Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие философской мысли в Молдавии




С самого своего возникновения философская мысль Молдовы носила религиозно-мифологический характер и не представляла что-то целостное. Оно было связано с процессами консолидации молдавского феодального государства, с социально-экономическими, политическими и культурными традициями и особенностями того времени. Первые философские идеи как таковые можно отметить в конце XV – начале XVI века в произведениях летописцев и ученых. Это были комментарии к религиозным книгам и поучения для каждого дня («Цветы даров» – 1620, «Поучения для каждого дня» – 1642, «Румынская книга воскресных поучений для всего года» – 1643, «Ответы на кальвинистский Катехизис» – 1645, «Житие святых» и др.). Литература, церковные хроники и летописи были носителями мировоззрения эпохи феодализма. Молдавские летописи включают письменные хроники Молдовы ХУ – ХУШ веков. В развитии молдавских летописей выделяют три периода.
^ Первый этап - это молдо-славянские хроники ХУ – XVI века. Эти хроники писались на старославянском языке церковными писарями по заданию правителей. Самая старая молдо-славянская хроника «Анналы двора Стефана Великого» не сохранилась в оригинале. Дошли до нас в различных доработках как «Анонимная летопись Молдовы» и два варианта «Летописи Путны», а также в виде внешней хроники, принадлежащие иностранным писарям «Молдо-германская хроника», «Молдо-польская хроника и «Молдо-русская хроника». Анналы были продолжены Макарием, Ефтимием и Азарием.
^ Второй этап – это ХУП век и включает летописи Г. Уреке и М. Костина. Они уже писались на румынском языке, не придерживались религиозных традиций, носили более светский характер. В них отражались надежды и чаяния народа, моменты борьбы за освобождение от турецкого ига. Соединяя народную речь с книжными элементами, летописцы XVII века способствовали существенному развитию литературного румынского языка. Хроники Г. Уреке и М. Костина являются апогеем молдавских летописей.
^ Третий этап относится к ХУШ веку и включает летописи И. Некульче, с одной стороны, и других известных и анонимных летописцев (Хроники Н. Костина, Анонимная хроника страны Молдовы 1661-1709 гг., Анонимная хроника Молдовы 1733-1774 гг. и др.). Ценность летописи И. Некульче обусловлены его литературным талантом и умением находить и выделять выдающихся личностей и знаменательных событий.
До ХУШ века философская мысль Молдовы развивалась преимущественно в устном творчестве. Она носила национально-патриотический и гуманистический характер. Отставала в своем развитии по сравнению с Европой на 2 – 3 столетия. Философия в Молдове развивалась вместе с религией, первые идеи находим в хрониках. Все виды духовной деятельности, культуры этого периода были проникнуты религиозным духом. Философская мысль этого периода также не были исключением. В ней преобладали как религиозные понятия, так и религиозный язык. Широкое распространение получили гуманистические идеи, которые носили патриотический характер. Молдавские гуманисты выступали за независимость страны, за освобождение от турецкого ига.
Проявлением гуманизма в общественно-политическом мышлении Молдовы XVII века было и неоаристотелизм. Сторонники этого течения выступали за отделение философии от теологии, за независимость разума от веры, намечая путь независимого развития науки и философии. Гуманизм проявился и в некоторых элементах светского взгляда на мир и человека, выражающие уверенность в способности индивида познать и преобразовать мир. История становится средством выражения политических идей, пробуждения гордости народа за свое боевое прошлое, за романское происхождение. Движимые интересами происхождения предков, молдавские летописцы усваивали гуманистическую культуру, изучали классическую историю, географию, филологию и философию.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1119; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.