Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

На юг от Москвы важнейшими железнодорожными магистралями являются: Москва - Воронеж - Ростов-на-Дону - Армавир




Железнодорожный транспорт является основой транспортной системы РФ. Он занимает 2-е место в грузообороте всех видов транспорта (42,4%) и 1-е в пассажирообороте (41,9%). Протяженность железнодорожных путей в РФ составляет 7% мировых, а доля в мировом железнодорожном грузообороте равна 24%, пассажирообороте - 16%. По эксплуатационной длине путей Россия уступает только США, а по протяженности электрифицированных дорог, электровозному парку она занимает 1-е место в мире.

Вопрос 35. Общая характеристика транспортного комплекса России. Структура и назначение. Место различных видов транспорта России в грузо- и пассажирообороте. Создание единой транспортной системы (ЕТС). Понятия: «грузонапряженность», «грузооборот», «коэффициент транспортной слагающей» (КТС), «транспортные коридоры».

Вопрос 31. Понятие «агропромышленный комплекс» (АПК) и его значение в ЕНХК. Состав АПК. Оценка уровня развития звеньев АПК в России. Проблема интенсификации отраслей комплекса. Выделить регионы высокого развития АПК в России

Вопрос 30 Состав лесопромышленного комплекса и факторы размещения отдельных производств комплекса по территории России. Крупнейшие районы лесозаготовок, центры деревопереработки и целлюлозно-бумажной промышленности. Место России по развитию комплекса среди стран мира. Крупнейшие корпорации.

Вопрос 27. Развитие и размещение цветной металлургии (медеплавильной, алюминиевой, свинцово-цинковой). Особенности и факторы размещения, оценка сырьевой базы, крупнейшие центры и районы размещения в России. Сравнение России с другими странами по развитию отрасли. Крупнейшие корпорации.

Вопрос 26. Характеристика основных металлургических баз России (обеспеченность сырьем, топливом, водой и др.). Крупнейшие центры. Страны экспортеры и импортеры железной руды и черных металлов. Крупнейшие корпорации.

В России имеются 3 действующие металлургические базы – Уральская, Центральная, Сибирская и формирующаяся – Дальневосточная.

Уральская металлургия (2/5 производства проката) частично пользуется собственной железной рудой, частично рудой КМА и Казахстана и полностью привозным технологическим и энергетическим топливом (кузнецкий и карагандинский уголь и западно-сибирский газ). Укрепление местной сырьевой базы происходит начатым освоением новых рудных месторождений. Подавляющую часть металла дают Магнитогорский, Ново - Тагильский, и другие комбинаты-гиганты, построенные в годы первых пятилеток (Урало-Кузнецкий комплекс).

В Центральном ФО добывается 45% общероссийской добычи железной руды (Новолипецкий, Новотульский заводы, передельные заводы), эта зона основана на главной в России (1/2 добычи) железорудной базе – Курской магнитной аномалии. В больших количествах используется металлический лом (скрап) Вследствие дефицита топлива и воды, распространения ценных земельных угодий (черноземы) сооружение и расширение комбинатов-гигантов здесь противопоказаны. Масштабы развития металлургического передела в Центральном районе значительно скромнее уральских (22% чугуна, 16% стали, 17% готового проката и 15% труб общероссийского производства).

Сибирская база чёрной металлургии - самая молодая база. Ее основу составляет Новокузнецкий металлургический комбинат и Западно-Сибирский завод – оба полного цикла, расположенные в Кузбассе.

Сырьевая база – железная руда Приангарья, Хакасии и Горной Шории (Кемеровская область), топливная – уголь Кузбасса и природный газ Томской области. Столько же металла приходится на долю Европейского Севера (Череповецкий комбинат), использующего собственные железную руду и коксующийся уголь. Комплексные технико-экономические расчёты показывают, что в Центральной Сибири может быть получен самый дешёвый металл. Между тем свыше 4/5 чёрной металлургии размещается в европейских районах, испытывающих дефицит топлива и воды. Поэтому загружать недоиспользуемые ныне металлургические предприятия надо прежде всего на Востоке и там же вводить в случае необходимости новые мощности, учитывая потерю металлургии Юга после распада СССР.

Сибирская база лучше всего обеспечена всем, что требуется отрасли. Здесь в избытке сырьё, и высококачественное топливо, и пресная вода, но большая удалённость от основных центров потребления металла, распложенных в европейской части страны, сдерживает развитие этой базы.

Дальневосточная база находится в стадии формирования. Дальний Восток, приближающийся к волне новой индустриализации, станет в обозримом будущем территорией новых наиболее масштабных металлургических проектов.

Цветная металлургия — комплексная, базовая отрасль про­мышленности, поставщик качественных конструкционных ма­териалов, а также сырья для химической промышленности.

Сырьевые ресурсы цветной металлургии размещены на тер­ритории РФ более неравномерно, чем сырье для черной метал­лургии. В размещении предприятий черной и цветной металлургии существуют некоторые различия. Руды цветных металлов имеют более низкое содержание металла, поэтому цветная металлур­гия, особенно производство тяжелых металлов, ориентируется в основном на сырьевые базы. Для получения легких металлов требуется много электроэнергии и воды. В связи с этим предпри­ятия, выплавляющие их, как правило, сосредотачиваются вблизи крупных гидроэлектростанций.

Необходимо отметить, что в размещении цветной метал­лургии обычно не выделяют четко ограниченных ареалов раз­мещения (или металлургических баз). Это объясняется двумя причинами: во-первых, цветная металлургия имеет сложную отраслевую структуру; во-вторых, во многих подотраслях суще­ствует территориальный разрыв между добычей и обогащением сырья и выплавкой готового металла.

Вопрос 28 Значение и отраслевой состав машиностроительного комплекса. Классификации отраслей машиностроения. Факторы размещения различных отраслей машиностроения. Значение специализации и кооперирования. География тяжелого, среднего и общего машиностроения. Перспективы развития.

Машиностроение, создавая активную часть основных про­изводственных фондов — орудия труда, в значительной степени оказывает влияние на темпы и направления научно-технического прогресса в различных отраслях народного хозяйства, на рост производительности труда и другие экономические показатели, определяющие эффективность развития общественного произ­водства. В России машиностроение принадлежит к числу наиболее распространенных в территориальном отношении отраслей про­мышленности. Однако в одних районах оно имеет профилиру­ющее значение, а в других — его функции ограничены главным образом удовлетворением внутренних потребностей. Совпадение источников сырья с местами потребления го­товой продукции представляет собой оптимальный вариант размещения машиностроительных предприятий. В этом случае значительно сокращаются транспортные расходы по перевозке металла, машин и оборудования, возникают условия для уста­новления связей между машиностроением и черной металлур­гией. Машиностроительные заводы освобождаются от некото­рых операций, в большей мере свойственных металлургии, а металлургические заводы получают возможность использовать отдходы машиностроения и специализироваться в соответствии с его потребностями.

Лесопромышленный комплекс России, включающий лесозаготовительные предприятия, а также компании деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, в настоящее время не относится к числу ведущих отраслей российской индустрии. Его доля в структуре промышленного производства в 2001 г. составляла 4,4%, занимая по этому показателю лишь 7-е место. Вместе с тем, численность занятых в отрасли превышает 1 млн человек, что придает ей высокий уровень социальной значимости.Основными факторами размещения лесозаготовительной промышленности являются сырьевой (ориентация на лесные ресурсы) и транспортный (наличие лесовозных дорог и промежуточных складов для транспортировки древесины к транспортным магистралям). Лесозаготовка и транспортировка древесины имеют сезонный характер. Транспортировка осуществляется преимущественно по железным дорогам, но большое значение имеет и речной транспорт. 70% общего объема производства пиломатериалов сосредоточено в Северо-Западном, Сибирском и Уральском федеральных округах. Основные центры лесопиления - Архангельск, Нарьян-Мар, Котлас, Мезень, Пермь, Омск, Барнаул, Новосибирск, Красноярск, Игарка, Чита, Хабаровск и др. Крупнейшие лесопильные предприятия в Сибири - Лесосибирский и Новоенисейский лесодеревообрабатывающие комбинаты (ЛДК) в Красноярском крае, Усть-Илимский ЛДЗ и СП "Игирма-Тайрику" в Иркутской области. Половина производства фанеры в стране сосредоточена в Северо-Западном и Уральском федеральных округах. Основные центры производства фанеры - Братск (ОАО "Братсккомплексхолдинг"), Тюменский фанерный комбинат, Бийский фанерно-спичечный комбинат, Береговой лесоперерабатывающий комбинат. Центры производства древесно-волокнистых плит (ДВП) - Братск, Лесосибирский и Новоенисейский лесодеревообрабатывающие комбинаты, древесно-стружечных плит (ДСП) - Томский и Усть-Илимский лесопромышленные комплексы. Производство древесно-стружечных плит в России не вполне соответствует современным требованиям мебельной промышленности, так как выпускаются преимущественно плиты толщиной 16 мм. Иностранные производители конкурируют с российскими за счет поставки плит разной толщины, более широкой декоративной гаммы, большего разнообразия рисунков и текстуры. Плиты разной толщины позволяют производителям мебели претворять в жизнь более сложные дизайнерские решения.В мировом производстве и потреблении лесопродукции неуклонно растет доля пиломатериалов лиственных пород, в том числе древесно-стружечных и древесно-волокнистых плит. Особенно быстро увеличивается использование экологически чистых ДВП. В России же происходит сокращение внутреннего потребления ДВП и общего объема экспорта этого вида продукции (за счет уменьшения объемов экспорта в ближнее зарубежье). Стандартное домостроение размещается как в районах лесозаготовок, так и в районах потребления: преимущественно в Уральском и Северо-Западном, отчасти в Сибирском федеральных округах и Кировской и Нижегородской областях. Наиболее крупные домостроительные комбинаты работают в Новгородской (Гарфипский), Ленинградской (Дубровский), Архангельской (Котласский), Кировской (Вятско-Полянский) областях, Карелии (Петрозаводский), на Урале (Екатеринбургский и Пермский). Мебельная промышленность ориентирована преимущественно на потребителя, так как готовая продукция менее транспортабельна по сравнению с сырьем (пиломатериалами).Мебельная промышленность характеризуется высокой степенью концентрации производства и в основном сосредоточена в Европейской части страны. Наибольшее количество мебельных предприятий находится в Москве и Московской области (они дают более 27% выпуска мебели в стране), в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. На внутреннем российском рынке доминируют крупные предприятия, такие как ПМО "Шатура", "Москомплектмебель", АО "Электрогорскмебель" (эти три предприятия в настоящее время производят почти 25% всей мебели). Однако достаточно велико и количество малых предприятий, специализирующихся на сборке мебели из готовых деталей по индивидуальному заказу. Целлюлозу в России выпускает около трех десятков предприятий. Производство целлюлозы размещено только в 14 регионах, прежде всего в Архангельской, Иркутской, Ленинградской, Калининградской, Пермской областях, республиках Коми и Карелия. Целлюлоза не производится в Центральном и Дальневосточном федеральных округах. Крайне невелики мощности по производству целлюлозы в Южном и Уральском округах. До недавнего времени целлюлоза еще выпускалась на Сахалине, в Хабаровском крае, Астраханской области, но по экономическим причинам от этих производств пришлось отказаться.

Агропромышленный комплекс объединяет все отрасли хозяйства, принимающие участие в производстве сельскохозяйственной продукции и ее доведении до потребителя. Выделяются 3 звена (они же — стадии производства) в Агропромышленном комплексе России:

1) производство средств производства для сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности: сельскохозяйственные машины, трактора, удобрения и ядохимикаты, комбикорма так далее;

2) собственно сельское хозяйство;

3) транспортировка, заготовка, хранение, переработка и реализация сельскохозяйственной продукции, вплоть до торговли и общественного питания.

На долю первой сферы агропромышленного комплекса приходится почти 15% общего объема произведенной продукции, 13% производственных фондов и 22% численности работников. Сельское хозяйство дает 95-96% производимого в стране продовольствия, остальные 4-5% -- продукция морей, рек, озер, лесов. Кроме того, сельское хозяйство поставляет натуральное сырье -- шерсть, льноволокно, масло-семена различных культур, сахарную свеклу и др. Продукция сельского хозяйства не может быть воспроизведена в других сферах или заменена другими видами продукции. Вторая сфера агропромышленного комплекса производит почти 48% конечной продукции. В ней задействовано свыше 68% производственных фондов и 60% численности работников. В третьей сфере АПК сосредоточены пищевкусовая, мясная и молочная, рыбная, мукомольно-крупяная, комбикормовая промышленности. Они осуществляют и доставку готовой продукции к местам хранения и реализации. Уровень жизни населения страны зависит от состояния и темпов развития агропромышленного комплекса и особенно третьей сферы -- пищевой и перерабатывающей промышленности. На долю отраслей и предприятий третьей сферы агропромышленного комплекса приходится 38% от общего объема производства продукции, 19% всех производственных фондов и 18% численности работников.

Регионы развития АПК: Новгородская область Ленинградская область Калининградская область Республика Коми Мурманская область Республика Карелия Вологодская область Псковская область Архангельская область

Вопрос 32. Отраслевая структура сельского хозяйства. Влияние природных и социально-экономических условий на дифференциацию сельского хозяйства. Характеристика земельного фонда. Различия по ФО. Схема размещения сельскохозяйственного производства по Й. Тюнену.

Сельское хозяйство — важнейшее звено АПК и отличается от других отраслей экономики сезонным характером производства, использованием земли как предмета и средства труда, сильной зависимостью от природных условий. В его составе выделяют земледелие (растениеводство) и животноводство, тесно связанные между собой, кᴏᴛᴏᴩые дают ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙенно 56 и 44% сельскохозяйственной продукции. Важно знать, что большое разнообразие природно-ландшафтных зон, различная заселенность обусловили особенности использования сельскохозяйственных угодий: в степной и лесостепной зоне с плодородными сероземами и каштановыми почвами распаханность достигает 80% всех сельскохозяйственных угодий; в лесной зоне — значительно меньше; в предгорных районах обширные альпийские луга сочетаются с небольшими участками пахотных земель в долинах и по склонам гор. Животноводство — важная составная часть сельского хозяйства, кᴏᴛᴏᴩая дает менее половины валовой продукции отрасли. Несмотря на серьезное падение производства в годы экономического кризиса, и сегодня Россия входит в число ведущих государств мира по масштабам производства животноводческой продукции. Размещение животноводства складывается под влиянием двух основных факторов: ориентации на кормовую базу и тяготения к потребителю. В ходе развития процессов урбанизации и прогресса на транспорте быстро возрастает значение второго фактора в размещении животноводства. В пригородных зонах крупных городов и высокоурбанизированных районах развиваются молочное животноводство, свиноводство и птицеводство, т. е. усиливается азональность животноводства. При этом до сих пор ориентация на кормовую базу (зональный фактор) будет определяющей в размещении животноводства. Пищевая промышленность — завершающая сфера агропромышленного комплекса. К ней относится совокупность отраслей, производящих пищевкусовые, а также табачные изделия, парфюмерно-косметическую продукцию. Пищевая промышленность отличается повсеместностью размещения, хотя набор ее отраслей в каждом районе определяется структурой сельского хозяйства, а объем производства — численностью населения данной территории и условиями транспортировки готовой продукции. Размещение пищевой промышленности зависит от наличия сырья и потребителя. По степени их влияния можно выделить следующие группы отраслей.

Земля - один из компонентов окружающей среды, важнейший природный ресурс, на протяжении всей истории используемый людьми для удовлетворения разнообразных потребностей - ведения сельского хозяйства, размещения жилых и производственных объектов, получения доступа к другим природным объектам (недрам, лесам и т.д.).

По площади земель Россия выступает явным лидером, обладая самым обширным в мире земельным фондом в 1709,8 млн. га. Земли используются для разнообразных целей. Более половины всех земель приходится на лесные площади, которые составляют 1046,3 млн. га, или 62% земель РФ, и лишь 8,9%, или 190,3 млн. га используется под пашню. Такая разница объясняется главным образом природно-климатическими условиями страны, ее географическим положением. В силу этих же причин неравномерно осваиваются земли. Основная нагрузка приходится на земли европейской части России, где сконцентрировано промышленное производство, развивается сельское хозяйство и наиболее интенсивно расселяются люди. В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса все земли РФ делятся на семь категорий и включают:

1. земли сельскохозяйственного назначения;

2. земли поселений;

3. земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

4. земли особо охраняемых территорий и объектов;

5. земли лесного фонда;

6. земли водного фонда;

7. земли запаса.

Весь земельный фонд РФ разделен на 7 категорий:

I. Земли сельскохозяйственного назначения. Включают в себя:

- сельскохозяйственные угодья

- пашни

- сенокосы

- пастбища и многолетние насаждения

- земли, занятые лесополосами, внутрихозяйственными дорогами и с/х. зданиями

- дачные участки

II. Земли поселений. Это земли в пределах городской или поселковой черты. Для оценки очень сложны т.к. они неоднородны. Обеспечивают до 80% «земельных» платежей в бюджет.

III. Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, и т.д. Земли, расположенные за чертой поселений и отведенные предприятиям для хозяйственной деятельности. Введены в гражданский оборот.

IV. Земли особо охраняемых территорий. Земли, на которых установлен особый режим охраны. Курорты, санитарные зоны, зоны вдоль авто- и железных дорог. За пределами поселений.

V. Земли лесного фонда. Земли, покрытые лесной растительностью или предназначенные для её восстановления.

VI. Земли водного фонда

VII. Земли запаса. Находятся в государственной или муниципальной собственности. Могут вводиться в гражданский оборот только при смене категории.

Й. Тюнен выделял шесть поясов (ко­лец) размещения сельскохозяйственной деятельности, основываясь на условиях ве­дения хозяйства в своем имении в Мекленбурге (см. рис. 3.1). Возможно, при других условиях конкретная структура поясов будет другим, но принцип их чередования сохранится.

Нахождение расстояния, отделяю­щего зоны размещения тех или иных видов сельскохозяйственной деятельности от центра сбыта, осуществляется по простым формулам.

Введем обозначение. Пусть имеются две сельскохозяйственные культуры, доходности которых на единицу продукции составляют d1 и d2. Объемы их производства: V1 и V2. Транспортный тариф на одну тонну равен m. Тогда расстояние r-от центра, разграни­чивающее посевы двух культур, находится из уравнения безразличия (равенства разностей между доходом и транспортными затратами):

 

V1 d1 - r m V1 = V2 d2 - r m V2, откуда

r = V1 d1 - V2 d2 / m (V1 – V2)

 

вопрос 33. Характеристика основных регионов России по производству зерна и технических культур (валовой сбор, урожайность, сравнительная оценка трудовых затрат на производство продукции). Выделить ФО с высоким уровнем развития растениеводства.

Рейтинг ведущих ФО РФ по производству зерна в 2012 году:

1. Центральный ФО – 25,7%

2. Южный ФО – 25,3%

3. Приволжский ФО – 20,5%

Основными факторами, влияющими на производство зерна являются:

1. агроклиматические условия выращивания;

2. плодородие почв, использование удобрений;

3. обеспеченность агротехникой и топливом.

Стоимость зерна варьируется в зависимости от изменения спроса (высокий урожай в стране-импортере) или предложения (низкий урожай у одной из стран-экспортеров или введение эмбарго со стороны страны-экспортера), общей ситуации в мире (изменение мирового уровня инфляции или изменение процентных ставок в ведущих странах), степени воздействия СМИ на рынок (распространение спекулятивных слухов).

Вопрос 34 География отраслей животноводства в России. Проблемы создания кормовой базы. Характеристика специализированных районов животноводства (скотоводства) по Федеральным округам и субъектам РФ.

Мясомолочное жив-во в Ставропольском крае, Ростовская область, Саратовская, Вологодская области, оренбурская область и др.

Молочное и молочно-мясное жив-во развито во многих районах страны.

Молочно-мясное жив-во. Краснодарский край часть областей Урала Поволжья, Западная Сибирь.

Свиноводство – Северо-Кавказкий, Уральский, Центральный, Поволжчкий и др районы.

Овцеводство. Северный-Кавказ, Восточно-Сибирский, Западно-Сибирский и Уральский.

Птицеводство обеспечивает пр-во яиц. Центральный, Уральский и др районы. Т.же развито Коневодство, Верблюдоводство, яководство, оленеводство.

Транспорт — особая сфера материального производства и самостоятельная отрасль экономики. Он осуществляет обмен продукцией между предприятиями, районами и странами, способствует освоению новых территорий и развитию специализации, перемещает грузы и пассажиров, являясь основой территориального разделения труда. По назначению транспорт подразделяется на транспорт общего пользования (обслуживающий сферу обращения и население), транспорт необщего пользования (внутрипроизводственное перемещение сырья, полуфабрикатов, готовых изделий), а также транспорт личного пользования (легковые автомобили, велосипеды, яхты и т. д.). По характеру выполняемой работы транспорт делится на пассажирский и грузовой. Виды транспорта отличаются друг от друга использованием разных естественных или искусственных путей сообщения. Основные виды транспорта группируются по геосферам: наземный (автомобильный, железнодорожный и др.), водный (морской, речной, озерный), воздушный. Особую группу образуют непрерывные виды транспорта (трубопроводный, электропроводный). Железнодорожный транспорт является основным видом транспорта в России, хотя по общему грузообороту он и уступает трубопроводному, но зато универсален: с его помощью можно перевозить любые грузы и пассажиров. Автомобильный транспорт имеет большое значение в перевозках срочных грузов и пассажиров на короткие и средние расстояния, что обусловлено его скоростью, маневренностью и способностью осуществлять перевозки “от двери до двери” без промежуточных погрузочно-разгрузочных операций. Вместе с тем автотранспорт отличается значительной фондо-, капиталоемкостью, большим потреблением энергоресурсов и довольно высокой себестоимостью перевозок. Внутренний речной транспорт. Россия обладает разветвленной речной сетью, но значение речного транспорта в последние годы стало уменьшаться. Это связано с большой конкуренцией со стороны, в первую очередь железнодорожного транспорта. Но речной транспорт сохраняет свои позиции там, где направления судоходных путей совпадают с направлением основных транспортно-экономических связей (европейская часть России) и в тех районах, где другие виды транспорта отсутствуют (Север европейской и азиатской частей России). Общая протяженность речных судоходных путей составляет 102 тыс. км. Главные недостатки речного транспорта — сезонный характер ввиду замерзания рек в зимний период, ограниченность его использования, обусловленная конфигурацией речной сети, низкая скорость движения, а также меридианальное направление течения рек, в то время как основные грузопотоки имеют широтное направление. Морской транспорт стоит на пятом месте по грузообороту после трубопроводного, железнодорожного, автомобильного и внутреннего водного транспорта. Преобладают заграничные перевозки грузов. Морской транспорт занимается и внутренними, или каботажными перевозками. Но они большого значения не имеют. Каботажные перевозки делят на большой и малый каботаж. Большой каботаж — перевозка грузов и пассажиров между портами разных морей. Малый каботаж — перевозки между портами одного и того же моря. В России преобладает малый каботаж. Современная Россия занимает девятое место в мире по тоннажу торгового флота (11,6 млн. дедвейта).

Транспортная система России — совокупность транспортных средств, инфраструктуры и управления, функционирующих на территории Российской Федерации.

Грузонапряженность — показатель интенсивности использования путей сообщения, измеряется грузооборотом, приходящимся на 1 км пути, за определенный период времени (обычно год или сутки). Грузооборо́т — экономический показатель работы транспорта (показатель объёма перевозок грузов), равный произведению массы перевозимого за определённое время груза на расстояние перевозки.Грузооборот измеряется в тонно-километрах. Отношение суммарных транспортных издержек к полной стоимости продукции называют коэффициентом транспортной слагающей. Транспортный коридор – это часть национальной или международной транспортной системы, которая обеспечивает значительные международные грузовые и пассажирские перевозки между отдельными географическими районами, включает в себя подвижной состав и стационарные устройства всех видов транспорта, работающих по данным направлениям.

Вопрос 36 Развитие и размещение железнодорожного транспорта России. Основные магистрали и грузопотоки. Удельный вес в грузообороте (сравнить со странами мира). Анализ транспортного баланса регионов по ввозу и вывозу. Привести конкретные примеры.

Железнодорожная сеть России разделена на значительные протяженности и вместе с тем взаимосвязанные участки - 19 железных дорог, которые, в свою очередь, состоят из отделений. Размещение железнодорожного транспорта неравномерно. Густой и разветвленной железнодорожной сетью обладает Европейская часть страны.

Москва - самый крупный железнодорожный узел страны. В европейской части России от Москвы расходятся мощные железнодорожные магистрали с высокой технической оснащенностью, которые составляют "основной транспортный скелет". К северу от Москвы такими магистралями являются: Москва - Вологда - Архангельск; Москва - С. Петербург - Мурманск; Москва - Архангельск с ответвлением от Коноша до Воркуты - Лабытнангии, а также Коноша - Котнос - Воркута.

К востоку от Москвы пролегают магистрали: Москва - Ярославль - Киров - Пермь - Екатеринбург; Москва - Самара - Уфа - Челябинск; Москва - Саратов - Соль - Илецк.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 578; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.066 сек.