КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Скандинавская национальная идея — институиионализаиия скандинавизма
РЕЗЮМЕ
Психоаналитическая теория Фрейда представляет собой пример психодинамического подхода к изучению поведения человека. Теория считает поведение человека полностью детерминированным, зависимым от внутренних психологических конфликтов. Также эта теория рассматривает человека как целое, т.е. с точки зрения холизма, так как была основана на клиническом методе. Из анализа теории следует, что Фрейд больше чем другие психологи, был привержен к идее неизменяемости. Он был убежден, что личность взрослого формируется из опыта раннего детства. С его точки зрения изменения, происходящие изменения в поведении взрослого человека неглубинные и не затрагивают изменения структуры личности. Считая, что ощущение и восприятие человеком окружающего мира является чисто индивидуальным субъективным, Фрейд предположил что, поведение человека регулируется стремлением редуцировать неприятное возбуждение, возникающее на уровне организма при возникновении внешнего раздражителя. Мотивация человека, согласно Фрейду, основана на гемеостазе. И так как он считал, что поведение человека полностью детерминировано, то это дает возможность полностью исследовать его с помощью науки. Теория личности Фрейда послужила основой для психоаналитической терапии, успешно применяемой в настоящее время.
ЛИТЕРАТУРА 1. Л.Хъелл, Д.Зиглер “Теория личности” 1997 стр. 106-153 С-Пр. 2. З.Фрейд. Лекции по психоанализу. Лекция 31.стр.334-349 М. 3. Хрестоматия по истории психологии. Из-во МГУ.1980.стр. 184-188З. 4. З.Фрейд “ Я и ОНО” 5. Brown,J. Freud and Postfreudians. London: Penguin, 1961 пер. с анг. Дерябин А.А., 1993 Человеческая цивилизация покоится на одном общем постулате: Я=Я — на самосознании человека. Не будь его, мы бы так никогда и не сошли бы с деревьев. Сознание людей является определяющим по отношению к формам культуры — общего понятия цивилизации. Понятия достаточно сложного, ибо слова, которые их обозначают, имеют во многом функциональное значение: направлены на то, чтобы что-то обозначать, но не обозначают что-то непосредственно сами. Поэтому под цивилизацией, культурой удобнее всего (для целей настоящего пособия) понимать отношение субъектов политической общности (политсисте-мы, всего общества в целом) к самим себе и окружающему миру. Однако это общее определение мы можем сузить по его объекту, но не носителю его, который, как нетрудно догадаться, есть сам субъект — человек политический (homo politicus). Тогда суженное понятие могло бы звучать следующим образом: культура, цивилизация — особый тип гуманизма. Понятие тавтологичное, что помогает его толковать. Легче всего его, казалось бы, выводить от латинского “homo”, увязывая толкование с понятием “человечности” и известных постулатов “Ессе Homo” и “Homo sum; humani nihil a me alienum puto”. Однако истинное понимание гуманизма, как подсказывает нам А. Ф.Лосев, следует искать в слове humus, обозначающем перегнивший слой и—от этого — плодородную почву. Гуманизм, таким образом, станет наиболее благоприятной для развития культуры, для раскрытия человеком своей сущности атмосферой. Соответственно, в политическом анализе, в отличие, например, от анализа историка культуры или искусства, исследователя интересуют сущностные стороны самого человека, влияющие на политику, прежде всего такое понятие, как власть. От этого человек в политическом анализе всегда рассматривается как homo politicus или political man, если вспомнить Сеймура Липсета и Лассуэлла. Но одновременно с этим мы должны подчеркнуть, что не имеем в виду исследовательский аппарат бихевиористов. В данной связи нас в значительной степени интересуют общие сферы деятельности человека, формализованные в трудах прошлых поколений, и через формализацию влияющие на жизнь ныне живущих. У одного средневекового схоласта, Пьера из Блуа, на этот счет есть очень хорошая мысль. “Мы, — сказал он как-то, имея в виду своих современников, — подобны карликам, стоящим на плечах гигантов; тем, что мы видим дальше них, мы целиком обязаны им”. Так же и в политическом анализе. Нам важно не просто вскрыть содержание политически значимого действия, препарировав его на составляющие элементы, но и выяснить, чем оно было вызвано, на что нацелено, и как этим действием возможно управлять. Поэтому интерес вызывают, в первую очередь, общие сферы деятельности человека: религия, философия, литература, искусство — словом, то, в чем человек, как показывает практика, оставляет наиболее неповторимый след. Значит ли это, что скандинавизм как политический и идеологический комплекс идей мы можем определять в качестве особой разновидности гуманизма — как “северный” гуманизм? Можем и должны, при этом сделав уточнения идеологического порядка. Северным гуманизмом называется в истории культуры явление, пережитое странами срединной Европы (Mittel Europa), расположенными к северу от Альп, в период, который приблизительно ограничен концом Кватроченто и всей эпохой Чинквечен-то. Северное Возрождение, Высокое Возрождение, эпоха пламенеющей готики и т.п. — все это термины, которые входят в понятие термина “северный гуманизм”, расшифровывают и дополняют его. Поэтому, чтобы избежать терминологической путаницы, мы особо подчеркиваем, что употребляемый в настоящем пособии термин “северный гуманизм” имеет более узкую временную границу — с начала XIX в. — и охватывает факты культуры хотя и имеющие, несомненно, отношение к Ренессансу (например, скульптура Торвальдсена есть возрождение античного ордера, но в среднеевропейском окружении), но свидетельствующие о географически и национально более узком культурном мире. При этом мы одновременно подчеркиваем, что понятие “северный гуманизм” употребляется с целью раскрыть его общеполитическое значение и роль в политической системе Скандинавии и Финляндии. Человек не мыслит себя вне социальной среды — эта общая мысль, однако, становится более содержательной, когда к понятию “социальной среды” начинают добавлять разные определения как предикаты к субъекту суждения в логике. Понятно тогда, что самым первым добавочным определением будет географический предикат, если более точно, — национальный. Отдавая себе отчет, что понятия “нация”, “национальный” и производные от них обладают всеми свойствами многозначности, мы тем не менее вынуждены будем ими пользоваться, поскольку именно эта характерная черта каждого отдельного человека дает о себе знать в его поведении, в политической сфере в первую очередь. В этой связи “скандинавизм” представляет собой достаточно сложный комплекс явлений (культуры в первую очередь), позволяющих отличать жителей европейского Севера от всех остальных. Можем ли мы также ставить знак равенства между понятием “северного гуманизма”, введенным нами выше, и понятием “скандинавизма”, о котором речь идет сейчас? Очевидно, можем, так как несомненно, что каждый народ привносит что-то свое в общечеловеческое понимание извечных проблем, стоящих перед человечеством как единым собирательным понятием. Ясно в то же время, что такое сравнение будет страдать достаточной долей условности, поскольку высшие формы абстракции, о которых идет речь, существуют только в мире идей, в том мире, о котором мы знаем из уст Платона. Тогда с исторической точки зрения под скандинавизмом мы должны будем рассматривать в первую очередь общие явления в политической жизни северных стран, характерные только для них или только у них получившие наиболее интенсивные формы своего бытия. Известно, что “скандинавизм” (skandinavismen) зародился в 30-е годы прошлого столетия в Дании и получил наибольшее развитие десятилетием позже на знаменитых студенческих съездах. Важно также отметить, что это идеологическое течение явилось ответом скандинавов на панславизм и пангерманизм, получивших свое развитие на европейском континенте несколько раньше. Изначально скандинавизм был программой культурного сближения стран, близких по языку, но уже тогда в движении присутствовал определенный политический подтекст — на юге от Скандинавии объединялись Италия и Германия. Опаснее всего было именно объединение Германии, так как она сразу же вмешалась в датские дела, возбудив шлезвиг-гольштейнский вопрос. Не стоит упускать из виду и более глубокие исторические корни этой программы. Известно, что противостояние севера Европы и его юга восходит к временам викингов, когда вся Европа возносила молитву: А furore Normannorum libere nos, Domine (Господи, освободи нас от ярости норманнов). Известны также и факты более позднего противостояния Скандинавии германским императорам, не ускользнувшие от внимания Саксона Грамматика и изложенные в его “Gesta Dannorum”. В самом начале это было разнородное движение как по своей теоретической, так и практической подоплеке. В теоретическом плане скандинавизм был частной формой общеевропейского течения мысли и носил ярко выраженные черты панцентризма и прогрессизма. Европа объявлялась колыбелью человеческой цивилизации (хотя это не так) и родиной самой плодовитой и развитой ее формы (хотя и это совершенно не так). Следовательно, если Европа есть пуп земли, то она должна получить более ясные с политической точки зрения доказательства этому. Отсюда проекты панЕвропы, появившиеся в XIX столетии, но реализующиеся только сейчас. И здесь не можем не сослаться на общеизвестные исторические обстоятельства: сегодняшнее объединение Европы — это не есть нечто своеобразное, а только лишь повторение тех форм, которые Европа имела в империи Карла Великого и позже в Respublica Christiana римских князей церкви. Скандинавы поэтому попытались на своем, местном, уровне повторить общеевропейское течение, которое у них вышло в виде “смеси старой философии космополитизма и естественнонаучного предметного реализма”20. Естественно-научного потому, что существует рациональная предпосылка к оправданию любых форм объединения — вместе нас больше, мы сильнее, нам легче решать проблемы. Однако в практических своих формах скандинавизм сразу натолкнулся на серьезные противоречия, решить которые скандинавы так и не смогли. В общем виде этих противоречий было два: (1) скандинавизм как частная форма более общей формы панъевропеизма не имел шансов устоять перед заманчивостью форм большого европейского дома, (2) в рамках скандинавизма каждая скандинавская страна пыталась решить свои узконацио-нальные задачи: Дания — противостоять Пруссии, а потом Германии в вопросе Шлезвиг-Гольштейна (кстати, переживания по этому поводу сохраняются до сих пор), Норвегия — отстоять независимость от Швеции (что ей удалось), Швеция — отторгнуть Финляндию от России. По мере решения своих узкопартикуляр-ных задач или их крушения общескандинавская идея неизбежно должна была бы гаснуть перед все возрастающей мощью всеев-ропейской идеи, так это и произошло, но не в полной мере. Временная тесная связь перед решением совместными усилиями общих и узких задач дала жизнь унификации национальных правовых систем, общих институтов регионального сотрудничества (прежде всего в рамках Северного Совета), некоторых общих направлений в общественных науках (например, так называемое Indvandringslaeren), одинаковые формы становления наиболее значимых субъектов политического процесса. Последнее очень важно для настоящего анализа, поскольку однотипность политических систем стран Северной Европы не является случайным совпадением. Скандинавизм получил второе дыхание, будучи рациональным по своей сути движением. Так, послевоенное развитие этих стран проходило под одним и тем же лозунгом “стран третьего пути” (undelvagsland). Традиционно считается, что основные положения этой идеологии были выработаны шведами, однако вряд ли это так, поскольку сами шведы признают наличие общескандинавского вклада в развитие понятия северной модели экономики и государства2!. Насколько уязвленное чувство национального самолюбия было движущей силой при этом — это вопрос достаточно сложный, но несомненно, что, развиваясь по собственному пути, северные страны действительно укрепляли свой престиж в международных отношениях. Достигнув этой задачи, можно было и не сдавать свой последний бастион — не участвовать в Европейском Союзе, однако смеем думать, что задняя мысль о троянском коне в евро--пейских делах была не самой последней при вступлении этих стран в орбиту влияния Франции и Германии. Хорошей иллюстрацией к только что сказанному может послужить известный скандал, разразившийся в связи с последним избранием нового генсека НАТО. Во время существования СССР Дания все время подчеркивала свое особое отношение к тем или иным программам блока, за что получила прозвище fodnoteland — “страна оговорок”, но после развала СССР несколько изменила свою позицию. Во всяком случае датчане в противовес, например, Франции выступают против идеи создания общеевропейских вооруженных сил и усиления роли Западноевропейского союза в улаживании конфликтов, подобных косовскому, в обход НАТО и, в первую очередь, США. Как выразился эксперт по международным конфликтам Копенгагенского университета Петер Вигго Якобсен, “малой стране гораздо приятнее быть зависимой от одной крупной державы, находящейся далеко, нежели от нескольких, находящихся рядом, таких как Германия, Великобритания и Франция”22. Впрочем, такая позиция уже стоила Дании возможности получить политика действительно мировой известности, такого как Гру Харлем Брутланд или Улоф Пальме, ведь бывший председатель Венстре Уффе Эллеман Йенсен был весьма реальным кандидатом на пост генсека НАТО, однако против проат-лантических устремлений датчан выступила Франция, которая предпочла иметь на этом посту “своего” человека, каковым и оказался Хавьер Солана. Следовательно, скандинавизм, лишившись до этого всех своих основных задач, выполнив их или потерпев фиаско, должен был модифицироваться или исчезнуть насовсем. Здесь мы можем опираться только на весьма ограниченный круг фактов. Сегодня в Скандинавии понятие “скандинавизма” не пользуется популярностью, в частности, и по идеологическим причинам. Финны не являются скандинавами, тем не менее рассматриваются в геополитическом ракурсе скандинавами как часть их orbis ten-arum, в этой связи в Скандинавии предпочитают уже говорить о северной модели или северном образе жизни. Не случайно поэтому свою региональную организацию они назвали не Скандинавским, а Северным Советом (1952 г.). Однако мы продолжаем утверждать, что старый скандинавизм как понятие общего, но на узкорегио-нальном уровне, продолжает жить в форме некоторых общих идеологических установок, обслуживающих прежде всего политический процесс. Общее, что выделяет северные страны, — это их политическая система, пропитанная духом северного гуманизма — духом среды, предоставляющей скандинаву те возможности развития его собственной личности, которые для краткости мы могли бы определить как идеологию скандинавского корпоративного человека. * * * Скандинавы, проживающие на отшибе Европы, сумели превратить недостаток своего положения в преимущество. Чрезвычайная малочисленность населения, социальная мобильность ее граждан, приближенность населения к власти напоминает отчасти полисное устройство древних среднеземноморских государств. Во всяком случае, практически все учебники для средней школы по политической системе в Скандинавии построены на обсуждении одной темы — общего блага для всех граждан. Государство при этом объявляется инструментом, регулирующим процесс накопления и потребления этого общего блага, олицетворенного не в виде массы товаров, как считал Маркс, а в виде социальных возможностей реализации себя средним человеком. Государство призывается формировать эту возможность, иными словами, государство не создает благо, оно создает условия для его создания, оно не лепит модель поведения, но способствует образованию социальных механизмов, которые предоставлены выбору человека для реализации собственных предпочтений. Структурно государство от этого изменяется. Происходит своеобразная диффузия власти и поэтому изменение государственного строя, что отражается не только в появлении новых органов и наделении старых органов новыми функциональными возможностями, но и в появлении новых принципов взаимоотношения органов между собой, с одной стороны, а с другой — в их более приближенном отношение к индивиду. Государство-Левиафан во многом начинает утрачивать свои контуры и растворяется в гражданском обществе. В государственной власти начинают сказываться тенденции на ее смягчение, это уже не патримониальная власть и не власть короля-философа на троне, но и не власть laissez-faire. Власть перестает определяться по своему источнику, она определяется своей формой. Власть просто входит в определенные обществом легальные рамки, которые ее структурируют и тем самым сдерживают. Далее, власть теряет свою персонификацию в соответствии с невозможностью определения ее по источнику: она [власть] больше не продукт воли харизматической личности — она общественный продукт, производимый и потребляемый обществом. Следовательно, власть и ее отправление рутинизируется и формализуется — она поддается формальному исчислению и предугадыванию и, следовательно, становится контролируемой со стороны подвластных. Власть становится отношением двусторонним, поскольку субъекты его находятся в приблизительно равных весовых категориях. Перед нами возникают контуры особого корпоративного государства: норм, регулирующих его деятельность, вы не найдете ни в одном конституционном акте — они все находятся в господствующей в данном обществе идеологии. Удобнее всего эту господствующую скандинавскую идеологию называть “корпоративным духом”. Парадокс заключается в том, что формально государство заинтересовано в подобной ситуации. Корпоративный дух поддается верификации и контролю со стороны властвующих субъектов корпоративного государства. Но поскольку власть в таком обществе становится уделом не только государства, но и людей, получающих ее через создаваемые ими организации-корпорации, то носителем власти, а с ней и корпоративного духа оказывается в таком обществе человек. Особый корпоративный человек. Попытаемся определить, в чем его особенность. Этот вопрос аналогичен в некотором роде вопросу, в чем особенность состояния человека в праве и государстве. Самое первое, что бросается в глаза, это принцип nole me tangere — никто не смеет меня трогать — в этом принципе провозглашается, по мнению Л.И.Петражицкого23, децентрализация права, иными словами, дуализм права, разделяемого на объективное и субъективное право. Подобный дуализм определяется одним противоречием, с которым связано и положение субъекта: право с помощью давления (насилия) пытается провести разделение и соединение своего предмета (объекта и субъекта) одновременно в одних и тех же пространственных рамках. С помощью одного типа институцио-нализируемого действия право пытается осуществить два совершенно противоположных действия. Поясним. Человек в скандинавском обществе является членом государственного общежития. Он как гражданин является объектом властвования государства, но вместе с тем и само государство является объектом властных действий гражданина, например, во время выборов или референдума. Это самый легкий и простой пример, на самом деле вся сфера государственного управления, политики построена на подобном дуализме или противоречии. Со времен Гегеля известно, что правовой акт как таковой является уделом неправа (das Unrecht). Причем у Гегеля слово “неправо” служит в основном обозначением факта отрицания права в некоем акте, полагающем себя в качестве всеобщего и становящегося тем самым только видимостью права, но лишь для того, кто это полагает, — для судьи с самого начала такой акт будет преступным. Но, с другой стороны, является очевидным, что не всякий правовой акт будет неправом. В громадном большинстве случаев дело обстоит как раз наоборот. Следовательно, в основу должно быть положено нечто объективное, самодовлеющее, являющее собой противовес насилию внешнего мира. Это самодовлеющее мы видим в категории абстрактного права, вернее, мы бы поправили здесь Гегеля и отметили: не абстрактного права, а, точнее, его абстрактности. В то же время подобного рода процесс осуществляется не на пустом месте. Характерно, что соблазн объяснить всегда означает желание впасть в апологию своего собственного знания. Подобного рода разделенность права неизбежно ведет к возникновению позитивизма в нем и потом в собственных действиях в окружающем мире его [права] субъекта. Такой субъект переносит апологию своего знания с себя самого, со своего внутреннего мира в мир внешний. Для него становится необходимым обоснование насилия и разделенное™ в преследовании этими методами своих целей. В этом как раз и заключается petra scandali — потребность отчуждения человеком от своей сущности крайне необходимой для нее же самой черты сопричастности человека окружающему миру. В противном случае человек впадает в безудержный солипсизм, когда он знает не объективный, а субъективный мир — самого себя, тоталитарно ограничивая поле своего знания формального противоречия собственного “Я” окружающему миру. Поэтому-то и возникают теории, объясняющие (совершенно ложно) существование права как отдельного от человека феномена. Однако даже в безнадежном солипсизме есть выход, если его рассматривать только лишь как первый шаг сознания. Такое сознание есть пока еще знание, пребывающее в виде “кажущейся бездеятельности, которая только рассматривает, как различенное движется в себе самом и как оно возвращается в свое единство”24. Иными словами, сознание не знает еще своего предела, его основой является воля, воля ни чем не ограниченная. Ограничение может быть двоякое — становление препятствия чисто внешнего и становление препятствия в виде самого себя. И в том и в другом случае такое препятствие полагается как объективное, но во втором эта объективность определяет саму себя, то есть — это уже самосознающая воля, то есть свобода. Самосознающей воля может стать только в человеке, при этом не в автономном, а в зависимом — ему необходимо опредметить свою сущность, поскольку один человек, оторванный от всех реальных социальных связей, есть на самом деле человек в себе. Следовательно, человек сознается как реальный субъект живого действия и одновременно как объект этого же самого действия, следовательно, совмещает в себе право, если он субъект самого себя (субъект как таковой), и инструмент — если он способ для самого себя (субъект или элемент правоотношения). Тогда никто не станет спорить, что право в настоящем смысле есть право становящееся, такое право m statu nascendi есть негативная воля или воля, познавшая свое отрицание, — то есть разум. Поэтому человек не может быть автономен, и право как таковое начинает исповедовать не просто noli me tangere, но nemo me impune lacessit (никто не смеет тронуть меня безнаказанно); человек начинает соотноситься в каких-то своих особенностях, чертах родового или индивидуального своего существа с той или иной социальной действительностью. Человек становится не просто абстрактным человеком (homo), он становится каким-то человеком: homo oeconomicus, homo cogens, homo corporativus, наконец. Первый шаг, который должен сделать человек, чтобы превратиться из живого человека в абстрактного — это шаг к отказу от чего-то в своей сущности. Таков фундаментальный постулат, положенные Максом Вебером в основу его классификации категории человека25. Поэтому общей сверххарактерной чертой абстрактного человека является его негативность. Результатом такой негативное™ будет упрощение желаний и интересов человека, в результате жизнь индивида поддается стандартизации. Скандинавский корпоративный человек — точно такая же категория, как и абстрактный и конкретный человек в праве. Такой homo cogens, по определению русского юриста И.А.Покровского26, является для законодателя единственным представителем определенного набора интересов, защищенных законом. В нашем же случае со скандинавскими странами мы получаем, помимо репрессивного давления, заставляющего скандинавского homo cogens выбирать только строго дифференцированные цели, еще и формирование этих целей со стороны не его, homo cogens, лица. Это могут быть организации, являющиеся, по образному выражению одного шведского государствоведа, “школой для предстоящей работы граждан в государственных и коммунальных органах”27. Выше мы уже отмечали тенденцию на сращивание государства с корпорациями — этими школами жизни. Можно теперь с полной уверенностью повторить этот тезис и сказать, что в Скандинавии управление обществом происходит под контролем дуалистического аппарата: государства и корпораций. Иногда случаются конфликты, но они обречены на разрешение, поскольку стороны, участвующие в них, исповедуют одну веру, одну идеологию. Другим кирпичом в фундаменте идеологии корпоративного человека, носителя подобного рода сращивания, симбиоза и антагонизма одновременно, является цель государственной политики, состоящая в интервенционизме, использующем для этого государство. Скандинавы, вернее скандинавские социал-демократы, превратили общественный сектор в Скандинавии в инструмент социализации собственности посредством социализации инструментов управления ею — они социализировали власть. Как отмечал шведский юрист Э.Аннерс, “право частной собственности на предприятия оказалось зажатым между правительством, осуществляющим контроль за инвестициями и регистрацией этих предприятий, представителями государства в правлениях больших компаний, рабочих фондов (с правом выкупа акций), с одной стороны, и мощным давлением объединенных профсоюзов — с другой”28. В обществе в результате возникает особая духовная среда, которая путем многократного воспроизведения людьми в их поведении переходит в вербальные формы (вспомним Сейерстедта!), пытающиеся выполнять идеологические функции, — это стало в значительной степени содержанием общественной морали на Севере Европы, нормы которой соблюдаются членами общества всегда строже, чем нормы права, уже хотя бы потому, что нормы морали всегда императивны, санкция за их нарушение всегда безвозвратна, амнистию же коррумпированному чиновнику никогда, никто и ни за что здесь не даст. Такой корпоративный дух поддается контролю и формируется рациональными действиями властвующих субъектов корпоративного государства. В море фактов, порожденных этим духом, неизбежно выявление общего, среднего, типа носителей этого корпоративного духа — абстрактной категории корпоративного человека по аналогии с категорией рыночного духа или его сути — homo oeconomicus. Таким образом, мы можем сформулировать несколько ведущих направлений идеологии скандинавского корпоративного человека: (1) Самой существенной чертой человека является рационализм, усиленно культивируемый протестантизмом и превращенный им в разновидность суеверного культа индивидуализма. (2) Человек включен здесь в жесткие рамки ориентации, предписанных сверху, кроме того, сама структура общества является зеркальным отражением таких ориентации, то есть они получают санкцию закона, становясь тем самым его частью, право подвергается деформации — оно живет в ногу с человеком, но, подчеркнем еще раз, только в ногу с определенным homo oeconomicus или homo cogens. (3) У скандинавского корпоративного человека сильно чувство общего, то есть одинакового со всеми остальными индивидуумами восприятия действительности, к тому же задача развития этого чувства облегчается наличием в Скандинавии этнически однородного населения. (4) Над сознанием человека господствует иллюзия возможности достижения целей, поставленных им перед собой, что детерминировано укрупнением элементов общества, то есть наличием в нем корпораций, причем скандинавская традиция это только приветствует. (5) В человеке здесь сильно развита потребность в общении, готовность к консенсуальной форме его. Впрочем, это одна из общих черт любого корпоративного общества, просто при тоталитаризме такой консенсус обеспечивается тотальным принуждением. Неспособность к консенсуальному общению может повлечь за собой в Скандинавии обвинение в экстремизме. А его в Скандинавии очень не любят29. (6) Пожалуй, можно также выделить высокие инструментальные навыки скандинавского корпоративного человека в качестве его отличительной черты. Он никогда не станет добиваться чего-то непосредственно сам, он обязательно будет использовать корпорацию или демонстрацию (toget), в которой и будет реализовывать свои цели. Практически немыслимо, чтобы он выступал где-то, что называется, in personae. Переговоры (forhandlinger) являются одной из специфических разновидностей таких инструментов. Не случайно сами скандинавские политологи очень скрупулезно разрабатывают методику проведения подобных переговоров и подробно описывают состояние и динамику развития такого общества. “Мы определяем консенсуальную экономику (forhandlingsokononu) как общество, в котором существенная часть решений по распределению и накоплению ресурсов принимается через институционализированные формы переговоров между рядом самостоятельных силовых центров: государством, организациями и предприятиями, которые посредством институциональных рамок и дискурсивных процессов развивают общее взаимопонимание в переговорной игре, способствуя тем самым нахождению компромиссов”30. В этом заключается также неформальная сторона диффузии власти. (7) У скандинавского корпоративного человека явно социал-демократическое прошлое и настоящее. В будущем он, очевидно, таким и останется, хотя формально социал-демократам сейчас нелегко — они терпят поражение за поражением. Новое поколение скандинавов воспринимает свой высокий уровень жизни как должное, поэтому позволяет себе либеральные заблуждения. Вопрос в том, насколько быстро оно вспомнит о своем истинном лице.
1 Прежде всего, это наш знаменитый теоретик анархизма М.А.Бакунин, которому приходилось выслушивать от Маркса в свой адрес самые грязные обвинения; А-И.Герцен также обращал внимание на несостоятельность некоторых положений марксистской теории; и, наконец, стоит упомянуть статью известного, правда, только за рубежом, русского историка Н.Ульянова “Замолчанный Маркс” — впервые в СССР статья была опубликована в ж. “Москва”, 1990, № 10; безусловно, стоит также назвать и статью отца Сергия Булгакова “Карл Маркс как религиозный тип” в кн. Философия хозяйства. М., 1990. 2 Н-Ленин. “Великий почин”. Сочинения (2-ое изд.). Т. XXIV, М.—Л., 1932. С. 337. 3 См., например, сравнительную таблицу взглядов ученых на классы от Платона до Каутского: Сорокин П.А. Система социологии. Т. 2. Птг., 1920. С. 284-287. 4 Сорокин П.А- Человек, цивилизация, общество. М., 1992. С. 302. 5 Сорокин П.А. Указ. соч. С. 303. Для Скандинавии, например, вывод подтверждается анализом шведского социолога и политолога Йорана Тер-борна, который вынужден ввести понятие “класса в широком смысле”, чтобы справиться с растущим расслоением традиционных классов в современной Швеции. См.: Therbom J. Klasstrukturen i Sverige, 1930—1980. Arbete, kapital och patriarkat. Lund, 1981. S. 35—36; 46. 6 Сорокин П.А. Указ. соч. С. 334. 7 “Конечная или бесконечная совокупность объектов, выделенная по общему ддя них признаку (свойству или отношению), мыслимая как нечто целое”. Горский Д.П., Ивин А.А., Никифоров А.Л. Краткий словарь по логике. М., 1991. С. 77. 8 Jansson J.-M. Politikens teori. S. 90. Jansson J.-M. Op. cit. S. 95—96. 9 Israel I. Sociologi. Del. 1. S. 13. 10 Israel I. Op. cit. Del. 2. S. 137. 11 Svensk samhallsstruktyr i sociologisk belysning / Dahlstrom E. red. Stockholm, 1959. S. 92. 12 Israel I. Op. cit. Del. 2. S. 195. Мысль сама по себе достаточно верная, в художественной литературе — это один из приемов показать читателям социальное происхождение героев: например, пьеса Б.Шоу “Пигмалион”, как представляется, может послужить лучшей иллюстрацией. Для нашего общества, правда, это не столь актуально (как было до революции), хотя над Горбачевым за его южнорусский акцент и безграмотные обороты речи всегда смеялись. Из новых политиков характерны Ельцин с его словами-паразитами и Черномырдин, который, когда перестает за собой следить, становится понятным только для самого себя, — это все показатель на самом деле убогости нашей отечественной элиты. В Англии или, например, в США, не говоря уже о Скандинавии, такие вещи не прощаются. 13 См.: Hansen А-М. Norsk Folkepsykologi. Kristiania, 1899. S. 51—52, особенно стр. 53 и 57, где автор приводит и интерпретирует весьма интересные факты. 14 Hansen А.М. Ор. cit. S. 34. 15 Ibid. S. 45. 16 Hansen А.М. Ор. cit. S. 67. 17 Rokkan S. Stat, nasjon, klasse. S. 137—138. 18 Rokkan S. Op. cit. S. 212. 19 Мы особо хотим подчеркнуть методологическую зависимость Терборна от Маркса, а не от Маннхейма. Для последнего идеология представляется явлением производным от политики: “Понятие идеологии отражает одно открытие, возникшее из политического конфликта, а именно, что правящие группы могут становиться в своем мышлении настолько заинтересованными в ситуации, что оказываются не в состоянии распознать определенные факты, способные, в свою очередь, подорвать их чувство превосходства. Слово “идеология” выражает убеждение, что в определенных ситуациях коллективное бессознательное известных групп скрывает действительное положение дел в обществе как от них самих, так и от других, стабилизируя его тем самым”. Mannheim К. Ideology and Utopia. P. 36. Идеология становится неверным фактом объяснения, дающим, однако, верное представление. Понятно, если вспомнить Маркса, для которого любое классовое сознание абсолютно неверно, поскольку искажает действительность, но тем не менее помогающее эту действительность перестраивать на основе относительной своей истинности — той узкой части реальных фактов, вписывающихся в понятие классового интереса, — того, ради чего класс существует (класс-для-себя). 20 Sammess J. Patrioter, intelligens og skandinaver. Norske reaksjoner pa skandinavismen. Oslo, 1959. S. 3. 21 AdIer-Karlsson G. Funktionssosialism. Ett alternativ till kommunism och kapitalism. Stockholm, 1967. S. 11. 22 PoUtiken. 22.10.1998. 23 Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. Т. 2. СПб., 1909. С. 743. 24 Гегель Г.В.Ф. Феноменология Духа. Собр. соч. Т. IV. M., 1959. С. 432. 25 Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. М., 1990. С. 75. Для экономического человека в классификации М.Вебера характерен отказ от наслаждения в личном плане. В.Зомбарт, следуя в методологическом ключе за Вебером, приводит уже целую классификацию абстрактного человека по историческим периодам, вершиной которой является уже homo capitalisticus. См. его же: Буржуа. М., 1924. С. 190. Зомбарт очень верно подмечает негативность категории такого абстрактного человека, когда он из меры всех вещей — своеобразной гармонической совокупности интересов, характеризующих его как человека, превращается в мещанина, для интересов которого важны только две вещи: нажива и дело, business, как нынче модно стало выражаться в России. Наиболее глубоко категория абстрактного человека была проанализирована Г.Маркузе, чей анализ принимается нами за методическую основу при выведении категории скандинавского корпоративного человека: “В соответствии с репрессивностью норм свобода может превратиться во властный инструмент господства. Объем свободы, предпосланный индивиду, не является, таким образом, решающим фактором в определении степени человеческой свободы, но того, что может быть выбрано и что выбрано индивидом. Критерий свободного выбора никогда не может быть абсолютным, но также и полностью относительным. Свободный выбор хозяина не отменяет рабов и хозяев. Свободный выбор среди широкого ассортимента товаров и услуг не означает свободу, если эти товары и услуги поддерживают контроль над жизнью изнуренных и запуганных, то есть если он поддерживает отчуждение. Спонтанное воспроизводство наложенных друг на друга нужд индивида не устанавливает автономии; на самом деле здесь только испытывается действенность контроля”. Marcuse H. The One Dimentional Man. Studies in the sociology of advanced industrial societies. Boston, 1968. P. 7—8. 26 Покровский И.А. Абстрактный и конкретный человек перед лицом гражданского права. СПб., 1913. С. 9 и ел. 27 Herlitz N. Nordisk folkstyrelse. Stockholm, 1978. S. 20. 28 Anners E. Den socialdemokratiska maktapparaten. S. 9. 29 “В шведском обществе почти всегда предпочитают переговоры забастовкам, локаутам и другим силовым методам”, — отмечает Б.Фурокер, см. его: Stat och offentlig sektor. Stockholm, 1987. S. 13.
30 Stat og marked. S. 175.
Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1522; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |