Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Труд как ведущая деятельность периода зрелости




При решении профессиональных задач психические функции и процессы находятся в состоянии повышенной активности. Оперирование пространственными образами, гибкость в установлении связей между образными, понятийными и действенными компонентами мышления связаны не только с видом профессиональной деятельности, но и с уровнем образования субъекта деятельности. Известны исследования, проведенные с помощью лонгитюдного и биографического методов изучения творческой деятельности и жизненного пути человека, которые подтверждают зависимость показателей интеллектуального развития человека от его деятельности. Г. Леман (США) сделал вывод о разновременной последовательности в проявлении способностей в разных видах деятельности. Оптимальные показатели проявления способностей располагаются в пределах возрастов средней взрослости: в спорте - 25-30 лет, в поэзии - 25-29 лет, в прозе - 30-39 лет, в живописи - 30-40 лет, в философии и медицине - 35-39 лет, в шахматном спорте подъем в 35 лет, некоторое снижение наблюдается в 41—43 года, а заметный спад - в 47 лет. Научная деятельность наиболее интенсивной оказалась у тех ученых, которые сочетают ее с педагогической работой. Последняя является благоприятным условием формирования научной направленности ученого на всех этапах его исследовательской деятельности, что обеспечивает высокую степень ее продуктивности. На интеллектуальное развитие взрослого влияет его участие в творческом труде (например, рабочий - изобретатель). Ценностные ориентации человека зависят от возрастного фактора. Так, до 25 лет большая роль в развитии здесь в уровне развития памяти и мышления. Фронтальный прогресс протекает в этот период в условиях относительной самостоятельности функционирования памяти, мышления и внимания, о чем свидетельствует небольшое число межфункциональных связей Вторая фаза развития тех же функций - специализация - начинает активно проявляться преимущественно после 26 лет, о чем свидетельствует нарастание внутрифункциональных и межфункциональных связей. Начиная с 30 лет специализация психических функций доминирует, что связано с приобретением жизненного опыта и профессионального мастерства. Средства воздействия на человека в период профессиональной подготовки к самостоятельной трудовой деятельности через специализацию психических функций приводят к рациональному сочетанию общих и специальных способностей. На интеллектуальное развитие взрослого влияет его участие в творческом труде (например, рабочий - изобретатель). Ценностные ориентации человека зависят от возрастного фактора. Так, до 25 лет большая роль в развитии личности принадлежит стремлению к знаниям, в возрасте 26-30 лет на передний план выступают заботы о благополучии семьи, улучшении жилищных условий. В группе рабочих старше 40 лет доминирует жизненная ориентация на условия труда и отдыха, после 50 лет – стремление к повышению заработка с приближением пенсионного возраста. Труд требует со стороны человека умственного напряжения, поэтому является стимулом развития не только профессиональных умений и навыков, но и интеллектуальной системы в целом. Интенсивность развития взрослого зависит от направленности труда и его напряженности, от включенности в деятельность различных психофизиологических особенностей человека.

Психологические особенности взрослого человека (ранняя взрослость от 20 до 40 лет)

Развитие познавательных психических процессов в период ранней взрослости носит неравномерный характер. Интеллектуальное развитие человека, достигшего ранней взрослости, проходит в тесном взаимодействии с формированием или трансформацией его личности. Причем с прекращением развития психофизиологических функций на рубеже 25 лет интеллектуальное развитие не прекращается, а длится еще многие годы. В эмоциональной сфере главные проблемы, требующие своего разрешения в период ранней взрослости, это достижение идентичности и близости. Близость - основа любви. Любовь складывается из таких эмоций, как интерес - возбуждение и удовольствие радость. В этом периоде человек переживает новый комплекс эмоций. Среди них - эмоции родительских отношений, которые включают в себя: радость от общения с ребенком, чувство привязанности и взаимного доверия и др. В целом эмоциональная сфера человека в этом возрасте уже сформирована и стабильна. Мотивационная сфера характеризуется тем, что молодой человек, вступающий во взрослую жизнь, стоит перед необходимостью выбора и решения многих проблем, среди которых наиболее важными являются брак, рождение детей и выбор профессионального пути. Таким образом, поддерживаются, расширяются или подрываются ранее сложившиеся взгляды человека, формируются новые мотивы его поведения. Наиболее значимыми мотивами выбора профессии являются практические соображения, родительские установки, желание реализовать свои способности, интерес к профессии, ее престижность и ориентация на сложившуюся систему ценностей, которая может измениться с возрастом. Многие представления о себе, которые формируют Я-концепцию в период взросления, продолжают обогащаться опытом активного самопроявления личности как сексуального партнера, супруга, родителя, профессионала и гражданина. Нормативный кризис 30-33 лет обусловлен рассогласованием между жизненными планами человека и реальными возможностями. Человек отсеивает незначимое, пересматривает систему ценностей. Нежелание идти на изменение в системе ценностей приводит к росту противоречий внутри личности. Следует отметить, что ведущим фактором развития в период ранней взрослости является трудовая деятельность, а главными задачами возраста являются профессиональное самоопределение и создание семьи.

Изменения в психологии взрослого в период средней взрослости (от 40 до 60 лет)

В 40-50 лет жизни человек оказывается в условиях, психологически существенно отличающихся от прежних. К этому времени уже накоплен достаточно большой жизненный и профессиональный опыт, дети выросли, и отношения с ними приобрели качественно новый характер, состарились родители, и им требуется помощь. В организме человека начинают происходить закономерные физиологические изменения, к которым ему также приходится приспосабливаться: ухудшается зрение, замедляются реакции, ослабевает сексуальная потенция у мужчин, женщины переживают период климакса, который многие из них физически и психически переносят крайне тяжело. У многих начинают появляться проблемы со здоровьем. Отмечается относительное снижение характеристик психофизических функций. Однако это никак не отражается на функционировании когнитивной сферы человека, не снижает его работоспособность, позволяя ему сохранять трудовую и творческую активность. Развитие аффективной сферы человека в этом возрасте протекает неравномерно. Данный возраст может быть для человека периодом расцвета его семейной жизни, карьеры или творческих способностей. Но при этом он все чаще начинает задумываться о том, что он смертен и что его время уходит. Этот период жизни человека обладает чрезвычайно высоким потенциалом для развития стресса, люди часто испытывают депрессию и чувство одиночества. Желание человека среднего возраста действовать без промедления и тут же получать результат изменяет структуру его мотивации, смещая образующие ее компоненты в сторону удовлетворения обостряющихся потребностей. Среди них основными являются: реализация своего творческого потенциала, необходимость передать что-то следующему поколению, корректировка деятельности, забота о сохранении близких отношений с родными и друзьями, подготовка к спокойной и обеспеченной жизни в старости. В период средней взрослости Я-концепция личности обогащается новыми Я-образами, принимая во внимание постоянно меняющиеся ситуационные отношения и вариации самооценок, и детерминирует все взаимодействия. Сутью Я-концепции становится самоактуализация в пределах нравственных правил и личностных ценностей. Ведущим видом деятельности является труд, успешная профессиональная деятельность, обеспечивающая самоактуализацию личности.

Кризис середины жизни - это психологический феномен, переживаемый людьми, достигшими возраста 4045 лет, и заключающийся в критической оценке и переоценке того, что было достигнуто в жизни к этому времени. К сожалению, очень часто эта переоценка приводит к пониманию того, что «жизнь прошла бессмысленно и время уже потеряно». В результате депрессивные состояния становятся доминирующими в общем фоне настроений. В конце юности и начале взрослости многие считают, что лучшие годы уже позади, а в предстоящее время жизни представляется им в виде некой гигантской «черной дыры», в которой предстоит провести по меньшей мере лет двадцать своей жизни. Эти люди считают, что рост и развитие человека прекращаются, когда он достигнет средней взрослости. У подавляющего большинства людей переход в средний возраст происходит незаметно и плавно. Они считают, что средний возраст - это переходный период, связанный с переопределением целей. Подобная переориентация прежде всего предполагает сравнение себя с людьми, которые ставят перед собой аналогичные цели и добиваются результатов в аналогичной профессиональной деятельности. Кэрол Рифф, ученый из Америки, говорит: «Чем лучше ваше психическое здоровье, тем реже вы сравниваете себя с людьми, которые заставляют вас почувствовать себя неполноценным». Возраст 40-45 лет для многих является кризисным, так как происходит рост противоречий между целостностью мировоззрения и однолинейностыо развития. Человек теряет смысл жизни. Для выхода из кризиса необходимо обрести новый смысл - в общечеловеческих ценностях, в развитии интереса к будущему, к новым поколениям. Если же человек продолжает сосредоточивать силы на себе, своих потребностях, то это приведет к уходу в болезнь, к новым кризисам. Кризис середины жизни чаще всего и в первую очередь грозит тем, кто склонен избегать самоанализа.

Изменения в психической жизни человека в период поздней зрелости (с 60 лет)

Этот период часто называют геронтогенезом, или периодом старения. Люди, достигшие данного возраста, подразделяются на три группы: люди пожилого возраста, старческого возраста и долгожители. Переходным состоянием от зрелости к старости по возрастной периодизации жизненного цикла человека некоторые авторы считают пожилой возраст. Главной особенностью данного возраста является процесс старения, который генетически запрограммирован. Люди этого возраста уже не так сильны физически, общий запас энергии у них становится существенно меньше. Ухудшается деятельность сосудистой и иммунной систем. Утрачивается живость тканей организма. В развитии когнитивной сферы происходят изменения, так как большинство сенсорных функций существенно ухудшаются. Больше всего страдают интеллектуальные функции, требующие скорости процессов. Смысловая память сохраняется. Изменения в эмоциональной сфере, неконтролируемое усиление аффективных реакций (сильное нервное возбуждение) со склонностью к беспричинной грусти, слезливости. Появляется тенденция к эксцентричности, уменьшению чуткости, погружению в себя и снижению способности справляться со сложными ситуациями, наблюдается привязанность к прошлому, власть воспоминаний. Выход на пенсию изменяет положение и роль людей в обществе, оказывая влияние на развитие мотивационной сферы пожилых людей. Мотивация 60-летнего человека: потребность в самореализации, созидании и передаче наследства. После 70 лет на передний план выходит другая проблема - поддержание физического здоровья на приемлемом уровне. Проявляется интерес к коллекционированию, занятиям музыкой, живописью и т. п. Семейные отношения дают человеку ощущение защищенности, стабильности и прочности, во многом определяют радости и горести пожилого человека. Я-концепцией в старости движет стремление интегрировать свое прошлое, настоящее и будущее, понять связи между событиями собственной жизни. Эффективно интегрировать свою жизнь можно при условии успешного разрешения индивидом нормативных кризисов и конфликтов, выработке адаптивных личностных свойств, умении извлекать полезные уроки из прошлых неудач, способности аккумулировать энергетический потенциал всех пройденных стадий. Ведущими факторами развития продуктивного старения является самоактуализация «Я» и ориентация на творческую активность.

Под ведущей деятельностью в зрелом возрасте, видимо, следует понимать основную цель жизненного пути, в отношении которой насыщаются смыслом другие виды деятельностей, развивается личность, изменяются психические процессы. С позиции акмеологии в зрелом возрасте ведущей деятельностью можно считать максимальную реализацию сущностных сил человека в ходе активного включения в производительную жизнь общества, вхождение в которую сопряжено с профессиональным становлением личности. Однако под реализацией сущностных сил человека в самом широком смысле, следует понимать физические, социальные (моральные), нравственные (духовные), ментальные и многие другие достижения в развитии взрослого человека.

Ведущая деятельность в старости: (Основные новообразования: мудрость.)

· - Прежде всего, это «поиск себя» в новом качестве, это проба своих сил в самых разных видах деятельности (в воспитании внуков, в домашнем хозяйстве, в хобби, в новых отношениях, в общественной деятельности и т.п.);

· - Для части пенсионеров («счастливчиков») первое время на пенсии — это продолжение работы по своей основной профессии;

· - Все более усиливающееся стремление «поучать» или даже «стыдить» людей более молодого возраста, особенно подростков и юношей.

· - Для части пенсионеров это может быть стремление спокойно осмыслить всю прожитую жизнь. Это то, что условно можно было бы назвать «ретроспективной профконсультацией».

Геронтопсихология — раздел возрастной психологии, занимающийся изучением психики людей пожилого возраста. Формирование как отдельной дисциплины отмечено во второй половине двадцатого века. Геронтопсихология изучает особенности взаимосвязи общего физиологического процесса старения и психологического состояния человека в период преклонного возраста. Одним из основных предметов изучения геронтопсихологии является личностный сдвиг человека после изменения привычного характера деятельности, вызванного природным старением организма. Одна из основных целей геронтопсихологии состоит в продолжении активной жизненной деятельности человека в процессе старения.

В своих исследованиях Г. широко использует методы возрастной, общей и социальной психологии. В последнее десятилетие растет значение исследований, выполненных на основе лонгитюдного метода прослеживания возрастных изменений. Выделение специфических психологических особенностей старости затруднено наличием ряда неизбежно сопутствующих ей факторов: общим ослаблением здоровья, влиянием болезней, изменениями физического и социального статуса и др. Однако комплексные исследования, учитывающие многофакторный характер возрастных изменений, позволили установить особенности динамики некоторых важных сторон психического развития в поздних периодах онтогенеза. Особое внимание современная Г. уделяет изучению в ходе старения изменений характера деятельности и работоспособности, ценностных ориентаций и смысловых образований личности.

Актуальной задачей Г. является разработка средств и методов психологической помощи стареющим и престарелым людям в связи с такими изменениями в их жизни, как уход на пенсию и появление избытка свободного времени, вынужденный отказ от прежних интересов и привычек, необходимая перестройка взаимоотношений с близкими (в том числе собственными детьми), смерть супруга и других членов семьи, утрата друзей и близких, рост зависимости от окружающих из-за ослабления физических сил, одиночество, помещение в учреждения социального обеспечения и др.

Исследования показали, например, что пожилые люди нуждаются в такой обстановке, которая одновременно была бы и оберегающей и стимулирующей, т. е. способствовала бы сохранению мотивации посильных человеку форм самостоятельного поведения. Актуальное практическое значение имеет профилактика и психотерапия депрессий старческого возраста. Стратегическими задачами Г. является поиск условий и средств продления полноценной активной жизни человека, предотвращение раннего старения, установление психологических факторов долголетия.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

1) Предмет, объект, задачи и структура педагогической психологии

Объект педагогической психологии - человек.

Предмет - механизмы и закономерности освоения социокультурного опыта человеком в образовательном процессе




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 6229; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.