КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Факторы реализации потребностейКлассификация потребностей по Маслоу. Классификация потребностей. Этапы формирования и функции потребностей Процесс осознания потребности предполагает его стадиальный характер. Это хорошо было показано на примере развития у мужчин полового влечения (В.М. и И.В. Ривиных). 1-я стадия-латентная или стадия формирования потребности, в течение которой происходит специфическая настройка чувствительности к внешним раздражителям. 2-я стадия - неосознаваемая модальность нужды (мотивации). Для нее характерно возникновение у субъекта ощущения какого-то нового для себя состояния. Психологически это переживается как усиливающееся чувство тревоги. Энергия мотивации пока неспецифична, что может мотивировать любое иное поведение. 3-я стадия - стадия осознания потребности. Она характеризуется появлением сексуального влечения. Отчеты испытуемых свидетельствовали о появлении приятных ощущений, мыслей, мечтаний и планов сексуального характера. Выделяют две основные функции потребностей личности: сигнальную и побуждающую. Первая состоит в том, что возникновение потребности сигнализирует человеку о появлении дефицита, изменении состояния (физического или психического), нужности чего-то. Именно измененное состояние, осознаваемое либо неосознаваемое человеком является сигналом, запускающий деятельность. Вторая функция состоит в побуждении активности, деятельности для удовлетворения потребности, с целью устранения или усиления потребностного состояния. Потребность выступает как источник активности, побудитель деятельности, поведения человека
Биологические (естественные) потребности Это всеобщие первичные потребности жизнедеятельности организма: потребности питания и выделения, потребности расширения жизненного пространства, деторождения (воспроизводство рода), потребность физического развития, здоровья, общения с природой. Подчиняясь зову своей природы, человек побуждается к действиям, направленным на немедленное удовлетворение биологических потребностей. Материальные потребности Материальными мы называем потребности в средствах и условиях удовлетворения биологических, социальных и духовных потребностей. Среди многообразия этих потребностей Маркс выделял три потребности: в пище, жилище и одежде. Социальные потребности В отличие от биологических и материальных потребностей социальные потребности не так настойчиво дают о себе знать, они существуют как само собой разумеющееся, не побуждают человека к их немедленному удовлетворению. Было бы, однако непростительной ошибкой делать вывод, что социальные потребности играют второстепенную роль в жизни человека и общества. Наоборот, социальные потребности в иерархии потребностей играют определяющую роль. Мы будем классифицировать эти группы потребностей по трем признакам-критериям: 1. Потребности для других 2. Потребности для себя 3. Потребности вместе с другими Потребности для других - это потребности, выражающие родовую сущность человека. Это - потребность общения, защиты слабого Потребность «для себя». Потребность самоутверждения в обществе, самореализации, самоидентификации, потребность иметь свое место в обществе, в коллективе, потребность власти и т. д. Потребности «вместе с другими». Группа потребностей, выражающая побудительные силы многих людей или общества в целом: потребность безопасности, свободы, обуздания агрессора, потребность мира, смены политического режима. Особенности потребностей «вместе с другими» состоят в том, что они объединяют людей для решения назревших задач общественного прогресса. Самый уважаемый человек - это человек, обладающий богатством социальных потребностей и направляющий все усилия своей души на удовлетворение этих потребностей. Духовные потребности Как мы отмечали выше, любая потребность характеризуется направленностью на какой-либо предмет, побуждает человека к овладению этим предметом. Предметом духовной потребности является духовность. Духовность и сознательность - понятия однопорядковые. Но не всякая сознательность духовна. Духовность - это стремление преодолеть себя в своем сознании, достичь высоких целей, следовать личному и общественному идеалу, общечеловеческим ценностям. Духовность проявляется также в стремлении к прекрасному, к созерцанию природы, к классическим произведениям литературы и искусства. Культура - субстанция духовности, в ней - квинтэссенция духовного опыта человечества. Духовность - самое ценное богатство человека, его нельзя ни купить, ни взять взаймы у кого-либо, его можно только формировать собственными усилиями. Только духовно богатый человек способен на истинную бескорыстную дружбу, на прочную любовь, связующую мужчину и женщину брачными узами. Более полную определенность духовность приобретает путем сравнения ее с ее антиподом - бездуховное. Бездуховность - одна из главных причин потери человеческого в человеке; алкоголизма, наркомании, цинизм проституции, аморализма - всех тех пороков, которые тормозят общественный прогресс. Бездуховный человек это отчужденный человек, он отчужден от возвышенной формы своего бытия. Духовные потребности есть стремление приобрести и обогатить свою духовность. Бесконечно многообразен арсенал духовности: знания о мире, обществе и человеке, искусство, литература, философия, музыка, художественное творчество, религия. Ценностно-ориентированные потребности Основанием для выделения этой группы потребностей является классификация потребностей по критериям их гуманистической и этической направленности, по их роли в образе жизни и всестороннем гармоническом развитии личности. По этим критериям можно выделить разумные и неразумные (извращенные) потребности, истинные и ложные, прогрессивные и разрушительные потребности. Рассмотрим разумные и неразумные потребности. Разумные потребности - это потребности, удовлетворение которых способствует нормальному функционированию человеческого организма, росту престижа личности в обществе, ее гуманному развитию, гуманизации всех сторон общественной жизни. Можно выделить следующие критерии разумных потребностей: 1. Чувство меры в удовлетворении потребностей, не доводящее до деградации личности. 2. Гармоническое сочетание разных потребностей. Нельзя признать разумной даже духовную потребность, если ее удовлетворение достигается за счет подавления других (естественных и материальных) потребностей. 3. Соответствие потребностей способностям личности и наличием средств их реализации. 4. Управляемость потребностями. Разумными можно назвать те потребности, которыми управляет человек, а не наоборот, когда потребности управляют человеком. Формирование и удовлетворение разумных потребностей - благородная и почетная задача системы государственного управления, образования и воспитания, всего уклада общественной жизни. Неразумные потребности - такая группа потребностей, которые создают тупиковые ситуации в функционировании человеческого организма, в развитии личности, наносят ущерб интересам общества, а в случае их омассовления приводят к деградации человеческого общества и дегуманизации всех общественных отношений. Диапазон неразумных потребностей чрезвычайно широк: от курения до наркотиков. Это чрезмерная потребность в алкоголе, в наркотиках, гомосексуализм и лесбиянство, некоторые пластические операции. Эти пороки современного общества существуют не столько от недостатка материальных благ, сколько от пресыщения материальными благами и бездуховности человека, отсутствие у людей идеалов, за которые надо бороться. Наконец, последняя из групп ценностно-ориентированных потребностей - истинные и ложные потребности. Хотя определение названной группы потребностей трудно отнести к абсолютно верным, оно, тем не менее, играют определенную роль в ориентации индивида в сложных хитросплетениях вкусов, потребностей, настроений. В практической жизни нет устойчивой субординации в иерархии потребностей. В зависимости от условий и жизненных обстоятельств на первое место выходит то биологическая, то материальная, то духовная потребность. Широкое распространение в зарубежной психологии получила теория иерархии потребностей А. Маслоу. Он выделяет пять уровней потребностей человека: 1.Основные (базисные или первичные) физиологические потребности. 2. Потребность в безопасности. 3. Потребность в любви и социальной активности. 4. Потребность в уважении и самоуважении. 5.Потребность в самореализации.
40. ПЕРВИЧНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ являются по своей природе физиологическими и, как правило, врожденными. Примерами могут служить потребности в пище, воде, Потребности дышать, спать и сексуальные потребности. ВТОРИЧНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ по природе своей психологические. Например, потребности в успехе, уважении, привязанности, власти и потребность в принадлежности кому или чему-либо. Первичные потребности заложены генетически, а вторичные обычно осознаются с опытом. 38.КЛАССИФИКАЦИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И РОССИЙСКОЙ ПСОХОЛОГИИ В отечественной психологии чаще всего потребности делят на материальные (потребность в пище, одежде, жилище), духовные (потребность в познании окружающей среды и себя, потребность в творчестве, в эстетических наслаждениях и т. п.) и социальные (потребность в общении, в труде, в общественной деятельности, в признании другими людьми и т. д.). Материальные потребности называют первичными, они лежат в основе жизнедеятельности человека. Эти потребности сформировались в процессе филогенетического общественно-исторического развития человека и составляют его родовые свойства. Вся история борьбы людей с природой была, прежде всего, борьбой за удовлетворение материальных потребностей. Духовные и социальные потребности отражают общественную природу челове-ка, его социализацию. Надо, однако, заметить, что и материальные потребности тоже являются продуктом социализации человека. Даже потребность в пище у человека имеет социализированный вид: ведь человек употребляет пищу не сырой, как животные, а в результате сложного процесса ее приготовления. 35. КЛАССИФИКАЦИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ ПОУ.МАК-ДАУГОЛЛУ, Г. Мюррей (Н. Murrey, 1938) выделяет следующие психогенные потребности: в агрессии, аффилиации, доминировании, достижении, защите, игре, избегании вреда, избегании неудач, избегании обвинений, независимости, неприятии, осмыслении, познании, помощи, покровительстве, понимании, порядке, привлечении внимания к себе, признании, приобретении, противодействии, разъяснении (обучении), сексе, созидании, сохранении (бережливости), уважении, унижении. 37.КЛАССИФИКАЦИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ ПО К.ХОРНИ, Э.ФРОМУ Э. Фромм (1998) считает, что у человека имеются следующие социальные потребности: 1. в человеческих связях (отнесение себя к группе, чувство «мы», избегание одиночества); 2. в самоутверждении (необходимость удостовериться в собственной значимости, для того чтобы избежать чувства неполноценности, ущемленности); 3. в привязанности (теплые чувства к живому существу и необходимость в ответных -- иначе апатия и отвращение к жизни); 4. в самосознании (сознание себя неповторимой индивидуальностью); 5. в системе ориентации и объекте поклонения (причастность к культуре и идеологии, пристрастное отношение к идеальным предметам). три фактора, определяющие ход индивидуализации. Ими являются конкретизация, ментализация и социализация. Конкретизация способов удовлетворения потребностей основывается на том, что каждая потребность удовлетворяется определенным способом и что число этих способов ограниченно, так как готовность пользоваться неэффективными или вредными способами угасает, тогда как использование других способов закрепляется. В этом заключается процесс формирования индивидуальных черт поведения человека. Он ведет к закреплению в ходе повседневной практики одного или нескольких способов действия, с помощью которых индивид в состоянии удовлетворить определенную потребность. Ментализация (Бейли, 1958; Клапаред, 1930) основывается на отражении в сознании содержания потребности или нескольких ее аспектов. Она делает возможным сознательное участие человека в конкретизации способов удовлетворения потребностей и может существенно влиять на ход деятельности, удовлетворяющей потребность. Например, осознание того, что мой способ поведения в. данной ситуации есть результат удовлетворения определенной потребности, может вызвать творческие поиски других, более отвечающих моему ideal-self способов действия, и побудить рассмотреть вопрос о правильном подборе мотивов (см. гл. I и II данной работы). Социализация способов удовлетворения потребностей основывается на подчинении их определенным ценностям культуры, в рамках которой течет наша жизнь (см. Мак-Киннон, 1948, стр. 124). 17 Осуждение одних средств действия и одобрение других в зависимости от нравственных образцов вызывает характерную для данной культуры относительную унификацию способов удовлетворения потребностей. 48. В качестве основных функций мотивов выделяют следующие: побуждающую функцию, которая характеризует энергетику мотива, иными словами, мотив вызывает и обусловливает активность человека, его поведение и деятельность; направляющую функцию, которая отражает направленность энергии мотива на определенный объект, т. е. выбор и осуществление определенной линии поведения, поскольку личность всегда стремится к достижению конкретных целей. Направляющая функция тесно связана с устойчивостью мотива; регулирующую функцию, суть которой состоит в том, что мотив предопределяет характер поведения и деятельности, от чего, в свою очередь, зависит реализация в поведении и деятельности человека либо узколичных (эгоистических), либо общественно значимых (альтруистических) потребностей. Реализация этой функции всегда связана с иерархией мотивов. Регуляция состоит в том, какие мотивы оказываются наиболее значимыми и, следовательно, в наибольшей мере обусловливают поведение личности. Наряду с указанными выделяют стимулирующую, управляющую, организующую (Е. П. Ильин), структурирующую (О. К. Тихомиров), смыслообразующую (А. Н. Лентьев), контролирующую (А. В. Запорожец) и защитную (К. Обуховский) функции мотива.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 3184; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |