Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Безмотивность




Они поражают своей бессмысленностью и не укладываются в привычные представления о механизме преступного поведения.

К "безмотивным" преступлениям, относят преступления, мотивы которых неадекватны внешнему поводу, а также "отсроченные", "замещающие" и ряд других преступных действий, психологическая природа которых в общем достаточно изучена.

 

К первой группе относятся преступления, совершаемые по неадекватным мотивам, т.е. по мотивам, сила которых явно не соответствует породившему их поводу. К подобным мотивам, например, относятся корысть, месть, ревность, иные побуждения, возникающие на почве личных неприязненных отношений. Обычно это мотивы, порождаемые типичными, повторяющимися ситуациями.

Неадекватные мотивы преступления - сугубо индивидуальные мотивы, явно не соответствующие поводам, их породившим. Они не типичны, т.е. присущи не ситуациям, а лишь отдельным личностям. Фактически мотивы совершения преступления есть и в этих случаях. Но они настолько несоразмерны поводу и порожденным ими преступным последствиям, что вызывают подчас серьезные сомнения у следователей, судей и окружающих людей. К неадекватным мотивам преступления могут относиться эмоции гнева и ярости, особенно если возникли по незначительному поводу.

Ко второй группе "безмотивных " преступлений относятся так называемые замещающие действия. Суть их в том, что если первоначальная цель становится недостижимой, то лицо стремится заменить ее другой - достижимой. Благодаря замещающим действиям происходит разрядка (снятие) нервно-психического напряжения. Подобные факты также встречаются в основном при совершении насильственных преступлений. Как правило, эти преступления направлены против определенных лиц. В отдельных же случаях применение насилия (и в этом проявляются элементы "бессознательного" в волевом поведении) перемещаются на другое лицо или объект, а не на то, поведение которого явилось непосредственным поводом для совершения преступления. Это создает иллюзию отсутствия какой-либо психологической причины в действиях преступника, представление о неадекватности его поведения.

Третью группу "безмотивных" преступлений составляют так называемые отсроченные действия. Как и в предыдущих случаях, из-за внешних препятствий или противодействия заинтересованных лиц виновный не может в данный момент удовлетворить возникший у него мотив. Возникает фрустрация (ЗАМЕНА) Однако в данном случае она решается не путем переноса (замещения), а несколько иначе. На первых порах кажется, что никакой реакции субъекта не произойдет. Однако на самом деле она только отсрочена. Ничтожный повод может вызвать острое раздражение, и у лица возникают мотивы к противоправному поведению.

 

34. Понятие общения и его структура. Вербальные и невербальные средства общения

Обще́ние — обмен сведениями с помощью языка или жестов, а также иных способов контакта. Общение – это коммуникационное взаимодействие людей или социальных групп. В процессе общения между участниками коммуникации происходит обмен разного рода информацией.

Структура общения – это совокупность основных элементов, из которых складывается процесс общения. При этом структурная характеристика общения может быть дана и применительно к основным элементам, и относительно внутренней структуры каждого из них.

Основные компоненты общения:

- субъекты;

- средства;

- потребности, мотивация и цели;

- способы взаимодействия, взаимовлияния и отражения влияний в процессе общения;

- результаты.

Важнейшими видами общения у людей является вербальное и невербальное общение.

Вербальное общение присуще только человеку и предполагает обязательное усвоение языка. (доходчивость, правильное произношение слова). В структуру речевого общения входит:

1. Значение и смысл слов.

2. Речевые звуковые явления (теп речи, тембр, дикция, интонация)

Невербальное общение:

1. Визуальный состав (движение рук, головы, ног, походка, выражение лица, глаз, проксемика)

2. Аккустическое средство (интонация, громкость, высота звука, речевые паузы, смех, плач, ахи, вздохи)

3. Тактильные средства общения (пожатие руки, обнимание, поцелуй, любое физическое воздействие - танец, борьба)

4. Ойфакторные - это приятные и неприятные запахи окружающей среды, естественные и искуственные запахи человека.

Поза - может быть открытая и закрытая. Жесты руками (приветствия, одобрение, описательные)

Мимика (радости, смущения...) Она поддается нашему контролю.

Конституция, её изменить сложно (осанка) невербальное средство общения создаёт образ партнёра по общению, выражаются особенности взаимоотношений с партнером по общению. Это точный индикатор состояния. Невербальные средства выступают как уточнение.

Возбуждение обман.

1.приподнятые брови

2. Улыбка+

3. Кивок головой+

4.молчание

5.наморшенный лоб

6. Взгляд мимо слушателя

7. Бегуюший взгляд

8. Свободная раслабленая форма+

9. Прикосновение

10. Руки на затылке

35. Психология межличностных отношений в различных преступных формированиях

- субъективно переживаемые взаимосвязи и взаимоотношения людей, входящих в данную преступную группу.

Взаимосвязи и взаимоотношения влияют на поведение человека в этой группе, определяют и определяются: групповым статусом, статусом индивида, выполняемой групповой ролью, групповыми нормами и ценностями, конфликтами.

36. Предмет юридической психологии, ее задачи

Юридическая психология это наука изучающая особенности развитя и проявления психических явлений связанных с процессо деятльности по осуществлению правосудия.

Предметом психологии является психика, механизмы, закономерности которых, которая проявляется в сфере действия норм права.

Задачи- обшие и частные.

Обшей задачай юр психологии является научный синтез юридических и психологических знаний, раскрытие псих сущности фундаментальных категорий права. Частные задачи относятся к разработки рекомендаций по эфективному осуществлению правоохранительной и правопременительной деятельности.

К частным задачам относится:

1. Иследование психологических предпосылок правовых норм.

2. Псих иследование личности преступника, раскрытие мотиваций его поведения, изучение специфика мотиваций отдельных видов преступлений

3. Разработка социально психологических основ профилактики преступления

4. Иследования псих закономерностей различных видов правоохранительных органов.

5. Иследование псих закономерностей, деятельности исправительных учреждений в целях разработки системы мер по исправлению и по перевоспитанию осужденных.

6. Разработка рекомендаций по соверешенствованию профессионального мастерства работников правохранительных органов, по проф ориентации, проф отбору, проф консультаций кандидатов желающих работать в этих органах.

Отрасли:

1) Криминальная

2) Профессиональная

3) Социальная

4) Криминалистическая

37. Место юридической психологии в системе научных знаний. Структура юридической психологии.

Структура юридической психологии

1.методологический раздел- изучает предмет. Систему, методологию, историю развития.

2. Правовая психология- раздел юр психологии изучающий психологические аспекты права реализации, психологические закономерности правовой социализации, псих изъяны приводящие к дефектам правовой сиоциализации.

3. Криминальная психология- приступные группы, личность преступника.

4.следственно оперативные- психологические аспекты раскрытия пеступелния.

5.судебная психология-изучающий псих аспекты судебного разберательства

6.пенетенциарная- психология исправительно трудовой деятельности- изучает псих особенности и эфективности наказания, психологию осужденных и псих основы из ресоциализации и реодоптации.

 

Место юридической психологии среди научных знаний.

 

Связи с психологическими науками определяется наличием одного объекта изучения- человека.

Тесная свясь - с возрастной психологией, с педогогической психологией, инженерная психология...

С юридическими науками юр психология связана по нескольким направлениям:

· с тгп,

· с отраслями права которые изучают преступное поведение и преступную деятельность на разных этапах развития,

· с уголовным правом,

· связь с отраслями права которые изучают и регламентируют деятельность по применению права,

· с уголовно исполнительном правом

38. Психологическая структура правоохранительной деятельности

Структурирование процесс правоохранительной деятельности- значит выделить исходя из цели и задачи этой деятельности такие состовляюшие которые позволяют выявить детализировать ее состовляющие.

Компонетны псих структуры:

1.позновательный

2.удостоверительный- при производстве показаний на месте.

3.комуникативный компонент

4.организиционный

5.воспитательный компонент- пропоганда

39. Психологические особенности правоохранительной деятельности

-это то что характерно, типично для данного вида деятельности изначально ей присуще систематически и постоянно находи свое проявление в деятельнотси и состовляет основне звено социально психологического содержания.

Особенности:

Властный характер правоохранительной деятельности.

Противодействие заинтересованных лиц.

Наличие служебной тайны.

Аспекты:

-дефецит времени

-действие неблагоприятных внешних условий

40. Профессионально значимые качества юриста

Профессионально значимые качества юриста:

1.высокий уровень социальной(профессиональной адаптации)

2.высокий уровень правосознания

3.честность

4.принципиальность

5.добросовестность

6.исполнительность

7.дисциплинированность

8.нервно психическая устойчивость

9.стрессо устойчивость, возможность длительной работостопособности в стрессовых ситуациях.

10.сила. Уровновешенность. Динамичность. Пластичность.

11. Высокий уровень интелектуального развития

12. Высокий уровень кагнитивной функции

13. Широкий кругозор, прогностические способности, аналитические способности

14.коммуникативная компитенция

15.организаторские способности- находчивость, распорядительность

41. Психологические особенности допроса

При производстве допроса в распоряжении следователя находится огромное количество разрозненной информации, которую необходимо обобщить и систематизировать для того, чтобы восстановить картину преступления. Следователь всегда должен помнить о том, что каждый человек воспринимает информацию осознанно и подсознательно, а передать ее может только осознанно, а также и то, что одни и те же слова могут передаваться, различными людьми по-разному, в зависимости от их психических и интеллектуальных особенностей.

Особенности отдельных стадий допроса

В начальной стадии допроса следователь решает следующие задачи:

устанавливает первичный контакт с допрашиваемым, устанавливается его личность и разъясняется цель его прихода к следователю;

устанавливаются взаимоотношения допрашиваемого с другими проходящими по делу фигурантами.

Следует обратить внимание на то обстоятельство, что лица, которые в ходе допроса не давали правдивых показаний, часто связывали этот факт с отрицательным поведением следователя, его грубостью, необъективностью, а также безразличием к судьбе обвиняемого. Следователь должен твердо усвоить такое правило, что среди допрашиваемых им лиц нет и не может быть врагов.

После свободного рассказа допрашиваемого следователь должен приступить к детализирующей стадии допроса, суть которой составляют:

восполнение пробелов свободного рассказа допрашиваемого, уточнение неопределенностей его высказываний и выяснение противоречий в его рассказе;

оказание мнсмической помощи для полного воспроизведения отдельных эпизодов события;

получение контрольных данных для оценки и проверки показаний;

установление причин умышленного замалчивания допрашиваемого об отдельных событиях преступления;

изобличение ложных показаний;

оказание правомерного психического воздействия на допрашиваемое лицо для получения правдивых показаний.

Если следователь чувствует, что допрашиваемое лицо каким-то образом ему противодействует, то необходимо избрать тактику межличностного взаимодействия, суть которого состоит в:

выяснении мотивов такого противодействия;

вторичном уточнении деталей показаний;

анализе возможных причин появившихся в показаниях противоречий;

изобличении ложности показаний, основанных на правомерном психическом воздействии.

В заключительной стадии допроса допрашиваемое лицо, ознакомившись со своими показаниями, расписывается на каждом листе протокола допроса.

42. Психологические особенности процесса формирования свидетельских показаний

1) восприятие преступления

2) запоминание

3) воспроизведение

43. Психология осмотра места происшествия

Осмотртр места происшествия является следственным действием, хотя и проводится до возбуждения уголовного дела. Его проведение основано на чувственной области познания, на основании проведенного осмотра места происшествия следователь воссоздает мысленно картину совершенного преступления. По характеру вещественных доказательств, обнаруженных происшествия, можно выделить четыре типа места происшествия, по которым выделяется дальнейшая направленность и познавательная деятельность следователя:

-преступление совершено в данной обстановке, а на имеющихся предметах есть явные следы;

-преступление совершено в данной обстановке, однако она не имеет явных изменений;

преступление совершено в другом месте, а на месте происшествия имеются только следы этого преступления;

-следы преступления были преступником инсценированы.

из проведенного осмотра необходимо приступить к построению версий, которые в дальнейшем следует проверить. Очень часто преступник использует предметы своей профессиональной деятельности. Заранее подготовленные орудия убийства, например, могут свидетельствовать об умышленном убийстве.

При осмотре места происшествия аналитический ум следователя должен быть направлен на выяснение тех следов преступления, которые характерны для конкретного вида преступления, обязывает следователя хорошо знать криминалистику. Поэтому основой всей познавательной деятельности следователя при осмотре им места происшествия должно быть с совокупности признаков данного преступления и степени вероятности связей между сигами расследуемого вида преступлении.

44. Психология обыска. Психология лица, производящего обыск, психология обыскиваемого.

В отличие от выемки, основанием для производства обыска является предположение следователя, что в каком-то месте или у какого-то лица находятся орудия преступления, предметы и ценности, добытые преступным путем. Обыск производится на основании мотивированного постановления следователя и только с санкции прокурора. Как и выемка, он проводится в присутствии понятых и лица, у которого обыск производится. При обыске следователь, осуществляя поиск, должен постоянно психологически воздействовать на обыскиваемого. Для этого следователь перед началом обыска должен сообщить обыскиваемому, с какой целью он проводит данное следственное действие, и предлагает ему добровольно выдать искомые веши или документы, используя при этом такие психологические средства внушения, как убеждение и разъяснение такой необходимости. Во время производства обыска запрещено обмениваться информацией между обыскивающими. Действия, требующие специальных навыков, производят специалисты. Важнейшим психологическим процессом во время обыска считается наблюдение, при помощи которого следователь должен предполагать действия обыскиваемого лица.

Для достижения положительных результатов обыска необходимо помнить о том, что:

-нельзя приступать к нему в усталом состоянии;

-не вступать в конфликт с обыскиваемым, вести себя с ним и членами его семьи корректно и вежливо;

-устранять все отвлекающие факторы (посторонние разговоры, ненужное хождение по помещению и т.п.);

-не приступать к осмотру нового объекта, не закончив полного обследования предыдущего;

-прерываться для отдыха при необходимости, чтобы избежать непроизвольного отвлечения внимания;

-обращать особое внимание на профессию прячущего и предметы его увлечения:

-наблюдать за поведением обыскиваемого лица и его непроизвольными реакциями, чествуют и этические нормы для следователя, производящего обыск;

-нельзя прибегать к действиям, унижающим честь и достоинство обыскиваемого лица;

-проводить это следственное действие в ночное время, кроме случаев, не терпящих отлагательства;

-следователь должен относиться бережно к имуществу обыскиваемого лица;

-не оглашать писем и документов, не относящихся к обыску;

-не делать замечания членам семьи обыскиваемого по поводу образа жизни последнего.

45. Психологические стадии (процессы) предъявления для опознания. Виды узнавания: сукцессивное и симультанное.

В соответствии со ст. 164 УПК РФ, в случае необходимости, следователь может предъявить для опзнания лицо или предмет свидетелю, потерпевшему, подозреваемому или обвиняемому. Опознаюшие предварительно допрашиваются об обстоятельствах, при которых они наблюдали ответствующее лицо или предмет, и о приметах и особенностях, по которым они могут произвести опознание.

Дознание как психический процесс зависит от:

прочности хранящего в памяти образа;

от психического развития опознающегося общей направленности его личности, см менее психически и интеллектуально такая личность развита, тем больше вероятность ощибочного опознания и выше вероятность опознания по надуманным или второстепенным знакам. Поэтому так важен допрос перед началом этого следственного действия, который выделит индивидуальные признаки лица или предмета, которые необходимо опознать. При “возможности предъявления лица к опознанию его опознание следователь проводит по фотографии, предъявляемой одновременно с фотографиями других лиц в количестве не менее хх. Если у следователя возникнут обоснованные сомнения в способности опознающего правильно воспринимать и воспроизводить воспринятое ранее, то назначается судебно-психопогическая экспертиза.

Узнавание (англ. recognition) - отождествление (идентификация перцептивная), признание воспринимаемого объекта как уже известного по прошлому опыту

У. (как и опознание) м. б. сукцессивным и симультанным. Сукцессивное (последовательное) У. характеризуется стадийностью. Оно связано с выдвижением и перебором гипотез. При этом сначала возникает лишь чувство знакомости, которое затем переходит на уровень полного опознания предмета или явления. Симультанное (мгновенное) У. имеет место тогда, когда объект хорошо знаком и условия его восприятия не затруднены.

46. Психологические особенности очной ставки. Цель и результативность очной ставки.

Особенностью очной ставки является допрос в первую очередь лица, дающего правдивые показания, затем лица, который такие показания отрицает. В начале очной ставки следователь должен снять противоречия в показаниях по поводу менее значимых событий преступления, а затем — более значимых. Целью очной ставки является изобличение лица, дающего неправдивые и недостоверные сведения, потому правдивая информация одного из допрашиваемых должна выступать фактом психического воздействия в отношении лица, противодействующего проведении очной ставки следователь должен всячески пресекать различного рода угрозы из допрашиваемых в адрес другого, укреплять позицию допрашиваемого, дающего (противоречивые показания и т.п.) В конце очной ставки присутствующий защитник может также задавать сторонам вопросы, которые следователь может отвести, но обязан занести в протокол.

47. Психология следственного эксперимента. Проверка показаний на месте

Проверка показаний на месте сочетает в себе элементы ряда следственных действий. Ближе всего по своей психологической характеристике оно относится к допросу и осмотру места происшествия, в основном сочетает в себе психологические особенности этих следственных действий. Главная цель воспроизведения показаний — получить дополнительную информацию, кроме той, которая уже была получена в ходе допроса лица, показания которого подлежат воспроизведению.

При проверке показания на месте у допрашиваемого путем ассоциативных связей улучшается память. На месте происшествия, находясь среди вещей и предметов, о которых во время допроса говорилось лишь по памяти, человек может вспомнить такие факты, о которых в кабинете следователя он просто забыл.

Прежде всего нужно, чтобы следователь хорошо изучил психологию центральной фигуры следственного действия — лица, чьи показания проверяются. Это поможет в налаживании необходимого психологического контакта, даст возможность избежать ненужных конфликтов и получить в ходе проверки максимум необходимых доказательств.

Следователь не должен забывать и об отрицательном влиянии, которое оказывают подчас на позицию лица, чьи показания подлежат проверке, его окружающие (сокамерники, соучастники, иные заинтересованные в исходе дела лица).

Есть люди, которые охотно рассказывают о совершенных преступлениях или проступках следователю наедине и вместе с тем испытывают большие трудности рассказывая об этом же самом группе людей. Очевидно, предполагая это, надо заранее провести с допрашиваемым определенную работу — разъяснить порядок проверки показаний на месте, рассказать, кто участвует в следственном действии, какие функции все будут выполнять.

В ходе самой проверки необходимо сократить до минимума отвлекающие моменты (например, наличие посторонних лиц, возможно, знакомых или родственников, ненужная для данного действия аппаратура и т. д.).

Ряд проблем психологического плана следует иметь в виду и в отношении других участников рассматриваемого следственного действия. Подбирать участников надо заблаговременно, а не за полчаса до начала проверки

48. Психология лжи и виды ложных показаний

ложь - умышленное (успешное или нет) утаивание и умышленная фабрикация путем передачи фактической и эмоциональной информации (вербально или невербально) с целью создания (или удержания) в другом человеке убеждения, которое сам передающий считает противным истине

Виды ложных показаний:

- Умолчание (сокрытие правды);

- Искажение (сообщение ложной информации)

49. Тактико-психологические приемы разоблачения ложных показаний

В любых показаниях допрашиваемого, умышленно искажающего истину, содержится ложь, которая полностью или частично формирует то или иное высказывание.

С точки зрения структуры можно выделить следующие виды показаний, содержащих ложь; показания, полностью состоящие из вымысла; показания, частично содержащие ложные утверждения, которые либо прикрывают правду, которую допрашиваемый скрывает, либо являются дополнением к ней.

Диагностируя ложность показаний, следователь может избрать одну из двух тактических возможностей:

изобличит лжеца при его первых попытках ввести следствие в заблуждение;

позволить лжецу дать ложные показания и затем изобличить его.

Методы изоблечения

- Метод повторного допроса или повторной постановки вопросов, но уже в несколько ином контексте, по сравнению с теми, которые уже ставились, рассчитан на не очень прочную память допрашиваемого, который, дав однажды ложные показания, стремится придерживаться их и в дальнейшем.

- Постановка косвенных вопросов

- Предъявление изобличающих доказательств

- Допущение легенды: следователь, зная о том, что допрашиваемый дает ложные показания (излагает легенду), дает ему возможность высказаться, чтобы он сам вошел в противоречия со своими же прежними утверждениями или с собранными доказательствами.

 

50. Понятие рефлексии и рефлексивного управления

Рефлексия (обращение назад) - форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов; деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного мира человека.

Рефлексивное управление – это неявное управление, путем предоставления информации. Такую информацию можно предоставить конкуренту, если он в ней нуждается и на основе нее принимает решения: то есть он исследует обстановку и это пассивное исследование (исследование ситуации так как она есть). Но есть и другая возможность исследовать систему – изменить ее по своим правилам и тем самым получить о ней информацию

Рефле́ксия (от позднелат. обращение назад) - обращение субъекта на себя самого, на свое знание или на свое собственное состояние.

В психологии, а также в обиходном смысле рефлексией называют всякое размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) — собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. При этом глубина рефлексии, самоанализа зависит от степени образованности человека, развитости морального чувства и уровня самоконтроля.

 

Рефлексивное Управление

- способ управления, при котором основания для принятия решения передаются одним субъектом другому.

 

51. Понятие психологического контакта и способы его установления

Психологический контакт — это процесс установления, развития и поддержания взаимного тяготения общающихся. Успешность установ­ления и развития психологического контакта во многом обусловлена гармоний человеческих отношений, развитием психологических связей между общающимися

Развитие контакта между людьми в психологическом плане проходит три стадии: 1) взаимное оценивание; 2) взаимная заинтересованность; 3) обособление в диаду. Прослеживается это очень хорошо на каком-нибудь вечере, коллективном выходе в театр и т. п.

Первое впечатление о работнике юридического труда играет большую роль в установлении и развитии контакта с заинтересованным челове­ком. Поэтому юристу нужно научиться создавать о себе благоприятное впечатление.

Исследования показывают, что первое впечатление складывается на основе восприятия: 1) внешнего вида человека; 2) его экспрессивных реакций (мимики, жестов, походки и т. д.); 3) голоса и речи.

Работник юридического труда должен показать своему объекту, что он внимательно его слушает: периодически смотреть говорящему в гла­за, кивать головой и делать соответствующие жесты, как бы подкрепляя слова и выводы объекта.

52. Понятие психического воздействия. Использование психического воздействия в деятельности правоохранительных органов

представляет собой информационное воздействие на сознание человека, осознанный и целенаправленный процесс, суть которого заключается в оказании влияния одного из участников совместной деятельности и общения на другого

Основными методами использования ПО психического воздействия убеждение, пример, внушение, принуждение

53. Моральные критерии допустимости и правомерности психического воздействия на личность в уголовном процессе

Преодолеть противодействие следствию помогают приемы правомерного психического воздействия, являющиеся стратегией следователя. Однако такие приемы, как было замечено ранее, должны носить только правомерный характер, закон запрещает домогаться показаний путем насилия, угроз и других запрещенных приемов.

Зачастую допросы проводятся с применением приемов психического воздействия, которые основаны на выявлении внутренних противоречий в защитных действиях противодействующего лица. Ложность показаний допрашиваемого может быть изобличена следователем имеющимися в деле доказательствами, а также воздействием на психическое состояние обвиняемого путем формирования у него преувеличенного представления об информированности следователя. Для этого следователь должен использовать правила правильного и эффективного предъявления доказательств:

перед тем как предъявить доказательства, необходимо задать такие вопросы, чтобы исключить нейтрализующие уловки обвиняемого;

изобличающие вину обвиняемого доказательства, следует применять в целесообразных ситуациях, на фоне психического расслабления обвиняемого;

предъявлять доказательства по мере их значимости;

по каждому доказательству получать объяснения, которые заносятся в протокол;

в случае признания ложности ранее данных показаний незамедлительно записывать новые показания с удостоверением их подписью допрашиваемого.

Основным средством психического воздействия на допрашиваемого являются вопросы следователя, которые должны быть обоснованными. В тактике проведения допроса широко используются противодействующие вопросы, которые демонстрируют допрашиваемому информационную осведомленность следователя по делу и предупреждающие допрашиваемого о невозможности ввести следователя в заблуждение. Кроме того, следователь может использовать изобличающие вопросы, которые используются при противодействии допрашиваемого.

54. Методы психического воздействия на личность (убеждение, пример, внушение, принуждение).

Диапазон применения этих методов ограничен рамками уголовно-процессуального законодательства и этики. Они направлены на достижение следующих целей: предупреждение преступной деятельности, раскрытие преступления и выявление его причин, перевоспитание преступников, адаптация (приспособление) их к условиям нормального существования в нормальной социальной среде

Убеждение - Осознанная потребность личности, побуждающая ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями.

Пример –

Внушение - неосознанное (или осознанное) влияние одного человека на другого, вызывающее определенные изменения в его психологии и поведении

Принуждение – осознанное влияние на человека с целью добиться совершения данным лицом вопреки его воле какого либо действия

55. Использование информации психологического характера о личности преступника в ходе предварительного расследования

Характер в узком смысле слова определяется как совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования.

У каждого темперамента можно найти как положительные, так и отрицательные свойства. Хорошее воспитание, контроль и самоконтроль дает возможность проявиться: меланхолику, как человеку впечатлительному с глубокими переживаниями и эмоциями; флегматику, как выдержанному, без скоропалительных решений человеку; сангвинику, как высоко отзывчивому для любой работы человеку; холерику, как страстному, неистовому и активному в работе человеку.

Отрицательные свойства темперамента могут проявиться: у меланхолика — замкнутость и застенчивость; у флегматика — безразличие к людям, сухость; у сангвиника — поверхностность, разбросанность, непостоянство.У холерика-поспешность решений.

Человек, обладающий любым типом темперамента, может быть способным и не способным, тип темперамента не влияет на способности человека, просто одни жизненные задачи легче решаются человеком одного типа темперамента, другие — другого.

56. Понятие агрессивности. Агрессивность как основа преступного поведения.

Агрессия - инд. или коллективное поведение или действие, напр. на нанесения физ. или псих. вреда или даже на уничтожение человека или группы.

В качестве объекта м. выступать одушевленные и неодушевленные предметы.

Виды агрессии:

ü реактивная - сопровождается гневом, враждебностью,

ü проактивная - агрессия без провокаций, напр. запугивание, угроза,

ü инструментальная - явл. средством достижения цели, эмоц. окраски не имеет,

ü аутоагрессия,

ü физическая - прим. физ. силы,

ü вербальная - с помощью слов,

ü прямая - цель не скрывается, агрессивное поведение носит намеренный характер,

ü косвенная - направленность поведения скрывается или не осознается субъектом.

Готовность к А. поведению рассм. как устойчивая черта личности и называется агрессивностью.

Виды агрессивности:

ü фрустрационная - напр. против тех, кто препятствует достижению значимых целей,

ü импульсивная агрессивность - возникает в состоянии сильного душевного волнения,

ü умышленная - исп. лишь как средство достижения цели.

Характеристики агрессивности:

ü явл. устойчивой чертой личности,

ü формируется в неблагоприятных условиях псих. развития личности,

ü явл. показателем несформированности у личности соц. идентификации.

Нек. ученые рассм. агрессивность как врожденную форму поведения.

Классификация агрессивности в прест.:

1. Агрессивность в прест. явл. характерной особенностью личности.

2. Агрессивность м.б. вызвана сложившейся обстановкой.

3. Агрессивность в сост. аффекта.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 2574; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.