Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Человек,общество,природа их взаимодействие




Еще несколько десятилетий назад реальная взаимосвязь между ними чаше всего носила весьма односторонний характер. Человечество только брало у природы, активно эксплуатировало ее запасы, беспечно считая, что природные богатства безграничны и вечны. В лучшем случае эта взаимосвязь была поэтичной: человек наслаждался красотой природы, призывал к уважению и любви к ней. В целом же дальше эмоциональных призывов человечество не шло. Понимание того, что значит природа для существования и развития общества, сформировано не было. Сегодня проблема взаимоотношений общества и природы из чисто теоретической переросла в остро злободневную, от решения которой зависит будущее человечества.

Единство и различие природы и общества

Между природным и общественным нет пропасти - общество остается частью более обширного целого - природы. Но каждое при этом обладает своей спецификой. Человек живет на Земле в пределах тонкой ее оболочки - географической среды. Она есть зона обитания человека и сфера приложения его сил. С самого своего возникновения человеческое общество измеряло окружающую среду, используя достижения предыдущих эпох, и, в свою очередь, как бы передает ее в наследство будущим поколениям, превращая богатство ресурсов природы в средства культурно-исторической жизни. Человек не только переместил в другие климатические условия различные виды растений и животных, но и изменил их. Воздействие общества на природу обуславливается развитием материального производства, науки и техники, общественных потребностей, а также характером общественных отношений. При этом, в силу нарастания степени воздействия общества на природу происходит расширение рамок географической среды и ускорение некоторых природных рамок географической среды. Если лишить современную географическую среду ее свойств, созданных трудом многих поколений и поставить современное общество в исходные природные условия, то оно не сможет существовать, ибо человек геохимически переделал мир и процесс этот уже необратим.

В свою очередь и географическая среда оказывает немаловажное влияние на развитие общества. Человеческая история - наглядный пример того, как условия среды и очертания поверхности планеты способствовали или, напротив, препятствовали развития человечества. Если на Крайнем Севере, в этой определенной стихии, человек вырвал у негостеприимной суровой природы средства существования ценой мучительных усилий, то в тропиках необузданная пышность расточительной природы ведет человека, как ребенка, на помочах и не делает его развитие естественной необходимостью. Географическая среда, как условие хозяйской деятельности общества может оказать определенное влияние на хозяйскую специализацию стран и районов.

Природная среда жизни общества не ограничивается лишь географической средой. Качественно иной естественной средой его жизни является сфера всего живого- биосфера, включающая населенную микроорганизмами верхнюю часть земли, воды, рек, морей и океанов, а также нижнюю часть атмосферы. В результате длительной эволюции биосфера сложилась как динамичная, внутренне дифференцированная равновесная система. Но она не остается неизменной, а будучи самоорганизующейся системой развивается вместе с эволюцией Вселенной и всего живого. История жизни на нашей планете показывает, что глубокие преобразования уже не раз происходили, и качественная перестройка биосферы приводила к исчезновению разных видов животных и растений и появлению новых. Эволюционный процесс биосферы имеет необратимый характер. Помимо растений и животных биосфера включает в себя и человека: человечество - часть биосферы. Причем его влияние ускоряет процесс изменения характера биосферы, оказывая все более могучее и интенсивное воздействие на нее в связи с невиданным ранее развитием науки и техники.

С возникновением человечества осуществляется переход к новому качественному состоянию биосферы - ноосфере (от греческого noos - ум, разум) представляющий собой сферу живого и разумного. Ноосфера - не отвлеченное царство разума, а исторически закономерная ступень развития биосферы. Ноосфера - новая особая реальность, связанная с более глубокими и всесторонними формами преобразующего воздействия общества на природу. Она предполагает не только использование достижений наук, но и разумное сотрудничество государств, человечества и высокие гуманистические принципы отношения к природе - родному дому человечества.

Экология (от греческого oikos - обиталище, местопребывание) - это и есть наука о родном доме человечества, об условиях обитания тех, кто его населяет. Экология - комплексное научное направление, изучающее закономерности взаимодействия живого с внешними условиями его обитания с целью поддержания динамичного равновесия системы “общество-природа”..

В прошлом использование человеком сил природы носило стихийный характер, человек брал от природы столько, сколько позволяли его собственные производственные силы. Но взаимоотношения человека с естественной средой обитания все более опосредовались созданием им “второй природы”, человек повышает свою защищенность от стихийного буйства природы.

Изобретая способы получения и использования железа и его сплавов, человек резко увеличивает свое могущество во взаимоотношениях с природой. Вместе с тем, с течением времени само развитие цивилизации оказывается зависимым от имеющихся на земле запасов железных руд, от их хозяйственного использования. В наши дни эта зависимость нередко обнаруживается крайне динамическим образом, поскольку масштабы применения многих видов ресурсов приводят к исчерпыванию имеющихся на планете запасов этих ресурсов.

Таким образом, не только человек зависит от природы, но и природа зависит от него.

Вся жизнь и развитие человека протекают во взаимодействующей с ним части природы. Человек - часть и порождение великой “Матери- природы”. “Человек, - писал Маркс - живет природой. Это значит, что природа есть его тело, с которым человек должен оставаться в процессе постоянного общения, чтобы не умереть. Общество есть законченное сущностное единство человека с природой, подлинное воскресение природы, осуществленный натурализм человека и осуществленный гуманизм природы.”

“Тело человека” уже не может ограничиваться его биологическим параметрами, а включает так же и то, что ранее воспринималось, как “внешняя природа”. Человек в своем природно-биологическом качестве - это не просто “часть” природы, а ее органический элемент, находящийся во взаимодействии с другими элементами и частями, составляющими некоторое динамически противоречивое единство. В настоящее время взаимодействие общества и природы, человека и среды его обитания, составляет существо экологической проблемы. Это и загрязнение атмосферы, морей, рек, океанов, и Чернобыльская проблема, возникновение эпидемий, неизвестных ранее болезней, нарушений температурного баланса.

Острое осознание возможности глобального экологического кризиса ведет к необходимости разумной гармонизации взаимодействий в системе “техника - человек - биосфера”.

История взаимодействия природы и общества

Исходными предпосылками и критериями периодизации есть как природные, так и особенно социальные факторы, уровень развития производственных сил, науки и техники, характер производственных отношений. Имея это ввиду мы можем отметить следующие основные этапы эволюции взаимодействия природы и общества.

Первый этап характеризуется непосредственным присвоением людьми готовых продуктов природы с помощью самых примитивных орудий труда и форм производства: собирательство, охота, рыболовство и т. д. Основными средствами труда были: лук, каменный нож, лодка и др. Изменение природы происходило стихийно, лишь в силу самого факта борьбы человека за существование. Во взаимодействии между обществом и природой влияние последней на той ранней ступени развития было преобладающим. Особенности природной среды имели решающее значение для существования и развития людей.

Крупнейшим завоеванием этого периода, подготовившим переход к следующему, были: овладение огнем, отбор некоторых ценных для человека растений и животных.

Первый этап взаимодействия природы и общества по времени охватывает историю первобытнообщинного строя. В развитии производительных сил этого общества решающим шагом явилась смена каменного века веком металлическим. Использование различных самородных металлов сыграло важную роль в переходе более активным формам воздействия на природу.

Но подлинным переворотом в развитии производительных сил этого общества следует считать возникновение выплавки рудного металла (меди, железа), использование его в качестве материала для выделки различных орудий: топоров, ножей, плугов, а также оружия— стрел, копий и дротиков с металлическими наконечниками, мечей, кинжалов и т. д. Использование этих орудий труда подняло человечество на более высокий уровень воздействия на природу.

Но уже на этом этапе взаимодействия природы и общества наметились первые признаки нарушения «гармонии» между ними.

Таким образом, первый этап взаимодействия природы и общества можно охарактеризовать как стихийный процесс пассивного в основном приспособления человека природной среде, как постепенный переход к более активному и сознательному использованию природных ресурсов.

Второй этап взаимодействия, общества и природы связан с дальнейшим развитием производительных сил. У одних народов интенсивнее развивалось земледелие, у других – скотоводство. Это и ознаменовало первое крупное общественное разделение труда — отделение скотоводства от земледелия. Вслед за этим возникло второе крупное разделение труда — отделение ремесла от земледелия, послужившее толчком к развитию обмена, возникновению частной собственности и классов эксплуататоров и эксплуатируемых.

По времени второй этап охватывает историю рабовладельческой и феодальной общественно-экономических формаций.

Труд непосредственных производителей создавал своеобразное равновесие между природой и обществом. Однако оно постоянно нарушалось рабовладельческими войнами, а позднее кровавыми междоусобицами феодалов.

В целом этот период характеризуется более существенными изменениями в природной среде. На его последней стадии осуществляются некоторые меры по предотвращению ухудшения природы и целенаправленному её преобразованию.

Переход к искусственному производству энергии снял оковы очередного естественного ограничения человеческих возможностей в преобразовании природы. Энергетические установки стали вторым крупным звеном в опосредовании взаимодействия людей с природными условиями. Это событие вывело общество па путь промышленного развития и вошло в историю как промышленная революция XVIII—XIX вв. Оно явилось по сути дела третьим этапом в истории взаимодействия общества и природы.

Нарастая по типу цепной реакции, воздействие общества на природу во второй половине двадцатого века достигло глобальных масштабов. Вмешательство общества в ход природных процессов привело к тому, что теперь оно не может стихийно и бесконтрольно потреблять природные ресурсы, не считаясь с последствиями этого вмешательства. Возникает объективная необходимость рационально организовать и разумно контролировать ход естественных процессов и управлять ими.

Взаимодействие природы и общества приобретает, таким образом, принципиально новые черты, вступает в новый, высший этап своего развития. На смену стихийному естественноисторическому процессу приходит сознательная и планомерная организация воздействия общества на природу. Этот (четвертый) этап взаимодействия природы и общества В. И. Вернадский и назвал «ноосферой». [11] Сущность этого понятия, как мы уже отметили, состоит в том, что на этом этапе общество обретает реальную возможность осуществить сознательное регулирование и контроль над обменом веществ с природой. Человек познаёт и правильно применяет её законы в интересах общественного прогресса.

37.роль георграфической среды в жизни общества. Сущность современной гоеполитики

Одним из важнейших понятий социальной философии является понятие географической среды. С древнейших времен природа и ее основные компоненты - природные условия и природные ресурсы - играли одну из первичных ролей в жизни общества. Человек использовал окружающую среду в качестве источника пищи, одежды, строительных материалов для жилья и т. д. Но общество, начиная со времени своего образования, тесно взаимодействует не со всей природой (совокупностью всех живых и неживых компонентов окружающего мира), а лишь с некоторой ограниченной ее частью - географической средой. Впервые термин «географическая среда» был введен в социальную философию и географию Э. Рэклю и Л.М.Мечниковым. Географическая среда (от греческого geо - Земля, grapho - пишу, описываю) - это совокупность предметов живой и неживой природы, входящих на данном этапе развития общества в процесс общественной жизни и которые, таким образом, являются необходимыми условиями существования и развития общества. К географической среде относятся климат, ландшафт, водные и природные ресурсы, земная кора с полезными ископаемыми, растительный и природный миры, дороги, села, города, нижняя часть атмосферы. То есть та часть природы, которая является объектом деятельности человека и, прежде всего, материального производства (см. ДОПОЛНЕНИЕ: Таблица 1 «Структура географической среды») [1, С. 302].
В силу наростания степени воздействия общества на природу происходит расширение рамок географической среды, в ее состав причисляются дно океанов, Северный и Южный полюса, космическое пространство и т. п.
На протяжении всего исторического времени географическая среда играла важную роль в развитии общества, определяя характер производственных отношений, виды хозяйственной деятельности, размещение и развитие различных отраслей производства, основные направления в развитии культуры и политики, «социально-психологический облик и надстрой общества» [2,C.123].
Степень воздействия природы и зависимость от нее человека настолько велика, что осознание этого способствовало возникновению целого направления в социальной философии - географического детерминизма (от лат. determine - определяю)- социологической концепции, пытающейся объяснить явления общества, жизни, особенностями природных условий и географического положения страны или района [3, С. 564].
Его сторонники полагали, что развитие общества полностью зависит от географической среды. Согласно этой концепции, природа определяет не только направление хозяйственной жизни людей, но также их психический склад, темперамент, характер, обычаи и нравы, эстетические взгляды и даже формы государственного правления и законодательства, словом, всю их общественную и личную жизнь. Сторонников географического детерминизма можно обнаружить еще в древности. Это такие древние мыслители, как Геродот, Гиппократ, Полибий, Парменид, Аристотель.
Идея географического детерминизма в зачаточной форме присутствовала в рассуждении античного ученого и врача Гиппократа (ок. 460 - ок. 370 гг. до н.э.) «О воздухах, водах и местностях». Обозревая различные местности и народы, Гиппократ неоднократно подчеркивал, что от природных условий зависит не только физический облик людей, но и их нравы и тем самым общественные порядки. Общий его вывод состоит в том, что «большей частью формы людей и нравы отражают природу страны» [4, С. 304].
Эта идея была подхвачена Аристотелем, который писал в «Политике»: «Племена, обитающие в странах с холодным климатом, притом в Европе, преисполнены мужества, но недостаточно наделены умом и способностями к ремеслам. Поэтому они дольше сохраняют свою свободу, но не способны к государственной жизни и не могут господствовать над своими соседями. Населяющие же Азию в духовном отношении обладают умом и отличаются способностями к ремеслам, но им не хватают мужества; поэтому они живут в подчинении и рабском состоянии» [5, С. 601].
Аристотель был не прав, утверждая, что жители северных европейских стран недостаточно наделены умом и не способны к государственной жизни. Народы Северной Европы дали человечеству немало выдающихся ученых и изобретателей и государства они, все-таки, образовали.
Большое значение придавал влиянию климата историк Полибий (ок. 200 - 120 до н.э.). «...Природные свойства всех народов, - писал он, - неизбежно складываются в зависимости от климата. По этой, а не по какой-либо иной причине народы представляют столь резкие отличия в характере, строении тела и в цвете кожи, а также в большинстве занятий» [6, С. 363].
Но первая концепция географического детерминизма была создана только в XVI в. Ее творцом был Жан Боден (1530-1596). Он развил и обосновал эту идею как в «Методе легкого познания» (1566), так и в «Шести книгах о государстве» (1576). По его мнению, главную роль среди природных факторов играет климат той или иной страны. Он выделяет три основные климатические зоны: южную, среднюю и северную и, соответственно, получает три разновидности народов: южные, северные, средние. Северные - превосходят всех физической силой, южные - умом, средние - превосходят южан телесной силой, но уступают в умственном развитии, северян же средние народы превосходят умом, но уступают в силе. Именно поэтому средние люди наиболее способны к справедливости. Закон и судопроизводство, по утверждению Ж.Бодена, возникли именно у них.
Таким образом, именно Ж.Боден впервые в своих трудах отводит геофакторам определяющую роль во влиянии на общественную жизнь. В его учении есть доля рационального, что касается возникновения закона и судопроизводства. Ведь римское право, являющееся основным источником правовых законов стран Западной Европы, возникло у римлян - жителей средней климатической зоны.
Широкое развитие географический детерминизм получил в эпоху Просвещения. Эта идея была разработана Жаном-Батистом Дюбо(1670-1742). Свои взгляды на роль географической среды он изложил в труде «Критические размышления о поэзии и живописи». В этой книге он рассматривает не историю человечества вообще, а историю искусства. В поисках причин расцвета и упадка искусства Ж.-Б. Дюбо обращается к природным факторам. Говоря о различиях в характерах народов, Ж.-Б. Дюбо пишет: «Из всего вышеизложенного я заключаю: что причины перемен, происходящих в нравах и одаренности жителей разных стран, следует искать в изменениях, затрагивающих свойства тамошнего воздуха, подобного тому, как отличия между характерами разных народов принято объяснять разницей между свойствами воздуха их стран. Подобно тому, как разницу, которая замечается между Итальянцами и Французами, приписывают различию между воздухом Италии и воздухом Франции, так и существенное различие, которое ощущается между нравами и одаренностью Французов в разные эпохи, следует приписать изменению свойств воздуха Франции» [7, С. 391].
То есть, Ж.-Б. Дюбо попытался объяснить этническое разнообразие человечества именно различием климатических условий, в которых проживают люди. С его позицией невозможно согласиться, так как природные факторы не являются определяющими, когда речь идет о сугубо социальных явлениях.
Тем не менее, самым ярким представителем географического детерминизма является Шарль Луи Монтескье. (1689 - 1755), мыслитель XVIIΙ в. Историческими предпосылками появления концепций географического детерминизма в XVΙΙΙ в. являются Великие географические открытия. В своем главном труде «О духе законов» Ш. Монтескье выдвигает на первое место чисто географические факторы (климат, почва, территория), при рассмотрении условий, влияющих на развитие общественной жизни. По его мнению, климат и географическая среда определяют «характер ума и страсти сердца», что сказывается на нравах людей, их государственном устройстве, характере искусства. «Есть страны, - писал он, - жаркий климат которых настолько истощает тело и до того обессиливает дух, что люди исполняют там всякую трудную обязанность только из страха наказания. В таких странах рабство менее противно разуму; и так как там господин столь же малодушен по отношению к своему государю, как его раб по отношению к нему самому, то гражданское рабство сопровождается в этих странах политическим рабством» [8, С. 366].
Монтескье обосновывает различие форм государственного устройства географическим, а именно - территориальным фактором. Так, для государств, занимаемых маленькую территорию, лучшее устройство- демократия, для государств с большой территорией - аристократическая монархия. А для огромнейших, многонациональных держав типа Российской империи деспотия или абсолютная монархия - лучший вариант управления.
Несомненно, Ш.Монтескье преувеличивал влияние геофакторов на формирование общественного строя, но его обоснования различий форм государственного устройства являются достаточно интересными для социальной философии и требуют более фундаментального изучения.
После Монтескье начинает преобладать другая форма географизма - натуралистическая, исходя из которой, цивилизация понимается как результат влияния на общество типа хозяйства, характерного для разной исторической эпохи - бронзовая, железная, кочевая, индустриальная «цивилизации». Ярким представителем натуралистического направления является русский ученый Л.И.Мечников. В своем труде «Цивилизации великих рек» он обосновывает возникновение древнейших цивилизаций влиянием рек - Нила, Евфрата, Тигра, Инда, Хуанхэ. Главным фактором, влияющим на развитие человечества, Мечников считает водные ресурсы-гидронимы. Согласно концепции Мечникова, существовало три разновидности цивилизации: речная (связанная с древними цивилизациями, Шумером, Египтом, Индией, Китаем), морская (связанная с освоением Средиземного моря Античной Грецией) и океаническая (открытие Америки и межконтинентальных коммуникативных путей) [9, C. 86].
Прогрессивность концепции Мечникова в том, что он не склонялся к вульгарному геодетерминизму, а пытался объяснить неравномерность общественного развития как результат изменения значения одних и тех же географических условий, происходивших в разное историческое время под влиянием прогресса.
Английский историк Генри Томас Бокль (1821-1862), еще один представитель натуралистического географизма, автор работы «История цивилизации в Англии», говорил о прямой зависимости жизни общества от влияния климата, пищи, ландшафта. Например, причину неравенства в обществе Бокль видел в жарком климате, говоря, что в Индии рабство было естественным состоянием большинства населения [10, С. 3].
Геграфизм Г.Т. Бокля необоснован. Причину неравенства в обществе следует искать в усовершенствовании средств производства и, как результат, появлении частной собственности.
В XΙX в. появляется географическая школа, представителями которой являются Кузен Виктор, Риттер Карл, Ратуэль Фридрих.
Кузен Виктор(1792-1867), французский философ, писал: «Дайте мне карту страны, ее очертания, климат...всю ее физическую географию... - и я берусь наперед сказать, каков человек этой страны, какую роль будет играть эта страна в истории, и не случайно, а в силу необходимости, и не в одну эпоху, но во все эпохи».
В.Кузен превозносит значение факторов географической среды, не учитывая законы развития общества, психологию человека и др. социальные факторы.
Немецкий социогеограф Риттер Карл исходил из идеи взаимодействия природы и культуры, формирующую исторически конкретную географическую область. Начиная с деятельности К. Риттера, человек и его история заняли важное место в географии, а география стала важным объясняющим принципом жизни человека и общества.
В свою очередь, немецкий зоолог и социолог Ратцель Фридрих предложил научное описание дифференциации культур в зависимости от свойств географической среды. Влияния среды на человека он делил на статистические, закрепляемые в постоянных биопсихических свойствах индивидов, и динамические, изменяющие исторический процесс социально-политической организации. [11, С. 278].
В конце XΙX- начале XX вв. географический детерминизм уступил место немецкой классической философии и марксизму, но и в этих двух течениях можно найти элементы географизма.
Так, Свою "Философию истории" Гегель начинает разделом "Географическая основа всемирной истории". Природа рассматривается им как основа, почва, на которой совершается развитие духа народа. Он первым выступил с критикой вульгарного географического детерминизма: «...не стоит ни преувеличивать, ни умалять значения природы; мягкий ионийский климат, конечно, очень способствовал изяществу поэм Гомера, но один климат не может порождать Гомеров, да и не всегда порождает их; под властью турок не появлялось никаких певцов» [12, С. 76].
Марксистская теория не признавала роли географического фактора как главной определяющей причины исторического процесса, хотя в работах Маркса неоднократно встречаются фразы, говорящие о значительном влиянии природных условий на общество. К.Маркс писал: «Чтобы производить, люди вступают в определённые связи и отношения, и только в рамках этих общественных связей и отношений существует их отношение к природе, имеет место производство» [13, С. 441].
В одном из своих писем Ф. Энгельс, ставя вопрос, "почему восточные народы не пришли к частной собственности на землю", отвечал на него так: "Мне кажется, что это объясняется главным образом климатом и характером почвы... Первое условие земледелия здесь - это искусственное орошение, а оно является делом либо общин, либо провинций, либо центрального правительства" [14, С. 221].
Таким образом, марксистская теория признавала значимость фактора географической среды в жизни общества, но, в отличие от детерминистских концепций, основным фактором общественного развития считала не условия природной среды, а производственные силы и производственные отношения, что, несомненно, более прогрессивно для социальной философии. Действительно, материальные факторы в процессе общественного прогресса являются преобладающими.
Со временем географический детерминизм переродился в так называемую геополитику, т.е. теорию и политическую доктрину, согласно которой в качестве главного условия развития той или иной страны выступает расширение ее территории, жизненного пространства. Геополитика возникла в 30-года XX в. в Германии, как попытка оправдать политику нацистов естественными географическими условиями.
Основы геополитики разработали в начале XX в. ученые Западной Европы, в том числе и Ф.Ратцель, Р.Челлен и др.
История человеческого общества сторонниками геополитики толкуется как постоянная борьба государств между собой. Подобно биологическому организму страны воюют «за жизненное пространство».
Термин «геополитика» был введен шведским ученым Р.Челленом(1846-1922), основателем геополитического оптимизма.
Дальнейшая разработка геополитической концепции связана с именем Ф.Ратцеля(1844-1904). В своем труде «Политическая география»(1897) он пишет, что внешняя политика государства в основном определена географическим фактором (климат, местоположение, природные ресурсы): «Территория - тело государства, народность - дух государства» [15, С. 74-90].
Истинность геополитической концепции заключается в подтверждении исторических войн территориальным фактором, но не в их оправдании как естественно-географической потребности.
В деятельности украинских ученых также можно проследить некоторые геодетерминистские тенденции. Например, у М.Грушевского читаем о влиянии рек на хозяйственную и общественную жизнь славян: «Служа готовыми первичными дорогами, речные бассейны своими разносторонними направлениями рассеивали население.…Но это отцентрированное действие речных систем сдерживалось…взаимной близостью главных речных бассейнов, не позволявшей частям населения…отделяться друг от друга, подготавливала народное единство и способствовала государственному объединению страны» [16, С. 4].
Было бы неправильно не отметить вклад в развитие географического направления русского ученого-этнолога XX в. Л.Н.Гумилева (1912-1992). Разработанная им концепция географической пассионарности (passio- от лат. «страсть») заключается во влиянии географических и космических (солнечной активности, магнитного поля) факторов на развитие этносов. Пассионарии - это особые люди, обладающие непреодолимым стремлением к намеченной цели, неисчерпаемой энергией. Именно деятельность пассионариев определяет главные исторические события в жизни общества. Активность же самих пассионариев связана с ландшафтом и космическими факторами.[17, С. 1]
Таким образом, Л.Н. Гумилев обосновывает исторический процесс влиянием на общество географических и космических факторов. Его концепция пассионарности часто подвергается острой критике, поэтому стоит усомнится и во влияние географической среды на деятельность пассионариев.

Итак, рассмотрев лишь небольшое кол-во географических концепций, можно сделать вывод, что еще со времен древности ученые и философы обращали внимание на роль географической среда в жизни общества. Различие лишь в том, что одни преувеличивали эту роль, а другие - недооценивали. Каждая концепция имеет свои особенности, что связано с ракурсом, с которого рассматривалась проблема, историческим временем и субъективными факторами самого ученого. Исходя из вышесказанного, следует отметить, что при рассмотрении роли географической среды недопустим «географический нигилизм», полное отрицание воздействия ее на функционирование общества. С другой стороны, нельзя разделить точку зрения представителей «географического детерминизма», которые усматривают однозначную зависимость между географической средой и процессами социальной жизни, когда развитие общества полностью определяется географическими факторами. Нужно рассматривать все основные процессы в социуме, разумно учитывая как природно-географические факторы, так и ряда других (социально-экономических, психологических, личностных), чтобы получить наиболее истинные знания в изучении общества.

Термин "геополитика" стал одним из самых популярных в нашем современном политическом лексиконе, когда речь

заходит о проблемах внутренней и внешней политики, международных отношений и современного миропорядка.

 

Русское значение слова "геополитика" произошло от немецкого, образованного в свою очередь от греческих слов "GEO" (земля, пространство) и "POLITIKа"- государственный. Первым слово это употребил шведский политолог, германофил Р. Челлен в 1916 году. Он и последующие исследователи употребляли его для обозначения науки, раскрывающей влияние на политику государств пространственного фактора.

 

В Советском Союзе геополитика считалась буржуазной лженаукой, оправдывающей территориальную экспансию империалистических держав. Геополитика – наука политических элит, не случайно решением Министерства образования она преподается на факультетах управления по специальности государственное и муниципальное управление.

 

Как и всякая наука, геополитика имеет свой объект и предмет исследования. Объектом исследования геополитики является пространство. В современных условиях оно стало более многомерным, чем во времена зарождения науки. Сегодня, в условиях глобализации планеты наряду с пространством геополитике приходится учитывать в большей степени, чем ранее, другие факторы.

 

Предметом геополитики являются закономерности, формы и методы осуществления контроля за пространством со стороны различных субъектов Поэтому самым кратким определением геополитики может быть такое:

 

Геополитика – это наука или система знаний о контроле за пространством. К основным законам геополитики, можно отнести закон фундаментального дуализма (двойственности), проявляющийся в извечном противостояния двух типов цивилизаций:

 

· Морской: Афины, Карфаген, Великобритания, США.

 

· Сухопутной: Спарта, Римская империя, Германия, Россия – СССР -РФ, Китай.

 

Морские и сухопутные цивилизации имеют свои, присущие только им признаки, которые характеризуют восприимчивость цивилизаций к демократии, научно-техническому прогрессу, наличие в них индивидуализма или коллективизма.

 

По мысли родоначальников геополитики сухопутные державы развиваются в рамках четко обозначенных границ, им присущи: консерватизм, традиционализм, оседлость, коллективизм и пр.

 

Им противостоит противоположный тип цивилизации – морской, которому характерен: больший динамизм в развитии, восприимчивость к техническому прогрессу, наживе, предпринимательству, индивидуализму.

 

Столетиями континентальные (сухопутные) государства довлели над морскими, но с эпохи великих географических открытий соотношение сил постепенно меняется, мирового могущества достигают морские державы, апофеозом этого процесса стало мировое господство англо-американского капитализма.

 

Из этого основного закона геополитики вытекают две основополагающие концепции:

 

· Хартленда (сердца земли), обеспечивающего контроль над «мировым островом» и

 

· Римленда, исходящего из необходимости контролировать береговую зону Евразии, о которых подробнее речь впереди.

 

Можно сказать, что геополитика исследует закономерности зависимости силы или слабости государства от того, какое пространство оно занимает. Закономерности эти можно сформулировать следующим образом:

 

1. контроль над пространством теряют те субъекты, которые не обладают возможностями удержания или завоевания оптимальной территории

 

потеря контроля над пространством одним геополитическим субъектом всегда означает его приобретение другим (страны Восточной Европы)

 

2. преимущества получает тот субъект, который контролирует ключевые точки пространства[1].

 

Геополитика выполняет самые разнообразные функции:

 

· познавательную, изучая тенденции геополитического развития стран и народов,

 

· прогностическую, давая прогноз развития геополитических сил, полей, международных конфликтов и пр.

 

· Управленческую, проявляющуюся в сборе и анализе эмпирической информации, выработке конкретных управленческих решений и рекомендаций.

38.Понятие»общественно-экономическая формация». Формация и цивилизация

Общественно-экономическая формация - исторический тип об-ва, основывающийся на определенном способе производства и выступающий как ступень прогрессивного развития мировой истории человечества от первобытнообщинного строя через рабовладельческий строй, феодализм и капитализм к коммунистической формации. Понятие «О.-э. ф.» впервые выработано марксизмом и составляет краеугольный камень материалистического понимания истории. Оно позволяет, во-первых, отличить один период истории от др. и вместо рассуждений об «обществе вообще» исследовать исторические события в рамках определенных формаций; во-вторых, вскрыть общие и существенные черты разных стран, находящихся на одинаковой ступени развития производства (напр., в капиталистической Англии, во Франции, в ФРГ, США и т. д.), а значит, использовать в исследовании общенаучный критерий повторяемости, применение к-рого к общественной науке отрицают субъективисты; в-третьих, в противовес эклектическим теориям, рассматривающим об-во как механическую совокупность общественных явлений (семьи, государства, церкви и т. д.), а исторический процесс - как результат влияния различных факторов (природных условий или просвещения, развития торговли или рождения гения и т. д.), понятие «О.-э. ф.» позволяет рассмотреть человеческое об-во в каждый период его развития как единый «социальный организм», включающий в себя все общественные явления в их органическом единстве и взаимодействии на основе способа производства.! Наконец, в-четвертых, оно позволяв свести стремления и действия отдельных людей к действиям больших масс, классов, интересы к-рых определяются их местом в системе общественных отношений данной формации. Каждая О.-э. ф. имеет свои особые законы возникновения и развития. Вместе о тем в каждой формации действуют общие законы, связывающие их в единый процесс мировой истории. Смена одной формации др. происходит в результате социальной революции. Капиталистическое об-во - последняя из формаций, основанных на антагонизме классов. Ею завершается предыстория человечества. Коммунистическая формация, этапом становления и развития к-рой является социализм, впервые в истории создает условия для безграничного прогресса человечества на основе ликвидации социального неравенства и ускоренного развития производительных сил. Коммунистическая формация начинает подлинную историю человечества.

Формация и цивилизация разные среды в развитии общества как целостной системы. Как нельзя познать механизм развития любого общества, исследуя только базисные факторы и опустив надстроечные, так невозможно и понять секреты управления общественным развитием, ориентируясь либо только на формационный, либо только на цивилизационный аспект в его динамике. Формация - социоэкономическая категория, цивилизация - социокультурная.

Понятие формации имеет значение как системообразующего начала всего социально-экономического и политического строя данного общества. Формации различаются по доминирующим формам собственности. Переход от одной формации к другой обусловлен сменой форм собственности на основные средства производства, происходящей под влиянием прогресса производительных сил, открывающего новые материальные возможности для человеческой деятельности, для формирования общественных отношений.

В понятии цивилизация объединяются социальные и культурные аспекты жизни общества, цивилизация представляет собой этап истории, начинающийся вместе с выходом истории из естественного, т.е. первобытного, состояния и развивающемся далее на основе им самим создаваемых предпосылок, что она характеризует преемственность в развитии общества. Вместе с тем настойчиво утверждалась мысль, что фактически в истории существуют различные цивилизации, так сказать "формационные": капиталистическая цивилизация, коммунистическая цивилизация и т.п. В итоге цивилизационный подход терял свою относительную самостоятельность и подчинялся формационному, а понятие цивилизации становилось подсобным, нужным лишь для выполнения некоторых аспектов общественно-экономической формации. Если теория формаций ориентирована на выявление закономерностей, присущих обществу на различных этапах истории, а так же его структуры на каждом из этих этапов, то цивилизационный подход решает совершенно иные познавательные задачи. Две из них являются главными. Первая это анализ социальных механизмов деятельности людей, обеспечивающих саму возможность существования общества на данном, т.е. цивилизованном уровне, уберегающих его от распада и одичания. Эти механизмы постоянно развиваются, совершенствуются или устраняются. Если тот или иной механизм устраняется, то начинается деградация связанных с ним социальных структур. Каждая последующая формация является и шагом вперед в развитии цивилизации, а не посягательством на ее основы. Гибель тех или иных цивилизаций в прошлом не останавливала исторического движения, потому что это были локальные катастрофы. Прогресс цивилизации при всей его противоречивости все-таки связан с развитием и совершенствованием ее социальных механизмов. Эти механизмы обеспечивают для жизни современного общества развитие производительных сил, техники, науки, поддерживают соответствующую динамику общественных отношений.

Вторая задача, которая решается цивилизованным подходом к истории, выявление ее человеческого измерения, механизмов формирования личности цивилизованного человека, анализ культуры, как меры развития человека, его способности к деятельности.

Понятие "цивилизации" шире понятия формации, однако эту ее объемность нельзя рассматривать упрощенно: нельзя, скажем, утверждать, что цивилизация - это формация плюс сфера культуры данного общества. Различия между этими категориями обусловлены еще неадекватностью структурных связей между явлениями и процессами.

Итак, такие понятия как цивилизация, формация и культура нельзя уравнять, но в то же время они тесно связаны между собой.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 3387; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.072 сек.