Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности средневековой западной философии




Традиции Неоплатонизма

Школа киников

Школа киников (циников) исходила из того, что каждый человек самодостаточен, тоесть имеет все необходимое для духовной жизни в себе самом. Однако не каждый человек способен понять себя, прийти к самому себе и довольствоваться тем, что он имеет в себе самом. Ярким представителем школы киников является Диоген Синопский (400-325 гг. до н.э.).
Путь нравственного развития и обучения киников состоял из трех ступеней:
- аскеза – отказ от комфорта и благ, которые дает общество;
- ападейкия – игнорирование знаний, накопленных обществом;
- автаркия – игнорирование общественного мнения: похвалы, порицания, насмешек, оскорблений.
Фактически киники демонстрировали не столько самодостаточность, сколько негативную реакцию по отношению к обществу. Естественно, что такое понимание этических норм не могло получить большой популярности. Более распространенным был подход Эпикура (341-270 гг. до н.э.).

Неоплатоники, можно сказать, охвачены какой-то страстью к установлению бесконечных иерархических ступеней бытия; и тут у них не какие-нибудь 2 или 3 ступени, а 10 и 100 разного рода ступеней, каждую из которых они формулируют с восторгом и с какой-то неиссякаемой энергией.

Неоплатоники предприняли попытку вывести всё единство конечных вещей, включая и материю, из, безусловно, непознаваемого и неопределенного Первосущества, чтобы тем подготовить постепенное возвышение к этому существу. Цель подобного возвышения заключалась в единении с ним. Неоплатонизм, с одной стороны, исходил из противоположности между бесконечным и конечным, духом и материей, и более того – усиливал звучание этой противоположности; с другой стороны – искал единения с Богом, считая, что это и есть цель Бытия человека. И в тоже время указывал, что сама противоположность должна быть методически выведена из единства, чтобы совокупность вещей была постигнута как единое целое, в определенном порядке исходящее из Божества и к нему возвращающееся.

В отличие от античности, где истиной надо было овладевать, средневековый мир мысли пребывал в уверенности об открытости истины, об откровении в Священном Писании. Идея откровения была разработана отцами церкви и закреплена в догматах. Так понятая истина сама стремилась овладеть человеком, проникнуть в него. Полагалось, что человек рожден в истине, он должен постичь ее не ради себя, но ради нее самой, ибо ею был Бог. Считалось, что мир сотворен Богом не ради человека, но ради Слова, второй Божественной ипостаси, воплощением которой на земле являлся Христос в единстве Божественной и человеческой природы.

Теоцентризм философии средневековья в Западной Европе признавал Бога в качестве высшего существующего начала, а весь окружающий мир – его творением.

Особенности мировоззренческой позиции:

· креационизм;

· идея «откровения»;

· вера в существование Бога, ангелов, потустороннего мира, бессмертия души и т.д.

· «греховность» как переход ответственности за грехопадение Адама и Евы;

· страдание как путь познания Бога;

· «чудо» как видимое проявление воли Бога;

· аскетизм;

· молитва как обращение к Богу в ритуальной форме восхваления и благодарения;

· исповедь и покаяние как христианское таинство.

Наиболее яркие представители средневековья:

· Августин Блаженный (354-430);

· Альберт Великий (1193-1280);

· Фома Аквинский (1225-1274);

Основные этапы развития философии средневековья:

1.ПАТРИСТИКА (учение «отцов церкви») охватывает с I по IX вв.

На этом этапе происходит разработка и оформление основного содержания христианской философии на основе религиозного учения Иисуса Христа и философской системы Платона.

Августин Блаженный как видный представитель патристики.

· Автор работ «О граде Божьем», «Исповедь», «Против академиков» и др.;

· заложил основы католицизма;

· основал исповедальный жанр в философии и литературе;

· предложил линейное представление о времени;

· обосновал идею господства Церкви над государством, а Папы – над монархами;

· выдвинул идею социального конформизма (смирение с бедностью и чужой властью).

2. СХОЛАСТИКА (от лат. schola –школа) охватывает с IX по XV вв.

Представляет собой школьно-университетскую дисциплину, имевшую цель философски обосновать религиозное учение и догматы Церкви под влиянием философского наследия Аристотеля.

Фома Аквинский как крупный представитель схоластики.

· Автор работ «Сумма теологии», «Против язычников», комментариев к Библии, к произведениям Аристотеля;

· логически доказал существование Бога;

· систематизировал схоластики;

· автор неотомизма;

· исследуя проблему бытия, разделяет сущность (эссенцию) и существование (экзистенцию);

· разработал проблему соотношения религии и науки, веры и разума.

Доказательства существования Бога Фомой Аквинским в «Сумме теологии»:

· Автор работ «Сумма теологии», «Против язычников», комментариев к Библии, к произведениям Аристотеля;

· логически доказал существование Бога;

· систематизировал схоластики;

· автор неотомизма;

· исследуя проблему бытия, разделяет сущность (эссенцию) и существование (экзистенцию);

· разработал проблему соотношения религии и науки, веры и разума.

Значение философии средневековья:

· Автор работ «Сумма теологии», «Против язычников», комментариев к Библии, к произведениям Аристотеля;

· логически доказал существование Бога;

· систематизировал схоластики;

· автор неотомизма;

· исследуя проблему бытия, разделяет сущность (эссенцию) и существование (экзистенцию);

· разработал проблему соотношения религии и науки, веры и разума.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 913; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.