Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отражательно - оценочная функция эмоций




Оценочная, компенсаторная, подкрепляющая, переключающая.

4.2. ТЕОРИЯ П.В. СИМОНОВА.

Информационная теория эмоций основана на Павловском направлении в изучениивысшей нервной деятельности мозга.

Павлов открыл ключевой механизм, благодаря которому в процессе условно-

рефлекторной деятельности (поведения) высших животных и человека вовлекается

мозговой аппарат, ответственный за формирование и реализацию эмоций.

Согласно П.В. Симонову, эмоция есть отражение мозгом человека и животных

какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности

(возможности) ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе

генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта.

П.В. Симоновым сформулировано правило, согласно которому отношение между

эмоцией (Э), потребностью (П), информацией, прогностически необходимой для

организации действий по удовлетворению данной потребности (Н), и наличной

информацией, которая может быть использована для целенаправленного поведения

(С), выражается формулой:

Э = П (Н - С)

Из данной формулы следует, что: 1) эмоция не возникает, если потребность

отсутствует или удовлетворена, а при наличии потребности - если система

вполне информирована; 2) при дефиците наличной информации появляется

отрицательная эмоция, достигающая максимума при полном отсутствии информации;

3) положительная эмоция возникает, когда наличная информация превышает

информацию, необходимую для удовлетворения данной потребности.

П.В. Симонов показал, что эмоции возникают при рассогласовании между

жизненной потребностью и возможностью ее удовлетворения, т.е. при

недостатке или избытке актуальных сведений, необходимых для достижения цели, а

степень эмоционального напряжения определяется потребностью и дефицитом

информации, необходимой для удовлетворения этой потребности. Таким образом, в

ряде случаев знания, информированность личности снимают эмоции, изменяют

эмоциональный настрой и поведение личности.

Эмоция может рассматриваться как обобщенная оценка ситуации. Так,

эмоция страха развивается при недостатке сведений, необходимых для защиты, как

ожидание и предсказание неудачи при совершении действиях, которое должно быть

выполнено в данных условиях. Очень часто страх, возникающий в ситуациях

неожиданных и неизвестных, достигает такой силы, что человек погибает.

Понимание того, что страх может быть следствием недостатка информации,

позволяет его преодолеть. Реакцию удивления можно рассматривать как

своеобразную форму страха, которая пропорциональна разнице между предвидимой и

фактически полученной дозой информации. При удивлении внимание

сосредоточивается на причинах необычного, а при страхе - на предвосхищении

угрозы. Понимание родства удивления и страха позволяет преодолеть страх, если

перенести акцент с результатов события на анализ его причин.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1177; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.