КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Цели и задачи экологического аудита
§ Обоснование политики и стратегии в области охраны окружающей среды, § Анализ и оценка экологических аспектов хозяйственных и иных проектов, § Анализ и оценка нормативных актов в области охраны окружающей среды, § Обоснование и инициация экологической деятельности, § Идентификация экологических проблем производств и территорий. § Виды экологического аудита Подразделяется на обязательный и инициативный экологический аудит. В данных рамках могут встречаться следующие его виды[1]: § Определение соответствия субъекта хозяйственной деятельности природоохранным требованиям, § Оценка эффективности системы экологического менеджмента, § Оценка экологической безопасности используемого сырья, оборудования, технологий, § Оценка экономического ущерба от загрязнения, § Оценка опасности отходов, § Определение рациональности природопользования на конкретной территории, § Оценка энергопотребления и предложение путей по его снижению, § Определение объема выбросов парниковых газов и выработка мероприятий по их снижению, § Оценка экологического риска в результате техногенных аварий и стихийных природных процессов, § Выделение экологических проблем и разработка мероприятий по их решению, § Обоснование принимаемых нормативно-правовых актов на предмет экологической безопасности.
Вопрос№ “Экологическая экспертиза - установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы”. [1 Федеральный закон № 174 “Об экологической экспертизе”, Статья 1. Экологическая экспертиза, от 23. 11. 95] Ее цель — предупреждение возможных неблагоприятных воздействий хозяйственной деятельности на окружающую среду. Регулирование этих отношений осуществляется Федеральным законом "Об экологической экспертизе" от 23 ноября 1995 г. Экологическая экспертиза представляет собой самостоятельный вид экологического контроля, она имеет чисто предупредительное значение, ибо, как правило, совершается до начала эколого-вредной деятельности, а также она выступает гарантом выполнения эколого-правовых предписаний. Экологическая экспертиза совершается в виде предварительной проверки соответствия хозяйственных решений, деятельности и ее результатов требованиям охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, экологической безопасности общества. Цель экологической экспертизы —обеспечить предупреждение вредных последствий хозяйственной деятельности для охраны окружающей среды, здоровья человека, экологической безопасности общества, задача—оценить степень экологического воздействия конкретного хозяйственного объекта на окружающую среду и здоровье человека. Принципы экологической экспертизы Принципы экологической экспертизы закреплены в Законе РФ “Об экологической экспертизе”, хотя и сформулированы применительно к основному виду экологической экспертизы—государственной экспертизе, но, за незначительным исключением, они могут быть использованы и в иной эколого-экспертной деятельности. “Экологическая экспертиза основывается на принципах: презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности; обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы; комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий; обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы; достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу; независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы; научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы; гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения; ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы”. [2 Федеральный закон № 174 “Об экологической экспертизе”, Статья 3. Принципы экологической экспертизы, от 23. 11. 95] Принцип обязательностив государственной экологической экспертизе имеет два значения: во-первых, как обязательность ее проведения в отношении тех проектов, программ, сооружений, материалов и т. д., которые способны оказать негативное влияние на окружающую среду и здоровье человека. Закон предусматривает открытие финансирования и осуществление самих работ по всем проектам и программам только после положительного заключения государственной экологической экспертизы; во-вторых, как обязательность выполнения тех выводов, которые содержатся в заключении экспертизы. Принцип научной обоснованностиозначает, что все выводы экологической экспертизы должны быть научно аргументированы, базироваться на принципах охраны окружающей природной среды и прежде всего на научно обоснованном сочетании экологических и экономических интересов, обеспечивающем приоритет охраны жизни и здоровья человека, реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую среду.
Вопрос № Субъекты и объекты экологической экспертизы Субъектами государственной экологической экспертизы должны выступать, как правило, три стороны: заказчик, подрядчик, потребитель. Заказчиком является властная государственная структура, наделенная соответствующим правом назначать подобную экспертизу: Минприроды и ее территориальные органы, а в необходимых случаях —правительственные органы Федерации либо субъектов Федерации. Подрядчиком является исполнитель задания по экологической экспертизе. Им может стать научно-исследовательский институт или подобное ему учреждение, которому будет поручено провести экспертизу, или самостоятельная комиссия, подобранная компетентным органом и утвержденная им. Потребителем в данной системе общественных отношений следует назвать предприятие, организацию, учреждение, объекты которых стали предметом экспертного анализа. При дальнейшем развитии экспертного процесса, например, при назначении дополнительной или повторной экспертизы, обжаловании заключения экспертной комиссии, расширении круга эколого-экспертных отношений число субъектов и их виды могут меняться. Под объектами экологической экспертизы понимаются документы, предшествующие производственно-хозяйственной, рекреационной и иной деятельности, негативно воздействующей на природную среду и здоровье человека, сама вышеназванная деятельность и ее продукты. Перечень объектов, подлежащих государственной экологической экспертизе: предплановые материалы, проекты генеральных планов застройки территорий, в том числе территорий с особым режимом природопользования и ведения хозяйственной деятельности; технико-экономические обоснования проектов строительства, реконструкции, ликвидации и т. д. предприятий и организаций; проекты комплексных схем охраны и использования природных ресурсов; материалы обследования для придания статуса особо охраняемого объекта либо зоны, нуждающейся в соответствующей реабилитации; обоснования для внедрения новой техники и новой технологии, в том числе ввозимой из-за рубежа.
Вопрос № В современной России независимые экологические движения находятся в стадии становления и формирования. Особый культурно-просветительский интерес составляет сравнительный анализ крупнейших экологических объединений, например общественного движения «Гринпис России», Социально-экологического союза, Союза «зеленых» России, Конструктивно-экологического движения «Кедр», впоследствии преобразованного в Экологическую партию России «Кедр», а затем - в Российскою экологическую партию «Зеленые» и Российское экологическое движение «Зеленые». Все независимые экологические движения и группы объединены заботой о национальном экологическом возрождении России, сохранении ее природных ресурсов, национальном и международном взаимодействиях в решении экологических проблем. Деятельность независимых экологических общественных объединений оказывается созвучной русскому национальному, прежде всего крестьянскому, менталитету, в котором господствовали исторические традиции трудолюбия и общинности, уважения к земле-матушке, земле-кормилице и товарищества в совместном труде крестьян по осваиванию национальных природных ресурсов. Многие исследователи видели основание крестьянского права на землю в трудовом начале христианской морали, соединенном с аскетическим самоограничением личности во имя общественного благосостояния, ценившегося всегда выше интересов личной выгоды. Cтарейшей общественной экологической организацией в России является Социально-экологический союз, основанный в годы перестройки (1989). В его программных документах отмечается, что в результате неограниченного роста населения и борьбы за выживание, которую вели страны, принадлежащие к основным мировым цивилизациям, создалась угроза для рационального природопользования в глобальных масштабах. Следствием этого стали локальные и региональные экологические катастрофы, сформировавшие общий фон мирового экологического кризиса. Технократическая цивилизация повлекла за собой ситуацию превышения механизмов разрушения экосистем над процессами их самовосстановления, связанную с формированием новой глобальной экосистемы, угрожающей сохранению человечества в его нынешнем виде. Для выхода из экологического кризиса требуется в первую очередь осознать сопричастность человечества к общим закономерностям функционирования биосферы, что влечет за собой структурное изменение всего строя мировой цивилизации. Особенно пагубной для природы и общества стала советская административно-командная система партийного, государственного и хозяйственного управления, связанная с принципом ведомственной монополии на формирование гигантских экстенсивных проектов и программ, сопряженная с получением промежуточных результатов и сиюминутной прибыли при полном игнорировании социально-экономических интересов населения. В результате именно такой политики реальностью стали целый ряд экологических трагедий - от высыхания Аралского моря, радиацонных последствий ядерных испытаний в Семипалатинске до Чернобыльского взрыва, последствия которого превратились в государственную проблему, не решенную до сих пор. Утрата здоровья, отчуждение человека от средств и результатов труда, разрушение природного и культурно-исторического окружения являются естественным следствием антидемократической и антинародной политики и ведут к физической и этической деградации населения, которая, в свою очередь, провоцирует людей на действия, чреватые экологическими и социальными катастрофами. Процесс разрушения основ существования человечества приобрел самоподдерживающийся характер, то есть наступил глобальный экологический кризис, когда даже роковая случайность может привести к непредсказуемым экологическим последствиям. В качестве приоритетных целей политики независимых экологических движений современной России принимаются, прежде всего нравственные ценности экологии культуры, связанные с достижением общечеловеческой цели выживания. Эта идея восходит к философии русского космизма, основными представителями которой являлись Н. Федоров, А. Чижевский, В. Вернадский. Выдвинутый ими социально-экологический вариант развития России связан со всемерным содействием повышению уровня производительных сил общества на основе ресурсосберегающих технологий, восстановлением исторических традиций рационального природопользования, а также с гуманистическими методами формирования ноосферы и выходом человечества к экологически ориентированному освоению космического межпланетного пространства. Существенное значение для улучшения социально-экологической ситуации имеет культивирование ноосферного мышления, связанного с нравственной ответственностью человека за сохранение окружающей природной среды обитания. Российскими экологическими объединениями выдвигается целый ряд программных положений, касающихся взаимодействия человека и природы. К примеру, Социально-экологический союз предлагает внедрение в жизнь ряда принципов, способствующих улучшению экологической ситуации. Так, принцип разумной достаточности в сфере материального потребления может способствовать рациональному природопользованию. Принцип ненасилия, или ахимсы (в буддийской философии), связан с признанием права на существование и естественной свободы всех видов живых существ, непричинением им вреда. Международные гражданские инициативы Социально-экологического союза включают несколько экологических программ - от внедрения ресурсосберегающих технологий до сохранения уникальных природных комплексов (биогеоценозов), составляющих окружающую среду обитания малочисленных народов. Достойно внимания, что осуществление внеправительственного общественного контроля за экологической безопасностью связано с приоритетом духовно-нравственных ценностей, направленных на сохранение природы, с признанием права каждой личности на здоровую окружающую природную среду. Многое из того, что сделали члены Социально-экологического союза, не имело прецедентов на территории бывшего СССР, происходило впервые. Среди очевидных успехов СЭС - изменение стратегии развития энергетики, протест против строительства «антиэкологичных» каналов и гидроэлектростанций, проектирование новых национальных парков, подготовка и подписание международных экологических соглашений, борьба с загрязнением окружающей природной среды токсическими химическими промышленными отходами. Авторитетным экологическим общественным объединением является движение «Гринпис», известное своей активной борьбой за сохранение окружающей природной среды и сбережение национальных и всемирных природных ресурсов. Сегодня Гринпис - это крупная международная экологическая организация, у которой более 2,5 миллиона сторонников по всему миру. Представительства Гринпис существуют в более 40 странах мира. Основные направления деятельности Гринпис именуются проектами, которые разрабатываются и в России. Так, Энергетический проект направлен на развитие энергосбережения и альтернативных атомному источникам энергии. Гринпис разработал дешевый способ энергосберегающих технологий, уже апробированных в шести социальных объектах российской глубинки (Рязанская, Омская области). Памятка Гринпис, как установить водосчетчик, разошлась тиражом почти в миллион экземпляров, вследствие чего только в одном районе Москвы Лианозово количество установленных счетчиков на воду выросло в пять раз. Победой Гринпис стало решение Верховного Суда РФ в 2002 году о признании незаконным постановления Правительства РФ, разрешающего хоронить отходы с венгерской АЭС на территории России. В 2003 году впервые опубликован наиболее полный доклад о неблагополучной социальной обстановке на предприятиях Минатома, подготовленный совместно с Институтом социологии РАН. Он передан руководству страны и регионов. Гринпис России предпринимает всемерные усилия по сохранению уникальных природных территорий (1992-1997). В результате удалось прекратить сброс Россией жидких радиоактивных отходов в море (1993), очистить загрязненные нефтью территории (1994), предотвратить захоронение иностранных промышленных отходов и отработанного ядерного топлива в России (1995-1996). Участие Гринпис в Комиссии по проверке ведения лесного хозяйства на Карельском перешейке Ленинградской области позволило вскрыть и документально зафиксировать многочисленные нарушения, наносящие России огромный экологический и экономический ущерб (1997). По итогам деятельности Гринпис России UNESCO включило в список Всемирного наследия уникальную природную территорию Алтая. Лесной проект в качестве одной из первых программ Гринпис в России включает деятельность по минимизации ущерба от лесного природопользования, сохранению наиболее ценных лесных территорий, а также законодательные инициативы и юридические консультации по вопросам использования и охраны лесов. В соответствии с Лесным проектом в 2002 году начата работа по восстановлению лесов в Центрально-Черноземном районе России, в который привлечены учащиеся более 60 сельских школ Рязанской, Тульской, Орловской и Липецкой областей. В 2004 году проект перерос в общероссийское движение"Возродим наш лес". Его координационные центры находятся в Москве, Великом Новгороде, Архангельске, Чебоксарах, Новосибирске, Томске, Иркутске, Владивостоке, Южно-Сахалинске. К сожалению, саратовских энтузиастов в этом движении не наблюдается. В рамках Токсического проекта Гринпис выступает против производства, распространения и захоронения опасных для человека и природы химических соединений. В соответствии с Генетическим проектом Гринпис выступает за широкое информирование общественности по вопросам, связанным с выращиванием и использованием генно-модифицированных продуктов. В рамках проекта «Экодом» предусматривается создание массового экологического движения, способного повысить активность представителей гражданского общества по решению экологических проблем: именно поэтому деятельность движений, подобных Гринпис, оказывается социально значимой и востребованной. Политизация независимого экологического движения в России повлекла образование политических партий и движений, основным направлением деятельности которых является борьба за сохранение окружающей природной среды. Среди них Союз зеленых России во главе с известным экологом А. Яблоковым, который своей основной задачей считает решение современных общественных проблем через соединение экологических и гуманистических ценностей. Российское экологическое движение «Зеленые», лидером которых является А. Памфилов, направляет свои усилия на конструктивное сотрудничество государственных и общественно-политических организаций, официальных и частных лиц для обеспечения решения экологических проблем и создания в России условий, обеспечивающих охрану здоровья населения и природной окружающей среды. Региональные отделения движения «Зеленые» возглавляют профессиональные экологи и врачи, представители законодательных региональных органов, руководители федеральных государственных учреждений здравоохранения, руководители федеральных информационных агентств, научно-исследовательских, образовательных и просветительских учреждений. В короткие сроки Саратовское региональное отделение «Зеленых» стало одним из самых сильных и дееспособных в стране (руководитель В. Коврегин). Таким образом, деятельность независимых экологических движений в России в настоящее время направлена в сторону умеренной политизации, что позволяет объединить усилия государства и общества для решения социально-экологических проблем.
Вопрос №
Вопрос №
Межгосударственное сотрудничество в сфере экологической безопасности осуществляется в рамках деятельности ряда международных организаций. В зависимости от характера и направлений деятельности, целей и задач их можно дифференцировать по нескольким группам:
Вопрос №
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 665; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |