Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дайте сравнительную характеристику двух типов экологического сознания: антропоцентризма и экоцентризма




Объективные реалии свидетельствуют о том, что в настоя­щее время практически во всех сферах экономической и куль­турной деятельности человека в его сознании прочно утверди­лось представление о «человеческой исключительности» и освобожденности его от подчинения экологическим закономер­ностям. Поведение людей по отношению к окружающей среде, основанное на парадигме «человеческой исключительности», по мнению многих исследователей, и есть одна из главных при­чин экологического кризиса на нашей планете.

«Проблема состоит не столько в нашем воздействии на ок­ружающую среду, — подчеркивает А. Гор (1993), — сколько в наших взаимоотношениях с нею... действительное решение бу­дет найдено в переосмысливании и, в конечном счете, — «ис­целении» взаимоотношений между цивилизацией и Землей... ключевые изменения будут связаны с выработкой нового мыш­ления относительно этих взаимоотношений».

Широко распространенный тип экологического сознания, базирующийся на представлениях о «человеческой исключи­тельности», получил название антропоцентрического. Основ­ные особенности антропоцентризма следующие (Дерябо, Ясвин, 1996):

1. Высшую ценность представляет человек. Лишь он са­моценен, все остальное в природе ценно лишь постольку, по­скольку оно может быть полезно человеку. Природа объявля­ется собственностью человечества.

2. Иерархическая картина мира. На вершине пирамиды стоит человек, несколько ниже — вещи, созданные человеком и для человека, еще ниже располагаются различные объекты природы.

3. Целью взаимодействия с природой является удовле­творение тех или иных прагматических потребностей, т. е. получение определенного «полезного продукта». Сущность его выражается словом «использование».

4. Характер взаимодействия с природой определяется своего рода „прагматическим императивом, правильно и разрешено то, что полезно человеку и человечеству.

5 Этические нормы и правила действуют только в мире людей и не распространяются на взаимодействие с миром природы.

6. Дальнейшее развитие природы мыслится как процесс, который должен быть подчинен процессу развития челове­ка.

Было бы ошибочным полагать, что история развития об­щественного экологического сознания — это история безраз­дельного господства антропоцентризма, когда человек проти­вопоставляет себя природе и взаимоотношения с ней строит только на основе абсолютного прагматизма.

 

Вся сложная и противоречивая история развития мировоззренческих представлений о взаимодействии природы и общест­ва (консервационизм, русский космизм, учение о ноосфере, уни­версальная этика и биоцентризм) свидетельствует о движении человечества к новому типу экологического сознания — экоцентризму, к пониманию необходимости коэволюции челове­ка и биосферы.

Экоцентризм характеризуется следующими основными осо­бенностями (Дерябо. Ясвин, 1966):

1. Высшую ценность представляет гармоническое разви­тие человека и природы. Человек — не собственник природы, а один из членов природного сообщества.

2. Отказ от иерархической картины мира.

3. Целью взаимодействия с природой является максимальное удовлетворение как потребностей человека, так и по­требностей всего природного сообщества.

4. Характер взаимодействия с природой определяется сво­его рода «экологическим императивом": правильно и разре­шено только то, что не нарушает существующее в природе эко­логическое равновесие.

5. Этические нормы и правила равным образом распро­страняются как на взаимодействие между людьми, так и на взаимодействие с миром природы.

6. Развитие природы и человека мыслится как процесс коэволюции, взаимовыгодного единства.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1065; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.