Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория спроса и предложения. Закон спроса. Кривые спроса. Неценовые факторы спроса. Индивидуальный и рыночный спрос




Свойства экономических благ: полезность, ценность, взаимозаменяемость, взаимодополняемость. Потребительские предпочтения. Количественная и порядковая теории полезности. Общая и предельная полезность.

Экономические блага - это факторы производства, ре­сур­сы. Ре­сур­сы мо­гут быть да­ра­ми при­ро­ды, но, ча­ще все­го, они - про­дукт тру­да. В про­стом ви­де ре­сур­сы вы­сту­па­ют в ви­де по­ле­зных ис­ко­па­емых, фло­ры, фа­уны, во­ды и дру­гих. К ре­сур­сам от­но­сят и са­мих лю­дей, ког­да рас­сма­три­ва­ют фак­то­ры эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия. Та­ко­вы­ми счи­та­ют и фи­нан­со­вые средс­тва. Эко­но­ми­че­ская де­яте­ль­ность обыч­но пред­по­ла­га­ет со­зда­ние опре­де­лен­ных за­па­сов для обес­пе­че­ния нор­ма­ль­но­го хо­да про­из­водс­тва.

ПОЛЕЗНОСТИ. Сло­во «по­ле­знос­ти» - омо­ним. Су­ще­ству­ют две основ­ные трак­тов­ки смыс­ла дан­но­го сло­ва: объ­ек­тив­ная и субъ­ек­тивная.

Объ­ек­тив­ная кон­цеп­ция ото­ждес­твля­ет бла­га и по­ле­знос­ти: не мо­жет быть бла­га вне по­ле­знос­ти. Эта концепция высказана «первым экономистом общества» - Ксенофонтом. У каж­до­го бла­га име­ет­ся мно­го по­ле­знос­тей. От­кры­тие спе­ци­фи­че­ских по­ле­знос­тей благ есть ре­зу­ль­тат ис­то­ри­че­ско­го раз­ви­тия об­щес­тва. Бла­го есть полезность, и оста­ет­ся не­из­мен­ным в про­цес­се по­треб­ле­ния. На­при­мер, уголь пред­став­ля­ет топ­ли­во опре­де­лен­но­го ка­че­ства, ко­то­рое со­хра­ня­ет­ся не­из­мен­ным во всех сво­их час­тях. Его ка­че­ство из­ме­ря­ют теплоспособностью, ка­ло­рий­но­стью. Пред­по­ла­га­ет­ся, что уголь мо­жет быть ис­по­ль­зо­ван для раз­лич­ных це­лей: не то­ль­ко как топ­ли­во, но и как сы­рье для хи­ми­че­ской про­мыш­лен­но­сти. Его мож­но ис­по­ль­зо­вать и во вред ка­ким-то по­треб­но­стям, ес­ли его бро­сить, ска­жем, в пищу.

Субъ­ек­тив­ная кон­цеп­ция смыс­ла сло­ва рас­сма­три­ва­ет бла­го как объективное потенциальное яв­ле­ние, а по­ле­зность - субъ­ек­ти­вное, с точ­ки зре­ния его по­треб­ле­ния, как удо­во­льс­твие. В та­ком слу­чае бла­го са­мо по се­бе непо­ле­зно. По­ле­зность бла­га про­яв­ля­ет­ся в по­треб­ле­нии - в удо­влет­во­ре­нии, удо­во­льс­твии, вы­зван­ном по­треб­ле­ни­ем бла­га. По­ле­зность од­ного и того же бла­га в про­цес­се по­треб­ле­ния уме­нь­ша­ется по ме­ре на­сы­ще­ния че­ло­ве­ка. По­ле­зность бла­га за­ви­сит от сте­пе­ни удо­влет­во­ре­ния по­треб­но­сти че­ло­ве­ка: сы­то­му че­ло­ве­ку бес­по­ле­зен лю­бой де­ли­ка­тес. По­ле­зность од­ного и того же количества бла­га уме­нь­ша­ет­ся в про­цес­се по­треб­ле­ния. Она па­да­ет и мо­жет при­нять да­же от­ри­ца­те­ль­ное зна­че­ние: лиш­нее ле­карс­тво час­то ока­зы­ва­ет­ся не средс­твом ле­че­ния, а ядом, ко­то­рый мо­жет убить че­ло­ве­ка. «... По­ле­зность не мо­жет быть ни об­на­ру­же­на, ни из­ме­ре­на...». Лауреат Нобелевской премии Р. Коуз считал ее вымышленной сущностью, играющей ту же роль, что когда-то эфир в физике.

Удовлетворения ® Удовольствия ® Наслаждения ® Страсти

Полезность - удовлетворение, удовольствие и т.п., получаемое субъектом от потребления благ. Такая трактовка полезности ограничивает ее только продуктами питания.

Ран­жи­ро­ван­ная по­ле­зность по­ка­зы­ва­ет субъ­ек­ти­вное мне­ние об от­но­си­те­ль­ной по­ле­знос­ти од­но­го бла­га по срав­не­нию с дру­гим. Ко­ли­че­ствен­ная по­ле­зность благ из­ме­ря­ет­ся тем или иным об­ра­зом не­по­средс­твен­но, например, теп­ло­твор­ная спо­соб­ность раз­ных ис­точ­ни­ков топ­ли­ва. Раз­ли­ча­ют об­щую (со­во­куп­ную) по­ле­зность опре­де­лен­но­го ко­ли­че­ства бла­га, ко­то­рая рас­тет, и еди­нич­ную по­ле­зность до­лей бла­га, ко­то­рая па­да­ет в про­цес­се по­треб­ления.

Ценность — в экономике — используется как синоним понятию «потребительная стоимость», т.е. значимость, полезность предмета для потребителя.

Свойство товаров или услуг удовлетворять потребности лишь в комплексе друг с другом называется взаимодополняемостью благ. Взаимодополняемыми (комплементарными) могут быть не только потребительские блага, но и производственные ресурсы: капитал и труд, сталь и прокатный стан, компьютер и программное обеспечение.

Взаимодополняемость может быть абсолютной (жесткой), когда одному благу соответствует определенное количество другого блага (лыжи и крепления к ним) и относительной (чай и сахар, автомобиль и бензин).

Снижение цен на один из взаимодополняемых товаров ведет к росту спроса и соответственно цен на другой, и наоборот. Таким образом, если 2 продукта взаимодополняемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь.

Свойство благ удовлетворять потребности за счет друг друга называется взаимозаменяемостью благ. Взаимозаменяемыми (товарами-субститутами) могут быть не только потребительские блага, но и производственные ресурсы: уголь, газ и нефть; металл и пластмассы.

Взаимозаменяемость может быть абсолютной (совершенной), когда одно благо может полностью заменить другое, а может быть относительной (чай и кофе, маргарин и масло).

Рост цен на один из взаимозаменяемых товаров ведет к росту спроса и соответственно цен на другой, и наоборот.

Таким образом, если 2 продукта взаимозаменяемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь.

Потребительское предпочтение - способ, которым потребители, делающие покупки на свободном рынке, распределяют свои совокупные расходы на покупку товаров/услуг.

 

Существуют две версии теории потребительского поведения:

− количественная, или кардиналистическая (от математического понятия – кардинальное (количественное) число: один, два, три и т.д.);

− порядковая, или ординалистичская (от математического понятия – ординальное (порядковое) число – первый, второй, третий и т. д.).

Обе эти теории, анализируя поведение потребителя, делают ряд допущений:

– множественность видов потребления. Каждый потребитель желает потреблять множество разнообразных товаров;

– ненасыщенность. Потребитель стремится иметь большее количество любых товаров и услуг и не пресыщен ими;

– транзитивность – постоянство и согласованность вкусов потребителя. Если человек предпочитает товар А (йогурт) товару В (кефир), а товар В (кефир) товару С (молоко), то он должен предпочитать товар А (йогурт) товару С (молоко);

– взаимозаменяемость. Потребитель согласен отказаться от небольшого количества одного товара, если ему предложат взамен большее количество товара-заменителя;

– убывание предельной полезности по мере увеличения количества потребляемого товара.

Количественная (кардиналистическая) теория потребительского поведения исходит из того, что полезность измерима. Для теоретических измерений полезности была введена даже единица полезности – "утиль" (от англ. utility – полезность). Согласно этой теории рациональный потребитель максимизирует совокупную полезность в том случае, если отношения предельной полезности товара к цене товара для всех товаров, приобретаемых потребителем, равны. В этом случае потребитель достигает состояния равновесия. Потребительское равновесие – это ситуация, при которой потребитель не может увеличить совокупную полезность, получаемую при данном бюджетном ограничении, увеличивая или уменьшая покупку одного или другого товара.

Алгебраически правило максимизации полезности, или условие потребительского равновесия, может быть выражено следующим образом:

 

где MU – предельная полезность благ a, b, c;

Р – цена благ a, b, c.

Возможность количественного измерения полезности, оценка которой носит субъективный характер, подвергалась многочисленной критике. В противовес кардиналистической теории многие экономисты выдвинули порядковую (ординалистическую) теорию потребительского поведения, согласно которой субъективная полезность измеряется с помощью относительной шкалы, показывающей предпочтительность того или иного набора товаров для потребителя.

Допустим, что потребитель ежемесячно потребляет определенное количество товара Х (одежда) и товара У (продукты питания). Удовлетворить свои потребности потребитель может за счет разных наборов, состоящих из разного количества товара Х и У (табл. 7.2).

 

Таблица 7.2

Набор товаров Товар Х, ед. Товар У, ед.
A    
B    
C    
D    

Обозначив на вертикальной оси товар У, а на горизонтальной оси – товар Х и найдя координаты приведенных выше различных наборов двух товаров, можем построить кривую, которая называется кривой безразличия.

Кривая безразличия (U) представляет собой совокупность потребительских наборов, каждый из которых имеет одинаковую полезность для потребителя.

 

Рис. 7.3. Кривая безразличия

Любая точка накривой безразличия (А, В, С, D) характеризует набор товаров Х и У, имеющих одинаковое потребительское значение (приносящих одинаковую совокупную полезность) для потребителя, и потому потребителю безразлично, какой набор приобрести, т.е. ни один из наборов не имеет предпочтения.

Согласно порядковой теории потребительского поведения рациональный потребитель (покупатель) при имеющемся у него бюджетном ограничении будет максимизировать совокупную полезность, распределяя свой доход так, чтобы отношения предельных полезностей потребляемых им товаров в расчете на цену этих товаров были равны.

В основе порядковой теории потребительского поведения лежит анализ кривых безразличия (совокупность потребительских наборов, каждый из которых имеет одинаковую полезность для потребителя) и бюджетных линий (линий, графически отображающих набор товаров, приобретение которых требует одинаковых затрат). Согласно порядковой теории потребитель находится в равновесии, приобретая набор товаров, соответствующий координатам точки касания бюджетной линией наивысшей из всех доступных ему кривых безразличия. Равновесное положение потребителя – это состояние, при котором он максимизирует совокупную полезность, исходя из своего бюджетного ограничения.

Полезность выражает меру удовлетворения, которое получает субъект от потребления блага или выполнения какого-либо действия.

Полезность - понятие сугубо индивидуальное: полезное для одного субъекта может быть бесполезно для другого. Полезность зависит от потребительских свойств благ и от самого процесса потребления, от того, кто и как удовлетворяет свои потребности. Сама полезность меняется с увеличением или уменьшением конкретного блага. В первом случае она убывает, во втором - увеличивается.

Полезность имеет свойство порядковой измеримости, когда альтернативы могут быть ранжированы, но не имеет свойства количественной измеримости.

Различают общую (совокупную) и предельную полезность.

Общая (совокупная) полезность - это удовлетворение, которое получают потребители от потребления конкретного набора благ.

Предельная полезность- это приращение степени удовлетворения (полезности) при потреблении или использовании дополнительной единицы блага за определенный период времени. Предельной полезностью называют полезность, равную приращению, увеличению общей полезности вследствие покупки дополнительной единицы данного блага.

Между общей и предельной полезностью существуют зависимости. Общая полезность равна сумме всех предельных полезностей, добавленных с самого начала. Общая полезность увеличивается с ростом потребления, но уменьшающимся темпом, означающим убывание предельной полезности по мере насыщения потребности в данном благе.

Например, если индивид, съев две порции мороженого, ест третью, то общая полезность увеличится, а если он съест и четвертую, то она будет продолжать расти. Однако предельная (приростная) полезность четвертой порции мороженого не будет столь же велика, как предельная полезность от потребления третьей порции.

Этот пример можно проиллюстрировать на графиках общей и предельной полезности (рис. 20.1, 20.2).

Заштрихованные прямоугольники показывают дополнительную полезность, полученную при потреблении каждой последующей единицы блага. На рис. 20.1 видно, что темп роста общей полезности убывает, ибо величина предельной полезности понижается. Главная функция предельной полезности (рис. 20.2) будет задавать наклон главной кривой общей полезности (рис. 20.1).

Впервые понятие "полезность" ввел в науку швейцарский математик Даниэль Бернулли (1700-1782). Понятие полезности в контексте социальных наук первым употребил Иеремия Бентам (1748-1832).

Рис. 20.1. Общая полезность

 

Рис. 20.2. Предельная полезность

В развитие теории полезности значительный вклад внес неоклассик Уильям Стенли Джевонс (1835-1882). Многие утилитаристы XIX в. полагали, что полезность представляет собой психическое явление, которое может быть измерено количественно так же, как, например, расстояние или температура. Таковы вкратце метаморфозы в теории полезности.

Спрос, предложение, количество товара и его цена на рынке взаимосвязаны. При прочих равных условиях чем цена на товар ниже, тем больше на него спрос и тем меньше предложение. Обычно устанавливается равновесие между предложением, спросом и ценой. Закон окончательно сформулировал в 1890 году Альфред Маршалл.

 

Спрос в условиях рынка имеет важное значение. Интуитивное представление о спросе имеют все: это потребность в определенных благах. В экономической теории обычно рассматривают платежеспособный спрос.

Спрос - желание и способность людей приобретать товары на рынке при некоторых ценах. Нетрудно заметить, что между ценой и количеством покупок существует обратная или отрицательная зависимость, т.е. чем ниже цена товара, тем большее его количество может быть куплено при прочих равных условиях. Эта зависимость, впервые математически сформулированная А. Курно, получила название закона спроса - при прочих равных условиях, повышение цены вызывает понижение величины спроса; понижение цены — повышение величины спроса, то есть отражает обратную зависимость между ценой и количеством товара.. Графическое изображение кривой спроса есть кривая спроса D (от английского demand -спрос).

Кривая спроса D

 

Р – цена за единицу

Q - количество

Кривая (график) спроса показывает величину спроса при каждом значении цены. Обратите внимание на то, что цена выступает как независимая переменная (эгзогенный фактор), а спрос – как зависимая переменная (эндогенный фактор). Если мы будем рассматривать обратную зависимость - зависимость цены от спроса, то характер ее совершенно иной: если спрос растет, то растет и цена, если спрос падает, то падает цена, т.е. зависимость прямая.

Величина спроса - это то количество товара, которые потребители готовы купить на рынке при данных ценах при прочих равных условиях. Изменение величины спроса происходит под действием ценовых факторов при этом сам спрос не меняется.

Сдвиг кривой спроса вправо означает увеличение спроса, сдвиг кривой влево - уменьшение спроса. Изменение спроса происходит под действием неценовых факторов (cхема 16)

Cхема 16.

 

Таким образом, изменение спроса связано с изменением любой из переменных, подпадающих под допущение о "прочих равных условиях". Примером является реакция потребителей на определенные группы товаров.

Субституты (взаимозаменяемые) - это такие пары товаров, для которых рост цены одного из них вызывает рост спроса на другой товар (свинина и говядина, молоко и сливки и т.п.)

Комплементы (взаимодополняемые)- это такие пары товаров, для которых рост цены на один из них вызывает падение спроса на другой (автомобили и покрышки, магнитофоны и кассеты и т.п.).

Нормальные товары (высшей категории) - это товары, спрос на которые увеличивается по мере роста дохода.

Товары низшего качества (низшей категории) - это товары, спрос на которые уменьшается по мере роста дохода. Среди товаров низшего качества выделяют особую группу товаров Гиффена, спрос на которые резко увеличивается при сокращении дохода. Примером названных групп товаров могут служить торты (нормальный товар), обычная булка хлеба (товар низшего качества) и картофель (товар Гиффена).

Неценовые факторы, влияющие на спрос:

1. Уровень доходов в обществе;

2. Размеры рынка;

3. Мода, сезонность;

4. Наличие товаров-субститутов (заменителей);

5. Инфляционные ожидания.

Индивидуальный спрос – это спрос, предъявляемый конкурентным потребителям.

Рыночный спрос - это спрос, предъявляемый неопределённым числом потребителей.

Кривая индивидуального спроса показывает то количество продукта (товара), которое потребители хотят купить по соответствующей цене в данный момент.

Геометрическая форма кривой (отрицательный наклон) отражает обратную зависимость объема спроса (Q) и цены (P), а также снижающейся предельной полезности каждой дополнительной единицы покупаемого товара, что объясняет падение его цены (рис.6.1).

На индивидуальный спрос влияют: цена товара, уровень дохода потребителя, количество человек в семье потребителя, его социальный уровень, система ценностей, уровень задолженности.

Рис. 6.1. Кривая спроса

Движение по кривой спроса (D) показывает, как изменение цены (P) влияет на изменение объема спроса (Q). При этом положение кривой спроса D остается прежним, т.е. спрос на товар не изменился.

Механизм функционирования рынка обязывает анализировать ситуации, в которых действует множество потребителей и производителей.

Понятие спроса на определенный товар отражает поведение массового потребителя. Объем рыночного спроса на данный товар слагается из спроса множества субъектов, выступающих в качестве покупателей в определенный промежуток времени.

На рыночный спрос оказывают влияние: цена товара, доходы покупателей, число покупателей, предпочтения покупателей.

Кривая рыночного спроса показывает объем спроса всех потребителей при любой цене и представляет собой сумму кривых спроса всех рыночных субъектов (рис. 6.2).

Рис. 6.2. Индивидуальный (а) и рыночный спрос (б)

Она может быть построена из кривых индивидуального спроса (по горизонтали) на данный продукт путем сложения его количеств (Qd1+ Qd2+ Qd3), на которые каждый покупатель предъявляет спрос при каждой возможной цене на единицу продукта. Как и кривая индивидуального спроса, кроме рыночного спроса будет иметь отрицательный наклон.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 658; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.