Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Финансовое регулирование экономики




Экономическая политика

Стало быть, не только рынок, но и государство не являются идеальным макрорегулятором национального хозяйства.

Частные товаровладельцы не берутся за крупные изменения отраслевой структуры национального хозяйства, ибо это не дает им быстрой выгоды.

Рынок не в состоянии предотвратить или ликвидировать тот ущерб, который наносит обществу неконтролируемое поведение его участников. Только государство способно справиться с регулированием внешних эффектов. Это становится одной из его функций.

Свободный рынок воздействует на производство после того, как товары созданы, и ничего исправить уже нельзя. Учет полезных результатов ведется методом проб и ошибок.

В противовес этому государственный регулятор действует еще до начала производства товаров и услуг: государство, заранее прогнозирует и планирует конечные результаты.

Именно государство может осуществлять крупномасштабные структурные перемены. Оно располагает необходимыми для этих целей ресурсами и способно применить их за более короткий срок.

4. Субъекты рынка не стремятся вкладывать свои частные капиталы в такие области, которые не дают им достаточной прибыли. Это касается, скажем, школьного образования, фундаментальных наук. Только государство создает и поддерживает за счет своего бюджета нерыночный, некоммерческий сектор экономики.

Государственный сектор, действующий за счет бюджетных средств (собранных государством налогов), мало заботится о повышении эффективности производства.

Со временем обнаружились существенные недостатки модели хозяйственного регулирования, разработанной Дж. Кейн-сом. Например, оказался неоправданным расчет на инфляцию как на способ расширить совокупный спрос и обеспечить подъем производства. Дала отрицательные результаты чрезмерная централизация управления экономикой, подрывавшая частную предприимчивость. Так, в США в период увлечения кейнсианской теорией допускался большой произвол государственных чиновников по отношению к предпринимателям. До середины 70-х годов ежегодно издавалось до 7000 правил и указаний, ограничивающих деятельность частного бизнеса.

Финансы - совокупность всех денежных средств, которыми обладают домашние хозяйства, предприятия и государство.

На низшем уровне - на предприятиях и в домашних хозяйствах - образуются первичные финансы. Здесь собственники факторов производства применяют труд и его вещественные условия для получения первичных доходов, в том числе денежных средств. Эта исходная финансовая деятельность включает два момента: образование денежных средств (что происходит посредством начального распределения доходов) и расходование таких средств.

Первичные финансы служат базой вторичных финансов государства. Они образуются в результате последующего распределения (или перераспределения) доходов главным образом с помощью налогов.

С образованием государственного сектора макроэкономики и возрастанием роли ее централизованного регулирования у государства сосредоточились возрастающие суммы денег. Начиная с 60-70-х гг. в ведущих западных странах перераспределялось 50% и более всего объема национального дохода.

Государство осуществляет современное финансирование экономики по следующим основным направлениям:

а) денежными ресурсами обеспечиваются наиболее перспективные научные исследования, от которых зависит прогресс техники и технологии во всем национальном хозяйстве;

б) значительные денежные средства расходуются на воспроизводство квалифицированной рабочей силы (сферу образования, повышение уровня квалификации и изменение профессиональной структуры работников);

в) военные расходы (закупки товаров на военные цели, оплата военных заказов);

г) затраты на социальные цели;

д) улучшение воспроизводства капитала (кредиты и денежные пособия предпринимательскому капиталу в соответствии с национальными программами хозяйственного развития).

Главная финансовая задача на уровне макроэкономики состоит в том, чтобы денежные расходы государства приносили осязаемую пользу национальному хозяйству, вызывали рост общей экономической и социальной эффективности. Такая задача решается путем разработки фискальной политики.

Фискальная политика - совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных доходов и расходов. Она зависит от поставленных стратегических задач, таких, как антикризисное регулирование, обеспечение высокой занятости, борьба с инфляцией. Эта политика включает прямые и косвенные финансовые методы регулирования экономики.

К прямым относятся способы бюджетного регулирования. Средства государственного бюджета идут на: а) расширение воспроизводства;

б) непроизводительные расходы государства;

в) развитие инфраструктуры, научных исследований и т.п.;

г) проведение структурной политики; д) содержание военно-промышленного комплекса и т.п.

С помощью косвенных методов государство воздействует на финансовые возможности производителей товаров и на размеры потребительского спроса. Важную роль здесь играет система налогообложения. Изменяя ставки налогов на различные виды доходов, предоставляя налоговые льготы, снижая необлагаемый минимум доходов и т.п., государство стремится достичь возможно более устойчивых темпов экономического роста и избежать резких взлетов и падений производства.

В зависимости от характера использования прямых и косвенных финансовых методов различают два вида фискальной политики государства: а) дискреционную и б) недискреционную.

А. Дискреционная политика означает следующее. Государство сознательно регулирует свои расходы и налогообложение с целью улучшить экономическое положение страны. При этом учитываются следующие проверенные на практике количественные зависимости между финансовыми переменными величинами.

Первая зависимость: рост государственных расходов увеличивает совокупный спрос (потребление и инвестиции). Вследствие этого возрастает выпуск продукции и занятости трудоспособного населения.

Вторая зависимость показывает, что увеличение суммы налогов уменьшает личный доход домашних хозяйств. В этом случае сокращаются спрос и объем выпуска продукции и занятость рабочей силы. И наоборот: снижение налогов ведет к возрастанию покупательских расходов, выпуска продукции и занятости.

Б. Второй вид фискальной политики - недискреционная, или политика автоматических (встроенных) стабилизаторов. Автоматический стабилизатор - экономический механизм, который без содействия государства устраняет неблагоприятное положение на разных фазах делового цикла. Основными встроенными стабилизаторами являются налоговые поступления и социальные выплаты, осуществляемые государством.

Из сказанного видно, сколь большое место занимает налогообложение в финансовом регулировании макроэкономики. В связи с этим одним из главных направлений фискальной политики государства является совершенствование налогового законодательства и практики сбора налогов. При этом важно установить оптимальную налоговую ставку (размер налога на единицу обложения). Различаются следующие ставки налога:

твердые, которые устанавливаются на единицу объекта независимо от его стоимости (например, на автомашину);

пропорциональные, т.е. единый процент уплаты налогов независимо от размеров доходов;

прогрессивные, возрастающие с увеличением доходов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 549; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.