Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дети с врожденной (ранней) глухотой и последующей потерей зрения




Детская или подростковая слепоглухонемота.

Дети с врожденной или ранней слепоглухонемотой.

Проблема: социальное воспитание и обучение. Психическое развитие возможно только в специально организованных условиях. У слепоглухих детей отсутствует ориентировочно-поисковый рефлекс. Нет никакого контакта с окружающими. Единственно возможный контакт - осязательный. Необходимо добиться от ребенка осязания предметов. Научить ребенка использовать предметы для удовлетворения своих потребностей.

1 этап - выработка навыков самообслуживания.

2 этап - удовлетворение нужд в самостоятельной человеческой д-ти; развитие активности и самостоятельности в действиях, развитие средств общения; попытка овладеть самыми простыми жестами. Через жесты слепоглухой осмысливает средства общения и функции предметов.

3 этап — жесты заменяются дактилологией (производство слов по средствам пальцев). Для закрепления значения слова - дается хорошо известный жест и подкрепляется дактильной речью. Потом жест убирается. Когда слепоглухой осознает структурный состав слов дактильно, происходит знакомство с другими шрифтами (Брайль, на ладони). Слепоглухой переводит естественные движения, обозначающие предметы в условные обозначения в виде дактильных знаков, брайлевских букв. Начинают ставить звуки. Необходимо овладение словесным языком, который позволяет включать мыслительную д-ть по отношению к обобщенности предметов. Первичные представления - на базе чувств, вторичные - мышление и контакт с окружающими зрячеслышащими людьми.

Проблема: продолжение развития того, что приобрел до потери зрения и слуха. В полной изоляции происходит распад психики и деградация. Огромные изменения психики - перестройка сенсорных навыков и жизни в целом. Чем позже наступает слепоглухонемота, тем прочнее представления, полученные до нее.

Детская слепоглухонемота:

1. Сенсорные изменения в организме происходят легче.

2. Возможность возобновления речевого общения небольшая, но осуществимая.

Подростковая:

1. Большая сложность перестройки сенсорной системы на осязание.

2. Серьезные изменения в эмоционально-волевой сфере.

3. Речевое развитие значительно ниже. Иногда может отсутствовать.

Слепоглухой подросток длительное время считает себя зрячеслышащим, и из-за мыслей, расходящихся с реальностью, может возникнуть шоковое состояние. Надо вывести из шока и обучать оживлению чувственной основы образа.

Проводить коррекционную работу сложно, так как глухие изолированы, общаются с такими же жестовиками, потеря зрения влечет двойную изоляцию. Поздняя потеря зрения - проблемы перехода к тактильно-визуальному контакту, проблема общения и языка. Чем старше человек, тем сложнее. Активность ослепшего можно восстановить.

Трудности:

1. невозможность общаться с говорящими зрячеслышащими.

2. невозможность быстро перестроить контакт с миром.

3. ограниченность доступа слепоглухих ко всем видам информации зрячеслышащих.

4. кризисное состояние приводит к нарушению психического развития.

 

21. Ранний детский аутизм. Особенности психического развития ребенка с РДА.

РДА возникает в детстве по неизвестным причинам (3-6 детей на 10 тыс), возможно обусловлено диффузными страхами окружающего. Ребенок полноценен в умственном плане, может иметь высокий интеллектуальный уровень, но имеет нарушенные способы коммуникации - практически не использует речь для общения, но владение речью не нарушено. Особенность эмоциональной сферы - нет эмпатии, холодность. Детей можно выровнять специальными методами, занимаясь с ними в течение ряда лет. Детей характеризует наличие эмоциональных нарушений и искаженное мышление – пользуется не обобщенным социальным опытом, а собственными выводами, обобщениями.

Характерна стериотипность. Чтобы поднять жизненный тонус и заглушить дискомфорт, дети часто пользуются компенсаторными аутостимуляциями (однообразные движения, раскачивания). При попытках вовлечь во взаимодействие, заметно возрастание тревоги, неуверенности, напряженности, усиление аутостимуляций. Задерживается формирование навыков самообслуживания, освоение обычных, необходимых в жизни действий с предметами.
В развитии восприятия - нарушения ориентировки в пространстве и времени, искажения целостной картины реального мира и вычленение отдельных, значимых для ребенка ощущений, звуков, красок, форм.
Речь не используется (недостаточно используется) в коммуникативных целях. Темпы развития речи неравномерны и асинхронны. Речь отличает негибкость, производит впечатление штампованности. Характерно отсроченное, повторение услышанной где-либо фразы вне связи с реальной ситуацией, аграмматизмы в речи.
Отношение к окружающему разворачивается в замедленном и асинхронном виде: отношение к миру предметов, выделение человека из мира предметов, отношение к другому человеку как к субъекту и идентификация себя как личности. Ребенок может застрять на каком-то из этапов.

В развитии мышления - трудности произвольного обучения, целенаправленного разрешения возникающих задач, сложности символизации, переносе навыков из одной ситуации в другую, трудности в обобщении, одноплановость, буквальность трактовок происходящего.
Проблемы в поведении - активный негативизм, под которым понимается отказ от совместной д-ти, обучения. Это может сопровождаться усилением аутостимуляций, физическим сопротивлением, агрессией, самоагрессией, большим уходом в себя. Огромная проблема - страхи ребенка, возможно непонятные окружающим, т.к. связаны с особой сенсорной ранимостью (боязнь шума воды, темноты или яркого света, закрытых дверей, одежды с высоким воротом). Страх может быть причиной агрессии, которая направлена против всего мира, её взрывы могут быть интенсивными и разрушительными. Крайним проявление отчаяния -самоагрессия, представляет реальную угрозу жизни и здоровью ребенка.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 388; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.