Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 48: Понятие культуры. Основные подходы к анализу культуры




Понятие «культура» родилось в Древнем Риме как оппозиция понятию «натура»-т.е. природа. Обозначало «обработанное», «возделанное», «искусственное», в противоположность «естественному», «первозданному», «дикому», применялось для различения растений, выращиваемых людьми, от дикорастущих. Со временем культура приобрела смысл «образование», «воспитание». Следами зарождения культуры являются рисунки и гравюры. Их смысл -обозначить человеческое присутствие, выделить культурное из натурального.

На философском уровне размышления о сути культуры появляются сравнительно поздно- лишь в 17-18 веках. В европейской философии 19 века царил аналитический дух, отчего философия культуры распадалась на философию религии, этику, эстетику, филос. языка итд. В 1983 г в Торонто состоялся конгресс, посвященный проблеме «фил. и культура». Работа конгресса показала, что не существует не только однозначного понимания культуры, но и общего взгляда на пути ее изучения.

Культура- это своего рода призма, сквозь которую преломляется и высвечивается для нас все сущее. Сам человек есть феномен культуры. Культура –это творческий принцип жизни личности и общества в целом. Совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их созидания, умение использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения к поколению и составляет культуру.

Формы культуры в системе бытия:

  • Культура и природа
  • Культура и общество
  • Культура и человек

Подходы:

деятельностный культура -специфический способ человеческой жизнедеятельности, система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения социальной жизни во всех ее основных проявлениях. Культура обеспечивает и регулирует воспроизводство всего многообразия форм социального бытия конкретного типа общества, а также программирует его динамику и формы организации. Акцентируя внимание на процессуальном характере культуры, данный подход не позволяет строго разграничить культуру и общество, отвлекаться от субъективно-личностной стороны культурры, которая имеет фундаментальное значение.

Семиотический в качестве сущностной характеристики культуры фиксирует внебиологический знаковый механизм хранения и передачи социального опыта, обеспечивающий социальное наследование. Культура – мир символических форм, фиксирующий совокупный исторически развивающийся социальный опыт и передающий его от поколения к поколению в содержании различных семиотических системах. В роли таких систем могут выступать любые фрагменты человеческого мира, приобретающие функцию знаков(предметные действия человека, язык, техника, предметы быта, произведения искусства, научные знания, философские идеи и т д)

Аксиологический (ценностный) культура -сложная система материальных и духовных ценностей, иерархия идеалов и смыслов, являющихся итогом всего многообразия деятельности человека и значимых для конкретной социальной системы. Дает возможность отдифференцировать культуру от природы и одновременно не позволяет отождествить ее с обществом, хотя и не снимает проблему их соотношения для человека, данный подход сталкивается с серьезными трудностями в понимании природы ценностей, их происхождения и динамики, критериев общезначимости.

-структуралогический, социологический, гуманитарный и др.

Феномен культуры выступает:

§ как мера освоения человеком предметно-вещественного мира, его включенности в собственное смысловое поле;

§ как сложная, многоуровневая система ценностей;

§ как совокупность овеществленных средств и способов человеческой жизнедеятельности;

§ как совокупность семиотических систем, программирующих, регулирующих и целенаправляющих жизнедеятельность людей;

§ источник социальной динамики и важнейший показатель отношения людей к их естественной среде обитания;

§ сфера проявления родовой сущности человека;

§ форма исторического движения человечества к свободе и прогрессу.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 662; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.