КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Практика и ее роль в процессе познания
Диалектический характер процесса познания. Единство чувственного и рационального в познании; понятие общественного познания Диалектика процесса познания по отношению к взаимодействию объекта и субъекта идет от чувственного отражения действительности к логическому отражению и от него к практике. Чувственное отражение - слух, вкус, и т.д. Основные его формы: ощущение, восприятие, представление. Логическое отражение - способ познания действительности при помощи абстрактного мышления. Основные формы: понятие, суждение, умозаключение. Практика - это целенаправленная предметно-чувственная деятельность субъекта по преобразованию материальных систем. На практике осуществляется проверка результатов познания, теоретических обобщений и выводов, а также полученных новых фактических данных, переход к новому циклу познания. Диалектика процесса познания по отношению к объекту уточняет, как идет движение мысли вглубь объекта, к егооткрытым свойствам и отношениям. Мысль человека бесконечно углубляется от познания формы - к познанию содержания, от случайного - к необходимому, от явления - к сущности, от сущности первого порядка - к сущности второго порядка и т.д., бесконечно, к самой глубокой сущности - закону. Каждая из постигнутых сущностей выступает основой для познания сущности других предметов и явлений. Сущность выражает самые глубокие, внутренние, наиболее устойчивые и закономерные стороны бытия, она определяет основные черты, главное содержание и тенденции развития предмета. Явление характеризует внешнее, непосредственное обнаружение сущностей, способ ее проявления. Явление дается человеку в ощущениях, восприятиях,представлениях. Любой новый предмет предстает перед нами как совокупность явлений - внешних признаков (цвет, запах и т.д.). Сущность постигается посредством абстрактного мышления с использованием логических форм и методов. Углубление в сущность, движение к абсолютной истине не может завершиться окончательно, поскольку неисчерпаем любой объект познания, познавательные способности человека ограничены характеристиками его чувствования и интеллекта. Диалектика процесса познания по отношению к субъекту раскрывает смену форм познания. Соотношение конкретного и абстрактного развития знаний: познание от конкретного в действительности и ее чувственных образов идет к абстрактным понятиям и определениям и далее - от отдельных абстракций через их синтез восходит к конкретному в мысли. К теории, а затем снова - к практике. Это означает, что для более глубокого проникновения в объект необходимо временно уходить от него в область абстрактных образов. Таким образом, познание является сложным диалектическим процессом, осуществляемым в чувственных и логических формах на основе практики. Целью познания является обоснование истины. Познание осуществляется не только в формах чувственного и абстрактно - логических этапов, но также в формах иррационального постижения. Чувственное восприятие человеком конкретных, отдельных явлений, событий, фактов зависит от содержания понятий, а также от того, в какой мере, насколько полно содержание понятий освоено данным человеком. Следовательно, речь идет о зависимости чувственного опыта и восприятия от языка, от понятийного аппарата, используемого человеком в его практической и познавательной деятельности. Однако эта зависимость отнюдь не является односторонней. «Чувственность» и «рациональное мышление» нельзя рассматривать как некоторые якобы абсолютно самостоятельные, изолированные «способности» познающего человека. В реальном познании они находятся в единстве и взаимодействии. Более того, в их сложном взаимодействии обнаруживается два типа деятельности: во-первых, практическая деятельность в самом широком смысле слова, а во-вторых, деятельность, специально направленная на создание знаний, на продуцирование понятий, то есть теоретическая деятельность как особый вид умственного труда. При этом практическая деятельность, в ходе которой непрерывно возникает непосредственный контакт органов чувств с предметами и явлениями природы и общества, тесно связана с мышлением, с понятиями, а теоретическая деятельность проникнута чувственно-образными элементами и тысячью нитей связана со всеми формами практической деятельности. Значит, проблема «чувственности» и «мышления» реально существует как вопрос о специфике и противоречивом взаимодействии двух названных выше типов и уровней деятельности. Практика может быть определена как общественно-историческая, чувственно-предметная деятельность людей, направленная на познание и преобразование мира, на создание материальных и духовных ценностей, необходимых для функционирования общества. В процессе практики человек создает новую реальность – мир человеческой культуры, формирует новые условия своего существования, которые не даны ему природой в готовом виде. По своему содержанию и способу существования практика носит общественный характер.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 902; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |