КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос Основные современные проблемы социальной психологии
Социально-психологические вопросы политики В сферу политических отношений социально-психологические знания стали активно внедряться с тех пор, как были организованы и проведены первые эксперименты, показавшие, что с помощью соответствующей информации можно оказывать определенное влияние на сознание и поведение людей. Такие эксперименты были проведены еще в годы Первой мировой войны, когда с помощью авиации стали разбрасывать пропагандистские и агитационные листовки в тылу противника. Это было фактическое начало так называемой психологической войны, то есть войны с использованием специальных средств воздействия на психологию противника. Вскоре после окончания Первой мировой войны начинаются экспериментальные исследования процессов формирования и изменения социальных установок людей: • проверяется влияние восприятия людьми источников информации и их отношения к данным источникам на социальные установки; • зависимость социальных установок от порядка передачи информации, от представления аргументов и от аудитории. Данные, полученные в этих экспериментах, в скором времени нашли применение в практике пропаганды и агитации, которая с особой килой развернулась накануне Второй мировой войны в разных странах мира. С особым размахом эта пропаганда действовала, например, фашистской Германии и в бывшем Советском Союзе. Ею активно занимались специальные люди и органы, которые широко использовали соответствующие социально-психологические знания. После окончания Второй мировой войны, в ходе которой, как известно, велась не только вооруженная борьба, но и психологическая война, повышенный интерес к использованию психологии в политических целях не только сохранился, но еще более укрепился. Психологическая подготовка современных юристов включает в себя краткое изучение общей психологии как базовой научной дисциплины, необходимое для освоения других областей современной психологии, а также обстоятельное изучение курсов социальной и юридической психологии. Иногда в качестве дополнительных дисциплин на факультативной основе юристам преподаются также медицинская психология и другие, в том числе специальные, области психологии. Психологическое обеспечение судопроизводства включает в себя использование социально-психологических знаний в практике проведения дознания (расследования совершенных преступлений). Этими знаниями прежде всего должны владеть следователи, поскольку им приходится непосредственно иметь дело с людьми, причастными к преступлениям: подозреваемыми, свидетелями, потерпевшими и другими. К таким людям необходим особый подход, рассчитанный на получение от них объективной и достоверной информации о совершенном преступлении. Здесь практически полезными могут оказаться социально-психологические знания, касающиеся восприятия и понимания людьми друг друга, оказания влияния на людей и другие. Кроме того, нуждается в социально-психологических знаниях и сама практика организации и проведения суда. Здесь важно обеспечить условия, которые гарантируют установление истины, защиту свидетелей, объективность рассмотрения дела и принятие судом справедливого решения. Известно, к примеру, что на судей может оказать впечатление личность выступающего (прокурора, защитника, обвиняемого, потерпевшего, свидетелей), поэтому важно свести к минимуму всякого рода субъективные влияния на решение, принимаемое судом. Как следователям, так и судьям важно знать, какое влияние эмоции, установки и предубеждения людей могут оказывать на их суждения, уметь распознавать на практике, когда человек говорит правду, а когда скрывает ее, когда он искренен и когда лукавит. Достаточно широки возможности социальной психологии в деле формирования правосознания людей. Правовые нормы являются одной из разновидностей социальных норм. Они, в свою очередь, изучаются в социологии и социальной психологии. Социальные психологи исследуют процесс становления и изменения социальных норм, рассматривают социальные нормы, их включение в структуру личности и в регуляцию ее поведения. Знания и методы, касающиеся социально-психологических закономерностей формирования и изменения социальных норм, могут использоваться в практике работы с людьми с девиантным поведением, склонными к правонарушениям, а также с теми, кто уже нарушил соответствующие социальные и правовые нормы. Па основе этих знаний может строиться, например, практика правового воспитания детей, формирование правосознания взрослых людей. С вышеуказанной сферой деятельности смыкается и работа психологов, которые непосредственно трудятся в местах лишения свободы, работают как с осужденными, так и с персоналом пенитенциарных учреждений. Здесь могут быть использованы знания и методы, заимствованные из самых разных областей социальной психологии: психологии личности, психологии малых групп, психологии лидерства, психологии общения, психологии восприятия и понимания людьми друг друга. Кроме того, здесь могут быть задействованы многие методы собственно практической психологии, включая приемы индивидуальной и групповой психологической работы с людьми. Социальная психология и экономика Экономика также стала областью широкого применения социально-психологических знаний и методов работы. В ней с помощью соответствующих знаний и методов решаются следующие основные вопросы: · организация эффективного управления; · психологическое обеспечение принятия оптимальных решений; · изучение рынка сбыта выпускаемых товаров (покупательского спроса); · реклама выпускаемых товаров; · подготовка управленческих кадров в.сфере экономики. · Под организацией эффективного управления предполагается решение с помощью социальной психологии следующих частных вопросов, имеющих отношение к экономике: · подбор управленческих кадров; · организация и проведение конкурсов на замещение вакантных должностей управленцев; · подготовка управленческих кадров, руководителей разного уровня к практической работе с людьми. Важной сферой приложения социально-психологических знаний в экономике является обеспечение эффективной деятельности управленческих и производственных групп и коллективов. Здесь весьма полезными могут оказаться знания из области научных исследований эффективности групповой деятельности, включая определение оптимальной величины, композиции, каналов коммуникаций в группе, установление распределения ролей, стиля руководства и регуляции межличностных отношений. По всем этим и другим вопросам социальная психология эффективной групповой деятельности располагает конкретными рекомендациями, которые могут быть использованы в управленческой практике. Немало социально-психологических проблем и вопросов возникает в области принятия экономических решений. Данная тема волнует экономистов, начиная с XVIII века, однако социально-психологические знания в этой области стали использоваться только с двадцатого столетия. Еще в первой половине этого века были предложены основанные на социально-психологических знаниях способы организации групповой работы, рассчитанные на принятие оптимальных решений. Это, прежде всего, техника брейнсторминга и синектика, о которых мы уже говорили выше. Здесь напрямую применяются знания, касающиеся социальной психологии личности и малых групп. С их учетом осуществляется подбор специалистов в дискуссионные группы и проведение их практической работы. Жизнь показывает, что экономическая отдача от такой работы достаточно большая. Изучение рынка сбыта выпускаемых товаров, в частности покупательского спроса, также предполагает использование социально-психологических знаний. Это прежде всего знания, касающиеся мотивации социального поведения людей, так как приобретение тех или иных товаров, пользование теми или иными услугами в обществе выступает как одна из форм социального поведения человека. Здесь также могут оказаться полезными сведения из области общения и восприятия людьми друг друга, а также касающиеся научных исследований психологии масс, включая процессы взаимовлияния людей, такие, например, как заражение, подражание и внушение. Наконец, известно, что по мере роста или психологического развития человека меняются его духовные интересы и материальные запросы. С их учетом должно строиться производство тех или иных товаров, разрабатываться область научных исследований, которые касаются социально-экономического прогнозирования. Одной из основных сфер использования социально-психологических знаний в современной экономике является реклама. Здесь за последние годы даже выделилась особая прикладная сфера социально-психологических знаний — психология рекламы. Более чем половина психологических знаний, применяемых в этой области, — именно социально-психологические знания. Они используются при решении следующих связанных с рекламой вопросов: · изучение особенностей реагирования разных групп людей на коммерческую рекламу; · выработка рекомендаций рекламодателям и рекламистам по учету этих особенностей в производстве рекламы; · выбор времени представления и места размещения рекламы; · использование в рекламе таких средств воздействия на людей, как внушение, подражание и убеждение; · обсуждение и решение вместе с рекламодателями и рекламистами морально-этических и других вопросов, связанных с рекламой. Что касается подготовки управленческих кадров в сфере экономики, то здесь социально-психологические знания и методы используются следующим образом. Во-первых, будущие руководители экономики получают определенные социально-психологические знания еще в то время, когда они обучаются в высших учебных заведениях. Во-вторых, значительный объем дополнительных психологических знаний они приобретают в процессе повышения своей профессиональной квалификации будучи руководителями. В-третьих, для управленческих кадров написано немало научно-популярной литературы, позволяющей им повышать уровень психологической подготовки. В-четвертых, с ними проводится немало социально-психологических тренингов, в ходе которых их обучают правильному восприятию людей, общению с ними и многим другим вещам, предполагающим знание социальной психологии. Социальная психология и промышленное производство В последние несколько десятков лет из социальной психологии выделились две области прикладных научных знаний, имеющие отношение к промышленному производству: психология управления и промышленная психологии. В их основе лежат именно социально-психологические знания. Психология управления использует, например, знания о стилях лидерства. Здесь они интерпретируются как стили управления или стили руководства, и на их основе вырабатываются практические рекомендации, касающиеся совершенствования стилей управления людьми. Кроме того, в психологии управления ставятся и решаются вопросы, касающиеся подбора управленческих кадров по социально-психологических характеристикам людей, организации и проведения их тестирования. Эта область включает в себя также процедуры принятия управленческих решений с учетом рекомендаций психологов. Если взять чисто практический, прикладной аспект психологии управления, то в нем имеются рекомендации, касающиеся различных моментов работы с управленческими кадрами, начиная с подбора кандидатов на управленческие должности и кончая проверкой профессиональной пригодности уже работающих управленческих кадров, а также повышением их квалификации. Все эти вопросы решаются с ориентацией на социально-психологические знания и методы. Промышленная психология касается использования психологических знаний в организации производства. Здесь возникают и решаются следующие типичные вопросы: · организация совместного (коллективного) труда людей непосредственно на их рабочих местах; · оптимизация системы стимулирования работы людей (мотивация их совместной трудовой деятельности с применением социально-психологических методов); · подбор новых работников в уже действующие или вновь создаваемые трудовые коллективы; · повышение уровня социально-психологического развития (сплоченности, работоспособности) трудовых коллективов; · повышение эффективности производственной и иной деятельности трудовых коллективов; · оптимизация руководства и лидерства в трудовых коллективах; · налаживание межгрупповых отношений и межгруппового взаимодействия первичных трудовых коллективов и промышленных организаций. Социальная психология, армия и спорт Современная армия и профессиональный спорт не только опираются на социально-психологические знания, но давно уже располагают собственными и достаточно разветвленными психологическими службами. Их основной задачей является решение социально-психологических проблем, которые возникают в этих современных сферах деятельности людей. В частности, таких как: 1) социально-психологическая подготовка молодых людей призывного возраста к их будущей жизни в армейских коллективах; 2) социально-психологическая подготовка командиров к их работе с подчиненными; 3) предупреждение и разрешение конфликтов, которые могут возникнуть в армейском коллективе; 4) индивидуальное психологическое консультирование и решение проблем личного характера, возникающих у военнослужащих. Помощь психолога в обеспечении подготовки молодых людей к службе в вооруженных силах касается прежде всего социально-психологической адаптации новобранцев к строгим условиям армейской жизни, которые отличаются от жизни гражданской. Это и строгая армейская дисциплина, и специфический режим жизни, и длительная изоляция от гражданского общества, долгое нахождение на территории соответствующей воинской части, полное самообслуживание и многое другое. Во всех этих и других вопросах службы в армии есть немало собственно социально-психологических аспектов, поскольку военнослужащим срочной службы постоянно необходимо находиться в армейском коллективе и взаимодействовать с его участниками, командирами и сослуживцами. Психологическая подготовка самих командиров к работе с подчиненными также необходима. Она включает в себя решение немалого количества социально-психологических вопросов. Это, в частности, выбор оптимального стиля руководства армейским коллективом. Хотя в армии по уставу официально принят авторитарный стиль управления, (однако он не только допускает демократические отношения командире с подчиненными, но и предполагает наличие таких взаимоотношений, поскольку только авторитарными методами руководства немногого можно добиться даже в условиях армии. Кроме того, в армейских коллективах между людьми нередко возникают весьма напряженные отношения, и, для того чтобы их разрешить, командир должен знать психологию межличностных конфликтов. В воинских подразделениях могут возникать и проблемы личного характера. К армейскому психологу за консультацией по вопросам, касающимся личных проблем, могут обратиться и военнослужащие, состоящие в штатах воинского подразделения, и военнослужащие срочного призыва. Этих проблем у них, как показывает практика, довольно много. Они могут касаться и адаптации к условиям воинской службы, и взаимоотношений в первичных воинских подразделениях, и сугубо личного — того, что осталось после «гражданки» или возникло во время воинской службы. Эти проблемы не принято выносить на публичное обсуждение, и они в армии решаются конфиденциально с помощью консультаций со стороны армейских психологов. Немало проблем и вопросов социально-психологического характера возникает и в области спорта. Основные из них следующие: · психологическое обеспечение тренировок спортсменов и повышения их профессионального мастерства; · обеспечение оптимальной психологической готовности спортсменов к соревнованиям, в частности их психологической устойчивости; · сплочение спортивной команды, обеспечение четкого взаимодействия всех ее участников; · предупреждение и снятие межличностных конфликтов между всеми участниками спортивной деятельности: спортсменами, тренерами, руководителями спорта. Все эти задачи решаются с помощью социально-психологических знаний и при участии спортивных психологов. Например, во время тренировок в одном и том же спортивном зале может находиться немалое количество спортсменов, особенно если речь идет не об индивидуальных, а об игровых видах спорта. Между ними как командами или личностями складываются определенные отношения. Если эти отношения благоприятные, то это способствует проведению тренировочных занятий, а если неблагоприятные, то может создавать серьезные препятствия для тренировок. Общая психологическая атмосфера, царящая в спортивном зале во время тренировок, безусловно, сказывается на их качестве и результатах. Поэтому и сам тренер, и его помощник — социальный психолог — должны владеть соответствующими социально-психологическими знаниями и приемами, позволяющими им создавать во время тренировок благоприятный социально-психологический климат. Иногда в сложных видах спорта, таких, например, как спортивная гимнастика, акробатика, прыжки на батуте, прыжки в воду и ряде других, спортсменам приходится разучивать новые и опасные для их жизни упражнения. В этом время им особенно необходима психологическая поддержка со стороны тех, кто в данный момент времени находите» в спортивном зале. Здесь также есть широкое поле для практического использования разнообразных социально-психологических знаний. Тем, кто занимается спортом, особенно профессиональным, хорошо известна проблема психологической готовности и психологической устойчивости спортсменов во время соревнований. Из-за этого многие известные и талантливые спортсмены не могут добиться высоких результатов/Общепризнанно, что хорошую психологическую готовность и психологическую устойчивость спортсменов можно обеспечивать во время тренировок и с помощью соответствующих социально-психологических методов укреплять во время соревнований, например, при помощи коллективной поддержки того или иного спортсмена или за счет создания на тренировках обстановки, приближенной к условиям соревнований. Чрезвычайно важную роль в командных игровых видах спорта играют взаимоотношения и взаимопонимание, сложившиеся в команде. Достаточно в команде возникнуть конфликту всего лишь между двумя игроками, и вся команда может не справиться с поставленной перед ней задачей. Поэтому здесь возникает немало вопросов социально-психологического характера, связанных со сплочением спортивной команды, с ее превращением в высокоразвитый спортивный коллектив. Многие, кто интересуется спортом, хорошо знают, что в этом виде деятельности между людьми нередко возникают острые конфликты.; Они объясняются не только тем, что данная сфера деятельности высоко-конкурентная по своей природе и, следовательно, потенциально конфликтная, но также и тем, что здесь (особенно в спорте высших достижений) на кон поставлены значительные материальные интересы, И люди трудятся на пределе своих физических и психологических возможностей. Конфликты, которые возникают в спорте, мешают его [участникам добиваться высоких результатов. Здесь профессиональная работа психологов должна быть направлена на предупреждение и эффективное разрешение межличностных конфликтов. Социальная психология и медицина Психологические знания в области медицины стали использоваться еще с конца XIX века. В то время, однако, социальная психология как развитая наука не существовала, она делала только первые шаги. Поэтому в возникшей в те годы клинической психологии главным образом применялись общепсихологические знания и методы. В первой половине XX века шло активное развитие самой социальной психологии, а к сороковым-пятидесятым годам она достигла уже такого уровня развития, что стало возможным широкое использование социально-психологических знаний и методов в медицинской практике. Примерно в тридцатые — сороковые годы XX века берет свое начал «движение человеческого потенциала», зародившееся в США и затем распространившееся во всем миру (в России оно становится популярным в восьмидесятые годы XX века). Основу этого движения составили группы социально-психологического тренинга (у нас в стране их по началу называли группами активного обучения), собиравшие людей у которых возникли какие-либо жизненные проблемы психологически го характера. С этими людьми под руководством ведущего (тренера проводилась специальная работа в группах, направленная на уточнении решение проблем, с которыми люди сталкиваются в своей жизни. Считается, что начало движению человеческого потенциала было положено американскими социальными психологами Я. Морено и К. Левином, которые в середине сороковых годов выступили с идеей организации специальных психотерапевтических групп, рассчитанных н' оказание помощи людям в решении их личных проблем. Это движение быстро набрало силу и стало весьма популярным по окончании Второй мировой войны. Оно привлекло в свои ряды немалое количество творческих людей, среди которых оказались психологи, психотерапевты и специалисты иного профиля. Они создали много различных вариантов групп, отличающихся друг от друга по целям, содержанию работы, применяемым методам работы с клиентами, но преследующих общие цели: оказание психологической помощи людям. К последней четверти XX века существовало уже более десятка разновидностей психотерапевтических групп: · группы социально-психологического тренинга (Т-грунпы); · группы тренинга сенситивности (группы встреч); · группы психодрамы; · гештальтгруппы; · группы телесной терапии; · группы игровой психотерапии; · группы терапии искусством. Круг типичных проблем социально-психологического характер с которыми сталкиваются люди, чаще всего становящиеся участниками психотерапевтических групп, является следующим: · неудовлетворенность собой в общении (и во взаимоотношениях) с окружающими людьми; · отсутствие взаимопонимания; · неуверенность в себе; · повышенный уровень тревожности; · низкая самооценка; · конфликты с людьми; · неумение вступать в контакты с людьми, общаться с ними. Хотя эти проблемы больше относятся к личностным и межличностным, большинство из них решается с помощью методов социально-психологического тренинга в условиях специальным образом организованного группового психотерапевтического общения. Тесная связь социальной психологии с медициной возникла именно благодаря «движению человеческого потенциала». Те методы работы с людьми, которые были в нем предложены, оказались созвучными задачам психотерапии неврозов и, когда они возникли в практической психологии, сразу же стали применяться и в психотерапии. Неслучаен тот факт, что они получили название методов групповой психотерапии и с тех пор часто упоминаются в трудах психотерапевтов. К примеру, в психотерапевтической энциклопедии под редакцией Б.Д. Карвасарского (1998 год) в качестве психотерапевтических называются множество методов психологического воздействия, первоначально предназначенных для решения не медицинских задач. Среди них отметим такие, как: ассертивный тренинг (тренинг уверенности в себе), группы встреч. Если характеризовать конкретно медицинские задачи, которые решаются при помощи указанных методов, то они выглядят следующим образом. Тренинг ассертивности (тренинг уверенности в себе) обеспечивает, по мнению психотерапевтов, свободу от так называемого «социального страха» и торможения, редукцию агрессивного поведения, предопределяет исчезновение поводов для агрессии. Группы встреч с психотерапевтической точки зрения обеспечивают оказание содействия росту личности через самоактуализацию. Психотерапевты считают, что участие в работе групповых встреч усиливает чувствительность человека к важным оттенкам межличностных отношений, повышает его самооценку, уменьшает отчужденность. Социальная психология и образование Еще одна область применения социально-психологических знаний — современное образование. Здесь можно назвать следующие основные области практического использования этих знаний: · воспитание человека как личности в группе (в коллективе); · групповые методы обучения; · управление педагогическим процессом; · взаимодействие и взаимоотношения участников педагогического процесса; · преподавание социальной психологии в школе и других учебных заведениях. Традиции воспитания, сложившиеся в России, всегда имели коллективные формы. Они нашли отражение в работах известных отечественных педагогов, например в трудах А.С. Макаренко. Его педагогическое учение возникло и развивалось в годы советской власти, и это не могло не сказаться на нем. Вместе с тем, в учении Макаренко о воспитании личности в коллективе и через коллектив есть немало ценного и для современности. В Японии, например, до сих пор специально изучают педагогическое наследие этого великого ученого для того, чтобы им воспользоваться в национальной практике воспитания детей. Сам Л.С. Макаренко в своих трудах, как известно, широко применял понятие «коллектив» и трактовал его как высокоразвитую в социально-психологическом отношении группу. Не будучи социальным психологом, он интуитивно постиг многие групповые процессы и умело использовал их в своей педагогической системе. Начавшиеся впоследствии социально-психологические исследования коллектива перекинули своеобразный мостик между педагогической теорий и практикой применения групповых процессов в целях воспитания. Эта практика, незаслуженно забытая в наши дни, к счастью, постепенно возвращается и открывает широкие возможности для применения социально-психологических знаний о малых группах и коллективах в сфере воспитания. В качестве примера можно назвать научные труды и практическую работу в этом направлении, развернувшиеся по инициативе Л.И. Уманского и А.Н. Лутошкина. Групповые методы обучения, основанные на социально-психологических знаниях, нашли широкое применение в средней и высшей школе. В средней школе они используются в практике организации и проведения уроков. Например, класс разделяется на подгруппы, каждая из них получает свое задание, справляется с ним, а затем проводится коллективное обсуждение того или иного вопроса всем классом. Дети в этих условиях могут брать на себя роли лидеров и руководить процессом группового или коллективного обсуждения соответствующей задачи. Такие методы организации и проведения школьных занятий стали настолько популярными, что родилось специальное направление в школьной педагогической практике, получившее название социально-педагогическая психология. Ее создатель В.В. Рубцов не без оснований утверждает, что социальные взаимодействия играют решающую роль в процессе обучения и развития, в частности — в развитии мышления детей. В высшей школе групповые методы обучения нашли широкое применение в практике преподавания иностранных языков. Между студентами во время занятий распределяются роли, формируется сценарий совместной групповой работы, который реализуется участниками группы в непосредственном общении на изучаемом языке. К примеру, широкое распространение в нашей стране получила система группового обучения иностранным языкам, разработанная Г.А. Китайгородской и основанная на использовании разнообразных социально-психологических знаний. Психология управления педагогическими коллективами касается примерно тех же вопросов, которые обсуждаются в тех случаях, когда речь идет об управлении или руководстве вообще. Однако педагогические коллективы или группы людей, работающие в сфере образования, имеют свою специфику, которую необходимо учитывать в руководстве такими коллективами. Особенность здесь состоит в том, что стиль и методы руководства должны выбираться с учетом тех задач, которые стоят перед такими группами и коллективами. Это образовательные и воспитательные задачи, и они в деятельности таких социальных формирований находятся на первом месте. Взаимодействие и взаимоотношения участников педагогического процесса происходят в таких же социально-психологических условиях, как взаимодействие и взаимоотношения участников любого другого социального процесса. Поэтому все, что касается взаимодействия людей в других социальных группах, их восприятия друг друга и взаимоотношений, распространяется и на педагогический процесс (с учетом сделанной выше оговорки о его специфике). Особая прикладная психолого-педагогическая задача социальной психологии — ее преподавание в педагогических учебных заведениях разного типа. Так сложилось, что в нашей стране социальная психология как отдельная наука до семидесятых годов XX века практически не разрабатывалась, однако как только она оказалась признанной и получила официальную «прописку», ее почти сразу же стали преподавать во многих вузах. Это, прежде всего, педагогические, юридические, военные, спортивные и другие высшие учебные заведения. В связи с этим возникло сразу несколько вопросов, касающихся преподавания и изучения социальной психологии, в том числе такие: 1) В каких учебных заведениях следует изучать данную дисциплину? 2) Какой должна быть программа и количество часов, отводимых на ее изучение? 3) На каких курсах (в каких классах школы) целесообразнее всего ее изучать? 4) Каким должно быть соотношение теории и практики в содержании учебного курса социальной психологии? Пока что на эти вопросы специалисты отвечают по-разному. Более того, разнятся и государственные стандарты, на основе которых строится преподавание социальной психологии в тех высших учебных заведениях, где готовят профессиональных психологов. Эти стандарты, как показывает практика, не включают в себя многого из того, что в последние годы нашло отражение в опубликованной в нашей стране и за рубежом научной и учебной литературе по социальной психологии. Все это объясняется бурным развитием данной науки и ее прикладных областей, которое, естественно, опережает любые формы стандартизации образовательных программ.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1625; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |