейшему совершенствованию деятельности личности, что и составляет процесс ее развития. Таким образом, личность выступает субъектом собственного развития, что происходит только через ее активность.

 

 

23. Внутренние условия (биологические) психического развития.

 

Педагогическая психология исходит из представления о том, что законы психического развития человека социально обусловлены, процесс развития определяется сложной совокупностью условий жизни и воспитания ребенка. Психическая деятельность человека – очень сложное образование. Его особенности обусловлены прежде всего жизнью и воспитанием ребенка. Словесно-логическая память, понятийное мышление, предметное

восприятие и другие высшие, специфически человеческие психические функции не

закрепляются и не передаются биологически, наследственным путем. Это создает возможность их перестройки и совершенствования в процессе исторического развития.

Необходимо различать сложную прижизненно формирующуюся психическую деятельность человека (мышление, речь) и более элементарные естественные функции (например, соотношение и особенности процессов возбуждения и торможения). Психическая деятельность включает в себя среди многих других компонентов и эти элементарные функции. Элементарные, природные свойства, называемые обычно задатками, входят в состав более сложных, формирующихся под влиянием внешних условий психических функций человека.

В определенных случаях, при недоразвитии или нарушении элементарных функций,

последние начинают определять более сложную психическую деятельность. Например,

при травме затылочно-теменной области коры головного мозга нарушается элементарный

пространственный синтез, и это приводит к нарушению счета (акалькулии).

В условиях нормального развития определенные задатки являются лишь одним из условий развития психической деятельности, которая отнюдь не сводится к данным

элементарным функциям, а поэтому может прямо не зависеть от них. Было доказано

даже, что и сами элементарные функции развиваются под влиянием специально

организованного воздействия.

Одной из наследственно передаваемых особенностей функционирования мозга гипотетически считается тип высшей нервной деятельности. Он характеризует силу, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Однако и это отношение психологических и физиологических особенностей развития далеко не однозначно и само включено в более сложную систему структуры личности ребенка и процесса ее развития и во многом определяется ими. Например, высокая подвижность нервных процессов может при одних условиях являться частичным основанием быстроты сообразительности, возможности перестройки способа деятельности, при других – способствовать отвлекаемости и импульсивности

24. Внешние условия (социальные) развития. Социализация, институты социализации

 

Общественные, социальные условия влияют на психическое развитие индивида благодаря исторически произведенным средствам, присущим только человечеству. Социальную среду, в которое попадает и в котором развивается ребенок, - это и объекты, явления природы, и создано человечеством искусственное предметное среду, а прежде всего это люди, их взаимоотношения, созданные ими вещи, орудия деятельности, языковые средства, духовные ценности, вообще культура человеческой цивилизации. По мнению В. И. Вернадского, - это ноосфера, имеющая планетарный характер.

Обусловленные историческим развитием человеческой цивилизации материальные и духовные ценности передаются каждому новому поколению не через хромосомных аппарат, а благодаря общению детей со взрослыми, в процессе специально организованной познавательной и практической деятельности. На психическое развитие ребенка непосредственно влияют не все социальные условия, а лишь те, с которыми она вступает в контакт.

Влияние общественной среды изменяется в зависимости от процесса созревания ребенка, рост ее физических и умственных сил, становления потребностей и стремлений, способности воспринимать объекты и наследовать их от возникновения новых видов деятельности. Жизненные связи ребенка с окружающей социальной средой характеризуются избирательность, а с возрастом расширяются и обогащаются. Первоначально главным социальной средой для ребенка является семья, родители, родственники, ухаживающие ее. Позднее рядом с детьми появляются другие люди воспитатели и учителя образовательных учреждений, товарищи. Ребенок погружается в общественное окружение, с которым устанавливаются как непосредственные, так и опосредованные контакты - через средства массовой информации, участие в совместной деятельности и т.п. Влияния социального окружения опосередковуються также уровнем собственной активности ребенка в деятельности и поведении, характером отношений с другими людьми, уровнем культуры, образованности, индивидуальными чертами характера и т.д.

Социальная динамика личности рассматривается в социологии в двух аспектах: с одной стороны, как внешне обусловленный процесс изменения человека в соответствии с навязываемыми ему господствующими в социальном окружении установками, ценностями, нормами, представлениями; с другой - как его собственная, зачастую спонтанная активность, выражающаяся в индивидуальных стратегиях поведения, личностных решениях. Социализация - это процесс освоения индивидом социальных норм и ролей, способов взаимодействия и деятельности, принятых в данном обществе.

Социализация охватывает все социальные процессы, благодаря которым индивид усваивает определенные знания, нормы, ценности, позволяющие ему функционировать в качестве полноправного и полноценного члена общества. Ведущим и определяющим началом социализации является целенаправленное воздействие - воспитание, обучение. Однако социализация включает и стихийные, спонтанные процессы, так или иначе воздействующие на формирование личности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1257; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.